Любовь Алексеевна Парадиева: «У нас учились балерины»
Вопрос на засыпку: кто из украинских гимнасток-художниц первой удостоился золотой медали чемпионата мира? Тем, кто собрался назвать Ирину Дерюгину, ставим незачет. Неверным будет и упоминание Жанны Васюры: будущая супруга Леонида Буряка первой из украинок стала чемпионкой мира в групповых упражнениях. Было это в 1973 году. Ну, а личное золото еще в 1967-м завоевала киевлянка Любовь Парадиева: на проходившем в Копенгагене третьем чемпионате мира она была лучшей в упражнении без предмета.
Сегодня этот вид исключен из официальной международной программы. Но во времена Парадиевой мировая художественная гимнастика находилась на стадии становления, поэтому программа соревнований была нестабильной. К примеру, на втором чемпионате мира сумма многоборья складывалась из обязательного и произвольного упражнения без предмета, скакалки и мяча. На следующем мировом форуме, где, кстати, выступала еще одна киевлянка Наталья Овчинникова, все участницы выполняли обязательное и произвольное упражнения со скакалкой плюс произвольные композиции с обручем и без предмета.
Вообще, в Копенгагене 22-летняя Парадиева считалась одной из главных претенденток на победу в абсолютном первенстве - она была лидером советской сборной, четырехкратной чемпионкой СССР. Любовь шла первой после трех выступлений, но в заключительном выходе - произвольном упражнении со скакалкой - допустила ошибку и стала только третьей, пропустив вперед 16-летнюю москвичку Елену Карпухину и Уте Леман из ГДР. А вот композицию без предмета Парадиева выполнила блестяще, открыв в результате список украинских побед на мировых чемпионатах…
***
- А знаете, я как-то и не задумывалась, какой по счету чемпионкой мира была, - перво-наперво заметила Любовь Алексеевна при встрече в московской СДЮШОР №25, где она сейчас работает. - Поэтому удивилась, когда вы по телефону сказали, что хотите взять интервью у первой украинской гимнастки - чемпионки мира. А потом прикинула: да, я действительно была первой. Людмила Савинкова и Татьяна Кравченко, побеждавшие ранее, в сборной СССР представляли Москву. Так же, как и Эльвира Аверкович - она начинала во Львове, но потом вышла замуж и переехала в столицу. Так что спасибо за напоминание о моей роли в истории.
После этой фразы Парадиева рассмеялась, и я понял, что ко всем своим титулам она относится без особого пиетета. Затем собеседница неожиданно спросила:
- Вы говорите по-украински? Давайте немного пообщаемся. Я, хоть и переехала в Украину уже после школы, язык выучила. И до сих пор его помню… Вообще, мне интересно все, что касается лингвистики и филологии. Я ведь по первому образованию преподаватель английского, закончила романо-германский факультет киевского университета.
- Немногие спортсмены могут похвастаться таким дипломом. Но как же вам удавалось сочетать спорт и учебу на столь серьезном факультете?
- Наверное, все дело в том, что я одинаково любила и то, и другое. У меня аналитический склад ума, до сих пор люблю исследовательскую работу. После университета несколько лет преподавала английский на экономическом факультете КГУ. Причем работа эта мне очень нравилось. Я подходила к ней творчески - вместо того, чтобы «мучить» студентов стандартным учебником Бонка, искала тексты экономической тематики, по собственной инициативе перенимала опыт преподавателей нархоза (ныне - Киевского национального экономического университета. - Прим. «СЭ»).
Но преподавательская работа с серьезными занятиями спортом сочеталась сложнее. Из-за выездов на соревнования меня постоянно приходилось подменять. Бросать же гимнастику на полпути не хотелось - слишком много ей было отдано времени и сил. Поэтому в конце концов сделала выбор в пользу спорта. Тренерское образование получала заочно - в Львовском инфизе. Училась у легендарного Виктора Чукарина, семикратного олимпийского чемпиона по спортивной гимнастике. Причем поездки во Львов я не афишировала. Так что когда преподаватели Киевского инфиза предложили поступить к ним, коль решила быть тренером, я их огорошила: «А у меня уже есть диплом».
В общем, вся моя дальнейшая жизнь была связана с гимнастикой. Работала старшим тренером ДСО «Буревестник», тренировала молодежную сборную Украины. Сейчас работаю с детьми. А английский язык мне очень пригодился - для тренера это ключ, с помощью которого, можно открыть многие двери...
