Как отмечают многие исследователи, уровень двигательной активности школьников по мере взросления снижается. Особенно это касается девушек 10–11-х классов. Одной из причин такого положения дел является то, что программы физического воспитания в большей мере ориентированы на юношей: быть сильными, выносливыми, защитниками Отечества. Включение в программу уроков упражнений художественной гимнастики предполагает отход от жесткой регламентации занятий, повышение их эмоциональной насыщенности и приведение содержания физического воспитания в соответствие с естественными потребностями школьниц.
В программе по физической культуре (Матвеев А.П., 2004–2005 гг.) имеются предложения по содержанию раздела художественной гимнастики для школьниц 10–11-х классов. Однако там дано лишь примерное содержание, которое требует уточнения и конкретизации. Кроме того, такое содержание разработано только для учениц старших классов. Мы же считаем, что использование упражнений художественной гимнастики целесообразно значительно раньше, начиная с 5-го класса.
Занятия проводятся в одном зале с мальчиками, которые в это время занимаются спортивной гимнастикой. Для ведения такого урока преподавателю следует иметь помощников. Ими назначаются наиболее одаренные в двигательном отношении ученицы.
Девочек следует приучать к домашним заданиям и ведению дневника по учету своей самостоятельной работы. Содержание домашних занятий составляется учителем для каждого класса и индивидуализируется в зависимости от уровня физической подготовленности занимающихся.
Музыкальное сопровождение
В зависимости от целей каждой части урока заранее подбирается и соответствующая по ритму музыка. Пользуясь на уроках магнитофоном, следует соблюдать некоторые правила. Перед записью музыки на пленку записывается команда преподавателя к исполнению того или иного упражнения. После объяснения упражнения и опробования его без музыки преподаватель предупреждает детей о выполнении задания под музыку. В конце музыкального отрывка должна быть также записана на пленку команда «Стой!». Во время выполнения упражнения преподаватель делает короткие замечания, иногда подсчитывает, помогая уточнить темп и ритм движения.
Запись на магнитофон музыкальных отрывков для разучивания различных комбинаций, с предметами и без предметов, должна быть сделана в двух вариантах. Первый раз отрывок записывается по частям (по 4–8 тактов с интервалами 8–10 сек.). Паузы в записях дают возможность напомнить учащимся следующие после нее движения или повторить только что выполненные. Второй вариант – это запись музыкального отрывка целиком для исполнения всей комбинации.
В любом музыкальном произведении обычно чередуются звуки разной длительности. За единицу счета принимается какая-то определенная длительность, чаще всего это одна четверть, соответствующая одному целому счету «раз», или «два», или «три» и т. д.
В любом музыкальном произведении отдельные звуки имеют ударения, т.е. звучат более громко и отчетливо. Для ведения правильного счета преподаватель гимнастики должен уметь различать ударные звуки в любом музыкальном произведении. На ударные звуки в марше приходится шаг левой ноги, в общеразвивающих упражнениях – фаза главного действия.
Для ходьбы и бега обычно подбирается музыкальный материал двух- и четырехдольного размера: марш, песня, полька и другие подобные им по темпу и ритму музыкальные произведения. Произведения типа польки можно рекомендовать в тех случаях, когда ходьба чередуется с подскоками.
Спортивный зал и оборудование
Местом проведения занятий может быть спортивный зал школы, асфальтированная площадка, спортивное поле. Часто используется специализированное оборудование: станок для хореографии, зеркала, гимнастическая стенка. В спортивном зале необходимы вспомогательные помещения для снарядов. На занятиях используются различные предметы.
Мяч. Размеры резиновых мячей, используемых в художественной гимнастике, различны. Для начальной школы целесообразно использовать мячи диаметром 8–12 см, в среднем звене – 15–20 см, в старшем звене – более 20 см.
Скакалка. Изготавливается из пеньковой веревки. Концы ее завязываются в узелки и обматываются изоляционной лентой. Длина веревки должна соответствовать росту занимающихся. Проверить длину скакалки можно так: встать на середину скакалки (ноги на ширине плеч) и потянуть ее кверху. Кисти должны касаться подмышечных впадин.
