В конце прошлой недели полноправными хозяйками Национальной гимнастической арены в Баку, где проходят Первые Европейские игры, были «художницы» и акробаты. Их старты вызвали завидный интерес у зрителей. Это был настоящий праздник виртуозности, красоты, изящества и грации.
По составу участниц турнир тростиночек в многоборье оказался сродни олимпийскому. Главными его солистками вполне ожидаемо стали россиянки Яна Кудрявцева и Маргарита Мамун. Стартуя в разных группах, обе они безукоризненно исполнили каждый из четырёх своих сложнейших спектаклей, покорив артистизмом и незаурядным мастерством. Но под стать им была и наша Мелитина Станюта, выступившая столь же вдохновенно и без единой видимой помарки. Во всех упражнениях минчанка неизменно устраивалась сразу за россиянками, благодаря чему обеспечила себе право сразиться за награды и в отдельных видах.
Достойно смотрелась и юная Екатерина Галкина, допустившая лишь один сбой в композиции с лентой. Она замкнула шестёрку сильнейших.
Тем, как прошли этот марафон, довольна осталась и главный тренер сборной Ирина Лепарская:
— Девочки — молодцы! За ошибку в ленте Катю сложно винить. В зале работали мощные кондиционеры, к чему спортсменка из-за нехватки опыта оказалась не готова. Но даже с этой потерей попала в шестёрку сильнейших. А, если б избежала её, могла и пятой стать. Это очень высокий результат. Три вида Катя отработала замечательно. А Мелитина все четыре ровно прошла. Может, пока без особого блеска. Всё-таки многоборье очень волнительно. В нём каждая ошибка может оказаться решающей.
— Как лично вы отнеслись к тому, что приходилось делить помост с акробатами?
— Это непривычно, не очень нравилось, особенно на тренировках сказывалось. Да и в соревнованиях перерывы увеличивало. Но мы не капризны, ко всему можем подстроиться.
Тяжёлые и холодные, но греющие душу
В воскресенье в финалах отдельных упражнений Мелитина Станюта постаралась прибавить блеска и выразительности. И в этот день она была одной из самых ярких солисток, особенно обворожительно исполнив, пожалуй, композиции с обручем и булавами. В них белоруска удостоена «серебра» и «бронзы». На третью ступеньку она поднялась также в упражнении с мячом. Уставшая, но счастливая наша главная медаледобытчица, принесшая в общую копилку четыре медали, по завершении последнего финала раскрыла секрет столь успешного выступления:
— Не зря мы не брали паузу после домашнего чемпионата Европы, к которому готовились почти как к Олимпиаде. За этот месяц ещё больше вычистили все программы, исправили найденные недочёты. И эта проделанная в зале в Минске работа вылилась в хороший результат.
— Конкуренция в многоборье особенно высока. Но вам неоднократно удавалось вклиниться между россиянками. На что рассчитывали здесь?
— Не раз уже говорила, что главная моя соперница — я сама. Прежде всего нужно было собраться и сделать все четыре вида без ошибок, что, в общем-то, и удалось и вылилось в медаль — тяжёлую, холодную на ощупь, но греющую душу. Я никогда не планирую что-то конкретное завоевать, просто стараюсь показать максимум.
— Лёгких турниров вообще не бывает, тем более в художественной гимнастике, где требуется феноменальное напряжение с первой до последней секунды. И всё же как дался турнир?
— Конечно, непрост. Те же чемпионаты мира обычно отличаются более камерной обстановкой. А здесь мы впервые выступали рядом с лежащим ковром для акробатов и кольцами и брусьями для спортивных гимнастов. Данное нововведение многих гимнасток не то чтобы испугало, но поначалу не обрадовало. У нас ведь должен быть выверен каждый миллиметр, каждая доля секунды, нужно ловить обруч не только кистью, но и ногой, рукой, шеей. Здесь это было, наверное, тяжелее.
— На какое упражнение оказалось собраться сложнее всего?
— На первое. За два дня до соревнований нам дали всего полчаса на опробование помоста. И мы никакие ожидали такого объёма зала и уж слишком хорошо работающих кондиционеров. У некоторых спортсменок ленты напоминали воздушных змей, с которыми непросто совладать. Я старалась успокоить себя тем, что проделала огромную работу, тысячи раз повторила на тренировках каждый элемент. Дай в каких только залах не выступала. А когда стартовый выход удался, на остальные потом проще настроиться. Ведь уже знала площадку, вновь прочувствовала её. А себя просто стараюсь не накручивать. Хотя и странные моменты были. За мяч мне, к примеру, сначала только 14 баллов поставили. Мы долго смеялись. Слава Богу, это оказалось ошибкой.
— В индивидуальных упражнениях добыли ещё «серебро» и две «бронзы»...
— Я довольна, как прошла все четыре финала, без видимых ошибок. Обычно, кстати, мне легче выступать именно в них, где раз — медаль, два — медаль. А что случилось здесь, не знаю, но дались они очень тяжело. Возможно, из-за того, что оказались непривычно растянуты. Мы в двенадцать часов пришли в зал и только к двадцати, как говорят, отстрелялись. И к каждому виду нужно было подготовиться. Во всех четырёх упражнениях выступали только три гимнастки: я, украинка Анна Ризатдинова и грузинка Саломе Пажава.
— Как коротали время между выходами?
— Немного тренировалась. А отдыхала на церемониях награждения. Пока переоденешься, ленту погладишь — и вновь пора на ковёр.
— Лента оказалась самой капризной?
— Как и у всех. Повторюсь, здесь слишком сильно работают кондиционеры. Такова специфика зала. Ею и объясняются многие ошибки. Мы все свои ленты знаем от и до. А тут в последний момент могли увидеть, что она ложится на тебя или меняет траекторию. Не зря её называют самым сложным видом.
— В упражнении с булавами, хотя в одном моменте и поймали их не идеально, выглядели особенно артистичной...
— Это была незначительная помарка, которая даже не карается судьями, поскольку допущена не на элементе или дорожке. Эту композицию я действительно сделала намного лучше, чем на домашнем континентальном форуме.
Один за всех и все за одного
Настоящий фурор произвели на бакинской арене и белорусские грации в групповом упражнении с двумя обручами и шестью булавами. В отличие от команд-соперниц из России и Италии, не избежавших потерь, они блеснули и вдохновением, и выверенным каждым движением. А в I-зону для интервью затем вышли... понурыми, что выступавшая в данном случае в роли запасной Александра Наркевич объяснила жуткой усталостью: «Соревнования — это экзамен, который показывает, умеешь ты справиться с собой или нет. В групповых упражнениях это ещё сложнее, поскольку на площадке работают пять спортсменок и должны быть, как говорят, один за всех и все за одного. Больше всего нас утомило трёхдневное ожидание финала. Так долго находиться под напряжением ещё нигде не приходилось. Даже на Олимпиаде перерыв один день. Слава Богу, всё закончилось хорошо».
Мария Кадобина, пытаясь улыбнуться, уточнила: «Мы, конечно, сложа руки не сидели, шлифовали свою комбинацию в тренировочном зале. Но всё равно расслабиться не могли. Нам хотелось поскорее выступить и наконец сбросить груз ответственности. Так что финал в отдельных упражнениях, поскольку для нас он был к тому же один (во второй не попали), оказался намного сложнее. Требовалось собраться и идеально выступить, ведь и другие команды сильно готовы. Стило чуть-чуть ошибиться — и остались бы ни с чем».
...
Автор: Елена Данильченко
sportpanorama.by |