***
- Любовь Алексеевна, я знаю, что вы, как и Людмила Турищева, родом из Грозного. Она переехала в Киев, выйдя замуж за Валерия Борзова. А как вы стали киевлянкой?
- Ой, это целая история. После школы я отправилась в Москву - поступать в мединститут. Первые три экзамена сдала на «отлично», а на последнем - получила «двойку». Наверное, просто лишних «пятерочников» нужно было отсеять. Если бы при сдаче документов сказала, что я спортсменка, наверное, все обернулось бы иначе, но я-то была уверена в своих знаниях. В общем, не учла «подковерный» фактор - и в итоге вернулась домой, в Грозный. На следующий год собралась уже в МГУ - на романо-германский факультет. Но когда весной приехала на тренировочный сбор в Киев, мне сказали: «Зачем тебе Москва? Приезжай к нам. В Киеве хорошие гимнастки нужны».
Поступила в КГУ, тренировалась в спортивном зале красного корпуса университета. Тренером там работала совсем молоденькая девчонка, она мало чем могла мне помочь. С Валентиной Савельевной Зинченко, одной из родоначальниц художественной гимнастики в Украине, я общего языка тоже не нашла. Тренировала себя сама, и на соревнованиях стала уступать тем, кого прежде обыгрывала. Вот тогда поставила перед спортивным руководством условие: «Хотите, чтобы приносила Украине очки и медали, пригласите из Грозного моего тренера Нину Силаеву. Ко мне прислушались и дали Нине Николаевне в Киеве квартиру.
- Вместе с Силаевой в Киев тогда переехала и Наталья Овчинникова?
- Нина Николаевна привезла с собой нескольких учениц, но самой талантливой и яркой среди них, безусловно, была Наташа. Она обладала удивительной пластичностью. Но ей немного не хватало бойцовских качеств - на соревнованиях она постоянно мне проигрывала. Бывало, не без упрека в мою сторону говорила: «Я - твоя тень». Но на одном из турниров я выступала, будучи не в лучшей форме. Ну, все, говорю, пришел твой час, Наташка, наконец-то выйдешь из моей тени. И я была рада, что она выиграла.
- Методика работы Силаевой, говорят, отличалась от свойственной большинству тренеров…
- Главное отличие заключалось в том, что это была именно работа - в зале, а не где-нибудь в кулуарах. Она совершенно не умела - да и не считала нужным! - работать с судьями, вышестоящими начальниками. И мне постоянно говорила: «Хочешь побеждать - будь на голову сильнее соперниц, и тогда тебя никто не засудит». Сама Нина Николаевна с утра до позднего вечера пропадала в зале. Обладала невероятной работоспособностью и умела заразить нас своей одержимостью. Кроме того, Силаева прекрасно разбиралась в механике движений. И я, и Наташа Овчинникова, и другие ученицы Силаевой - мы все очень хорошо выполняли различные повороты. Даже артисты балета приходили посмотреть, как мы это делаем… Сказать, что я любила своего тренера - это не сказать ничего. Я ее просто боготворила! Может, из-за того, что Нина Николаевна была очень скромной, непробивной в обыденной жизни, мне постоянно хотелось ее защитить. Вне зала мы вроде как менялись ролями - не она меня опекала, а я ее… Увы, в Киеве Силаева не прижилась. В конце 80-х она вернулась в Грозный - всего за несколько лет до военного кошмара, представляете?! Я страшно переживала за нее, повсюду наводила справки. В конце концов нашла ее в каком-то селе на юге России, где она жила как беженка. Нины Николаевны не стало в 2006 году. Но я ее вспоминаю постоянно…
***
- С тех пор, как вы выступали, художественная гимнастика очень изменилась. Теперь все другое - музыка, элементы, костюмы. Даже фигурами нынешние гимнастки совсем не похожи на «художниц» шестидесятых годов. Но хоть что-то общее у «той» гимнастики и «этой», на ваш взгляд, есть?
- Если честно, общего мало. Лично мне, конечно, ближе та гимнастика - моя. Когда я встречаюсь со своими бывшими соперницами, в наших разговорах-воспоминаниях всегда есть оттенок ностальгии. И это не брюзжание - просто тогда результат гимнастки больше зависел от нее самой. Сейчас же многое в руках судей. Класс участниц выровнялся, десятая балла туда, десятая сюда - и кто-то чемпион. К тому же сегодня огромное значение имеет наличие у тренера менеджерских или, по-простому говоря, пробивных качеств. Надо уметь пиарить себя и учениц, искать спонсоров. Тренеру с таким характером, какой был у Силаевой, наверх сегодня пробиться очень сложно...
