Ведущая украинская судья комментирует новые программы и поясняет правила
— Мы действительно увидели много нового в этом сезоне. Кто занимается постановками?
— Постановками занималась Ирина Ивановна, как и всегда. Ириша Блохина в этот подготовительный период отсутствовала, но сейчас она в Киеве и практически каждый день на тренировках вместе с Жаклин. Однако Ириша принимала активное участие в подборе музыки и характеров упражнений, пусть и дистанционно.
— Вы судья международной категории, один из лучших специалистов в своей области, как оцените новые упражнения лидеров (украинок, россяинок, белорусок) в этом сезоне?
— В начале сезона очень тяжело оценивать композиции, так как они еще достаточно «сырые», и не всегда удается рассмотреть их будущий потенциал. Из основных соперников наших гимнасток хотела бы отметить обруч Маргариты Мамун, мяч Яны Кудрявцевой и мяч Мелитины Станюты. Но, просмотрев и побывав уже на первых стартах сезона, хочу отметить явный рост спортсменок из Топ-30 мировой гимнастики. Если есть где-то 5-6 гимнасток, которые могут быть уверены в том, что они пройдут квалификацию на Олимпийские игры на чемпионате мира в Штуттгарте без проблем, то вслед за ними идет очень большая когорта гимнасток, кому олимпийская лицензия может даже и не достаться с первого раза. Именно эти спортсменки меня удивили своим прогрессом на последних соревнованиях, особенно хотела бы выделить Саломе Пхажаву из Грузии и Марию Матеву из Болгарии.
— Анну Ризатдинову многие ругали за устаревший предмет, дескать, много статики и мало зрелищности, особенно в булавах и мяче. Что скажете по этому поводу? Можно сказать, что в этом сезоне нет такой проблемы?
— Естественно, тренерский состав и гимнастки сами видят свои недоработки, и постоянно стараются над ними работать. В этом году я считаю, что ее мяч – один из сильнейших в мире по насыщенности работы предметом: все три риска очень сложные (два с тяжелыми ловлями без помощи рук, третий с большим количеством переворотов). Перекат по ногам в стойке на руках вообще является уникальным элементом. В булавах еще есть над чем работать, но нет предела совершенству. Анна – чемпионка мира в упражнении с обручем, поэтому говорить о простой работе предмета тут не приходится. К тому же в этом сезоне Ане усложнили ее коронный риск с ловлей в перекат – сейчас она обруч еще и выбрасывает (этот элемент впервые получился на соревнованиях в Барселоне), а также прибавился риск с ловлей предмета вне зрительного контроля.
«Коронка» Ани – это повороты. Таких поворотов, как она, не может сейчас повторить ни одна гимнастка в мире, поэтому оценку трудности ей набрать легче, чем ее соперницам без особых склонностей к многочисленным вращениям. Возможно, болельщики этого не понимают. Другие гимнастки вынуждены добавлять сложности в работе с предметом, ибо иначе они набрать оценку не могут. А Ризатдинова может. И над вращениями она работала не меньше, чем над работой с предметом.
— Ризатдинова, кажется, обладает стальными нервами, умеет собраться после потерь и по-спортивному бороться. Так ли это на самом деле?
-— Это вы лучше спросите у самой Анны. Но думаю, что стальные нервы – это следствие колоссальной работы в зале. Чем больше ты тренируешься, тем увереннее и стабильнее получаются все элементы. На последних соревнованиях у Ани не все получилось, несмотря на многочисленные медали, над этим еще предстоит работать.
— Мазур не так давно проходила в финалы и подавала надежды, а сейчас такая красивая, утонченная гимнастка пасет задних. В чём с ней дело и можно ли ждать прорыва?
— Мы ждем от Вики прорыва уже на предстоящих стартах – на Гран-при в Тье и Кубке мира в Лиссабоне. Главная ее проблема – совершенно глупые ошибки. Мазур все называют «Чемпионкой мира по тренировкам». В тренировочных залах ей нет равных, а выходит на площадку – и ошибается. Программы в этом сезоне у Вики ультра сложные, особенно с мячом. Надеемся, что она наконец-то сможет раскрыть свой величайший потенциал и выступать стабильно.
— Эля Романова - предмет восхищения многих, неплохо прошла чемпионат мира, обходит Мульмину и порой Мазур. Возможно, в недалеком будущем она станет вторым номером?
— Да, все возможно. На всех стартах будем смотреть, как выступают Эля и Вика для отбора на чемпионат Европы и на чемпионат мира. На Чемпионате Европы нужно будет выполнить 8 упражнений для командного первенства, на чемпионате мира – 10. Распределение видов между гимнастками будет большой головной болью для тренерского штаба. Эля достаточно уверенно прошла соревнования в Риге, за исключением потери в многоборье в мяче. Посмотрим на результаты соревнований в Лиссабоне.
