Что происходит в художественной гимнастике в Украине и в мире
Сезон в художественной гимнастике набирает обороты. Наши спортсменки удачно выступают на международных стартах и регулярно привозят медали. Впереди – киевский этап мировой серии Гран-при и домашний чемпионат Европы. В начале марта нам удалось пообщаться с главным тренером сборной команды – Ириной Ивановной Дерюгиной.
— Мы видим, что в начале сезона команда показывает отличные результаты.
— Ещё не вступили в сезон спортсменки в групповых упражнениях, а мы готовим для них очень хорошую программу.
Если говорить о «личницах», то Кристина Пограничная в этот сезон очень быстро вошла. Она стартовала со старой программой. Мы кое-что переделали, но так, чтобы для нее это было безболезненно. Дело в том, что ей нужно больше времени, чтобы полностью обкатать новую программу. Пока с поставленными задачами Кристина справляется успешно.
Ева Мелещук была раньше всех готова. Ей поставили хорошие упражнения. Но мяч удачный, обруч она пока никак не может сделать.
Влада Никольченко была очень хорошо готова, но после Нового года, как я говорю, «вошла в фиесту». На сегодняшний день она находится не в лучшей своей форме. Но, может быть, это пока и не обязательно, так как все готовятся к августу, к Олимпийским играм.
— Кристина Пограничная переехала в Киев, теперь она здесь тренируется?
— Она ещё с прошлого года здесь. Пришла к нам летом и к чемпионату мира, который прошел осенью, уже хорошо подтянулась. К личницам у меня вообще вопросов нет. Не хочу кого-то выделять, они все стараются.
— Как Кристина адаптировалась?
— Очень быстро и легко. Она хорошая девочка. Были некоторые технические моменты, которым во Львове уделяли меньше внимания. Но мы работаем над этим.
— Уже можете назвать претенденток на олимпийские лицензии?
— Нет, сейчас не буду говорить. Ещё много времени. Кто на тот период будет в форме, тот и поедет. Вот сейчас подтянулась Вика Оноприенко. В начале года на соревнования в Америку мы ее выпустили со старой программой, а сейчас она уже работает с новой.
Сейчас могу назвать четвёрку, которая готовится к Олимпиаде – это Никольченко, Мелещук, Пограничная и Оноприенко. Хотя Николь Красюк очень старается. Буквально из кожи вон лезет, делает очень сложные элементы. Яника Вартлаан активно включается в работу.
— Кто сейчас из тренеров работает со сборной? Мы видели много молодёжи в тренерском составе.
— Я этому очень рада. С одной стороны, я даю им свободу, с другой – подтягиваю так, чтобы не расслаблялись. Пока они стажёры. Алёна Дмитраш и Наташа Курина работают со мной вторыми тренерами в групповых упражнениях. С личницами в основном работаю я, Ириша и Марина Кардаш. Вика Мазур сейчас приходит к нам со своим двухмесячным малышом. Оля Лобас, как и в прошлом году, тренирует юниорскую группу.
— Ставите упражнения только вы?
— Нет, сейчас я даю молодёжи немножко пробовать. Если хорошо получается, оставляем. Рита Васильева, Оля Лобас, Алена Дмитраш мне помогают. Подбор музыки – за Иришей. Но последнее слово во всем за мной.
— Как здоровье Альбины Николаевны? Будет ли она на Кубке в этом году?
— Ей лучше. Сейчас она очень часто появляется у нас в зале на тренировках. Дает девочкам дельные советы, они ее слушают. Но Альбине Николаевне нельзя перегружаться. Поэтому пытаемся соблюдать баланс.
— Кубок Дерюгиной или чемпионат Европы не будет переноситься из-за коронавируса?
— На данном этапе ни одни из крупнейших соревнований – Олимпийские игры или чемпионат Европы — пока не планируется ни отменять, ни переносить. Есть многочисленные обязательства перед спонсорами, международными организациями, есть лицензии, из-за которых отменить крупнейшие старты невозможно или очень сложно.
— Кто вам нравится из не украинских гимнасток? Например, из Беларуси или из России, может быть, Екатерина Селезнёва?
— Селезнёва хотя бы другая, поэтому многим нравится. Что касается Авериных, то все сегодня понимают, что правила художественной гимнастики сделаны под них. Недавно в Москве проходил симпозиум, на котором президент FIG Моринари Ватанабэ открытым текстом говорил, что он выступает за другую художественную гимнастику. А не за такую, когда каждые полторы секунды происходит действие с предметом… Плюс россиянки исполняют половину действий, которые не подпадают под критерии, а им все засчитывают.
