Художественная гимнастика – безумно красивый, но жестокий вид спорта. Кстати, один из самых популярных в нашей стране. О том, что именно дает художественная гимнастика детям, когда ею нужно начинать заниматься, и кто становится чемпионом – мы решили узнать у руководителя
ДЮСК «Гармония-НВ» (г.Самара) –
Акжигитовой Натальи Васильевны. Наталия Васильевна, добрый день! Сегодня мы разговариваем о художественной гимнастике и сразу же вопрос, который интересует многих родителей – чем она отличается от спортивной гимнастики? Художественная гимнастика – это, прежде всего, работа с предметами под музыку. В художественную гимнастику входит и хореография, и акробатика, и виртуозное владение такими предметами как скакалка, обруч, мяч, булавы, лента. Спортивная гимнастика – это другое: акробатический подъем с пола, затем упражнения на брусьях, бревне, прыжок через коня.
Можно поподробнее о том, что входит в художественную гимнастику? Можно бесконечно продолжать, настолько это разнообразный вид спорта. У нас всю жизнь ребенок будет заниматься, и всю жизнь мы будем его обучать, даже когда он станет мастером спорта. Так велико разнообразие движений тела, манипуляций с предметами – все объять невозможно. Есть определенные тенденции, есть направления, мы и делаем упор на них.
Правила в художественной гимнастике меняются в среднем раз в четыре года. После изменений в правилах какие-то старые элементы исчезают, приходится обучать новым движениям и элементам.
В художественной гимнастике очень много элементов. Как же в таком случае составляется программа выступления – есть какие-то обязательные элементы? Есть такая толстая-претолстая книжка страниц так на 250. Называется она «Правила по художественной гимнастике». В этих правилах прописана стоимость всех элементов. Так, например, самый «дешевый» элемент тела стоит 0,1 балла, а самый дорогой – 1 балл. А еще есть смешанные элементы – когда ты берешь элемент с трудностью в 1 балл, добавляешь элемент с трудностью в 0,3 балла, то в итоге можешь заработать 1,4 балла (+0,1балла за соединение 2-х трудностей)
Получается, что выступления, которые мы видим – некая смета, где просчитано каждое движение. В правилах помимо стоимости прописываются обязательные элементы. Например, по программе мастеров спорта в упражнении должно быть 12 элементов движений телом. При выступлении с обручем всего должно быть поровну – поворотов, равновесий, наклонов, прыжков, а в упражнении с мячом основные элементы – прыжки и наклоны, т.е. я должна сделать 12 элементов, из них обязательно у меня должно быть 4 прыжка, 4 элемента на гибкость, а остальные 4 элемента я могу выполнить из любых групп трудностей элементов тела (прыжки, равновесия, повороты, гибкость и волны).
Элементы телом, выполненные без работы предмета (например, статика предмета), не защитываются.
Каждое движение с предметом дает определенное количество баллов.
А еще есть так называемые риски – это выполнение предметом броска, когда под летящим предметом необходимо выполнить минимум 2 (база) вращательных движения телом. Вращательные движения могут быть вокруг вертикальной или горизонтальной оси тела, разных уровней. Надбавки идут за ловлю предмета: в прыжке, без зрительного контроля, на полу, без помощи рук (например, ногами), за каждое дополнительное вращательное движение.
Это на самом деле сложно – составить упражнение, учесть все требования и использовать индивидуальные способности гимнастки, чтобы в итоге получить красивое упражнение.
Действительно сложно. Интересно, кто оценивает такие непростые программы? Как проходит судейство? Судейская бригада состоит из 12 человек, которая делится на 3группы судей. У каждой из них свои цели: первая группа оценивает техническую ценность композиции, ценность элементов с предметом, вторая – артистическую ценность базовой композиции (хореографию, передвижение по площадке, музыкальное сопровождение), третья – следит за техникой исполнения –потеря предмета, грамотная и правильная работа телом и предметом. Вот из этого всего и суммируются оценки. Если я могу что-то отлично сделать телом, но предмет просто держу в руке, то и оценку получу низкую. Многие родители недоумевают: ребенок так замечательно выступил – а оценки низкие! Но по сути, он ничего и не сделал – потанцевал, поулыбался и получил, соответственно, 3 копейки.
