13 июня прославленная гимнастка Лилия Назмутдинова отмечает свой юбилей.
Перед началом беседы в редакции
«ОГ» мы с фотокорреспондентом Алексеем Куниловым представились именитой гостье. «Два Алексея? — переспросила она. — Надо сесть между вами, на счастье». «Но ведь вы и так, наверное, счастливый человек, — предположил я. — Взять хотя бы одну только спортивную биографию». «Согласилась бы с вами, если бы… Если бы не травмы», — вздохнула Лилия Биляловна.
Ответственность беру на себя
— Первую из них я получила в 1957-м. И произошло это, можете себе представить, не на соревнованиях или подготовке к ним. Гимнастки были задействованы в торжественной церемонии открытия Московского фестиваля молодёжи и студентов. И за день до открытия, на генеральной репетиции в Лужниках, во время резкого движения почувствовала хруст в колене. Боль была жуткая, сидела потом на трибуне, слёзы из глаз ручьём лились. Лечилась, спустя несколько месяцев уже выступала на первенстве СССР за сборную России. Выполняла упражнение с лентой, возникла резкая боль. Тренер меня на руках с площадки унесла. Но тогда было такое правило — можно отказаться от первой попытки и использовать вторую. Говорю: «Перебинтуйте ногу потуже, попробую ещё раз».
- И вам разрешили? — Врач говорит: «Выступать тебе нельзя. Пиши расписку, что ответственность за все возможные последствия берёшь на себя». Я написала. Вторая попытка получилась более или менее. Но на следующем упражнении, с элементами акробатики, случился рецидив… Вскоре стало ясно, что без операции не обойтись. В 1958 году в Москве наш знаменитый хирург Зоя Сергеевна Миронова удалила мне мениск.
Операция прошла удачно, чувствовала я себя хорошо, и явно раньше времени возобновила тренировки. Так что проблемы с коленом потом возникали не раз… А уж про такие «мелочи», как травмы локтя, пальцев ног я и не говорю — это случалось постоянно. Что делать, травмы — это практически неизбежные спутницы «художниц»… Вот разве что Евгения Канаева, как говорится, Богом поцелованная. Другого примера даже привести не могу.
- Тем не менее, выступали вы долго, до 34 лет…
— Да, закончила только в 1970-м, у меня уже дочь к тому времени родилась. Но и в том сезоне, можете себе представить, после розыгрыша Кубка СССР в Ташкенте, получила приглашение от министра культуры Узбекистана выступать за эту республику! А ещё могу похвастаться, что в 32 года за упражнение с обручем, точнее говоря, с обручами — у меня их два было, я получила максимально возможную оценку «10,0». Выступала тогда в Ленинграде на одних соревнованиях со своей сестрой Альфией, которая младше меня на 13 лет.
- Подобное сейчас и представить невозможно. Даже 20-летняя гимнастка — редкость… — Сейчас нагрузки другие, начиная с раннего детства. Организм сильно изнашивается. Гимнастке 20 лет, и две трети жизни по нескольку часов в день она ежедневно занималась тяжелейшим физическим трудом. Ну, и конкуренция высочайшая — всё время подрастают новые гимнастки. Более сильные — прогресс здесь такой же, как в любом другом виде человеческой деятельности.
Мечтала о балете, попала в гимнастику
— Лилия Биляловна, можно сказать, что художественная гимнастика окончательно сформировалась, как вид спорта, на ваших глазах? — Можно, что уж там скрывать (смеётся). В кружок при Доме пионеров я пришла в 1946 году, а первый чемпионат страны состоялся в 1948-м. Он, кстати, назывался тогда смотром-конкурсом. И только следующий — уже чемпионатом… Тренировалась у Елизаветы Алексеевны Облыгиной. Собственно, подобное уточнение излишне — другого тренера по художественной гимнастике в Свердловске и не было.
- Почему? — Изначально этот вид гимнастики назывался художественным движением. Начали заниматься им в Ленинграде, ещё в 30-х годах. Елизавета Алексеевна родом оттуда, а в Свердловск эвакуировалась в годы войны. Здесь, в техникуме физкультуры, преподавала её старшая сестра Серафима, которая и настояла, чтобы Елизавета туда поступила. В 1944-м она набрала группу своих первых учениц из числа девушек, занимавшихся в техникуме. Так художественная гимнастика появилась в Свердловске. Затем Облыгина стала работать тренером во Дворце пионеров.