— Что скажете о новых программах россиянок?
— Честно говоря, я не сильно внимательно пока их смотрела. О том, что мне понравилось по видео и вживую, я уже сказала.
— Есть ли сейчас в гимнастике та, которая на три головы выше остальных? В прошлом году вышла Кудрявцева, чисто выступила - всё, она первая "автоматом" независимо от соперниц. Это соответствует действительности?
— Я не могу ответить однозначно на ваш вопрос – на каждом конкретном старте ситуация отличается: соперники могут чуть больше ошибиться, другие чуть меньше, и тогда выигрывает тот, у которого ошибок было меньше всех. На всех крупных соревнованиях каждый судья оценивает только 2 вида из 4, объективно оценить вторые два упражнения без карточки достаточно сложно. Единственное, что могу сказать, что на чемпионате Европы в Баку очень хорошо выступала Станюта, а Кудрявцева, Мамун и Ризатдинова допустили ошибки.
— На мой субъективный взгляд кажется, что гимнастика меняет направление - от гибкостей в 2000-х мы переходим к в хорошем смысле массовости (риски, находки, динамика, даже музыкальное сопровождение с голосом. Эти правила подошли бы Кондаковой, Годунко, Скалдиной... Не теряет ли гимнастика классики (линий, амплитуды, отточенных носков-коленей)?
— Если бы это было так, тогда чемпионкой мира с обручем в 2013 году стала бы Алина Максименко. Работа с предметом в упражнении фактически оценивается только на 1,5 балла из 10 (5 элементов мастерства) и 3 риска, стоимость каждого варьируется от 0,50 до 1,00 (в среднем). Обычно в упражнении 2, максимум 3, танцевальные дорожки – это еще 0,90. Таким образом, работа телом все равно в оценке трудности занимает однозначно более 50%. Я даже несколько раз проводила подобный анализ среди лидеров, где оценка элементов трудности тела занимают от 55% до 70% от общей оценки.
Относительно классики, то чемпионкой мира является Яна Кудрявцева, яркий представитель именно «классической школы». Но хочу заметить, что сейчас судьи практически не обращают внимание на фигуру или линии гимнастки при оценивании трудности. Это влияет на оценку исполнения.
— Правда ли, что можно не слишком сложную находку расписать в карточке так (прикрутить разных критериев, повышающих стоимость), что она будет дорого стоить?
— Это касалось старых правил, где трудность была разделена на 2 сегмента : трудность тела и трудность предмета. Тогда в карточке оценивался буквально каждый шаг гимнастки. Сейчас «находки» стоят стандартно по 0,30 – уменьшить или увеличить эту стоимость нельзя. Бывает, что возникают проблемы при оценивании рисков: часто тренеры «приписывают» несуществующие критерии в карточке, чтобы добрать 10. Опытные судьи без проблем это видят и вычеркивают. Самый простой способ добраться до 10,0 – это записать много вращений. Например, гимнастка реально может выполнить 1 поворот в положении «аттитюд», а записывает, как будто будет выполнять 3 вращения. И сразу получается виртуальное прибавление к трудности: вместо 0,30 гимнастка заявляет 0,90. Но в процессе выполнения судьи это все равно вычеркивают. Мотивы тренеров в данной ситуации мне понятны: или они надеются на чудо, что гимнастка вдруг выполнит столько поворотов, или надеются, что судьи не заметят.
— Как понять зрителю без карточки, кто была сильнейшей, если основные действующие лица прошли без явных завалов?
— К сожалению, никак. Очень бы хотелось, чтобы увеличили сбавку за потерю предмета и за все видимые грубые ошибки. Гимнастка, которая упала с бревна, уже не сможет стать чемпионкой мира, а у нас бывает, что спортсменка с потерями может выиграть и Кубок мира, и другие престижные соревнования.
— Вопрос не о сезоне. Какова судьба знаменитой крымской школы?
— Насколько мне известно, в Крыму есть несколько тренеров, которые очень хотели выступать за Россию. Наверное, думали, что в Украине их недооценивали, а в России, где гимнастика в разы массовее и популярнее, они сразу станут на первых местах. Мы посмотрели результаты последних соревнований в России – там эти гимнастки на последних местах. Крым выступал до последнего на чемпионатах Украины, мы всегда рады их видеть. Сейчас есть очень большие транспортные проблемы между Крымом и континентальной частью Украины: поезда не ходят, границу нужно проходить пешком. Надеемся, что вскоре все проблемы разрешатся, и мы вновь увидим наших гимнасток на Всеукраинских турнирах.
Источник — Sport.ua |