Во время соревнований на каждую гимнастку предоставляется карточка, в которой записана ее программа – последовательность всех движений телом и предметом. Она должна ее выполнить точь-в-точь, как в этой карточке.
У каждого движения телом и предметом есть свой символ, со стороны это очень похоже на китайские иероглифы. Разобраться в этом достаточно сложно, поэтому судьи постоянно проходят обучение, семинары, сдают экзамены и, конечно, необходима практика судейства.
С какого возраста стоит отдавать ребенка в художественную гимнастику? Когда уже поздно? Можно прийти в 25 и добиться чего-то? В 25 можно прийти и добиться чего-то лично для себя. Если же говорить о соревнованиях, то тут жесткий возрастной ценз. У нас четкие ограничения. Вот сейчас, например, по программе кандидатов в мастера спорта выступают гимнастки 97-98 года рождения. Выставить другой возраст я не имею права.
А для себя добиться чего-то очень даже реально. В нашем клубе есть группа «Несбыточная мечта детства». Туда ходят девушки и 25, и 30 лет, которые легко садятся на шпагат. А еще есть эстетическая гимнастика. Это такой вид спорта, где нет ограничений по возрасту.
Что касается начала занятий, то у нас есть группа раннего физического развития, где детей подготавливают к занятиям спортом, не обязательно к художественной гимнастике. Приводят детей с 2,5 лет, приводят много. Я считаю, что это полезно. А на художественную гимнастику детей приводят и в 3,5, и в 4 года, и в 7 лет. Осознанно дети начинают заниматься художественной гимнастикой, когда идут в школу, когда начинают немного соображать. Потому что, если голова не соображает, то ручки и ножки просто не сделают так, как надо. Когда родители говорят, что их детки с 4-х лет занимаются художественной гимнастикой, то они глубоко ошибаются. Да, мы принимаем в секцию художественной гимнастики, но как таковой они художественной гимнастикой не занимаются, они осваивают начальную подготовку для занятий художественной гимнастикой.
Т.е. настоящая художественная гимнастика начинается с 6-7 лет? Настоящая художественная гимнастика начинается с того момента, когда гимнастка начинает чувствовать свое тело и предмет, когда она может и телом, и предметом выразить музыку. Очень долго спорили - художественная гимнастика, это спорт или искусство. А чувствовать и владеть и телом, и предметом девочки обычно начинают лет с 13, 14 .Остальное время – это обучение!!!!!!!!!!!!
Какого ребенка Вы не возьмете на занятия по художественной гимнастике? Однозначно – больного, со сколиозом. Многие именно со сколиозом идут в художественную гимнастику, т.к. «посоветовали». Я сразу им говорю, что это не лечебная гимнастика. Да, она может в каких-то случаях помочь, выправить позвоночник, а в каких-то наоборот усугубить ситуацию. В первую очередь ребенок должен быть здоровым.
Лишний вес тоже является ограничением? Лишний вес тем более. Конечно, у нас есть несколько детей, у которых лишний вес, хотя я родителям сразу сказала – просто для здоровья два раза в неделю по часу, на большее рассчитывать не стоит.
А если лишний вес уйдет в результате тренировок? Не уйдет, т.к. дело не в физических нагрузках. Родители приводят детей в надежде, что физическими нагрузками смогут решить проблему с лишним весом у ребенка, а на самом деле в большинстве случаев все проблемы из-за неправильного питания ребенка. Когда мы приезжаем в наш летний спортивный лагерь, то многие дети начинают жаловаться «я не ем суп, я не ем овощи». Не едят не потому, что не нравится, а потому, что дома их к этому не приучили, не приучили к нормальной здоровой пище. Когда детей начинаешь грамотно правильно кормить, не даешь им перекусывать булочками и конфетами между основными приемами пищи, то они худеют – за две недели лагеря по 3 килограмма сбрасывают.