Мы в Украине всегда придерживались другой гимнастики. Предстоящая Олимпиада – уже десятая в моей работе. И, как бы правила не менялись, мы пытаемся сохранять свой стиль и свою гимнастику. Считаю, что Украина и создаёт этот имидж художественной гимнастики в мире. Не побоюсь заявить, что во все времена мы были законодателями моды в этом спорте. Даже по купальникам это видно. Мы придерживаемся более однотонной темы, более «художественной». Потому что за цыганщиной, которая стала популярной в том числе в России, вообще не видно гимнасток.
В России, кстати, принято, что у каждой девочки есть личный тренер. Считаю, что это не идёт на пользу ни тренеру, ни гимнастке. Я такому подходу никогда не буду следовать.
— Кого бы вы отправили из России на Олимпийские игры?
— Лала Крамаренко – работоспособная гимнастка. Не знаю, что с ней будет через год, когда начнёт взрослеть (Крамаренко Лала первый год выступает по взрослой программе – прим. автора).
— Кто еще?
— Так у них и так все понятно. Я ещё прошлым летом сказала, что поедет одна из Авериных и Лала.
— Вы говорили о правилах. В прошлом году Болгария выкладывала в Facebook свои предложения.
— А вы знаете, сколько мы вносили?! Мне просто некогда было публиковать в Facebook. Мы все писали в FIG. Например, что касается критериев в рисках. Каждый критерии повышает стоимость риска на 0.1. Но ведь сделать шене, простите, и я могу (показывает! — прим. автора). А кувырок или переворот – это другой уровень сложности. На данный момент 4 кувырка под предметом никто не делает, когда-то Наташа Годунко делала. У Влады в мяче сейчас есть 3. Одно из наших предложений – разграничить критерии. Сделать горизонтальное вращение – 0.1, а переворот через голову – 0.2. Так было бы справедливо. Мы уже третий год это говорим.
На недавнем симпозиуме в Москве мы подавали очень много предложений. Все они были приняты к сведению.
— Как бы вы сделали результаты более понятными для публики?
— Во-первых, правила должны быть понятны для всех. Во-вторых, все, кто судил хоть раз, признают: без карточек судить физически невозможно. Смотреть, оценивать упражнение и параллельно рисовать спортивные "иероглифы" не-воз-мож-но. Это более-менее легко делать в индивидуальных упражнениях, а в групповых — нет. Можно только выучить упражнение и потом оценивать по памяти, если оно не поменяется на ходу. С карточками судьям легче. Переживаю, как при таком судействе пройдут Олимпийские игры.
— Как сейчас проходит судейство? Во время исполнения судья быстро записывает, что сделано, потом отдаёт эту бумагу в FIG?
— Теоретически да. Но даже у судьи нет копии своих записей, чтобы потом оценить, что он записывает.
— Возможно ли показывать эти записи зрителям? Это бы снимало многие вопросы.
— Я лично не против, пусть все видят.
— Расскажите о финансировании. Не так давно вы били тревогу по поводу организации чемпионата Европы, который в мае пройдёт в Киеве.
— На сегодняшний день не хватает примерно половины суммы, необходимой на проведение чемпионата Европы. Определенные надежды возлагаем на нового министра спорта Вадима Гутцайта. В то же время понимаем, что он не всё может сделать. Нужна государственная поддержка. Как-то так получается, что спорт в нашем правительстве мало любят.
Кроме чемпионата, есть и другие потребности. Очень остро стоит вопрос зала для тренировок. В той же Москве, к примеру, построили шикарный Дворец гимнастики в центре города. Там великолепные условия – 14 площадок! И в целом – полная поддержка государства. Лучшей в мире признана федерация гимнастики Азербайджана. Их курирует жена президента. Там прекрасные условия для тренировок и для развития спорта. Они проводят очень много соревнований по всем спортивным гимнастическим дисциплинам.
Наши дети всё эти видят и задают вопросы: почему у нас не так? Должна сказать, что все сборные, не только гимнастки, работают в плохих условиях. Например, у нас в «Атлете» две площадки. Надо минимум 6-7. Высота потолка здесь 7.5, а нужно 14 метров.
У нас все спортсмены работают на государство, мы не ведем коммерческой деятельности. Тем временем во Франции, например, гимнастке-участнице Олимпийских игр компания Тесла подарила автомобиль. Это вопрос престижа самой компании. Почему бы нашим компаниям, которые себя уважают и заботятся о своем имидже, такого не делать?
— У сборной нет титульного спонсора?
— Нет. Поэтому обращаюсь ко всем, кто потенциально может им стать. Уже на следующей неделе, с 19 по 22 марта, приходите к нам на Кубок Дерюгиной в киевский Дворец спорта. Посмотрите, насколько это красиво и сильно! Художественная гимнастика – единственный вид спорта, который очень близко соприкасается с искусством. К тому же, это наше национальное достояние. Несмотря на все трудности, мы одна из сильнейших школ в мире. Мы формируем имидж нашей страны и сможем делать это еще лучше, если будем чувствовать поддержку.
Кристина ПОЛЬСКАЯ для sport.ua |