Лента. Длина ленты 3–4 м – для среднего звена (5–9-е классы), 3–5 м – для девушек 10–11-х классов. Наиболее удобны легкие палочки из бамбука сечением от 5 мм до 1 см. Для ленты длиной 3–4 м требуется палочка длиной 40–50 см, для ленты длиной 5 м – палочка длиной 50–60 см. На конце палочки крепится рыболовный карабинчик, колечко и ниткой крепится к ленте. Используется атласная лента без синтетических волокон (синтетическая лента прилипает к полу и телу). Начало ленты должно быть сложено в два слоя. Один конец (длиной 1 м) загибается и прострачивается по краям. Ленту следует накрахмалить. При выполнении упражнений палочку свободно держать большим, указательным и средним пальцами так, чтобы конец упирался в ладонь у основания большого пальца.
Перечень основных средств, применяемых на уроках хореографии в гимнастике
полуприседание – деми плие (demi plie);
приседание – гран плие (grand plie);
выставление ноги на носок – батманы тандю (battement tendu);
махи на высоту 45° – батман тандю жэтэ (battement tendu jete);
полуприседание с выставлением ноги на носок – батман тандю сутеню (battement tendu soutenu);
приседание на одной, другая согнута (прижата) к щиколотке – батман фондю (battement fondu);
нога согнута, колено в сторону, носок у щиколотки опорной ноги (спереди или сзади) – сюр ле ку де пье (sur le cou-de-pie);
движение ногой вперед, в сторону, назад, в сторону – «крестом» вперед (en dehors);
движение ногой назад, в сторону, вперед, в сторону – «крестом» назад (en dedans);
поднимание ноги вперед, в сторону, назад – батман девлоппэ (battement developpe).
Упражнения без предметов
Разновидности ходьбы и бега
Использование ходьбы и бега на занятиях художественной гимнастикой способствует развитию силы мышц ног, формирует осанку. Применяются следующие виды ходьбы:
на полупальцах, на пятках;
в полуприседе, в приседе;
острым шагом (с перекатом с носка на всю стопу);
пружинным шагом (с резким подъемом на полупальцы после небольшого приседа);
высоким шагом (высоко поднимая колени);
выпадами;
переменным шагом.
Бег отличается от шага наличием фазы полета. Многие разновидности бега являются аналогами шагов и сохраняют соответствующее терминологическое определение. Например:
пружинный бег;
высокий бег;
бег на носках с продвижением вперед;
бег спиной с поворотами;
бег боком со сменой ног скрестно.
Движения с расслаблением
Применяются для устранения излишней координационной и тонической напряженности мышц, воспитания навыка свободного, незакрепощенного движения.
Волны и взмахи
В волнах и взмахах проявляется способность занимающихся к слитности движений, переключению напряжении расслаблений мышечного аппарата:
пружинное движение руками в сторону, вперед;
волна руками;
волна туловищем (сидя на коленях, руки за спину).
Равновесие
Под равновесием в художественной гимнастике понимаются по преимуществу разновидности стоек на ногах. Принято различать статическое и динамическое равновесие.
Статическое – равновесные позы на одной или обеих ногах без какого-либо движения тела в целом относительно опоры.
Динамическое – выполнение поворотов (вращений) в движении.
Повороты
Эти упражнения выполняются у опоры (лицом, боком), затем на середине зала. В структуре поворотов можно выделить четыре характерные фазы: подготовительная, фаза разгона, фаза поворота, завершающая.
Повороты выполняются учениками на месте, с продвижением по диагонали, дуге, кругу. Более сложные повороты выполняются на одной ноге.