Когда можно будет понять – станет ли ребенок звездой художественной гимнастики или это будут занятия «для здоровья»? Очень часто родители своими амбициями забивают ребенка и не дают ему возможности показать себя. Вот приводят они ребенка – чисто внешне удивительно красивого… Вообще внешний вид играет огромное значение в художественной гимнастике: красивый ребенок – замечательно, но ведь ребенок должен быть «с головой» – у девочки должна быть хорошая координация, зрительная память, она должна быстро запоминать, улавливать. Такое сочетание встречается нечасто: допустим, у ребенка отличные внешние данные, но запомнить ничего не может – все, можно ставить крест.
А наоборот бывает – все запоминает, но внешние данные не очень? Да, бывает – такие дети, как правило, добиваются больших успехов. Вообще, часто родители слишком рано начинают думать, что их ребенок звезда. Да, она выиграла первое место на юношеских олимпиадах, но это еще ни о чем не говорит. Некоторые дети сразу уловили смысл, дали хороший старт, но встали на одном месте, а другие будут целый год долбать, зато потом, когда они усвоят, делают такой большой скачок, что первым их просто не догнать.
Во-вторых, сейчас гимнастика воспринимается как очень дорогой вид спорт. Он и всегда считался элитным. Отсев из-за финансовой стороны дела идет постоянно, потому что родители поначалу не понимают, что оплата занятий – это только полдела. Если они не готовы вкладывать в ребенка, то не смысла заниматься. Скажем, купальники дорогие – на самую маленькую кроху купальник будет стоить 7-8 тысяч рублей, для детей постарше купальники идут от 14 тысяч. Приклеили стразы (а на купальник их нужно около 5-6 тысяч штук) – цена разу же выросла в несколько раз. Стоимость купальников для выступлений доходит до 50 тысяч рублей. Предметы также дорогие. Ни один тренер не будет возить ребенка на соревнование с ширпотребом – это просто нонсенс. Мы в основном пользуемся товарами японского производства. От качества предмета зависит очень многое. Дешевый мяч стоит 2500-3000 руб., мяч получше обойдется в 4000-4500, лента стоит где-то 1500 руб., палочка булавы от 2500 руб., скакалку можно купить за 1000 руб., ну и обруч до 2000, тут цена зависит от размера.
С предметами понятно – их качество напрямую влияет на результат, а купальник может быть не таким дорогим? Ребенок очень талантливый, но выступает в среднем купальнике. В жюри есть бригада артистизма, и когда выходит девочка красивая, то Вы проникаетесь к ней. Она может технически что-то завалить, но с точки зрения артистизма будет смотреться здорово – просто, потому что красивая. А иногда выходит девочка толстенькая, кривоногая, и вроде шпарит как надо, но эстетически проигрывает. К сожалению, у нас вид спорта такой жестокий, что девочки способные, но без внешних данных проигрывают.
Получается, что посмотреть на ребенка и сказать, что он будет звездой – нельзя. Это будет просто неправильно.
Все зависит от труда и от здоровья. Чтобы добиться результатов, хотя бы попасть в сборную России, нужно тренироваться минимум 8 часов в день.
8 часов в день? Минимум. Простые гимнастки, которые выполняют программу мастера спорта, тренируются 4-5 часов в день. Это титанический труд. Вы не представляете, как дети в кровь разбивают ноги, пальцы, в синяках ходят, в ссадинах. Вот летят две булавы, каждая по 150 грамм, их бросают 6-7 метров вверх. А ведь может попасть в зубы, может в глаз. У моей дочери шрам от такой булавы, другой девочке на соревнованиях выбило зубы.
Многие не думают об этом, но это все не так просто, как кажется на первый взгляд. У меня одна мама привела девочку: «Как здорово, художественная гимнастика, все замечательно», а потом отказались заниматься: «Мы не думали, что у Вас так трудно. Вот Кабаева, она так улыбается, когда выступает». А у нас все улыбаются, потому что это спорт такой: ты всем своим телом должен выражать эмоции, быть артистичным.
Непросто улыбаться при таких нагрузках. Это выдержка, спокойствие. Сложно, конечно. А растяжка? Прыжок шагом-шпагат – представьте, насколько должен быть растянут ребенок, чтобы в прыжке шагом делать шпагат? Многие бросают занятия по причине проблем со здоровьем. Часто бывают проблемы с позвоночником, особенно когда организм идет в сильный рост, начинают болеть суставы, не все выдерживают.