Что же касается собственно выступлений, то гимнастика, конечно, очень усложнилась. Элементы нанизываются один на другой, и за этой сумасшедшей трудностью не всегда видна личность спортсменки. Все мысли гимнастки о том, как бы не ошибиться. Отразить характер музыки, а тем более передать через движения свой внутренний мир удается единицам… Когда я начинала выступать на чемпионатах СССР, моими соперницами были спортсменки лет на 10 старше меня - Елена Бирюк, Эльвира Аверкович. Понятно, что гимнастика в их исполнении была отнюдь не девичьей, а именно женской. Кроме того, соревнования часто проводились на театральной сцене, и это тоже привлекало солидную публику. Если сейчас подавляющее большинство зрителей составляют маленькие дети, подростки и их родители, то в наше время на соревнования с удовольствием ходили юноши, мужчины. Дарили нам цветы, просили автографы.
- То есть от поклонников отбоя не было?
- Тренеры на сборах с опаской отпускали нас в город одних, особенно в закавказских республиках - боялись, что тамошние джигиты нас украдут.
- А какими были отношения между гимнастками? Булавы и обручи друг от друга не прятали?
- Нечасто, но бывали случаи, когда кто-то незаметно подрезал скакалки или портил обручи. Поэтому на соревнованиях мы обычно не оставляли предметы без присмотра. Особенно - на международных турнирах. А на уровне сборной СССР отношения были в основном очень хорошие. Я и сейчас с удовольствием встречаюсь со своими бывшими соперницами.
***
- Вы стали чемпионкой мира в упражнении без предмета. Потом этот вид исключили из программы. Может быть, напрасно?
- Упражнения без предмета существуют и сейчас, но только на начальном и среднем уровне подготовки. А на взрослом каждый вид требует от гимнастки отличного владения не только предметом, но и телом.
- А что, на ваш взгляд, все-таки более важное в художественной гимнастике - работа с предметом или владение телом?
- Я бы так сказала: в упражнении с предметом работа тела - это половина дела. И оценка за сложность сейчас складывается из двух частей - за «трудность тела» и «трудность работы с предметом». А вообще в современной гимнастике важно все - от качества звучания музыки до цвета обруча или скакалки.
- Кстати, о скакалке. Технический комитет Международной федерации гимнастики принял решение, что до 2016 года этот вид не будет входить в программу личного многоборья: он, дескать, не очень зрелищный, с трибуны скакалка почти не видна. А вы как считаете?
- Не думаю, что это исключение - навсегда. Да и потом, скакалка осталась в групповых упражнениях юниорок. Вообще, этот предмет в групповые композиции попадает чаще, чем, скажем, булавы.
- И еще один вопрос для сравнения эпох. С конца восьмидесятых выступления «художниц» проходят исключительно под фонограмму. Вам не жаль, что из гимнастики исчезла фигура аккомпаниатора?
- Все уже привыкли к фонограмме. К тому же современные записи очень яркие - с богатой звуковой палитрой, замечательной аранжировкой, что придает дополнительных красок выступлению. Можно подбирать музыку самых разных направлений и стилей. А пианист как действующее лицо в нашем виде спорта все же остался - во многих спортшколах дети занимаются хореографией под «живой» аккомпанемент.
- Знаю, что в качестве хореографов в гимнастике работают многие бывшие артисты балета...
- Да, мы с балетными сотрудничаем очень тесно. Лет шестьдесят назад гимнастки в основном учились у балерин. Но, например, когда уже я выступала, у нас нагрузки были побольше и элементы сложнее. Особенно проигрывали нам балерины по части растяжки. Уже тогда в художественной гимнастике действовало правило: прыжок надо исполнять в положении полного шпагата. А в балете в то время мало кто умел это делать. Поэтому артисты учились у нас растягиваться. И, кстати, у современных балерин растяжка гораздо лучше, чем была лет сорок назад. Правда, и нынешние гимнастки более растянуты, чем мы когда-то.