Прежде чем приступать к изучению различных поворотов, занимающимся следует овладеть стойкой на высоких полупальцах, сохраняя подтянутое положение ног и туловища. Повороты выполняются на двух ногах и на одной, на месте и с продвижением. Положение рук, туловища и свободной от опоры ноги во время поворота бывает различным и изучается предварительно. Повороты выполняются вперед и назад. Поворот вперед, т. е. одноименный, выполняется на правой ноге направо. Поворот назад, т. е. разноименный, выполняется на правой ноге налево.
Виды поворотов:
1. Повороты переступанием выполняются на высоких полупальцах, руки в стороны, плечи развернуты, голова слегка приподнята. Плотно держа ноги вместе, мелкими шажками поворачиваться вокруг своей оси, сохраняя правильную осанку и прямые ноги. Повороты переступанием можно сочетать с танцевальными шагами, например, полькой.
2. Скрестные повороты на 180° и 360°.
Поставив одну ногу скрестно вперед, надо подняться на носки, выполнить поворот на 180° или на 360°, затем опуститься на всю стопу, приняв и.п. Скрестные повороты можно выполнить с различными движениями рук: лицевыми кругами кверху и книзу. Для тренировки вестибулярного аппарата скрестные повороты полезно выполнять поточно.
Прыжки
Прыжки на уроках с элементами художественной гимнастики – эффективное средство развития силы, выносливости, координации движений. На схеме показаны основные виды прыжков. Простейшие из них – подскоки, для которых характерны малая высота и небольшая амплитуда движений.
Прыжки в гимнастике характеризуются разнообразием поз, принимаемых в фазе полета. Изучению прыжка всегда предшествует освоение соответствующей позы. Перед толчком в прыжке обычно выполняется полуприсед. Приземление перекатом с носков в мягкий полуприсед на всю стопу делает его бесшумным и мягким.
Виды прыжков:
1. Прыжок толчком с разведением двух ног в полете и с последующим приземлением на две ноги. Прыжок выполняется у опоры, затем на середине зала.
2. Прыжок толчком двух ног с приземлением в вертикальное равновесие на одной ноге.
3. Подбивной прыжок. Все формы подбивных прыжков требуют высокого вылета вверх, чтобы успеть в воздухе подбить толчковой ногой маховую.
4. Прыжок шагом. Выполняется толчком одной ноги с приземлением на другую. В фазе полета одна нога вперед, другая назад.
Упражнения с предметами
Упражнения с мячом
На занятиях по художественной гимнастике мы применяем мяч. Для упражнений с мячом характерна мягкость движений, округлость форм, слитность и плавность перехода от одного движения к другому. В упражнениях с мячом во избежание отскока исключается жесткий хват, поэтому все приемы мяча сопровождаются фазой амортизации. Основные упражнения с мячом рекомендуются в следующей последовательности:
1. Изучение правильного удерживания мяча двумя руками, одной рукой на тыльной стороной кисти, между кистями, скрестно.
2. Отбивание мяча о пол: перед собой, сбоку, меняя высоту отбивания.
3. Махи руками с удерживанием мяча на ладони; круги кистью вокруг мяча с ударом о пол; без удара о пол; без удара о пол; выкруты перед телом, над головой.
4. Броски и ловля мяча обеими руками с ударом о пол, без удара о пол.
5. Броски и ловля мяча одной рукой с ударом о пол, без удара о пол, броски по дуге над головой, перед телом, броски под плечо.
6. Перекаты по полу, по телу (по двум рукам, по одной), по спине, по руке – груди.
7. Выполнение перебросок, перекатов, передач в парах, тройках, четверках.
Упражнения со скакалкой
Упражнения способствуют развитию скоростно-силовых качеств, выносливости. Скакалка – мягкий предмет, что определяет специфику работы с ней. Наиболее характерными движениями со скакалкой являются прыжки через нее, махи и круги. Использование пеньковой веревки позволяет выполнять броски и ловлю, обкрутки, обводки.
Последовательность изучения упражнений со скакалкой:
1. Освоение правильных хватов одной, двумя руками.
2. Махи скакалкой вперед-назад перед телом, сбоку, с перескоком через нее; махи и круги во всех направлениях сложенной вдвое скакалкой хватом за концы одной рукой.