Одни родители просто хотят видеть ребенка гибким и подтянутым, другие же ориентированы на результаты и звания. Как в этом случае строится работа с детьми? Это вначале говорят, что хотят просто стать гибкими и подтянутыми. Прозанимавшись год-два 99,9% из них начинают хотеть результатов – все амбициозны.
У нас в одном разряде выступают 50 человек, призовых мест всего 3. Не могут все быть успешными. Хотя мы стараемся устраивать больше всероссийских турниров, чтобы дать детям возможность показать себя.
Многие мои знакомые руководители детских творческих студий, клубов отказываются от участия в соревнованиях как раз по этой причине – призовых место всего три, а дети очень ранимые, очень глубоко переживают поражения. Они предпочитают более спокойную жизнь, чтобы не травмировать своих детей. У нас родители просто уходят к другим тренерам, если их дети не участвуют в соревнованиях. Они приходят и сразу спрашивают: «На каком уровне мы участвуем в соревнованиях? Где? Как?».
Т.е. большая часть родителей все-таки ориентированы на звания, на победы? В большинстве своем да. А спорт-то жестокий сам по себе. Многие дети так и не доходят до больших соревнований. Внутри клуба да, но не более того. На вопросы родителей по этому поводу мы популярно объясняем, что не всем это дано.
Как в таком случае реагируют родители? Знаете, как говорят: «Когда ребенок учится хорошо, то это заслуга ребенка, а если плохо, то виноват учитель». Резко кончено, но в основном это так. Чаще всего родители обижаются, уходят к другому тренеру, если туда берут (как правило, не берут). Понимаете, если растянуть можно любого, растянуть грамотно, без последствий, то позвоночник-то мы ломать не будем. Мы с помощью упражнений можем сделать его более гибким, но у каждого есть свой предел этой самой гибкости.
Хотя, даже в таких случаях мы стараемся дать ребенку шанс: не хватает гибкости, но может хорошо прыгать, значит будем включать в программу сложные прыжки.
Как сделать так, чтобы соревнования стали стимулом для ребенка? Ведь действительно не все могут победить. Ну, раз он проиграл, второй раз ничего не занял – на третий раз он может просто отказаться. Должен быть психологический настрой со стороны родителей и тренера, конкретная цель на каждое соревнование. Если нужно, чтобы ребенок победил, и он готов к этому, то ты настраиваешь его: «Эти соревнования для тебя очень важны, ты должна показать себя, ты можешь это». А есть соревнования, на которых просто обкатывается новая программа. Потому что бывает так, что от выступления к выступлению повторяется одна и та же ошибка, в одном и том же элементе – ребенок застопорился на одном месте. Есть соревнования, когда ребенок знает, что не выиграет, т.к. там дети сильнее, но нужно приблизиться к ним. Т.е. цели разные, разные задачи. А бывают соревнования, где не важно, кто какое место займет – главное выполнение разряда. Т.е. главное – набрать нужное количество баллов. Ребенок может не стать призером в таких соревнованиях, но он наберет баллы для разряда.
Получается, что есть соревнования за места, а есть на выполнения разряда? Конечно. Тут все зависит от того, как тренер настроит ребенка, как родители все ему преподнесут. Но к сожалению, если цели и задачи тренера и родителей не совпадают, если они работают не в тандеме, то пиши пропало. Ведь бывает так, что родители нацеливают ребенка на достижение каких-то результатов, на какие-то места, а ребенок просто не готов, еще не умеет делать этого. Такие моменты очень сложные для него психологически.
Есть дети, которые в 6 лет начали заниматься, есть те, которые пришли в 7-8. На первом этапе имеет большое значение, когда ребенок начал заниматься. Это потом они уже уравниваются. Ну и дружба с головой играет свою роль. Как правило, двоечников-троечников у нас нет, все хорошо учатся в школе.
Кстати, по поводу отличников – если гимнастки занимаются по 5-8 часов в день, то когда они успевают учиться? Моя дочь с медалью закончила школу – каждый день сидела до 2-3 часов ночи.
Не жалеет? Ничуть. После окончания школы ее пригласили в Санкт-Петербургский железнодорожный институт, где очень культивируется художественная гимнастика в ВУЗах. Она прошла собеседование, во время учебы выступала за свой институт, неоднократно становилась чемпионкой России по соревнованиям среди ВУЗов.
