Особенности хореографии в художественной гимнастике
Хореография в спорте утвердилась давно как средство специализированной подготовки спортсменов высокого класса. Термин «хореография» обобщает как искусство создания танца, так и все разновидности танцевального и мимического искусства. Именно в процессе занятий хореографией гимнастки ближе всего соприкасаются с искусством. Искусство вообще- это отражение действительности в образах; искусство танца- это передача образа посредством движений тела и мимики. Поэтому у занимающихся хореографией гимнасток формируется способность передавать движениями тела определённые эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства, а также способность создать яркий и выразительный образ.
Кроме того, при занятиях хореографией развиваются выворотность, гибкость, координация, устойчивость, лёгкий высокий прыжок; вырабатывается правильная осанка; укрепляется опорно-двигательный аппарат и, наконец (что очень важно),- формируется культура движений и умение творчески мыслить.
Помимо вышеперечисленного, занятия хореографией способствуют решению ряда общеобразовательных задач. Так, применение народно-характерных, историко-бытовых и современных бальных танцев приобщает спортсменок к достояниям культуры различных народов. Использование музыки в уроках знакомит с основами музыкальной грамоты, с произведениями различных композиторов, воспитывает музыкальность и, в конечном итоге, развивает интеллектуальные способности занимающихся художественной гимнастикой.
Хореографическая подготовка в художественной гимнастике включает в себя обучение элементам четырёх танцевальных систем:
классической;
народно-характерной;
историко-бытовой;
современной.
Осуществляется хореографическая подготовка в форме разминок (уроков)классического, народно-характерного, и современного содержания, а также при разучивании танцевальных и спортивно- танцевальных комбинаций.
Хореографическая подготовка в художественной гимнастике обладает также рядом особенностей, о которых нельзя не упомянуть. В основе этих особенностей лежит, прежде всего, различие целей и задач, стоящих перед спортсменками и балеринами: если для будущих балерин занятия хореографией являются их главным и основным видом деятельности, то для гимнасток - это лишь одна из сторон их подготовки на пути к высшим спортивным достижениям. Отсюда следуют два вывода, которые необходимо учитывать при занятиях хореографией с гимнастками:
хореографическая подготовка в гимнастике является лишь частью учебно-тренировочного процесса и должна быть взаимосвязана с другими видами подготовки гимнасток;
хореографу, работающему с гимнастками, необходимо считаться с постоянным дефицитом времени, который, во-первых, объясняется тем, что хореография не является основным видом деятельности спортсменок, а во-вторых, связан с различными возрастными рамками занимающихся: если учащиеся хореографических училищ в 18 лет лишь приступают к работе в театре, то у гимнасток этот возраст является пиком их спортивной карьеры.
Когда говорят о применении хореографии в гимнастике, подразумевают, прежде всего, классический экзерсис - школу классического танца, которая является основой основ для всего искусства хореографии в целом и которая представляет собой огромный комплекс движений, формировавшийся на протяжении почти трёх столетий и окончательно систематизированный профессором хореографии А.Я.Вагановой. В 1934 году была издана её книга «Основы классического танца», в которой народная артистка РСФСР, в прошлом солистка Мариинского театра, изложила методику преподавания классического танца, признанную сейчас во всём мире. Это комплекс движений, в котором нет ничего лишнего, случайного. Основная его задача заключается в том, чтобы путём целесообразно подобранных постоянно повторяемых, варьируемых и усложняющихся упражнений помочь учащимся развить тело и научиться свободно управлять своими движениями. При занятиях классическим экзерсисом последовательно работают и разогреваются каждая мышца, каждая связка; изучается самый широкий спектр положений рук, ног, корпуса, головы; осваиваются всевозможные позы и движения, а также - логичные и слитные переходы от одних движений и поз к другим.
Художественная гимнастика всегда была родственным для хореографического искусства видом; более того - она создавалась на его базе. Те гимнастки, чьи тренера уделяли достаточно много времени хореографической подготовке своих учениц, всегда выделялись среди других спортсменок культурой движений, эстетичностью, выразительностью.
Однако в последнее время в художественной гимнастике очень возросли требования к исполнительскому мастерству гимнасток. Как и в любом другом технико-эстетическом виде спорта, в художественной гимнастике должна присутствовать гармония между трудностью, композицией и исполнением. Причем при том уровне конкуренции, который наблюдается в современной художественной гимнастике, гармония эта должна быть совершенной. И сейчас, как никогда раньше, пригодился накапливаемый и оттачиваемый на протяжении нескольких веков опыт преподавания классического танца.
Следует также отметить, что по подбору средств (в особенности по разнообразию и сложности прыжков, поворотов и равновесий) хореография в гимнастике ближе к мужской хореографии. Хотя пластические закономерности женской хореографии сохраняются.
Хореографией гимнастки занимаются в обычной спортивной обуви (получешках), т.к. выполнение элементов классического танца на пальцах имеет лишь вспомогательное значение как средство совершенствования равновесий, поворотов, укрепления икроножной мышцы и мышц стопы и применяется главным образом в переходном и общеподготовительном периодах спортивной тренировки.
Особенности художественной гимнастики вносят в урок хореографии свою специфику. Прежде всего сами предметы диктуют необходимость вводить специфические задания. Так, особенность техники владения мячом, заключающаяся в мягкости и плавности движений, предполагает, что в уроки хореографии будут включаться движения свободной пластики: волны, полуволны и т.д. Броски предметов, сопровождающиеся пружинными движениями ног, взмахом туловищем и руками (рукой), требуют введения в урок различного рода пружинных движений и взмахов.
Кроме того, на уроках хореографии обращается внимание на развитие гибкости не только крупных суставов тела (тазобедренного, плечевого и подвижности позвоночника), но и мелких (особенно лучезапястного, плюсны). Всё это необходимо для успешного освоения техники владения предметами.
Ведь для гимнасток важно не только освоить рациональную технику выполнения элементов (прыжки со взмахом рук), но и технику взаимодействия гимнастка-предмет (для чего те же прыжки шагом необходимо уметь выполнять без взмаха рук), с которой встречаются представительницы художественной гимнастики.
Подготовка гимнасток к групповым упражнениям также должна отразиться на системе хореографической подготовки. Уже здесь желательно воспитывать умение синхронно работать в парах, тройках, четвёрках и в различных построениях (в колонне, шеренге, «стайкой» и т.д.); при выполнении комбинаций на месте, с продвижением по прямым, диагональным направлениям, дугам.
Все материалы, расположенные на данном ресурсе, были взяты из открытых источников интернета.
Все права на материалы, представленные на ресурсе, принадлежат их авторам, правообладателям и издательствам.
Ни администрация сайта, ни хостинг-провайдер, ни любые другие лица не несут ответственности
за правильность, точность, законность, достоверность материалов и за их использование!!!