Сегодня в Баку проходит заседание Исполкома Международной федерации гимнастики (FIG), в котором принимает участие все руководство FIG, включая президента Моринари Ватанабе, первого вице-президента Василия Титова, вице-президента Нелли Ким и генерального секретаря Андре Гайсбулера. В преддверии заседания "Вестник Кавказа" побеседовал Андре Гайсбулером о будущем гимнастики.
- Как вы оцениваете развитие гимнастики в Азербайджане?
- Впервые я посетил Баку в 2003 году, когда здесь прошел первый Кубок мира по художественной гимнастике. Когда FIG одобрила проведение международных турниров в Азербайджане, было поставлено условие, что сначала в Баку должны пройти три Кубка мира, после чего будет разрешено организовать чемпионат мира по художественной гимнастике. Мне повезло, что я приезжал в Азербайджан три года подряд – в 2003-2005 годах, так как я мог увидеть, с чего начинала Федерация гимнастики Азербайджана (AGF) и могу теперь рассказать, какой путь был пройден к сегодняшнему дню. Азербайджан показал невероятный прогресс – и я не знаю ни одной другой страны, которая бы сделала так много в такой короткий срок. Это комплимент и президенту республики Ильхаму Алиеву, и первому вице-президенту республики, президенту AGF Мехрибан Алиевой, и вице-президенту AGF Алтаю Гасанову, и всем тем, кто работает в Федерации. Поэтому мы так рады быть в Баку сейчас.
- Чему посвящено заседание Исполкома FIG в Баку?
- Наши совещания, конечно, не столь привлекательны, как проведение Европейских игр или соревнований, которые организует FIG в Баку, как три Кубка мира – по художественной гимнастике, спортивной гимнастике и прыжкам на батуте – состоявшимся в этом году. Однако для FIG это ежегодное мероприятие ее законодательного органа очень важно, так как представляет собой, по сути, маленькую генассамблею гимнастических федераций мира. В работе участвуют члены Исполкома и 40 человек из разных стран, всего порядка 60 участников. Главная задача – утверждение принятых за прошлый год изменений и бюджета на следующий год. Также выносятся на обсуждение все вопросы, связанные с техническими моментами, в частности, все изменения в правилах принимаются здесь. Исполком выбирает и страны-хозяева будущих мероприятий: следующего заседания Исполкома и международных турниров FIG, затем избирает членов дисциплинарной комиссии. То есть четырех основных направления нашей сегодняшней работы на заседании в Баку – это финансы, техническое регулирование, выбор места проведения важны соревнований и встреч, избрание членов дисциплинарной комиссии. Всего мы пробудем в Баку неделю.
- Насколько FIG в настоящее время настроена на модернизацию гимнастики?
- У нас новый президент Моринари Ватанабе, вступивший в должность 1 января – на этом посту он сменил профессора Бруни Гранди. С новым президентом пришел и новый исполнительный комитет, новые вице-президенты, и у всех есть свое видение FIG, своя стратегия. Обновленное руководство Федерации желает изменений и улучшений в гимнастике, у него много идей. Но поменять все не так просто. У нас есть правила, большинство из них действуют на протяжении олимпийского цикла, некоторые могут меняться каждый год. Здесь в Баку исполнительный комитет займется долгосрочным планированием. Будет запланированы технические изменения, которые мы будем обсуждать на совещании в следующем году. Структурные изменения, которые изменят структуру FIG до 2021 года, будут обсуждать на конгрессе в 2018 году. Нас ждет множество интересных долгосрочных дискуссий и решений, которые произойдут в этом году.
Среди целей Моринари Ватанабе – упрощение балльной системы и правил. Если в футболе забитый гол как условие победы всем ясен, то гимнастику люди зачастую не понимают, пусть это и красивый спорт, на который им нравится смотреть. Нам надо улучшить презентацию гимнастики, и к этому и стремится новый президент FIG: к пониманию правил зрителями и СМИ. Он также активно работает над новой электронной судейской системой. Мы были в Токио, компания Fujitsu разработала систему, которая записывает выступление, делает 3D-снимки, а затем выдает оценку сложности выполненных упражнений. Конечно, мы никогда не откажемся от судей, но в будущем многие подсчеты будут вестись компьютерной программой. Технологии сегодня развиваются очень быстро, и когда они смогут четко определять выполняемый элемент, то смогут и высчитывать, насколько хорошо он выполнен. Моринари Ватанабе хочет ввести эту новацию как можно скорее.
- Возвращаясь к гимнастике в Азербайджане, каков, по вашей оценке, современный вклад республики в мировую гимнастику?
