32-й чемпионат мира по художественной гимнастике, завершившийся пару дней назад в Киеве, дал возможность проявить себя новым для спорта лицам. Столько новых персонажей как в личном, так и в групповом первенстве!
Все спортивные издания сошлись во мнении, что этот чемпионат мира начался со скандалов, и это нельзя не заметить. Начавшись не очень гладко, проходил он в очень накаленной обстановке, с безумным расписанием (чего стоят только подъемы спортсменок в полшестого утра и подиумные тренировки и финалы до одиннадцати вечера). Не буду отрицать очевидное, все было очень непросто. Но и заострять внимание собираюсь не на этом.
Я принципиально не пишу политизированные посты. У меня есть свое собственное мнение и видение ситуации, не окрашенное в политические тона. Особенно в спорте. Считаю, что политический слой, этот статусный глянец, находящийся на поверхности событий и в первую очередь обретающий известность, – это лишь верхнее покрытие для истинной, реальной жизни: работы многих людей, их энергии, вложенной в дело, и их судеб, переплетающихся с тем самым делом.
Меня интересует реальная жизнь, а в гимнастике меня привлекает живое творчество – союз гимнастки и тренера, идея и создание композиции, технический прогресс и умение гимнасток выносить отточенное в тренировочном зале мастерство на публику и его подавать, вкладывая в выступление свои артистизм и энергию и общаясь с публикой. Это искусство, ради которого мы и приходим смотреть турниры по гимнастике.
Но невозможно сделать вид, что политика тут вовсе ни при чем. Политика влияет на дух спортсменок, на их моральное состояние; на кого-то – положительно, на кого-то – отрицательно. Выигрывает тот, кто делает свое дело, невзирая на обстоятельства.
Наши девочки потихоньку закаляются. Еще не сталь в обличье нежной девочки, но близко к тому: 15-летняя Яна Кудрявцева стала самой молодой абсолютной чемпионочкой мира. Первый год во взрослой категории, такие тяжелые условия – и сразу победа. Взрослые опытные гимнастки – такие, как Сильвия Митева и Алина Максименко – не выдержали марафон на выносливость, состоящий из 12-и выходов на ковер за три дня (плюс, не забываем, подиумные прогоны в день накануне турнира), теряли концентрацию, а значит – и предметы. Яна – выдержала. Кроме того, она единственная, кто сделал на один выход больше всех: во второй день на глазах у всего мира – замершего у экранов и отчаянно аплодирующего в зале – Яна дважды переделывала упражнение с лентой, которое по вине организаторов было сорвано из-за остановившейся музыки. На мероприятиях такого уровня ситуация диковатая, если не сказать недопустимая.
Яна и вся ее команда – тренеры, семья – большие молодцы. Это настоящая победа красоты и мастерства. Конечно, понятно, что каждая гимнастка, пусть даже только что выигравшая чемпионат мира, сходя с пьедестала, обязана начинать все с нуля. Неважно, какой титул взят – иди и работай дальше, все сначала, зарабатывай титул снова. Но эта победа – особенная, потому что для нее требовалась особенная сила.
Все три гимнастки, попавшие в тройку призеров, выиграли благодаря стойкости. Анне Ризатдиновой держаться было проще всех – выступала она у себя в городе, при огромной поддержке соотечественников и с программами, сильно облегченными по сравнению с белорусками, китаянкой и россиянками. Понятно, что программа была дальновидно составлена таким образом, чтобы было как можно меньше рискованной работы с предметом. Поэтому потеря у нее была всего одна на действительно непростой ловле в мяче.
Даже весьма далекие от гимнастики зрители, просто посчитав, сколько раз каждая из гимнасток выпускает из рук предмет, замечают невооруженным взглядом, что в упражнениях Мелитины Станюты, Маргариты Мамун рисков, т.е. моментов, когда возможна потеря предмета, в разы больше. Это и есть сложность и ценность программы.
Если сравнить то, что вытворяет Станюта с обручем, с упражнением Анны Ризатдиновой, очевидно превосходство Станюты. Так же очевидно, что на ответственных стартах волнение может подвести именно на рискованной работе предмета. Поэтому победа Яны Кудрявцевой, которая вообще ни разу не сорвала ни одно упражнение из 13-и выполненных, и бронза Станюты, почти безошибочно прошедшей также все три дня (эх, если бы не эта булава, улетевшая за ковер… но Мелитина все-таки ее поймала, хоть и пришлось убежать за линию), стоят гораздо дороже. Делать такие сложные вещи и выполнять все чисто – априори гораздо круче, чем чисто носить предметы в руках.
