Гимнастки сразу нескольких стран выходили на ковер в ее купальниках на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. Япония, Испания, Грузия, Америка… По досадному недоразумению костюмы Марины Гогуа на Олимпийских играх 2016 года не увидели на «художницах» сборной России, которую нижегородка одевает лет двад цать.
ЗВЕЗДНЫЙ ДИЗАЙНЕР
За это время слава о нижегородском модельере разнеслась за пределами РФ. Иностранцы не только стали заказывать ей купальники для своих спортсменов, но и копируют элементы ее моделей.
Казус в прямом эфире на выступлениях одиночниц на Олимпиаде в Бразилии, когда за кадром комментатор в полной уверенности объявил на всю страну, что Ксения Мустафаева, выступавшая за Францию, купальники шьет в Нижнем Новгороде, Марину Гогуа удивил.
Впрочем, удивляться нечему. Она — законодательница мод в художественной гимнастике с конца прошлого века. Это ей, к примеру, пришло в голову украшать купальники «художниц» стразами Сваровски.
— Впервые стразы испробовали на купальнике Алины Кабаевой. После этого технологию стали использовать другие, — подчеркнула Марина Гогуа. — 24 года назад гимнастика выглядела по-другому. Моей работой художника заинтересовалась тренер Татьяна Сергаева. Она объясняла мне, как одевались в то время в гимнастике, что было модно, и приговаривала: «Но вы должны сделать такое, чего не было!»
Сначала Сергаева и Гогуа одели Елену Посевину. В пику тогдашним ярким костюмам с изобилием нашитого нижегородский модельер предложила купальник спокойный, элегантный. После чего Марину Гогуа в мире гимнастики сразу окрестили автором интеллигентных костюмов, а Елена Посевина стала двукратной олимпийской чемпионкой — в 2004 и 2008 годах — в групповых упражнениях.
А это первый вариант купальника для выступления наших «художниц» в Рио
На ковре в нарядах Гогуа щеголяли Виктория Аникина, ставшая позже тренером международного класса, олимпийская чемпионка 2004 года Алина Кабаева, серебряный призер Олимпийских игр того же года Ирина Чащина, двукратная олимпийская чемпионка 2008 и 2012 годов Евгения Канаева, тринадцатикратная чемпионка мира, будущий серебряный призер Олимпиады 2016 года Яна Кудрявцева, будущая олимпийская чемпионка 2016 года Анастасия Максимова…
СУХУМСКИЙ ПОВОРОТ
Талантливых художников в России немало, однако пальма первенства в одевании «художниц» досталась Марине Гогуа. Подвинуть ей удалось даже зубров от-кутюр.
— Это фантастика! Почему у меня успех? Потому что со мной были все время талантливые люди. До сегодняшнего дня поддерживали великие тренеры Татьяна Сергаева, Наталья Тишина, Виктория Аникина, хореограф Ирина Зиновка, Ирина Винер-Усманова. Как можно подвести таких людей? — рассуждает нижегородский модельер. — Ирина Александровна Винер очень строгая, но справедливая, честная и добрая. А с такими людьми лично мне легко. Мне приятно, что уже столько времени она верит в меня. Это ответственно и волнительно.
Тяга к моделированию одежды у Марины была с детства. В маминых шкафах обязательно находилась нужная ткань, а на окне занавеска, предназначение которой Марине виделось в другом. Она точно знала, во что все это должно превратиться с помощью ножниц. И за благие намерения маленькой Коко Шанель от мамы нередко доставалось.
После школы Марина хотела стать дизайнером. Но 35 лет назад никто понятия не имел, что это такое. Родители посоветовали Марине поступить в Тбилисскую художественную академию на реставратора.
— В Грузии много памятников архитектуры. И я бы с удовольствием реставрировала фрески, но там фантазию не применишь. Надо восстанавливать то, что создано до тебя. Мне ближе то, что я делаю сейчас, — признается Марина.
Однако поворот в сторону дизайна костюмов для «художниц» российской сборной был слишком крутым…
Марина жила в Сухуми. Думала, что это самый красивый город, в котором она будет жить вечно.
Но в 1992 году началась война. Все родные Марины попали в плен. Отчий дом пришлось покинуть. Полгода с маленьким ребенком на руках Марина жила под бомбежками в сухумском аэропорту. Она никуда не уходила — думала, что если будет молиться именно в Сухуми, то близкие выживут. И однажды они вернулись…
В ту пору у Марины в Нижнем учился брат. «Ты не останешься без хлеба, — сказал он сестре. — Половина того, что будет у меня, будет твоим. Приезжай!»