Какой оптимальный график тренировок для самых маленьких? Дети 4-5 лет занимаются 2 раза в неделю по часу. Потом уже смотрим по детям: способных переводим на 3 раза в неделю по часу. Длительность тренировок постепенно увеличивается – до 1,5 часов, потом до 2-3 часов. К 8-9 годам дети, обычно, тренируются уже 5 раз в неделю по 3 часа, но, опять же, все зависит от ребенка.
Вы говорите, что идет постоянный отсев. А какой процент остается? Сложно сказать. Для примера, вот у меня была группа 91-92 года рождения из 16 человек. Из них до звания мастера спорта дошли две девочки. Из группы 93 года рождения осталась одна девочка. В 9-м классе она дошла до кандидатов в мастера спорта и закончила занятия.
Здесь очень важна сила воли родителей. Девчонки в 8-м классе уже хотят гулять, хотят хвосты крутить, а нужно идти на тренировки. Одна из моих девочек в 8-м классе была близка к тому, чтобы бросить. Так ее мама в обеденный перерыв с работы приезжала домой, брала дочь и везла на тренировку. И так весь год. Девочка этот переломный год преодолела и стала нормально заниматься, получила звание мастера спорта.
Кстати, звание мастера спорта приравнивается к среднему специальному образованию и дает право работать в качестве тренера. Я сама лично начала работать в 9-м классе, тогда у меня было звание мастера спорта. Набрала детишек из 1-го класса и начала тренировать. Мои первые ученики были младше меня всего на 9 лет.
Очень часто бывает так, что столкнувшись с первыми трудностями, скажем, с той же растяжкой, ребенок начинает хныкать. Бывает даже, что отказывается продолжать занятия. Как вы в таких случаях поступаете? Без растяжки никак, через это все проходят. Да это больно, да сложно. Нужно уговаривать, нужно заставлять. Дело в том, что если ребенок не растянется, то на художественной гимнастике можно ставить крест. Самое трудное растянуться на шпагат и чуть-чуть больше – это самое больное, а вот дальше – уже удовольствие, уже получаешь удовольствие от растяжки. Хотя прыжок шагом на соревнованиях «стоит» всего 0,3 балла.
Сколько может понадобиться времени, чтобы сесть на шпагат, без травм? Все зависит от эластичности мышц – у каждого человека это индивидуально. Некоторые садятся на шпагат в первую же тренировку.
Программа выступления, набор элементов – это похоже на симбиоз творчества с математикой. Можно сказать и так. Для каждой девочки я подбираю музыку, которая будет ей нравится, будет подходить к ее характеру. Потом я расписываю элементы, которые нам нужны, потом накладываем это на музыку, чтобы все было гармонично.
Расскажите, пожалуйста, о соревнованиях по художественной гимнастике. В своем клубе я провожу соревнования 2 раза в год: в декабре, перед Новым годом и в конце мая, подводя итоги уходящего учебного года. Новички в новогодних соревнованиях не участвуют. С ними мы проводим открытые уроки, чтобы дети могли показать родителям, чему они научились за эти 3-4 месяца.
Если говорить о городских или областных соревнованиях, различных турнирах, то их достаточно много, поэтому, обычно, решение об участии принимает непосредственно тренер. У нас только по городу проводится около 5 соревнований в год, плюс по области около 5-6, плюс различные турниры. По результатам областных соревнований формируется сборная области. У нас свой клуб, поэтому мы считаем очень важным участие в первенстве России по клубам.
Мы ездим по разным городам, выезжаем за границу, нас много куда приглашают. Конечно, тут многое зависит от финансовых возможностей родителей. Недавно нас, например, пригласили на сборы в Болгарию, где один только день пребывания в зале стоит 110 евро. Умножьте на семь дней, плюс проезд, проживание, оплата тренеру. В результате получается 40-50 тысяч рублей. Все ли потянут такие траты?
И? Родители идут на это? Тут опять же все дело в амбициях. Некоторые потом очень любят рассказывать друзьям: «Мы вот на сборы в Италию едем », а смысл?
