За свою спортивную жизнь Лариса Латынина собрала коллекцию наград, которой нет ни у кого в мире: 18 олимпийских медалей (9 золотых, 5 серебряных и 4 бронзовые). А если сюда включить медали чемпионатов СССР, Европы и мира… «Иногда я начинаю подсчитывать свои спортивные награды, – вспоминая, улыбается спортсменка, – то запутываюсь где-то между 140-150…»
А ведь бойкая и смышленая Лариса не собиралась идти в спорт. Она мечтала стать балериной. Когда хореографическая группа распалась в ее родном городе Херсоне, где она училась, Лариса отправилась в вокальный коллектив. Но там ей отказали, сказав участливо: «К сожалению, нам вы не подходите». Школьный учитель Михаил Сотниченко успокоил девочку: «Твое место в спорте. Иди в гимнастику». Так спорт приобрел известную гимнастку…
Считается, что художественной гимнастике не больше ста лет. Но её корни уходят в далекое прошлое.
Этот вид спорта родился в Древней Греции. Одни ученые считают, что слово «гимнастика» происходит от греческого gуmnaso (обучаю, тренирую). Но есть и другая версия: от греческого слова gymnos (обнаженный). Греки соревновались в плавании, беге, борьбе, при этом без одежды. Греция также связана с рождением олимпийских игр. Свыше 300 раз в небольшом городе Эллада, в Олимпии – роще возле реки Алфей – проводили турнирные состязания в честь бога Зевса.
Известна также легенда о защитнике простых людей Прометее, который принес огонь с Олимпа в селения, научил пользоваться им, за что его приковали к скале. Так родилась идея проводить в честь Прометея состязания бегунов, которые держали в руках горящие факелы. А чуть позднее победитель приобрел право зажигать огонь перед началом соревнований.
В Индии и Китае гимнастику практиковали в лечебных целях. Спортивную гимнастику применяли в системе физического воспитания населения в странах Европы, где была создана федерация по гимнастике, которая объединила всего три страны: Францию, Голландию и Бельгию. С 1896 года спортивные гимнасты принимают участие в олимпийских играх, с 1928 года в этом виде спорта уже участвуют женщины.
Поначалу и в России гимнастика служила в целях физического развития человека. В 1881 году в Москве открыли зал для желающих заниматься гимнастикой. Первое гимнастическое общество возглавил писатель В. Гиляровский.
В конце 18 века в России открыли курсы для воспитательниц физического развития, в дальнейшем курсы станут основой для создания первого в стране высшего учебного заведения физической культуры. До сих пор в студенческих кругах института рассказывают о том, как ученый, педагог Петр Францевич Лесгафт (1837-1909 г.г.) мечтательно сказал своим слушательницам: «Верю, что через сто лет у нас будет Академия, где будут обучать физическому воспитанию».
Его мечта сбылась лишь в 1993 году, 15 лет назад. Однако первая школа «художественного движения» в России была открыта в институте физической культуры им. П. Лесгафта в Санкт-Петербурге в 1913 году, 95 лет назад. Уже после смерти основателя института. Есть и другие версии, из которых известно, что школа появилась только в 30-е годы.
Многие ученые считают, что художественная гимнастика родилась в нашей стране, ведь до россиян никто не пытался соединить спорт с музыкой, танцем… Мысль о том, что гимнастика может быть не только «чистым» спортом, вызывала в некоторых общественных кругах недоумение.
Тем не менее, педагогами «школы» института физической культуры стали известные мастера сценического движения Мариинского театра: Р. Варшавская, Е. Горлова, А. Невинская А. Семенова-Найпак. Они активно использовали в обучении знания французских педагогов – пластику и хореографию Ж. Димени, Ф. Дельсарта, гимнастику профессора консерватории из Швейцарии Ж. Далькроза. Впервые учащиеся школы познакомились с основами танца одержимой «босоножки» Айседоры Дункан.
Первые ученицы школы «художественного движения» Ю. Шишкарева, Т. Варакина, Л. Кудряшова, А. Башнина, Г. Боброва вместе с педагогами создавали новый вид спорта – художественную гимнастику. Она потребовала от девушек не только ловкости, гибкости, быстроты реакции, но и умения красиво двигаться, чувствовать ритм, музыкальность исполняемого номера.