Все дело, конечно, в правилах, которые не слишком-то ценят сейчас сложность работы с предметом. Эти правила призваны подтянуть на более высокий уровень менее тренированных гимнасток из стран, которые ранее не славились уровневой школой гимнастики. Это верно, так как получают возможность проявить себя новые лица, неизвестные широкой публике школы.
Но в любом случае восторг у публики и визг на трибунах вызывают не легкие скучные упражнения, а красивые сложные трюки, выполненные эстетично, выразительно, объединенные идеей композиции в красивый целостный танец.
Особенно это очевидно в групповых упражнениях. Сейчас эта дисциплина популярна, как никогда раньше. Я сама люблю смотреть групповые больше, чем индивидуальные. Кто хоть раз имел возможность сравнить, понимает, почему. Возможностей для творчества в групповых упражнениях больше – где одна гимнастка и где пять: мало того, что можно взаимодействовать, выстраивать геометрические узоры из гимнасток, перебрасывать предметы, можно еще и выполнять поддержки, завязывать мяч в ленту и делать из булав обруч, как сделала наша сборная команда в упражнении с десятью булавами smile и, конечно, энергетический выход от такого выступления больше не в пять раз, а в сотню.
Находки с перебросками, обменом предметами, поддержками стали настолько эффектными, что вызывают полный восторг. Особенно радует, что команды не повторяют друг друга. У каждой свои трюки, их диапазон огромен. Катапульты из булав, броски мячом, замотанным в ленту таким образом, чтобы во время полета лента раскрутилась и попала точно в руки одной гимнастке, а мяч – другой… Честное слово, лучше один раз посмотреть, чем десять раз прочитать.:)
По всему миру работают российские тренеры, ставят программы сборным других стран, готовят их к соревнованиям. При этом России необходимо держать марку: родина художественной гимнастики по-прежнему должна задавать моду, поднимая групповые на все более высокий уровень. Это получается: подготовленность и техника каждой гимнастки в российской группе очень высокая, видно разительное отличие от средней подготовленности итальянок, например, или команды Китая. Высокая сложность программ российской сборной позволяет им при идеальном исполнении получать заоблачную оценку – более 18 баллов – и выигрывать золото. Мячи и ленты были бесподобны, а наши девочки в русских национальных костюмах с «сапожками» – неотразимы smile Предмет у них в руках уже не просто быстро летает, а совершает какие-то космические манипуляции.
Но и другие команды не отстают: очень красивое и сложное упражнение с десятью булавами подготовила команда Украины, сборная Испании шокировала всех своими двумя медалями, одна из которых – золотая. Буду теперь внимательно присматриваться к этой команде, они еще в Петербурге на Кубке мира выделялись своими постановками и командным духом, собранностью и слаженностью действий. Мне очень нравится команда Греции, тоже с 10 булавами – классная постановка, очень идет сборной именно этой страны. Ну и огромное впечатление произвели сборные Японии и Швейцарии именно подходом к постановкам: композиции у этих команд просто вау. В Японии уже давно работает наш тренер Инна Быстрова, и это ее работа.
Групповые упражнения также теперь получили возможность использовать музыку со словами, и у них так же, как в индивидуальных, стала очень строго наказываться потеря предмета. Но не было ни одной команды, которая бы носила предметы в руках – ведь понятно, что большинство людей тогда просто выключит телевизор или пойдет смотреть сериал. И вообще все очень активно стали включать в композиции хорошую достойную хореографию. Я ради интереса стала следить, сколько команд и даже гимнасток из индивидуального первенства взяли для упражнения джазовую музыку и «станцевали» джаз. Каждая третья команда и каждая третья гимнастка выходила под джаз smile надо сказать, что смотрится это органично. Самые запоминающиеся девушки в джазе – сборные России, Израиля и Америки. А в личном – Ксения Мустафаева и Люсиль Шалопан из Франции, Анжелика Квечински (Бразилия), Наталия Гарсиа (Испания), Сон Ен Чжэ (Корея) и, конечно же, Маргарита Мамун – и опять булавы! smile
Рита Мамун завоевала две золотые медали, и одна из них, в тех самых виртуозных булавах, была поделена с Яной Кудрявцевой: видимо, решить, кто же был сильнейший, судьи не смогли и сделали редчайший шаг – присудили сразу два золота в этом виде.
В общем, в джазе снова девушки. Желаю девушкам во всем гимнастическом мире, только начавшим постигать вершины мастерства под руководством российских тренеров, скорее, скорее научиться не только танцевать, но и накручивать сложные предметные трюки – тогда в спорте будет прогресс. Тогда и танцевать будет не стыдно: спорт останется спортом, только приправленным зажигательными танцевальными пряностями. А политика – пусть остается политикой.
Блог Марии Ждановой на eurosport.ru |