Я всегда говорю родителям, что, если мы едем на сборы за границу, то ребенок не увидит ни одного города, ни одной достопримечательности. Ехать на сборы за рубеж с туристической целью нет никакого смысла.
Результаты, которые покажет гимнастка на подобных турнирах у нас в России учитываются? Нет. Все официальные соревнования зарегистрированы через международную Федерацию художественной гимнастики, и все вызовы приходят официально уже в наши российские федерации, где формируется команда, которая будет защищать честь страны. Вот здесь уже смотрят на баллы. А в выездных турнирах может принять участие любая гимнастка. Приехать, поучаствовать, получить красивую грамоту, чтобы потом показать ее родственникам, друзьям, знакомым. Приглашения на выездные турниры обычно просто рассылаются клубам на электронную почту.
Что дает гимнастика девочкам? Очень многое. Это и осанка, и поведение. Девочки приобщаются к культуре, учатся хорошим манерам. Все наши гимнастики очень аккуратные, очень опрятные. Те же уроки хореографии не проходят даром: привычка постоянно следить за своими движениями, за положением тела и дают эту грациозность, это умение держать себя.
Многие, кстати, думают, что художественная гимнастика – это творчество, но, познакомившись поближе, понимают, что главное тут – дисциплина и преодоление: нагрузок, усталости, лени. А как на самом деле? Художественная гимнастика – это все-таки творчество. Ни одна наша тренировка не похожа на другую. Но с другой стороны, если у девочки не получается какой-то элемент, то я заставляю его отрабатывать и 2, и 3 часа. Потом контрольное выступление. Если не получается, то идем обратно в зал. И так до тех пор, пока из 10 раз все 10 не будут успешными.
Программу составляет тренер, все элементы жестко регламентированы. Получается, что все зависит от техники. От техники, да. Элементы могут быть одинаковыми, но вот как их свяжет гимнастка, какими она сделает переходы между ними – это уже только ее. Одна переход сделает плавным, другая предпочтет более резкие движения.
Гимнастки принимают участие в составлении программы выступлений? Более взрослые гимнастки принимают, а те, кто помладше – нет. Тут больше работает метод проб и ошибок. Мы ищем характер, что вначале очень сложно.
Говорят, что «физкультура лечит, а спорт калечит», что у «продвинутых» гимнасток серьезные проблемы с позвоночником. Как после этого отдавать ребенка в спорт? У моей дочери была травма позвоночника, девочка неудачно приземлилась. Она лечилась, вправляла в Питере позвонки. Тем не менее, она сейчас говорит мне «даже зная, что придется пройти через это все, я все равно бы пошла в гимнастику». Это втягивает, это совершенно другой мир. Это красиво, это особый уровень общения.
А по поводу здоровья, есть еще один миф, по поводу того, что у гимнасток сложно обстоят дела с детьми, на что я всегда отвечаю: покажите мне хотя бы одного тренера, у которого нет детей. Нет таких – у кого двое, у кого трое, а у некоторых и четверо.
Что касается позвоночника, то нагрузки, конечно, большие. Но для этого у нас есть мануальный терапевт, раз в полгода нужно ходить к нему, есть массаж, есть баня.
Так кто же становится чемпионом? Можете дать какой-то общий портрет? Все разные. Взять даже известных гимнасток, Кабаева, Чащина – они очень разные. Если говорить об особенностях характера, то нужно быть упертой, быть стервой. Представьте, какой страх у ребенка, который выступает – на него смотрят 12 судей, а если упражнение-вертушка, то все 24 человека из судейства, плюс наверху секретариат – человек 10-15. Т.е. судейская коллегия около 50 человек и зал, а он один. Маленькие детишки не боятся, т.к. еще не понимают всего, но чем взрослее девочка, тем сложнее ей справиться с этим страхом. А если это Олимпийские игры и ты защищаешь честь страны? Ты должна выйти с уверенностью – «Я самая лучшая, а вам всем это докажу». Если ты тюня-матюня, то не добьешься ничего.
У меня была гимнастка, которая в зале показывала нечто фантастическое, но как только выходила на ковер, то я просто ее не узнавала – это был совершенно другой ребенок. Она не могла собраться, не могла показать, на что способна. Она так и не достигла каких-то высот. Хотя все тренеры, которые видели ее на тренировках, удивлялись, почему я ее не выставляю на соревнования.