В годы революционного переворота гимнастику признали «буржуазным спортом». Советские спортсмены жили в основном в изоляции от всего спортивного мира. Только несколько лет спустя в стране возрождается интерес к гимнастике, на предприятиях организовывают группы женской гимнастики. В основном они были направлены на повышение работоспособности у женщин. Но появляются и студии, где обучали «гармонической гимнастике и танцу». С началом войны (1941-1945 г.г.) развитие этого вида спорта было приостановлено.
О художественной гимнастике впервые заговорили на конференции, которую провел в 1945 г. Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР, где она получила название «женская гимнастика». В этом же году была создана в Союзе секция по художественной гимнастике. А год спустя художественная гимнастика в СССР официально была признана как вид спорта. Через 18 лет секция была преобразована в Федерацию.
В 1948 году в Тбилиси прошли первые Всесоюзные соревнования по художественной гимнастике, в которых приняли участие 130 спортсменок. Первенство завоевала выпускница института им. П. Лесгафта Ариадна Башнина, 38-летняя гимнастка. В те годы этим видом спорта занимались далеко не самые молодые девушки. Об этом «прорыве» в спорте писали все советские газеты.
В первые годы развития художественной гимнастики в стране проводили скорее не соревнования, а конкурсы или смотры лучших спортсменок. Только с 1949 года ежегодно стали проводить чемпионаты СССР, с 1965 года – состязания на Кубок страны в этом виде спорта, а с 1966 года были организованы Всесоюзные соревнования для юных гимнасток.
С большим успехом в 1949 году в Киеве провели первый в стране чемпионат по художественной гимнастике. Его победителем стала Людмила Савинкова. Эта девушка обладала многими талантами. Она прекрасно рисовала, впоследствии стала студенткой Московского архитектурного института, не бросая заниматься спортом. Людмила поразила всех членов жюри своим неповторимым стилем, легко выполняя самые сложные движения.
7 лет блистала на спортивном «небосклоне» гимнастка Мария Гороховская. У нее немало наград, но в историю спорта она вошла, как первая женщина – пятикратный призер в разных видах гимнастического многоборья на олимпийских играх 1952 года, завоевав «серебро».
По сути, в стране уже была сборная, которая состояла из самых известных гимнасток. Это – Лариса Латынина, Полина Астахова, Тамара Манина, Софья Муратова, Лидия Иванова и другие. Наши спортсменки начинают выезжать с выступлениями во Францию, Югославию, Бельгию. У каждой из гимнасток определился и свой стиль работы.
По количеству наград Тамара Манина уступала только Ларисе Латыниной. За годы выступлений она завоевала 10 медалей, в том числе 6 золотых. Она с детства мечтала о гимнастике. Оканчивая школу, Тамара уже была мастером спорта. Подруги ласково называли Тамару «Моней-птицей». Все про нее говорили, что она «летает» по залу. Она выступала на первенствах Союза, в Европе, на чемпионатах мира, олимпийских играх.
Вот что вспоминает Тамара Манина о том времени: «На пути от Владивостока до Москвы нас встречали цветами, устраивали митинги, носили на руках. Удивительно, ведь тогда телевидения не было, одно радио, но у людей была такая любовь к спортсменам…»
Сегодня художественная гимнастика имеет много поклонников в разных уголках мира.
Период с 50 по 60-е годы по сути стал для нашей гимнастики временем ее формирования. Именно тогда стали известны имена Л. Савинковой, Л. Латыниной, Т. Маниной, Л. Ивановой, П. Астаховой и других спортсменок. Каждая из них со своим «рисунком» движений, неповторимой пластикой. Так Полину Астахову зрители называли «русской березкой» за изящество и грациозность.
А ведь Полина пришла в большой спорт случайно. Переезжая с родителями из города в город, и, не успев к началу учебного года, она в 14 лет поступила в техникум физкультуры и сразу сделала для себя выбор – художественная гимнастика.
Астахова – участница трех олимпийских игр, многочисленных чемпионатов в Союзе и в Европе. По возрасту Полина была самой младшей в сборной СССР, но она всегда возвращалась домой с победой… Астахова рано ушла из жизни, воспитав в качестве тренера сборной, гимнасток Л. Турищеву, Н. Ким, М. Филатову, Л. Давыдову и других спортсменок.
