Смена поколений - в любом виде спорта процесс сложный и зачастую долгий. Особенно если речь идет о замене мастеров экстра-класса. На это уходят годы, а иногда и десятилетия.
В частности, если говорить о художественной гимнастике, то, например, Болгария до сих пор не может подготовить спортсменок уровня тех звезд, которыми она славилась в далекие 80-е годы минувшего века. И этим сполна воспользовалась Украина, доминирующая на протяжении почти всех 90-х годов.
За это время наша страна продемонстрировала гимнастическому миру целую плеяду настоящих маэстро - Александру Тимошенко, Оксану Скалдину, Екатерину Серебрянскую и Елену Витриченко, у которых затем подхватили эстафету Тамара Ерофеева, Наталья Годунко и Анна Бессонова. Но спортивная карьера гимнасток недолговечна, и хотя та же Бессонова восхищала всю планету почти десять лет, пришло и ее время оставить ковер.
Кто готов стать ей достойной заменой? Пока что лучше всех это получается у талантливой Алины Максименко, которая уже завоевала именную лицензию на Игры-2012. Присоединиться к ней могут и другие наши спортсменки. 14 января в Лондоне стартует так называемая предолимпийская неделя, где последний шанс получить заветные лицензии имеют те девушки, которым не посчастливилось сделать это раньше. В том числе и представительницы Украины.
...Признаюсь, в знаменитой «Школе Дерюгиных» я не бывал давненько. Однако внешне там ничего не изменилось. А внутренне... Главный тренер нашей национальной команды Альбина Дерюгина пригласила меня пройти в зал, где как раз тренировались сборницы.
- Эту композицию Анне Ризатдиновой составили буквально вчера, - призналась Альбина Николаевна. - Так что не судите строго, если пока что-то не выходит.
Действительно, выходило не все, да и удивительно было бы увидеть обратное. Как-никак, Ризатдинова к тому времени выполнила свой шедевр не более десяти раз. А в том, что это шедевр - готов поклясться! Традиционная высокая амплитудность, динамика, полетность, уникальная сложность каждого элемента и тончайшая работа с предметом - как еще это называется? Следом за Ризатдиновой в таком же ключе отработала и Алина Максименко. А ведь во всем мире гимнасток, способных продемонстрировать подобное, раз-два и обчелся. Значит, не все так плохо в этом зале, как можно судить со стороны, не видя деталей своими глазами. И все же, не смог удержаться от заготовленных заранее вопросов...
- Альбина Николаевна, что чувствует наставник, когда завершают карьеру такие ярчайшие мастера, как Анна Бессонова?
- И грусть, и гордость одновременно. Ведь когда переполненные трибуны столичного Дворца спорта стоя приветствуют твою воспитанницу - значит, вместе с ней мы чего-то, да и добились. Аплодисменты Бессоновой - это ведь и аплодисменты ее тренерам. Поэтому я испытывала чувство безмерной гордости. С другой стороны, завершала карьеру гимнастка, с которой связаны все наши самые громкие достижения последних десяти лет. Это очень большой срок. Мы вместе пережили Олимпиады 2004 и 2008 годов, где Аня выигрывала бронзовые награды. Чего ей это стоило на самом деле - знает только она и мы, тренеры.
А титул абсолютной чемпионки мира 2007 года стал для Бессоновой тем всеобщим признанием, который она заслуживала давно. Но судьи в силу понятных причин упрямо отказывались видеть очевидное. И все же, даже у них заговорила совесть. Значит, Анна Бессонова действительно была настолько великой, не побоюсь этого слова, гимнасткой, что даже самые жестокие «подковерные» игры оказались бессильными против ее таланта и мастерства. Поэтому вместе с гордостью меня переполняла и грусть. Грусть от того, что эта прима мировой художественной гимнастики прощалась с ней в роли спортсменки.
Однако сейчас мне очень приятно, что Аня ежедневно приходит в зал и старается передать свой богатый опыт молодым спортсменкам. Она успешно сдала экзамены на тренерском и судейском семинаре, так что прощаться с родным видом спорта Бессонова, к счастью, не собирается.
- Многие специалисты считают, что с уходом Бессоновой Украина утратила очень весомый «козырь» в политической игре художественной гимнастики, и что теперь дальнейшие перспективы нашей страны весьма туманны...
- Действительно, в одночасье найти достойную замену такому мастеру как Бессонова очень трудно, если вообще возможно. Именно этим объясняется некоторый спад в наших результатах. Но глубоко ошибается тот, кто говорит о закате украинской художественной гимнастики. Ведь в 2010-2011 годах мы с Ириной Ивановной Дерюгиной вообще отказались от отдыха и провели титаническую работу. Отключиться от нее позволили себе только на протяжении пяти дней после прошлогоднего чемпионата мира. А так каждый день проводили в зале с утра и до ночи. Понимали: мы обязаны подготовить новых мастеров, чтобы наша страна продолжала оставаться в тройке сильнейших гимнастических держав мира.