Можно сказать, что гимнастика воспитывает характер. Да, воспитывает: я смогу, я добьюсь, я докажу. Люди, которые в зале доказывают и себе и окружающим, что они лучшие – они и потом и в жизни добиваются очень многого. Умение не спасовать в нужный момент – это очень важное качество.
Дело в том, что сейчас дети какие-то бесцельные. Они пассивные. Что им мама с папой сказали, то они и сделают. Я вспоминаю себя в детстве: мы с подругой в 5 лет пошли и записались в бассейн. Родителям ничего не сказали. И в гимнастику я пошла, потому что я сама этого захотела, мне это было интересно. У меня была цель, и я ее достигала.
А сейчас детям ничего не надо – они до последнего не знают, куда они будут поступать после окончания общеобразовательной школы. Ждут, когда мама скажет, когда возьмет за ручку и поведет.
Почему так происходит? В какой момент родители допустили ошибку? Я думаю, что все это связано с деньгами. Если все можно купить – зачем тогда стараться, к чему-то стремиться? При советской власти все было бесплатно, но из группы в 30 человек на соревнования летели только 5 самых лучших. Мне не нужно было кричать на тренировках, заставлять, как сейчас – я просто проводила тренировку, и дети знали, что выберут лучших. В итоге пятеро детей уезжали, а остальные продолжали заниматься еще усерднее, чтобы в следующий раз попасть в эту пятерку. А сейчас получается так – провели тренировку, выбрали лучших, но в итоге едут не они, а те, у кого есть деньги. Было много таких моментов, когда мы готовим девочку, она надеется попасть на соревнования, а родители в конце говорят: »Мы никуда не едем, у нас нет денег».
Мне кажется, что у ребенка может пропасть интерес к гимнастике после такого, ведь трудиться нужно ради реальной цели. Да. Вся эта осанка и прочее – это все они оценят позже, а сейчас для них важно участие в соревнованиях. У нас недавно была ситуация: мы должны были ехать в Москву на соревнования, и за неделю до отъезда ко мне обратилась одна из мам с просьбой убрать ее дочь из списка, т.к. ехать банально было не на что. Мы убрали, а ребенок не захотел больше заниматься, т.к. был очень расстроен тем, что остальных взяли, а ее нет. Видимо, мама неверно все объяснила.
Как же воспитывать ребенка, чтобы не допустить пассивности, о которой шла речь, бесцельности. Быть строже – пусть сами всего добиваются? Родители должны стимулировать ребенка. У нас в семье мы так и делаем: если ребенок чего-то хочет, то мы мешать не будем. Когда моя старшая дочь сказала, что хочет ехать учиться в Питер, то мы с мужем были в шоке, но согласились, т.к. должны были дать шанс своему ребенку. Думали, что если она не поступит, то это уже другое дело, но дать ей возможность попытаться, попробовать мы должны. В итоге она поступила, выучилась, вышла замуж. Сейчас обе дочери живут там.
Если ребенок к чему-то стремится, нужно помочь ему этого добиться, а не дать это в готовом виде. Многие родители приводят ребенка и говорят: «Пусть она одно занятие позанимается, и посмотрим – хочет она или не хочет». Да она сама еще не знает, чего она хочет. После первой тренировки она может прийти радостная, а потом, когда что-то не получается и ее ругают, то она начинает плакать. А мы не можем всегда хвалить.
Я всегда родителям говорю: Ваши дети нужны только Вам. Как Вы будете с ними заниматься, как развивать – так они расти и будут. Если Вы считаете, что воспитание – это нарядил и покормил, то Вы можете очень быстро потерять связь с ребенком. Родители должны участвовать в формировании характера, личности своего ребенка.
Когда начинается новый набор в группы по художественной гимнастике? У нас новый набор начинается в августе, но и в течении года мы берем детей. Естественно, жаль, когда детей приводят с целью «лишь бы куда-нибудь пристроить». Родитель должен морально себя подготовить, взять на себя всю ответственность, т.к. ребенок в 4 года не может сам решить – чего он хочет, а чего нет.