- Как оказались во Дворце пионеров вы? — Случайно. С дошкольного возраста я мечтала стать балериной. Наш дом, на Ленина, 46, находился через дорогу от Театра оперы и балеты. В нём же жил Иван Михайлович Сметанин, уж не помню точно, какой он пост занимал. Ну, скажем так, деятель культуры… Вот он меня на спектакли и водил. Записалась даже в детскую балетную студию, но что-то не сложилось, и занятия там так и не начались. Соседки посоветовали пойти во Дворец пионеров, где в кружке художественной гимнастики занималась девочка из нашего двора, Алла Цепаева.
- Взяли туда без вопросов? — Да. У меня была природная гибкость, одно из главных качеств, необходимых гимнастке. Ещё до поступления в кружок могла, например, сделать шпагат. Музыкальный слух у меня тоже был, в родителей, наверное. Ещё до войны они пели в татарском театре Домпроса «Нацмен».
- А чего не было? — Говорили, что выразительности не хватает. Спорила с тренером. Елизавета Алексеевна мне говорит: «Поверни голову и держи так!». Я в ответ: «Не могу, у меня шея устаёт!» (смеётся).
Звание мастера выполнила в соборе
- Ваши первые соревнования помните? — Конечно. Прошли они только в 1951 году, до этого только на различных праздниках выступала. В первенстве города заняла третье место и выполнила норму первого спортивного разряда, минуя второй и третий. Вскоре тренер сборной РСФСР Татьяна Григорьевна Вавич взяла меня в свою команду. В свои пятнадцать лет я была там самой юной — сейчас в этом возрасте «художницы» уже чемпионками мира становятся… Была на сборах в Новогорске, но на чемпионат СССР в Тбилиси меня не взяли. Успокаивали: «Придёт ещё твоё время!».
- И как быстро оно пришло? — Очень быстро (смеётся). В 1952 году впервые в жизни я поехала на соревнования в другой город. В Челябинске проходил чемпионат РСФСР, где я заняла второе место, потом в Таллине стала чемпионкой страны среди девушек. Ну и самым главным моим достижением в том сезоне стала серебряная медаль чемпионата страны среди взрослых в Ленинграде. В 1953-м стала чемпионкой РСФСР, ещё год спустя сделала дубль, выиграв и чемпионат республики, и чемпионат страны.
- В 1954 году вы стали ещё и первым в стране мастером спорта по художественной гимнастике. Как это произошло? — Когда я только начинала выступать, максимально возможным достижением в нашем виде спорта было выполнение норматива первого разряда. И вот в самых высоких инстанциях дали добро на присвоение «художницам» звания мастеров спорта. Целый год разрабатывали критерии, даже чемпионат СССР в 1953-м из-за этого не проводили. Наконец определились: по сумме шести упражнений необходимо набрать минимум 54 балла.
Первым турниром, по итогам которого могли присвоить это звание, стал чемпионат РСФСР-1954 в Ярославле. Запомнился он ещё и тем, что проводился в соборе.
- В соборе?! — Ну да. В нём было достаточно большое помещение, из которого и сделали спортивный зал, трибуны установили. А разминку мы проводили в кельях! Мне удалось второй раз подряд стать чемпионкой РСФСР и единственной из участниц выполнить норматив мастера спорта. Набрала я тогда 56,4 балла.
Спустя месяц там же проходил и чемпионат СССР. Долгое время лидировала ленинградка Дина Огородова, победительница предыдущего чемпионата страны. Но затем она сорвала упражнение с обручем, и я вышла вперёд. Оставалось моё любимое упражнение с лентой. В келье, где я проводила разминку, протекал потолок, и кончик ленты угодил в лужу. И во время выполнения упражнения мокрая лента на мгновение прилипла к купальнику. За это нарушение оценку снизили, но и набранного количества баллов мне хватило, чтобы остаться на первом месте. Так я впервые выиграла золото чемпионата СССР. Кстати, мастерский норматив и на этом турнире удалось выполнить только мне… Бог всё видит
- Вслед за всесоюзным признанием люди обычно стремятся к международному… — Федерация художественной гимнастики появилась у нас только в 1954 году. Что касается других стран, то этот вид спорт культивировался только в нескольких социалистических странах. В институте Лесгафта в Ленинграде, где преподавалась художественная гимнастика, учились их представительницы, которые по возвращении домой передавали свой опыт. Первые международные соревнования состоялись только осенью 1960-го, когда в Болгарию приехали мы и гимнастки Чехословакии. Расхождения в критериях оценок выступлений были очевидные, болгарские арбитры выражали очевидные симпатии своей соотечественнице Юлии Трашлиевой. В итоге мы с Трашлиевой поделили первое место.
- Но в целом cоветским гимнасткам у болгарских тоже было чему поучиться? — Трудно сказать. Они вообще трактовали этот вид спорта несколько иначе… Вот вспомнила интересный момент. Мы узнали, что на тренировках упражнения с предметом они выполняли с завязанными глазами или вообще в темноте — чтобы контакт с ним отрабатывался до автоматизма.