И еще интересный нюанс. Раньше в хореографические училища неохотно брали детей, занимавшихся художественной гимнастикой: мол, они уже «испорчены», их надо переучивать. Теперь же при поступлении в училище наличие гимнастической «базы» считается, скорее, плюсом, чем минусом… Что же касается вашего вопроса, то, действительно, многие бывшие артисты балета после театральной карьеры идут работать в гимнастику. В нашей СДЮШОР, например, занятия по хореографии ведет бывшая солистка Большого театра. Причем, подчеркну, в гимнастике нужна именно хореография классического балета. Мастер современной хореографии или, скажем, бывшая танцовщица из театра оперетты тут не подойдут.
***
- Любовь Алексеевна, хотя вы когда-то предпочли Киев Москве, судьба вас в конце концов все-таки занесла в столицу России. Что послужило тому причиной?
- Это моя мама настояла, чтобы я в 1990 году переехала в Москву, где у меня много родственников. Меня здесь очень хорошо приняли. Сразу предложили работу в одной из ДЮСШ. А потом открылся новый корпус этой специализированной школы олимпийского резерва, и меня переманили. Как видите, до сих пор тренирую деток, хотя уже и на пенсии. Вообще, мне всегда нравилось работать с маленькими детьми, раскрывать таланты. Когда-то был знаменитый тренерский тандем двух сестер - Марии и Тамары Лисициан. Так вот, Тамара работала на детском уровне - отбирала, обучала, заряжала любовью к гимнастике, а затем передавала Марии, которая уже доводила гимнасток до вершин мастерства. Первая абсолютная чемпионка мира Людмила Савинкова - их воспитанница. У меня тоже есть спортсменки, которых я «заразила» любовью к гимнастике, а они впоследствии добились успеха на высшем уровне. Например, в свое время открыла гимнастку Елену Судакову. Данные у девочки были просто шикарные. Потом Лена перешла к Ирине Винер и стала победительницей первенства Европы. А совсем недавно я передала Ирине Александровне еще одну перспективную гимнастку - Настю Тихонову.
- Не обидно ли - найти, тренировать, всю душу вкладывать, а потом отдать? И вся слава достанется кому-то другому...
- Я своих воспитанниц передаю без сожаления и с надеждой, что другой тренер придаст новые грани таланту, который я отыскала. В общем, огранит алмаз до бриллианта. Вообще, тренерская специализация - это нормальное явление. Кто-то лучше работает на начальном уровне, кто-то - на среднем, кто-то - на высшем. Винер, просмотрев Тихонову, сказала - подходит. Если когда-то Настя станет звездой, я буду счастлива. Даже если мое имя и не будет упоминаться рядом с ее фамилией. Амбиции «высшего порядка» я реализовала, когда сама выступала. Стала чемпионкой мира, пять раз выигрывала абсолютный титул на чемпионатах Союза.
- В ваше время художественная гимнастика не входила еще в программу Олимпиад. Наверное, «художницы» немного завидовали представителям спортивной гимнастики, чьи соревнования традиционно считались одними из самых интересных на Играх.
- Что поделаешь, наш вид спорта тогда только пробивал себе дорогу на Олимп. Зато я могу похвастаться, что тоже приложила руку к тому, чтобы художественная гимнастика была включена в олимпийскую программу. Будучи преподавателем киевского инфиза, я занималась историей и социологией спорта, в частности - художественной гимнастики. Принимала участие во многих международных семинарах и конференциях. В олимпийском 1980 году выступала на проходившем в Москве конгрессе «Спорт в современном обществе». Доклад, естественно, делала на английском. После выступления ко мне подошел лорд Филипп Нольбеккер, президент Международного совета физического воспитания и спорта, поцеловал руку и сказал: «Мадам Парадиева, я сделаю все, чтобы художественная гимнастика стала олимпийским видом спорта». И вскоре МОК принял решение о включении соревнований «художниц» в программу Игр-1984. А на московской олимпиаде художественная гимнастика была показательным видом.
***
- Судить соревнования вам доводилось?
- Как же без этого? Я в свое время была председателем республиканской судейской коллегии. Кстати, очень тесно общалась с Альбиной Дерюгиной, которая возглавляла тренерский совет УССР. Порой между нами возникали конфликты, потому что я не шла у Альбины Николаевны на поводу, судила так, как считала нужным. Конечно, украинских гимнасток не обижала, но и чужих не «резала». Помню, на одном из чемпионатов СССР, проходившем в Тбилиси, даже получила диплом как лучший судья. Все мои оценки попали «в зачет» (при выведении результата низшая и высшая оценки отбрасываются. - Прим. «СЭ»).