3. Прыжки через скакалку с вращением вперед-назад, со скрестным вращением, одинарные, с двойным подскоком.
4. Переводы скакалки, обмотки.
5. Броски скакалки с последующей ловлей за концы двумя руками.
Изучение упражнений без предмета и с предметами строится на принципах симметричного обучения правой и левой стороны. Необходимо помнить, что изучению упражнений с предметами предшествует освоение простейших движений без предметов. На следующем этапе, одновременно с изучением более сложных движений без предметов (прыжков, поворотов), осваиваются основные навыки владения предметами, а именно: хваты, махи, круги, вращения, ловля. В дальнейшем осваиваются отдельные элементы, соединения, комбинации, в которых движения с предметами сочетаются с элементами без предметов.
Упражнения с лентой
Выполняя различные рисунки лентой, не следует прерывать ее движение в воздухе. В комбинациях ленту рекомендуется передавать из одной руки в другую. Передавать палку надо быстро и слитно, без нарушения рисунка.
В процессе обучения упражнения с лентой разучиваются раздельно, а затем соединяются. Трудность упражнений зависит не только от сложности рисунков лентой и их сочетаний, но и от длины ленты. Для учащихся 7–9-х классов длина ленты рекомендуется 3–4 м. Комбинации упражнений с лентой повторяются несколько раз подряд, являются средством выработки выносливости. Лентой выполняются махи и круги, «змейки», спирали, «восьмерки», броски. Начинать обучение рекомендуется с махов и кругов в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях. При выполнении кругов палочка с лентой должна быть продолжением руки. В зависимости от радиуса вращения круги могут быть большими, средними и малыми. Большие круги выполняются движением в плечевом суставе, средние – предплечьем, малые – кистью.
Дугой вперед мах лентой влево и вправо. Движение выполняется прямой рукой.
Круги – выполняются в боковой плоскости, горизонтальные круги под головой.
«Змейки» бывают вертикальные и горизонтальные и выполняются по полу и по воздуху. Рисунок ленты (зубцы) по отношению к полу определяет ее название. В вертикальной «змейке» зубцы обращены вверх. «Змейки» выполняются движением в лучезапястном суставе; локоть слегка согнут, хват палочки свободный. Горизонтальная «змейка» за головой выполняется с продвижением вперед на шаг, бег или танцевальным шагом.
Спирали бывают вертикальные и горизонтальные и выполняются по полу и по воздуху. Спираль лентой образуется круговым движением предплечья и кисти при согнутом локте. В вертикальной спирали витки лентой располагаются вертикально полу, палочка – горизонтально. В горизонтальной спирали, наоборот, палочка находится вертикально к полу, а витки ленты – горизонтальны. Начинать обучение следует со спиралей по полу, добиваясь равной величины и частоты витков. Вальс: и.п. – руки влево, лента в правой. 1–4 – четыре вальсовых шага вперед с левой, вертикальная спираль по полу слева в боковой плоскости, вращая ленту наружу. 5–7 – поворот переступанием на носках на 360° направо, вертикальная спираль по воздуху наружу. 8 – мах лентой назад-вправо, передавая ее в левую руку; и.п.
«Восьмерки» – бывают вертикальные и горизонтальные, большие, средние и малые. Большие выполняются движением в плечевом суставе, средние – предплечьем и кистью, малые – кистью. «Восьмерки» выполняются последовательными поворотами руки внутрь и наружу. При выполнении горизонтальной «восьмерки» в боковой плоскости круги располагаются впереди и сзади относительно тела.
Хореографическое обеспечение уроков с элементами художественной гимнастики
Правильная постановка ног и рук, красивая осанка, изящество и выразительность исполнения упражнений достигаются с помощью классического экзерсиса. Без него невозможно представить современную методику художественной гимнастики.
Классический экзерсис включают в занятия уже на первых этапах обучения. В него входят комплекс общеразвивающих упражнений и основные элементы балетного экзерсиса, выполняемые из облегченных исходных положений, чтобы избежать неблагоприятных воздействий на костно-связочный аппарат.
