Когда-то давно, без малого два десятка лет назад, во время проведения турнира по художественной гимнастике на призы Ставропольской телерадиовещательной компании вдруг стал назревать скандал. Увы, даже на крупных международных состязаниях, включая и Олимпийские игры, соревнования по обоим видам гимнастики нередко имеют скандальный оттенок. К сожалению, гимнастика - ярко выраженный субъективный вид спорта. Здесь нет физических критериев, как, например, в легкой или тяжелой атлетике. Тут многое зависит от квалификации не только спортсменов, но и судей, а также добросовестности последних. И обязательно должен быть кто-то обладающий непререкаемым авторитетом, чтобы не превратить элементарную оплошность во вселенский скандал. Эмма Николаевна Овсянникова (Литвинова) И тогда я, едва ли не впервые лично присутствовавший на гимнастических соревнованиях международного уровня, воочию увидел и оценил роль Эммы Овсянниковой в художественной гимнастике. Эмма Николаевна не ворвалась, а как бы вплыла в накалявшийся с каждой секундой зал так называемой верхней базы Кисловодского центра олимпийской подготовки (в разное время он имел разное название). Уже само ее такое величественное появление благотворным образом сказалось на положении дел. Эмма Николаевна собрала арбитров, изучила написанное на бумажках, поговорила с представителями конфликтующих сторон - и все, скандал не состоялся. И спортсмены, и тренеры, и судьи приступили к своим непосредственным обязанностям. А турнир, имевший перспективы самоликвидироваться, жив до сего дня. Более того, он занял свое прочное место в гимнастической жизни не только нашей страны. С него свой путь в большой спорт начинали наши знаменитые спортсменки Ирина Чащина, Инна Гизикова и Ольга Михальская, а также многие гимнастки из Финляндии, Венгрии, Германии, Грузии, Украины, Белоруссии, Казахстана, Армении и даже экзотической Кабо-Верди...
И роль в этом Эммы Овсянниковой трудно переоценить. Ведь авторитет в спорте вообще, а в таком сложном и тонком виде, как художественная гимнастика, не приходит по приказу. Он создается годами, а то и десятилетиями. Эмма Николаевна обладает этим самым авторитетом безусловно. Да и как могло быть иначе, если она на протяжении многих лет является здесь лучшей.
Судите сами. Эмма Овсянникова (Литвинова) - первый мастер спорта СССР по художественной гимнастике на Ставрополье. Это высокое звание было ей присвоено еще в 1962 году. В 1966 году была включена в сборную команду России. По окончании соревновательной карьеры Эмма Николаевна становится ведущим специалистом сперва края, потом республики, страны. Начиная с 1969 года воспитанники заслуженного тренера Российской Федерации и Советского Союза Овсянниковой входят в сборную команду страны, неоднократно становятся победителями и призерами чемпионатов мира, Европы, Всемирной универсиады. Эмма Николаевна — судья международной категории.
Хотя путь в художественную гимнастику для нее был не очевидным и не простым. С детства музыкальная, отлично координированная девочка мечтала быть балериной, даже во сне видела себя в пышной балетной пачке и пуантах. Отличница во всем - среднюю школу тоже закончила с медалью, - Эмма Литвинова и в балете ставропольского уровня стала не последней. Занимаясь в Доме художественного творчества детей, быстро освоила азы классического танца. Иван Овсянников - муж Эммы, а по совместительству мастер спорта по акробатике, блестящий фотохудожник и тонкий ценитель прекрасного - рассказывал, что его будущая жена могла балетное фуэте крутить по десятку и более раз. И в детстве с радостью вместе с подругами давала концерты в соседних дворах, срывая аплодисменты, а вместе с ними вдыхала сладкий яд состязательности, вдохновения и славы.
И как тут было остановиться? Тем более что почти все ребята из соседних дворов с проспекта Карла Маркса вдруг дружно рванули «записываться в гимнасты». Оказалось, что по соседству открылась секция гимнастики - спортивной, туда-то все и устремились. Надо сказать, что тренеры Иван Васильевич и Мария Васильевна Мухай практически никого не отсеивали, но внимательно присматривались к «абитуриентам». Хрупкую, но великолепно координированную и неожиданно достаточно физически сильную Эмму Литвинову они быстро выделили из общей дворовой массы. А мать тренеров, пианистка по образованию и педагог по призванию, распевая песни с детворой, не только прививала ребятам любовь к музыке, но и определяла наиболее музыкальных, обладающих не столько голосом, сколько чувством ритма. Эмма была в числе наиболее перспективных в этом направлении.