Когда наблюдаешь за выступлениями гимнасток, кажется, что они с легкостью выполняют упражнения. Но это представление обманчиво. Судите сами: для выступления каждой из них отводится определенное время – всего полторы минуты звучит музыка. И только 90 секунд (сегодня не менее 1 минуты и 15 секунд и не больше полутора минут) дается для того, чтобы успеть «сказать» в движениях то, что сможет покорить зрителей.
С каждым годом этот вид спорта приобретал все большую популярность. В 1958 г. в Москве прошел конгресс Международной федерации гимнастики. Было принято решение о проведении в Будапеште соревнований лучших спортсменок на Кубок Европы, которые состоялись лишь пять лет спустя. В Будапешт приехали гимнастки из 10 стран. По сути, соревнования стали первым чемпионатом мира. Так, в 1963 году на этом первенстве победила наша спортсменка Л. Савинкова, которая еще в 1949 году стала первой чемпионкой нашей страны среди гимнасток.
Говоря о достижениях Л.Савинковой в гимнастке, нельзя не сказать о ее тренере, Марии Вартановне Лисициан. Она работала в спортивных школах, всегда проявляя творчество и изобретательность. Многие из москвичей до сих пор помнят спортивный клуб «Крылья Советов», который ласково именовали «Крылышками», куда приводили родители своих малышек, считая, что только умная и спокойная Мария Вартановна сможет превратить их «гадкого утенка» в прекрасного «лебедя».
Одной из прославивших спорт воспитанниц Лисициан была и Татьяна Кравченко, которую с любовью подруги называли «певуньей» за лиричность ее выступлений. Если Савинкова привезла с первого чемпионата мира «золото», то Татьяна – «серебро». Именно М. Лисициан сумела разглядеть в «чуде с бантиком» – Елене Карпухиной – талант настоящей гимнастки. И Елена оправдала доверие тренера, став абсолютной чемпионкой мира в 1967 году.
В марте этого года общественность Москвы отметила 100-летие со дня рождения Марии Лисициан. Кто-то из присутствующих в зале спортсменов-ветеранов вспомнил слова, которые часто повторяла она своим ученицам: «Отдавайте людям как можно больше, все, что есть в вашем сердце».
От хорошего тренера во многом зависит успех гимнастки. Однажды, вспоминала Латынина, один из зрителей в Риме весело сказал ей: «Медали сыпались на советских гимнасток с неба, как звездопад!» «Нет, – ответила она, – мы достаем медали с неба сами. У каждой из нас «свои звезды».
В 1966 г. Лариса Семеновна Латынина получила предложение стать старшим тренером сборной команды страны. Ей тогда было 32 года. Она отлично понимала, что пришло время начинать новый этап в жизни. Ведь спорт, как Лариса любила говорить, «учит не только выигрывать, но и проигрывать».
Их прежней сборной уже не было. Л. Иванова и И. Первушина ушли после выступлений в Токио (у обеих были травмы колена). Следом за ними последовали С. Муратова, Т. Манина, Т. Люхина. Перед Латыниной встала непростая задача – создать новую команду. Уже не раз она мысленно прокручивала последнее первенство по гимнастике в стране, когда уступила пьедестал 15-летней Ларисе Петрик. Сборная молодеет…
В новую команду спортсменок вошли Н. Кучинская, Л. Петрик, З. Воронина, О. Карасева. Они уже успели показать себя в международных состязаниях. Кроме них, были и совсем молодые гимнастки – Л. Турищева и Л. Бурда. Средний возраст у гимнасток в новой сборной – 18 лет. Лариса Латынина верила в своих девчат. В числе лидеров сразу оказалась Людмила Турищева. Уже в 1971 году в Минске на чемпионате Европы новая участница сборной Тамара Лазакович и Людмила Турищева завоевали все золотые и серебряные медали.
У Людмилы Турищевой была выдающаяся спортивная жизнь: за 13 лет она была награждена 137 раз, в том числе на первенствах мира и Европы, на трех олимпийских играх… А спустя годы, в одном из интервью гимнастка с горечью поведала: «В Госкомспорте всегда планировали, кто какую медаль должен завоевать. Если это не случалось, то на спортсмена смотрели косо. Конечно, это сильно нас обижало».