- В самом начале нашего сотрудничества мы помогали Азербайджану с тренерами и всем, чем нужно, показывали, как правильно организовывать турниры – и сегодня эти инвестиции в азербайджанскую гимнастику вернулись к нам. Сегодня уже Азербайджан помогает всему миру, организуя все эти прекрасные соревнования на высоком профессиональном уровне. Спортсмены, тренеры и спортивные функционеры обожают приезжать в Баку, потому что здесь созданы прекрасные условия, не говоря об уникальном бакинском гостеприимстве. FIG очень довольна, когда Азербайджан подает заявку на проведение Кубков мира, мы очень благодарны за это. Многие страны и хотели бы организовать соревнования, но не имеют возможности из-за отсутствия необходимой инфраструктуры, недостатка финансов или недостатка необходимых для проведения международных турниров знаний. В Азербайджане все это есть. AGFграмотно использует свой большой опыт и помогает этим опытом международному сообществу гимнастов.
- Что вы можете сказать о грядущих выборах президента Европейского союза гимнастики (UEG), в котором одним из кандидатов будет генеральный секретарь AGF Фарид Гаибов?
- Как генеральный секретарь FIG я не могу комментировать выборы, моя позиция должна быть нейтральной, дабы международная Федерация не вмешивалась в работу континентального союза. Но я могу сказать, что Фарид Гаибов – мой очень хороший друг, и очень компетентный руководитель. Если он будет избран, уверен, он станет хорошим президентом UEG. Ничего другого добавить не могу.
- Сейчас появилась в качестве темы для обсуждения идея добавления паркура в число гимнастических видов спорта. Каково отношение FIG к паркуру?
- Президент Ватанабе хочет расширить гимнастическую базу, предоставить больше возможностей молодежи. Паркур – одно из таких направлений. Паркур как гонка с препятствиями был создан не пять-десять лет назад, у него давняя история в гимнастике: в самом начале современной гимнастической истории, от первых Олимпийских игр до 1932 года, были снаряды, используемые как препятствия. Изначально гимнастика была физической культурой, любой спорт начинался с гимнастики, также гимнастика использовалась при обучении солдат, которые тренировались преодолевать препятствия. Поэтому паркур очень близок к корням гимнастики. Также он чрезвычайно популярен: его можно увидеть и по телевидению, и на улицах, где проводятся соревнования. FIG сейчас хочет видеть два формата соревнований: полоса препятствий и вольная полоса препятствий, где будет выполняться ряд сложных элементов. Это будет отличаться от того, что показывается по телевизору. На заседании исполнительного комитета в феврале мы решили, что хотим развивать паркур как дисциплину FIG. Мы не будем изобретать велосипед – сейчас ведется тесная работа с основателями современного паркура. Есть много групп по всему миру, занимающихся паркуром, мы соберем их, расскажем о том, что хотим сделать, и попросим сотрудничать с нами, чтобы превратить паркур в спортивную дисциплину. Сейчас они не организованы, да и хотят быть свободными, а не организованными, но при этом желают проводить соревнования, в то время как для соревнований нужны правила и условия, которые сделают их привлекательными. Уверен, что FIG – наиболее квалифицированная международная федерация для помощи дальнейшему развитию паркура.
- В чем, на ваш взгляд, залог успеха в развитии гимнастики?
- Все зависит от того, как гимнастику воспринимают жители страны. Например, в Швейцарии около 7 млн жителей, из них в Федерации гимнастики состоит более 0,5 млн человек: клубы есть в каждой деревне, люди занимаются гимнастикой, будучи детьми, а вырастая, либо уходят в другой спорт, либо продолжает гимнастические упражнения вплоть до старости. То есть там гимнастика воспринимается как часть национальных традиций. В других странах, таких как Россия, Китай, да и Азербайджан, наверное, тоже, клубы прежде были только в больших городах. С распадом СССР возникли большие проблемы с поддержкой гимнастики. То, что делается сегодня Азербайджаном для привлечения людей в клубы, включая государственные инвестиции и мудрую политику президента Ильхама Алиева и первого вице-президента Мехрибан Алиевой, грандиозно, ведь азербайджанские дети с удовольствием идут и в гимнастику, и в другие виды спорта. Но в 1991-1993 годах, когда Азербайджан только получил независимость, ситуация была иная, и сходная ситуация сохраняется до сих пор в некоторых других странах, так что да, мы сталкиваемся с тем, что ряду государств тяжело привлечь детей в спорт, причем не только в гимнастику. В современном обществе у детей столько возможностей, им интереснее видео, игры, а не спорт – это проблема всего общества. Когда правительство проводит грамотную политику, а национальная федерация мотивирует детей начать заниматься спортом, тогда они растут. А те, кому не удается это сделать, их ситуация либо остается прежней, либо становятся хуже, потому что у детей есть много альтернатив.
Источник: vestikavkaza.ru |