Позиции ног
1-я позиция: пятки вместе, носки в стороны (ступни развернуты под углом 180°), тяжесть тела равномерно распределена по всей стопе, живот и таз подтянуты, плечи слегка опущены.
2-я позиция: то же, что 1-я позиция, но между пятками расстояние, равное одной ступне.
3-я позиция: пятка передней ноги плотно прижата к середине ступни задней ноги, носки развернуты.
4-я позиция: ступни развернуты горизонтально, пятка передней ноги точно на уровне носка задней ноги, расстояние между ступнями равно одной ступне, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги.
5-я позиция: то же, что 4-я позиция, но пальцы передней ноги плотно прилегают к пятке задней ноги, и наоборот.
Методические указания. В начальный период обучения разворот ног в тазобедренных суставах должен определяться индивидуальными возможностями. Движения перехода от одной позиции к другой должны выполняться точно, с необходимым мышечным напряжением. Давать упражнения в основном из 1-й, 2-й и 3-й позиций.
Позиции рук
Подготовительная: руки внизу, слегка скруглены (венцом), ладони развернуты к телу и вверх, концы пальцев «смотрят» друг на друга на расстоянии 10–15 см, плечи слегка развернуты.
1-я позиция: руки вперед (на уровне диафрагмы), локти скруглены, ладони обращены к туловищу.
2-я позиция: руки в стороны, несколько ниже линии плеч, округлены, ладони вперед-внутрь.
3-я позиция: руки вперед-вверх так, чтобы видеть кисти рук, не поднимая головы, ладони обращены вниз, концы пальцев сближены.
Методические указания. Добиваться мягкой округлой линии рук и минимального мышечного напряжения (движения рук осваиваются труднее, так как требуют тонкой координации); необходим постоянный самоконтроль за плавностью и выразительностью движений рук при смене позиций, следить за осанкой, движениями головы, направлением взгляда.
1. Деми плие, гран плие с различными движениями руками – в сочетании с волнами, выпадами, наклонами. 2. Различные варианты батман тандю. 3. Различные варианты батман жэтэ. 4. Рон де жамб пар терр, различные варианты рон де жамб пар терр с волнами, взмахами, наклонами, выпадами. 5. Гран плие. 6. Различные варианты батман фраппэ. 7. Различные варианты батман фондю. 8. Рон де жамб ан лэр. 9. Батман девлоппэ; сочетания батман девлоппэ с равновесиями, наклонами, поворотами, элементами акробатики (медленные перевороты). 10. Упражнения на растягивание. 11. Разновидности гран батман жэтэ. Различные сочетания гран батман жэтэ, батман жэтэ с равновесиями, выпадами, поворотами, наклонами, прыжками. 12. Адажио. 13. Прыжки.
III. Заключительная часть.
1. Упражнения для рук. 2. Волны, наклоны. 3. Упражнения на растягивание умеренной интенсивности. 4. Различные танцевальные элементы и соединения. 5. Упражнения на расслабление.
Примеры упражнений с лентой (для учащихся 10–11-х классов)
1. И.п. – руки в стороны, лента в правой руке.
1 – шаг правой вперед, левую назад, круг лентой справа книзу-вперед в боковой плоскости. 2–4 – держать высокое равновесие, три круга лентой справа. 5–7 – наклоняясь вперед, перейти в горизонтальное равновесие, три малых горизонтальных «восьмерки» по полу. 8 – выпрямляясь, левую ногу к правой, мах лентой влево.
2. И.п. – правая рука с лентой влево.
1 – круг лентой справа в боковой плоскости книзу-назад, толчком левой прыжок через ленту вправо на правую ногу с последующим приставлением левой и махом ленты влево, ноги слегка сгибаются вперед. 2–4 – повторить движения такта 1, продвигаясь вправо. 5–6 – скрещиванием левой перед правой поворот на 360° направо, два горизонтальных круга лентой над головой вправо. 7 – передавая ленту в левую руку, мах ею влево по ходу движения ленты. 8 – руки в стороны. Прыжки через ленту выполняются в момент прохождения ее по полу.
