Обычно олимпийский цикл заканчивается спокойно. После соревновательных страстей на Играх, после избирательных - на отчетно-перевыборных конгрессах международных федераций по видам спорта, начинается время незаметной для внешнего мира работы - время обучения. Именно тогда проходят судейские и тренерские семинары, где специалисты постигают нюансы изменений в правилах. В это время ничего случится не может потому, что ничего не может случится по определению. Учеба - период бесконфликтный. Так, казалось, и должно было произойти на Интерконтинентальном судейском семинаре в Бухаресте арбитров по художественной гимнастике и на международных семинарах в Москве и Аликанте, которые проходили в конце ноября-начале декабря прошлого года, которые проводила Международная федерация гимнастики (ФИЖ). Курировал семинары один из опытнейших руководителей ФИЖ, многолетний вице-президент этой организации Мишель Леглиз, который по окончании событий поблагодарил организаторов и передал им письмо от президента ФИЖ Бруно Гранди все с той же благодарностью. Семинар проводили и принимали экзамены гранды судейского цеха - президент Технического комитета по художественной гимнастике ФИЖ россиянка Наталья Кузьмина, почетный член ФИЖ, обладательница высшей судейской категории Мария Шишковска (Польша), многократная чемпионка мира, судья высшей категории ФИЖ болгарка Мария Гигова. Были и другие, но эти имена самые яркие. Так закончился олимпийский сезон у гимнасток.
Так закончился олимпийский сезон у гимнасток. Никто тогда не знал, что это было началом большого скандала, который разразился зимой. По словам одного из лидеров азербайджанской сборной Зейнаб Джавалдлы, при контроле выяснилось, что экзаменационные работы были подделаны. Такой вывод был сделан после того, как выяснилось, что в ряде работ есть одинаковые ошибки, что исправления были сделаны разными почерками. Дисциплинарный комитет ФИЖ решил наказать проводивших семинар арбитров. Мария Шишковска была лишена членства в ФИЖ и аккредитации на любых мероприятиях федерации, Наталья Кузьмина отстранена от судейства и лишена права проводить экзамены. Такому же наказанию подверглись и другие. Это произошло еще седьмого июля. У судей было ровно три недели, чтобы подать апелляцию. И они это сделали.
Решение Апелляционного комитета ФИЖ было не тем, какого ожидали обвинители. После изучения материалов дела Комитет пришел к однозначному выводу: судьи невиновны. Экзамены были проведены честно. В скобках стоит отметить, что это было чуть ли не первое в истории взаимоотношений двух комитетов Международной федерации гимнастики дело, когда апелляционная инстанция не поддержала дисциплинарную.
И вот тут началось самое интересное. Генеральный секретарь ФИЖ Андре Гейсбюхлер сообщил о решении Апелляционного комитета в официальном письме организации со словами "sorry for bad news" (прошу прощения за плохие известия). После этого письма президенту ФИЖ Бруно Гранди пришлось извиняться и перед судьями и перед "гимнастической семьей" еще в одном официальном письме. Извинился. Но возникают вопросы.
1. Кому нужен был этот скандал изначально? Ведь неплохо известно, что обучение и экзамены судей, которые уже работают на чемпионатах мира и Олимпийских играх, проходят не на региональных семинарах. На региональных семинарах готовят судей, которые начинают международную карьеру, которым предстоит еще отработать много национальных чемпионатов, этапов серии Гран-При, этапов розыгрыша Кубка мира и континентальных чемпионатов перед тем, как они будут допущены до судейства в элите. Стрелы были направлены против ведущих специалистов в мире художественной гимнастики или против молодой поросли, стоящей на судейском старте?
2. Входило ли в задачи обвинителей повернуть дело так, что Техком художественной гимнастики не в состоянии подготовить молодежь? Если так, то зачем? Чтобы поставить этот вид спорта в олимпийскую ротацию и постепенно заменить его другими видами ФИЖ, не входящими в олимпийскую Программу? Аэробикой , или вариациями прыжковых видов - мини-трамп, или расширением батутной программы или спортивной акробатикой? К слову, виды перечислены не случайно - господин Гейсбюхлер впрямую заинтересован в развитии именно прыжковых видов.
3. Так ли крепка так называемая гимнастическая семья, если никто не посчитался с изначальной оценкой человека, который фактически создал облик современной гимнастики - и спортивной и художественной, вице-президента ФИЖ Мишеля Леглиза?
4. Какие гарантии могут быть предоставлены пострадавшим руководителю Техкома и судьям, что они в дальнейшем смогут работать спокойно? Ведь сожаления господина Генерального секретаря дорогого стоят.
Я далека от мысли, что субъективные виды спорта когда-нибудь избавятся от своей субъективности. Несмотря на постоянное обращение к все более сложным элементам, на все более жесткое (и объективное) судейство технической составляющей упражнений, пока есть оценка за артистизм, общий балл будет субъективным. Но в этом скандале Международная федерация гимнастики сделала несколько шагов назад от того, что было достигнуто еще в бытность президентом великого Юрия Титова. И пока ФИЖ публично не ответит на заданные вопросы, очиститься от скверны ей не удастся. Дерзайте, господа начальники...
Наталья Калугина, echo.msk.ru |