- В 1963 году в Будапеште состоялся первый чемпионат мира, но вы на нём не выступали. Почему? — Больная для меня тема. Отбор трёх гимнасток на чемпионат мира происходил по итогам соревнований на Кубок СССР в Москве. И для меня было очевидно, что старший тренер сборной страны, она же — тренер сборной Москвы Мария Вартановна Лисициан тянет в команду своих. Я в команду не попала, а первой чемпионкой мира стала москвичка Люда Савинкова. Любопытно, что лучшей в стране она при этом так ни разу и не была!
Ну что… Дома мы с Елизаветой Алексеевной Облыгиной погоревали и стали готовиться к следующему чемпионату мира, который проводился в 1965-м в Праге. Никогда в жизни я так не вкалывала, как в те годы. И вот, снова Москва, снова Кубок СССР, снова отбор… Иду на первом месте с большим запасом, осталось упражнение с мячом. Выполняя один из элементов, задела мяч плечом. Он укатился, оценка низкая, но, тем не менее, в многоборье занимаю третье место — в сборную должна попасть. Тренируемся на сборах в Новогорске, а ближе к их окончанию Лисициан и государственный тренер Спорткомитета СССР Валентина Григорьевна Батаен называют трёх человек, которые едут в Прагу, и меня среди них нет! У меня прямо слёзы брызнули из глаз: «Как же так? Ведь по положению едут три призёра Кубка!». В ответ: «Таково решение тренерского совета». На этот раз, скажем так, спортивная общественность подняла большой шум, и в команду меня включили. Но так, словно сделали одолжение… Даже врач сборной ко мне как-то пренебрежительно относилась.
- А другие гимнастки сборной что думали по этому поводу? — Таня Кравченко меня поддерживала. А с Людой Савинковой, откровенно говоря, мы не ладили. Обстановка была на редкость нервозной, и команды, в полном понимании этого слова, в сборной СССР тогда не было.
Савинкова, выполняя упражнение, уронила мяч, как я на Кубке страны, и лишилась всех шансов на медаль. Нехорошо, конечно, с моей стороны, но в тот момент я подумала: «Бог, он всё видит…» После всех этих разборок я чувствовала себя значительно хуже, чем перед Кубком страны, и выступила ниже своих возможностей. Удалось, правда, получить бронзу по сумме упражнений с предметом, но в общем зачёте оказалась только пятой. Савинкова — десятой, а Кравченко — второй. А чемпионкой стала чешка Хана Мичехова.
От сцены Большого до резиденции президента
- Художественная гимнастика — такой вид спорта, выступления в котором не ограничиваются обычно одними лишь рамками соревнований… — Так и есть. Много было показательных выступлений. Я уже вспоминала фестиваль молодёжи и студентов в Москве, при подготовке к открытию которого травму получила. И говорила, что раньше времени тренировки возобновила. А почему? Нужно было ехать в Брюссель, где мы выступали на Всемирной выставке. Ещё раньше, в 1955-м, в Чехословакии участвовали в празднике, посвящённом 10-летней годовщине освобождения Праги от фашистов. Очень запомнился стадион «Страгов», где выступали. Многие считают, что самый вместительный стадион в мире — знаменитая 200-тысячная бразильская «Маракана», но это не так. «Страгов» вмещает 240 тысяч зрителей! Трибуны там не очень высокие, но поле огромное — как несколько футбольных полей! Он был сооружён специально для различного рода спортивных праздников и парадов, нам говорили, что на поле могут одновременно находиться 10 тысяч человек. Позже, в той же Чехословакии, выступали в резиденции президента страны Антонина Новотны. Босиком, потому что паркет был очень скользкий…
В 1958 году в Москве снимали цветной панорамный фильм «Волшебное зеркало», там были сцены с гимнастическими упражнениями, в двух из них мне предложили участвовать. Говорю: «Да вы что? Я сюда на операцию приехала!». Но уговорили. Играла Снежинку и Стрекозу.
А по случаю юбилея спортивного общества «Трудовые резервы» в начале 60-х мы демонстрировали своё умение на сцене Большого театра. И, представляете, меня после этого в Большой приглашали танцевать!
- А вы? — А я об этом даже не узнала. Приглашали через тренеров, они мне об этом не сказали — самим, дескать, нужна. И ещё я в цирке выступала! В программах вместе с клоунами, жонглёрами, акробатами. Со своим любимым упражнением с лентой.
- Подрабатывали? — Подрабатывала.
- А что составляло ваш основной доход? — Ну я же не только выступала. С 1955 года ещё и тренером в «Трудовых резервах» работала.