3. Соединить упражнения №№ 1, 2 в одну комбинацию, выполняя правой и левой рукой.
Таблица 1
Зачетная комбинация с лентой
Такт
Счет
Описание движений
1–2
3–4
5
6
7–8
9
10
11–12
13
14
15–16
17–19
20
21–23
24
25
26
27–28
29–30
31
32
1–3
1–3
1–3
1–3
3
1–3
1–3
1–3
1–3
1–3
1–3
1–3
1–3
1–3
1–3
1–3
1–3
1–3
1–3
1–3
1–3
1–3
1-я часть
Шагом правой выпад вправо, левая в сторону на носок, вертикальная «змейка» лентой слева направо по воздуху (на уровне плеч).
Опускаясь на левое колено, перейти в сед на левое бедро, правую вытянуть в сторону, левая рука упором в пол слева, вертикальная «змейка» по полу справа налево в лицевой плоскости.
Подтянув правую ногу к левой, встать на колени, правая рука с лентой вверх с последующим кругом лентой в боковой плоскости справа-книзу.
Сесть на пятки, круг лентой в боковой плоскости слева.
Встать на колени, правая рука вверх за головой.
Шагом левой легкий бег вперед, горизонтальная «змейка» лентой за головой, закончить движение стойкой на носках, руки вправо, передать ленту в левую руку.
Шагом левой прыжок, правую согнуть вперед (голень параллельно опорной ноге), горизонтальный круг лентой над головой влево.
Повторить движение такта 9.
Поворот на 360° налево скрещением правой перед левой, вертикальная спираль лентой по воздуху справа, правая рука в сторону-назад, поворот головы направо.
Спружинив, встать на носки, мах лентой снизу вверх.
Опускаясь в полуприсед, горизонтальная «змейка» сверху вниз.
Бег спиной назад, вертикальная спираль по полу наружу с передачей ленты в правую руку, перестроение в две шеренги на левой и правой половине зала лицом к центру (в шахматном порядке).
2-я часть
Три прыжка шагом, три круга лентой справа в боковой плоскости книзу-вперед, левая рука в сторону (шеренги меняются местами, проходя мимо идущего навстречу партнера с правого бока).
Приставляя левую в стойку на носках, мах лентой вперед-вверх, передать ленту в левую руку.
Шагом левой назад, правая вперед на носок, наклон назад (плечи параллельно полу), три круга лентой слева в боковой плоскости кверху-назад (по ходу ленты).
Выпрямляясь, приставить левую к правой в стойку на носках, мах лентой вперед-вверх, передать ленту в правую руку.
С поворотом налево, лицом к основному направлению, приставной шаг левой влево, лицевой круг лентой влево-книзу.
Шаг левой влево, правая в сторону на носок, мах лентой влево (по ходу ленты). (Вторая шеренга выполняет движения тактов 25–26 с поворотом направо, круг лентой вправо).
Повторить движения тактов 25–26 в другую сторону.
С поворотом налево, правым плечом к основному направлению, шагом левой два прыжка со сменой ног сзади, два лицевых круга лентой книзу-влево. (Вторая шеренга выполняет такты 29–30 с поворотом направо, левым плечом к основному направлению, шагом правой прыжки со сменой ног назад, лицевые круги лентой книзу-вправо).
Приставляя левую, полуприсед, лицевой круг лентой влево.
Встать на носки, поймать свободный конец ленты левой рукой, прогнуться
Технология оценивания качества выполнения двигательных действий
Сдачу зачетных комбинаций на оценку можно проводить в форме соревнований. Это повышает интерес школьников к урокам физической культуры. Для проведения таких соревнований необходимо создать судейскую коллегию из самих учащихся. Большую помощь преподавателю могут оказать гимнастки, занимающиеся в ДЮСШ.