Это был колоссальный труд! Взять день тренировочного сбора в Берегово. В 6 утра - всеобщее построение, в 6.15 я начинала первое занятие. Это физические упражнения, которые девушки выполняли со свинцовыми утяжелителями на ногах. В 8.30 спортсменки шли в бассейн и 15 минут плавали. В 9.00 - завтрак, затем час отдыха и вторая тренировка с максимальными физическими нагрузками. После - обед и полтора часа отдыха. И, наконец, третье занятие - хореография и работа с предметами. Оно заканчивалось в 19.00. А добавьте сюда еще составление композиций, подбор музыки и костюмов...
На чемпионате Европы-2011 почувствовали: работали не зря. Можем, умеем! И Алина Максименко была ничем не хуже нынешних мировых лидеров. Да, на пьедестале почета появлялась редко, однако при всех традиционных судейских «фокусах» от первой тройки отставала всего ничего. А если бы арбитры были абсолютно объективными, то ваш вопрос наверняка не прозвучал бы вовсе.
- Однако в канун предолимпийской недели путевку в Лондон имеет только одна Максименко. А как же другие гимнастки, те же «групповички»?
- Анну Ризатдинову вы только что видели. И что, разве заслуживает эта гимнастка непопадания на Игры-2012? Думаю, ее композиции станут только настоящим украшением соревнований. Чтобы получить лицензию в Лондон, на предолимпийской неделе Анне необходимо пробиться в ведущую пятерку среди тех, кто еще борется за это право. Уверена, со своей задачей Ризатдинова справится успешно.
Верю и в наших «групповичек». Все-таки они уже достаточно опытные. Это Виктория Ленишин (1991 г.р.), Алена Дмитраш (1991), Светлана Прокопова (1993), Виктория Мазур (1994), Анастасия Жихарева (1995), Евгения Гомон (1995) и Валерия Гудым (1995). На отборочном чемпионате мира они заняли итоговое седьмое место, тогда как напрямую в Лондон попадали первые шесть сборных. Надеюсь, теперь им уже никто и ничто не помешает занять место в квартете, который дополнит число команд-участниц Олимпиады. Хотя работать с ними, признаюсь, намного сложнее, нежели с Максименко и Ризатдиновой.
- Почему? Ведь попасть на Игры-2012 - может ли быть лучший стимул?
- Это так, но я вообще не люблю это слово - стимул. Если ты уже пришел в зал - то работай на совесть! Почему кого-то надо уговаривать? Вот, скажите, какой был стимул у меня, когда я начинала работать? Зарплата маленькая и весьма туманные перспективы, ведь художественная гимнастика как вид спорта тогда только зарождалась. Но у меня было чувство ответственности: если взялась за это дело - значит, необходимо работать добросовестно. Научиться переступать через «не хочу» и «не могу». Только так можно чего-то добиться. А у нынешнего поколения, увы, ценности совершенно другие. Многие живут в так называемом виртуальном мире - мобильники, смартфоны, ноутбуки... Им там намного интереснее, чем в зале.
- Как с этим можно бороться?
- Не поверите, но я не знаю! Пытаемся разрешить проблему и кнутом, и пряником. Иногда приходится кого-то просто отчислять из «Школы Дерюгиных». Зачастую обращаемся к родителям. Но это помогает лишь на время и далеко не всем. И если индивидуально с гимнастками общий язык найти можно, то в групповых упражнениях сделать это намного сложнее. Нет у одной-двух настроения и желания работать - остальные тоже страдают. Поэтому остается надеяться, что перспектива попасть на Олимпийские игры их хоть немного образумит.
- Смотрю, за последнее десятилетие помещение и зал «Школы Дерюгиных» почти не изменились...
- Увы, это так. Очень сожалею, что, несмотря на все усилия, нам пока так и не удалось построить свою школу художественной гимнастики. Имею в виду само здание, где было бы все для спортивного и личностного роста гимнасток - основной зал, тренажерный, хореографический, удобные раздевалки, кабинеты для массажа и физпроцедур, фонотека, комнаты отдыха, столовая... И обязательно школьные классы. Более того, нам приходится бороться даже за нынешнее помещение, откуда нас настойчиво хотят фактически выбросить на улицу. И это - одну из сильнейших школ мира! Что ж, таковы реалии сегодняшней жизни. Но, тем не менее, мы с Ириной Ивановной Дерюгиной делаем все возможное, чтобы украинская школа художественной гимнастики, вопреки всему, развивалась и крепла...
Сергей ДАЦЕНКО, Спорт-Экспресс в Украине |