У гимнасток есть летние каникулы или тренировки продолжаются в течении всего года? Каникулы – 20 дней в летний период. Если гимнастки будут отдыхать по 3 месяца, то можно завязывать с этим делом – все, что мы растянули и разогнули, пропадет.
Вы для этого возите детей в спортивный лагерь, чтобы не потерять спортивные навыки? У нас очень много того, что нам нужно осваивать с предметами, элементы с телом, которые нужно прорабатывать, на что у нас нет времени, т.к. зал мы арендуем на конкретное время. В лагере же мы находимся целый день. Там у нас с 10:00 до 13:30 тренировка, в 14:00 обед, потом тихий час – все спят без задних ног, с 17:00 до 19:30 вторая тренировка, а вечером с 21:00 до 23:00 разные культурно-развлекательные мероприятия.
Наталия Васильевна, можно сказать, что Вы сами – первое поколение гимнасток в нашей стране? Можно сказать, что да. В то время ходили тренеры по школам, отбирали детей. Во втором классе я начала заниматься художественной гимнастикой.
Как возникла идея открыть свой клуб? СК «Заря»(от завода «Металлист») закрыли за долги. Многие сидели думали – что делать дальше? Один из наших друзей подал идею открыть свой клуб. На меня тогда смотрели как на сумашедшую – все вино-водочные ларьки открывали(1992г.), а я пошла спортивный клуб открывать.
Что самое сложное в работе тренера? Общаться с родителями. Дети хотят не трудясь стать чемпионами. А родители хотят воплотить свои несбыточные мечты. От родителей зависит очень многое – будет ли заниматься ребенок, чего он достигнет. Прежде чем добиться успеха, нужно всем хорошо потрудиться – и ребенку, и родителю, и тренеру.
Получается, что успех ребенка в художественной гимнастике зависит от трудолюбия не только ребенка, но и родителя. Это очень большое трудолюбие. Взять хотя бы необходимость возить ребенка на занятия – 2 раза в неделю по часу. Т.е. нужно приехать отвезти ребенка, потом приехать забрать. Через какое-то время они занимаются уже 5 раз в неделю по 3 часа, т.е. родитель 5 раз в неделю приезжает с работы. Приходится бросить все и посвятить себя художественной гимнастике. А соревнования? Многие родители говорят, что они не могут поехать на соревнования, т.к. они на выходные уезжают. Извините, если Вы пошли в художественную гимнастику, то придется делать выбор. Мы, тренеры, в течение года, работаем ,практически, без выходных.
Вы строгий тренер? Тренер должен быть строгим, как и любой учитель. В воспитании должна быть строгость, но не жестокость. Если с ребенка не будешь требовать – ничего он делать не будет. Всем нравится, когда с ним ути-пути, но результата в этом случае не будет. А мы ставим задачу, и тут плачь – не плачь, а делать нужно. И конечно, тренер должен быть образцом, примером для подражания. Я вспоминаю своего тренера: мне всегда нравилась ее интеллигентность, ее внешность – как она выглядит, как она общается, как она держит себя. Я хотела быть похожа на нее.
Дайте, пожалуйста, совет, родителям, которые сомневаются – вести ли своего ребенка в художественную гимнастику. Я хочу сказать, что если родители решили отдать ребенку в художественную гимнастику, то они должны жить этой гимнастикой, в первую очередь, сами. Потому что у всех выходные, а у нас соревнования, у всех отпуск, а нам в лагерь ехать нужно. Им нужно запастись терпением, потому что обучить чему-либо ребенка – это долгий процесс. А когда будет трудно – не пасовать, а идти дальше, т.к. трудно бывает очень часто. Им нужно научиться не идти на поводу у ребенка, особенно если тренер говорит, что у ребенка талант. Не зацикливаться на первых местах, т.к. дети, которые даже не занимают призовых мест, которые даже закончили на 1-м разряде, прекрасно двигаются, они красивые, они стройные, они прекрасно чувствуют музыку, они гордятся собой – для жизни это много дает. И, конечно, очень важно, что в переходный сложный период девочки находятся не где-то, а занимаются в зале – тренируют свой разум, свое тело, свою волю. Где вот сейчас Ваша девочка? Она не где-то, она на ТРЕНИРОВКЕ!