Сейчас совсем молодые девчушки идут в художественную гимнастику. А тогда, сорок лет назад, когда Лариса Петрик «обошла» на чемпионате Союза Ларису Латынину, во всех газетах были напечатаны статьи с большими заголовками: «15-я школьница из Витебска стала абсолютной чемпионкой страны!» Это в истории художественной гимнастики случилось впервые. Был неожиданный для всех успех и невиданная популярность для юной Л. Петрик. Вот как сегодня она вспоминает этот случай: «Однако зазнайкой я не стала, а начала еще больше тренироваться».
Уходить из спорта Лариса Петрик не собиралась. По крайней мере, тогда, на пике известности. Она еще чувствовала в себе силы и желание выступать. Но быть на скамейке «запасных» не хотела. Потом пробовала себя в разных профессиях, даже в журналистике. Но ничего не приносило былой радости.
Двукратная чемпионка олимпийских игр 1968 г. давно живет в Германии. Она вышла замуж за известного гимнаста Виктора Клименко, с которым вместе почти 40 лет. Но всегда с удовольствием говорит о самом дорогом для нее времени. Вот строки из ее автобиографии: «Мехико был для меня тот редкий случай, когда приходит вдохновение. Мне было легко, даже весело. А сил было столько, что буквально зависала в прыжках, я наслаждалась каждым движением. Чувствовала, что зрители меня любят… Золотая медаль добавила счастья»…
Выступления художественных гимнасток пользовались большой популярностью, и не только у нас. Но споры вокруг этого вида спорта велись постоянно. Яркие заголовки в газетах того времени обращали на себя внимание: «Искусство или спорт?»
Чиновники от спорта не раз обвиняли Ларису Латынину в том, что она несет зрителям женственность, обаятельность конкурсанток, а нужны сложные элементы, скорость и замысловатые трюки. Но она, по натуре человек не конфликтный, пыталась опровергнуть это мнение. Однако несогласных с ней было много. Но Латынина продолжала работать с гимнастками с твердым убеждением, что права...
Лариса Латынина – долгожитель в спорте. Ей исполнилось 32 года, когда в 1966 году она стала старшим тренером в сборной страны. Но в то время заниматься художественной гимнастикой начинали намного позднее, чем сейчас.
Сегодня девочки в 3-5 лет уже ходят на занятия, с легкостью выполняют любые движения, они гибкие и пластичные. Зачастую, уже в 14-16 лет гимнастки уходят из этой профессии. Как это ни горько, но лишь единицы остаются в этом виде спорта до 20-22 лет.
Замечу, что по разным причинам приходят в спорт «художницы», как себя называют гимнастки, но всех их роднит общее – стремление победить.
Еще учась во втором классе, Тамара Лазакович стала посещать тренировки по гимнастике в родном Витебске. Ей была присуща особенная легкость, даже бесшабашность. Совсем юная, с лукавым взглядом, тоненькая как тростинка. Когда Тамару пригласили в Москву, она немного растерялась. Неужели ей придется выступать наравне с такими звездами, как Н. Кучинская, Л. Турищева, П. Астахова, Л. Петрик?
Но ее полюбили в команде сразу. У Тамары была, по словам ее тренера, «во всех движениях чистота линий, фантастическая аккуратность». Успех пришел к Лазакович в 1967 году: 5 золотых медалей она завоевала на молодежном чемпионате Союза. Чемпионкой мира стала в командном зачете в составе сборной спустя три года. Потом были Спартакиада народов СССР, чемпионат Европы и олимпийские игры 1972 года в Мюнхене. И везде Тамара была впереди. Ее не стало в 1992 году…
Много талантливых гимнасток подарили нам те годы. Взлет спортивной карьеры известной гимнастки Ирины Дерюгиной произошел во второй половине 70-х годов. В течение нескольких лет она стала дважды чемпионкой мира, пятикратной чемпионкой Союза, не раз завоевывала Кубок страны. Сейчас занимается тренерской работой, является академиком Украинской академии спорта.
Всегда трудно угадать, что ждет спортсмена впереди. Кто мог предположить, что девчушка из г. Гродно Ольга Корбут сможет покорить зрителей, мастеров помоста своей неиссякаемой энергией и смелостью. Ольге повезло в самом начале спортивной карьеры. Она попала в руки отличного тренера – Р. Кныша. От него Ольга услышала слова о том, что копировать «звезд» можно, но при этом стать самой «звездой» – никогда.