- Вы затронули «конфликтную» тему. Ни для кого не секрет, что в художественной гимнастике Украина и Россия уже много лет находятся в состоянии, так сказать, глубокой конфронтации. Причем не столько в плане спортивного соперничества - здесь Россия за последние годы ушла далеко вперед, сколько в закулисных играх. А ведь раньше, говорят, противостояние между республиками тоже было нешуточное, однако до открытой войны дело не доходило…
- Конфронтация есть во всех видах спорта. У нас же огромную роль играет пресловутый судейский фактор. Вообще, современный спорт - жестокая штука. Однако, считаю, высказывания тренеров и представителей федераций всегда должны оставаться в рамках приличия. Здесь на первый план выходит умение быть дипломатом и, так сказать, степень воспитанности человека.
- Как считаете, велика ли роль этой конфронтации в том, что украинская художественная гимнастика заметно сдала свои позиции?
- На мой взгляд, дело не только во внешней, но и во внутренней политике. Главный тренер сборной России Ирина Винер ведет себя демократично по отношению к тренерам. Во всяком случае, она поощряет специалистов, работающих на среднем и начальном уровнях. А в Украине, насколько я могу судить, художественной гимнастикой руководят в более авторитарном стиле.
- Может, все эти конфликты возникают из-за того, что в вашем виде спорта практически нет мужчин - среди организаторов, судей, тренеров?
- Это не совсем верное утверждение. Еще в советское время со сборной СССР работали прекрасные хореографы - Феликс Морель, Виктор Сергеев, Дмитрий Бегак… Да и сейчас в Москве во многих гимнастических школах и клубах есть мужчины - хореографы, тренеры по акробатике. В Волгограде, знаю, работает тренер по художественной гимнастике - он перенял эстафету у своей мамы. Хотя, конечно, в процентном отношении мужчин очень мало. Возможно, если бы их было чуть больше, уровень нервозности и скандальности в нашем виде спорта и вправду поубавился. Что поделать - в женской среде эмоции порой зашкаливают...
***
- А как вы относитесь к так называемой мужской художественной гимнастике, которая довольно популярна, например, в Японии?
- Выступления японцев все-таки больше напоминают акробатику с использованием гимнастических предметов. А вообще, если представителям сильного пола нравится этим заниматься, пусть занимаются. Между прочим, художественной гимнастикой увлекается и внук Ирины Винер - он часто выступает в показательных соревнованиях… Но по массовости мужская художественная гимнастика, я думаю, никогда не догонит женскую. Все-таки этот вид спорта был задуман и создан специально для женщин.
- И последний вопрос. Ваше детство прошло в Грозном, юность и зрелость - в Киеве, теперь вы живете в Москве. Какой из этих городов для вас самый любимый?
- Наверное, все-таки Киев. Там прошла моя юность, годы учебы, период спортивных побед. Вообще я очень люблю Украину, с удовольствием туда приезжаю… Грозный вспоминаю с ностальгией и грустью. Я с болью восприняла чеченскую войну, переживала за друзей детства, одноклассников. Кстати, со многими из них я и сейчас поддерживаю связь - большинство переехало в Россию, кто-то живет за границей… Война - это всегда ужасно. Представьте, какой прекрасной была бы жизнь на земле, если бы борьба между людьми ограничивалась только спортивной ареной? Но об этом пока можно только мечтать…
Досье
Любовь Парадиева (Середа)
Родилась в 1945 году в Грозном (Россия).
Заслуженный мастер спорта. Одна из лучших советских гимнасток конца шестидесятых годов. В сборной СССР представляла Украину. Пятикратная абсолютная чемпионка ССССР (1963, 1965, 1966, 1967, 1970). Многократная чемпионка Украины.
Первой из украинских гимнасток-«художниц» выиграла золотую медаль на чемпионате мира (1967 год, упражнение без предмета). Кроме того в ее коллекции три серебряные и три бронзовые медали, завоеванные на чемпионатах мира 1967-1971 годах.
По окончанию спортивной карьеры работа тренером, преподавала в Киевском институте физкультуры. С 1990 года проживает в Москве. Работает тренером СДЮШОР № 25.
Все материалы, расположенные на данном ресурсе, были взяты из открытых источников интернета.
Все права на материалы, представленные на ресурсе, принадлежат их авторам, правообладателям и издательствам.
Ни администрация сайта, ни хостинг-провайдер, ни любые другие лица не несут ответственности
за правильность, точность, законность, достоверность материалов и за их использование!!!