Целесообразно привлекать детей к выставлению оценок своим товарищам за выполнение различных упражнений. Выслушав мнение ребят, преподаватель называет свою оценку и объясняет недостатки и достоинства выполнения упражнения тем или иным учеником.
Преподаватель может определить в баллах «стоимость» различных элементов, входящих в разучиваемые учебные комбинации. Рекомендуется заранее и в процессе работы сообщить учащимся «стоимость» элемента и ошибки, за которые будет снижаться оценка.
Таким образом, учащиеся уже в процессе урока будут готовы к выполнению своих судейских обязанностей. Кроме того, зная предъявляемые к ним требования, они смогут сознательно добиваться устранения ошибок.
Оценивая выполнение упражнений по десятибалльной системе, ошибки следует классифицировать как мелкие, значительные и грубые.
Таблица 2
Ошибки
Баллы
Мелкие
0,1
Значительные
0,3
Грубые
0,5
Прежде всего учащиеся должны разобраться, как оценивать выполнение упражнений без предмета, состоящих из наклонов, поворотов, равновесий и прыжков. В этих упражнениях надо обращать внимание на амплитуду движения при наклонах и махах, высоту вылета в прыжках, устойчивость в равновесиях. Если все упражнение выполнено легко и грациозно, то оценку повышают.
Невытянутые носки, расслабленные ноги, небольшие колебания туловища при выполнении различных равновесий, неточное выполнение поворота (недовернулась на 45°), недостаточно мягкое приземление после прыжков и т.п. считаются мелкими ошибками. Эти же недочеты в выполнении упражнений, выраженные в большей степени, например, угловатые движения, потеря равновесия, сопровождающаяся шагом в каком-либо направлении, подпрыгивание, касание руками пола, рассматриваются как значительные ошибки. Подскоки на опорной ноге во время поворота, опускание на пятку, неточное выполнение поворота (в пределах 90°), жесткое приземление, маленький вылет, сильно согнутые ноги в прыжках тоже считаются значительными ошибками.
К грубым ошибкам относятся: 1) опора руками о пол при выполнении различных равновесий; 2) вращение на всей стопе или неоднократные подскоки на опорной ноге во время поворота; 3) приземление на прямые ноги; 4) очень маленькая амплитуда движения ног в полете, сильно согнутые ноги при выполнении прыжков.
Ошибки в выполнении упражнения с лентой
К мелким ошибкам относятся:
1) волнистость ленты и прерывистость движения при выполнении махов и кругов; 2) неодинаковые по высоте зигзаги ленты при выполнении «змеек» и выпрямленный ее конец; 3) выполнение «змейки» не кистью, а всей рукой; 4) при выполнении спиралей: круги неодинакового размера, конец ленты не участвует в движении, спираль выполняется с помощью плеча; 5) при выполнении «восьмерок» обе ее части неодинаковы по величине.
К значительным ошибкам относятся:
1) при перемене направления движения лентой часть ее падает на пол; 2) запутывание лентой тела с потерей темпа до 4 счетов; 3) завязывание узла или петли; 4) потеря ленты с падением палочки на пол до 4 счетов; 5) большая часть ленты не участвует в движении «змейки» или спирали; 6) нет полной «восьмерки» (только одна половина).
К грубым ошибкам относятся:
1) потеря ленты с остановкой движения больше 4 счетов; 2) продолжительное запутывание ленты вокруг тела, рук или ног, влекущее за собой пропуск элемента.
Все упражнения с предметами сочетаются с элементами равновесий, наклонов, прыжков и поворотов. Снижение оценки за ошибки в выполнении последних определяется по правилам судейства упражнений без предметов.
Все материалы, расположенные на данном ресурсе, были взяты из открытых источников интернета.
Все права на материалы, представленные на ресурсе, принадлежат их авторам, правообладателям и издательствам.
Ни администрация сайта, ни хостинг-провайдер, ни любые другие лица не несут ответственности
за правильность, точность, законность, достоверность материалов и за их использование!!!