Она всегда стремилась быть собой. Казалось, что Оля превращается в «пушинку», когда взлетает на брусьях. Всех поразил её успех в Мюнхене, где она обошла всех спортсменок, став чемпионкой мира. Зрители были «сражены» ее неповторимым сальто. Как потом она говорила гимнасткам: «Это обычный прыжок – «сгиб-разгиб». Однако особый темп выполнения этого упражнения придал ему новую «окраску».
В ее спортивной жизни было немало огорчений. Но Корбут научилась, как написала в своей книге «Жила-была девочка», руководить своим характером: «До последнего дня я боялась подходить к брусьям. Ватные ноги, головокружение… Но надо было держать волю в узде…» Популярность этой гимнастки была огромной. Все девчонки мечтали походить на нее. Неудачно выступив в Монреале в 1976 году, Ольга через два года ушла из спорта, вышла замуж и уехала в Америку.
Но ее знаменитая «петля» на брусьях навсегда вошла в историю гимнастики. Упражнение О. Корбут усовершенствовала спортсменка Елена Мухина. Говорят, что когда она «парила» на брусьях, зрители закрывали глаза от страха. Впервые девушка выполнила это упражнение в Чехии. На чемпионате Европы в Праге Елена немного уступила в первенстве румынской гимнастке Нади Команечи, но завоевала три золотые медали, покорив всех техникой своей программы.
Перед участницей многочисленных чемпионатов мира и Европы Еленой Мухиной открывались широкие перспективы в гимнастике. Она всегда мечтала выиграть на олимпийских играх, много тренировалась, не жалея себя. Однажды Елена выполнила известное сальто без страховки и повредила шейный позвонок...
У нее и до этого случая были травмы, но она, чтобы не подводить команду, выходила на помост. Теперь ей требовалась операция. После травмы гимнастка стала инвалидом. Она хотела жить и жила, даже окончила заочно институт физкультуры. Елены не стало в 46 лет…
Как в жизни, так и в спорте не бывает только ровного пути. Все дается через преодоление. Идеалом и кумиром молодежи в 70-е годы стала румынская гимнастка Надя Команечи. Она 5 раз взяла «золото» на олимпийских играх, дважды стала чемпионкой мира и 9 – Европы.
Особенно упорная борьба развернулась на олимпиаде в Монреале. Как считала старший тренер сборной страны Лариса Латынина, победа Нади не была случайной. За ней стояла хорошая подготовка.
Латынина хорошо помнит, как после выступления в Монреале ей не раз приходилось объясняться с чиновниками от спорта из-за того, что наши гимнастки привезли лишь три золотые медали. Одна из них была победой всей команды, две другие завоевала спортсменка Н. Ким. Но Латынина с гордостью заявила, что еще ни одной команде, ни в одном виде спорта не удалось одержать победу 7 раз подряд на олимпийских играх за послевоенный период (1941-1945 г.г.)
Чувствуя свою правоту, она смело ответила руководству Спорткомитета: «Я же не виновата, что Надя Команечи родилась не в Советском Союзе…» С трех олимпиад, которые проходили во время ее тренерской работы, гимнастки привезли 10 золотых медалей. Это радовало.
Но не давали спокойно работать закулисные разговоры о том, что «Латынина устарела, методы ее надо менять, что необходимо больше элементов исполнять во время выступлений». Вот тогда Лариса Семеновна принимает важное для нее и для всей команды решение. Она пишет заявление в Спорткомитет об уходе с должности старшего тренера.
В1980 году произошло большое событие, которого долго ждали все эти годы гимнастки. Благодаря заинтересованному участию Международной Федерации гимнастики, художественная гимнастика была включена в обязательную программу олимпийских игр, начиная с 1984 года.
Было предусмотрено разыгрывать личное первенство в многоборье, куда включались упражнения с обручем, мячом, лентой, скакалкой. Решено было также учитывать лидерство в групповых упражнениях. Участвовать в олимпийских играх могли лишь те гимнастки, которые имели высокие результаты по итогам выступлений на чемпионатах мира.