Оказавшись в чужом городе в лихие 90-е, она не думала о роскоши. Задача была выжить.
— И, слава Богу, мы приехали сюда, в Нижний Новгород! Этот необыкновенный город меня приютил, обнял, дал возможность жить, —еле сдерживает слезы Марина.
— Со мной рядом все время были очень добрые люди. Огромное им спасибо! Огромное спасибо Нижнему Новгороду!
Поэтому-то она до слез была горда, когда с экрана телевизора на всю страну в прямом эфире с Олимпиады в Рио-де-Жанейро повторяли имя города, который открыл ей вторую жизнь.
Теперь у Марины свое ателье в обычной «двушке» в Ленинском районе, где вместе со своими помощницами, ставшими ей второй семьей, Марина Гогуа колдует над образом российских «художниц».
ВРЕМЯ ПОСПЕШИЛО
— Ради красоты что не выдержит женщина! — смеется модельер, говоря о выносливости наших гимнасток, которым для э ф ф е ктного выс т у п л е ния порой приходится надевать купальник, утяжелившийся килограмма на два из-за стразов.
Количество этих недешевых стеклышек Сваровски на ином купальнике Гогуа доходит до шести и даже семи тысяч. По размеру они все разные.
Работа над купальниками включает в себя не менее 20 ручных операций. Порой приходится наклеивать по семь тысяч кристаллов.
— Для костюмов художественной гимнастики требуются дорогие материалы. Стразы наклеиваются специальным надежным клеем. Костюмы служат несколько лет. Девочки их и передают другим гимнасткам. Недавно где-то нашли мой купальник 20-летней давности. Представляете, он до сих пор существует! — улыбается Марина. —
Купальник — холст, на котором я рисую.
Работа кропотливая, ручная, занимает от двух недель до нескольких меся-цев. И если для молодых нижегородских гимнасток такое одеяние обходится в 30 тысяч рублей, то для звезд сборной РФ оно потянет от 60 тысяч. И таких шедевров на одну Олимпиаду каждой «художнице» потребуется не меньше четырех.
Полгода ушло на создание костюма для выступления российских гимнасток на Олимпиаде 2016 года.
Главный тренер сборной по художественной гимнастике Ирина Винер-Усманова поставила нижегородскому модельеру задачу разработать костюм для групповых упражнений под музыку Свиридова «Время, вперед!».
На чемпионке Европы 2013 года Дарье Сватковской (дочке замгубернатора Дмитрия Сватковского) костюм нижегородского модельера играет палитрой и стразами
Сначала Марина придумала купальник. Спереди — солнце, колос, а на спине — часы, стрелки которых выложены черными стразами. Все понравилось Ирине Александровне, кроме цвета: часть купальника была выполнена алым. «Каждая вторая команда может выйти в купальниках такого цвета!» — поставила вердикт Винер.
В совместном творчестве родилась идея комбинезона. Костюм должен был быть связан с музыкой —немного космической. И, по идее Винер, космос в костюме нужно было соединить с цветами.
Спереди — звезды, планеты и… цветы. На спине —часы. В космос ведет время.
— В моем детстве в Абхазии у мамы очень много роз было во дворе. И по вечерам я часто видела яркие розы и очень много звезд на небе, — вспоминает Марина. — Эта картина из детства встала передо мной, и я поняла, что идея Ирины Александровны гениальна.
Главный тренер сборной РФ по художественной гимнастике сложившийся комбинезон одобрила. Но…
До Олимпиады в Рио оставалось недели три, и никаких соревнований по художественной гимнастике больше не предвиделось. Девчонки не успели обкатать комбинезон в деле и побоялись его надеть на Олимпийских играх. Суеверный народ эти гимнастки…
Сама Марина считает, что успех наших «художниц» — заслуга их тренеров и сумасшедшего труда девочек. А костюм… так, стимул для настроения. Они —девчонки, а значит, должны выглядеть изящно.
Однако несколько лет назад, когда японцы снимали фильм о том, кто помогал выиграть Олимпиаду Алине Кабаевой, рассказать о нижегородском модельере Марине Гогуа они не забыли.
Продолжение олимпийской темы в следующем номере.
|