- И зарплата, надо полагать, там была небольшая… — Зарплатка, я бы сказала. Долгое время, до сих пор помню, она составляла 88 рублей. Ещё помню премию в 300 рублей за звание абсолютной чемпионки СССР. А на вознаграждение за бронзу чемпионата мира четыре тренировочных костюма купила — себе и сёстрам.
- Кстати, своих сестёр вы тоже тренировали? — За подготовку Альфии, ставшей чемпионкой мира, я даже имею право на звание заслуженного тренера. Тут такая история случилась. Когда Альфия пришла в первом классе в гимнастки записываться, моему тренеру Облыгиной она «не показалась» — полненькая, говорит, она у тебя, коротконогая. Стала с ней сама заниматься. Видела, что девочка координированная, прыгучая. Когда Альфия уже по программе мастеров спорта выступала, Елизавета Алексеевна предложила — хочешь, упражнение ей поставлю? Я согласилась, лучше Облыгиной мастера в этом плане было не найти. А вскоре Елизавета Алексеевна и насовсем её себе взяла (смеётся). Год у меня тренировалась Юля Иванова, бронзовый призёр Олимпиады-1996 в групповых упражнениях. Потом она к другой моей сестре, Розе, перешла. А ещё две девочки, занимавшиеся у нас, впоследствии стали «Мисс Екатеринбург».
- Своей нынешней жизнью довольны? Какая, у вас, кстати, пенсия? — 11 тысяч. Не так давно к ней добавились губернаторские шесть тысяч в месяц, за спортивные достижения. Жить можно, хотя и не шикую. Но вот в той же Москве, знаю, бывшим спортсменам такого класса 13 тысяч мэрия доплачивает уже много лет… А вот с жилищными условиями — проблема. В трёхкомнатной квартире живём вдевятером. Можно сказать, вернулась в детство: у родителей же нас шестеро было, два брата и четыре сестры…
Досье «ОГ»
НАЗМУТДИНОВА Лилия Биляловна. Родилась 13 июня 1936 года в Свердловске. Художественной гимнастикой начала заниматься в 1947 году в секции Дворца пионеров. Первый мастер спорта в СССР в этой дисциплине (1955 г.). Четырёхкратная абсолютная чемпионка СССР. Выступала за сборную СССР, более десяти лет была капитаном команды. Бронзовый призёр чемпионата мира в упражнениях с предметами (1965 г). Заслуженный мастер спорта (1964 г.).
Стаж тренерской работы составляет 45 лет (1955–1999 гг). Среди её воспитанниц — чемпионка мира Альфия Назмутдинова и бронзовый призёр Олимпиады-1996 Юлия Иванова.
Заслуженный работник физической культуры. Награждена медалями «За трудовую доблесть», «За заслуги перед Свердловской областью», «За заслуги в развитии олимпийского движения в России», «За спортивную доблесть». Заслуженный работник физической культуры и спорта. Награждена Почётным знаком «Ветеран труда».
Старшая в знаменитой династии сестёр Назмутдиновых. Роза (1946 года рождения) — почётный мастер спорта, обладательница Кубка и чемпионка СССР среди девушек, заслуженный тренер России; Альфия (1949) — заслуженный мастер спорта, чемпионка мира в упражнениях с лентой; Ильмира (1951) — мастер спорта, чемпионка ЦС «Трудовые резервы».
Блиц-опрос
- Любимый город? — Екатеринбург. В прежнее время я бы, наверное, так не ответила. Но в последние годы он явно изменился к лучшему, стал более приспособлен не только для труда, но и для отдыха людей.
- Хобби? — Вязание. Рыбалка.
- Любимое время года? — Конец лета — начало осени. Очень люблю лес в эту пору, сбор грибов.
- Кулинарные предпочтения? — Блюда из рыбы. Пельмени.
- Любимые телепередачи? — «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Поле чудес».
- Любимый фильм? — «Золушка» с Яниной Жеймо. Это про меня (смеётся). Серьёзно… Ну вы представляете, что такое быть старшей из шестерых детей? Дома я была Золушкой. А на сцене, на гимнастическом ковре — Принцессой.
- Вид спорта, который предпочитаете, как зритель? — Тоже художественную гимнастику. А ещё — спортивную гимнастику и фигурное катание.
- Неосуществлённая мечта? — Стать чемпионкой мира.
- Поступок, о котором сожалеете? — В своё время меня настойчиво приглашали в Москву. Я отказалась, о чём потом долго сожалела. Но сейчас жить в этом огромном мегаполисе с его пробками, удалёнными расстояниями и бешеным ритмом жизни я бы не смогла.
- Если не гимнастика, то… — Хотела бы стать балериной. И, судя по всему, могла бы (улыбается).