А в это время шла активная подготовка к XXII олимпийским играм 1980 года, которые должны были пройти в Москве. На них приехали спортсмены из 84 стран. Но в связи с вводом наших войск в Афганистан Национальный олимпийский комитет США бойкотировал игры, призывая последовать их примеру и другие страны. Но олимпиада прошла с успехом.
И вот долгожданные олимпийские игры 1984 года в Лос-Анджелесе, где художественные гимнастки впервые должны были выступить в обязательной программе. Однако наших спортсменок на ней не было, как и гимнасток из других социалистических стран. Это был ответ советского правительства на бойкот США олимпиады в Москве. Спорт стал невольным заложником во взаимоотношениях между странами.
Победу в этот раз одержала канадка Лори Фанг. И только через 4 года в Сеуле титул олимпийской чемпионки завоевала спортсменка из Белоруссии Марина Лобач. К этой победе Марина пришла не сразу. Она с детства была влюблена в гимнастику. Ей доставляло удовольствие повторять упражнение не раз, не два, а сколько потребуется, пока оно не станет, как считала Марина, образцовым.
Первое «серебро» девушка завоевала в 15 лет на первенстве мира. В 1985, 1987-1988 годах Лобач становится трижды обладательницей Кубка Союза. Марина с успехом выступает на Играх доброй воли 1986 года. И в 22 года уже становится тренером-хореографом Республиканского училища олимпийских резервов...
Период распада СССР не самым лучшим образом сказался и на состоянии российской сборной по художественной гимнастике. Много было разговоров по поводу того, что гимнастика «художниц» в упадке, что она превращается в балет и ей не место на олимпийских играх.
Лариса Латынина, тренер сборной с 1966 года, покинула ее и стала работать в оргкомитете олимпиады по проведению соревнований по гимнастике.
Все понимали, чтобы спасти художественную гимнастику, надо передать ее в «хорошие» руки. Нового руководителя сборной отыскали в Ташкенте. Им стала заслуженный тренер Узбекистана Ирина Александровна Винер.
Она родилась в Самарканде в семье известного художника, члена Академии художеств, Александра Ефимовича Винера. 20 лет работала тренером сборной по художественной гимнастике Ташкента, затем Узбекистана. Ирина Винер сумела подготовить чемпионок страны Е. Холодову, В. Зарипову, В. Шаталину, М. Николаеву. И вот новый поворот в судьбе.
Впереди всех ждал очередной чемпионат мира. Ирина Винер рассчитывала на талантливую гимнастку Оксану Костину, которая совсем недавно стала чемпионкой Спартакиады народов СССР, а в Барселоне на олимпийских играх завоевала 5 золотых наград в различных видах упражнений. И вдруг нелепая случайность. Автокатастрофа… Оксане было всего 20 лет, когда оборвалась ее жизнь.
И только присущая Винер собранность и независимость характера не позволили ей растеряться в сложной обстановке. Она привезла из Ташкента своих учениц: Амину Зарипову, Яну Батыршину и Алину Кабаеву. А.Зарипова к тому времени была чемпионкой мира и Европы. В Атланте взяла «серебро» на олимпийских играх Я. Батыршина. На «выходе» – чемпионки А. Кабаева, Ю. Барсукова, О. Белова, Н. Липковская и другие.
Это сейчас у них есть свой Международный центр подготовки олимпийского резерва, а ведь поначалу пришлось просто арендовать зал, чтобы пригласить девочек на занятия.
В одной из своих книг Лариса Латынина написала о том, что многое из того, что выполняли они в 20 лет, теперь легко делают юные девочки. Правда, они тогда работали на голом полу, без коврика. Время изменилось. Гимнастки стали моложе, легче, гибче. «Боже, – восклицает гимнастка, – с каким удовольствием мы бы поработали так, как сейчас. Прыжки, полеты…»
Литература: Л. Латынина «Гимнастика сквозь годы», С. Павлов «Олимпийская энциклопедия»
Все материалы, расположенные на данном ресурсе, были взяты из открытых источников интернета.
Все права на материалы, представленные на ресурсе, принадлежат их авторам, правообладателям и издательствам.
Ни администрация сайта, ни хостинг-провайдер, ни любые другие лица не несут ответственности
за правильность, точность, законность, достоверность материалов и за их использование!!!