Однако сразу прочно утвердиться в спорте ей не удалось. Родители считали спорт баловством, а не серьезной профессией, поэтому медалистку заставили поступить на физмат Ставропольского педагогического института, где с обычным для нее старанием она принялась осваивать азы математики и черчения, параллельно, правда, занимаясь в секции спортивной гимнастики.
Уже заметно повзрослевшая для этого вида гимнастики студентка однажды сорвалась со снаряда и сильно травмировала локоть. О дальнейшей спортивной карьере, казалось, пришлось бы забыть. Но, как оказалось, ее давно «взяла на карандаш» тренер по художественной гимнастике Валентина Полякова. И вроде бы дело пошло. Однако тут вмешалась любовь, и на третьем курсе Эмма сменила свою привычную фамилию на новую, став сначала Овсянниковой, а потом и мамой крошки Мишки.
Часто женщины, оказавшиеся в такой ситуации, со спортом завязывают. Но Овсянникову, похоже, трудности только раззадоривают. И Эмма стала тренироваться не только у Поляковой, но и восстанавливалась после родов под присмотром тренера своего мужа знаменитого Михаила Страхова, у которого почерпнула не только азы спортивной акробатики, но и стремление к творчеству, постоянному самосовершенствованию.
Эта школа пригодилась на всю жизнь. Ясно, что на двадцатилетнюю «мамочку» мало кто в спорте ставил. А она возьми да и выиграй первенство центрального совета ДСО «Буревестник» - в то время одного из ведущих по развитию художественной гимнастики! А потом пошло-поехало. Эмма бабочкой порхала по ковру и лихо управлялась с капризными предметами (вот где пригодились ее музыкальность, акробатическая и балетная подготовка). А уж на вольные упражнения ставропольчанки, где она блистала своими бесконечными прыжками и фуэте, сходились смотреть не только зрители, но и профессионалы, и даже строгие судьи. А почти одновременно с дипломом математика Овсянникова получила и заветный серебряный квадратик мастера спорта СССР, став первым мастером по этому виду спорта на Ставрополье!
Вскоре она получила приглашение в сборную России. Там с нею занимались блестящие специалисты: тренеры, музыканты, артисты балета. Но Эмма Николаевна не только старательно тренировалась. Она вдумчиво осваивала и премудрости тренерского ремесла, понимая, что с математикой, наверное, долгого «романа» не получится. Слава Богу, что в то время судьба ее свела с Анной Пеховой, работавшей в Доме физкультуры кем-то вроде администратора. Та и помогла молодому тренеру с трудоустройством. Кстати, дружба между двумя красивыми и талантливыми женщинами сохранилась до сих пор. Вообще, зная Эмму Николаевну более двух десятков лет, могу отметить, что надежность, верность и преданность, наравне с высочайшим профессионализмом, являются ее определяющими чертами.
Однако традиционно трудное для молодой семьи материальное положение заставило Овсянникову стать «многостаночницей». Кроме Дома физкультуры, она стала работать в родном «Буревестнике», а параллельно преподавать математику и черчение в средней школе, при этом не прекращая выступлений в соревнованиях самого высокого уровня. На ковер Эмма Николаевна выходила почти до 30 лет! Не знаю, абсолютный ли это рекорд, но подвиг - точно.
Всегда умеющая себя контролировать и анализировать происходящее, Овсянникова вдруг заметила, что ее лучшие ученицы уже стали с ней вровень. И ждать, пока тебя обойдут, она не стала, сняв окончательно пуанты и сменив спортивный купальник на тренировочный костюм.
- Вообще, мне с ученицами повезло, - вспоминает Эмма Николаевна. - Очень хорошие дети попадались - структурные, культурные. Хотя были, конечно, и те, кто в силу каких-то причин - из-за сложного характера, ревности и других проблем - бросал художественную гимнастику, так и не раскрыв весь свой потенциал. Очень о них жалею.
Первой же моей известной воспитанницей стала мастер спорта Татьяна Олешкевич - она пришла тоже из балета, поэтому обладала очень хорошей хореографией. Выполняла движения мягко и в то же время с высокой амплитудой. Вместе с ней занимались Зинаида Панькова, Ольга Епифанова, Лидия Евстафьева. Затем было множество других прекрасных девочек.
Особняком стоит в этом ряду Наташа Крашенинникова. Она прожила трудную жизнь в спорте, но была всегда опорой для тренеров. В силу различных причин ей постоянно приходилось доказывать, что она не на голову, а на три выше других спортсменок. Громадное трудолюбие позволило стать ей первым на Ставрополье мастером спорта международного класса по художественной гимнастике. Наталья была чемпионкой Европы и мира.
Жанна Подшивалина (ныне - Вирясова) была одной из самых одаренных моих учениц. Несмотря на слабое зрение, она очень высоко подбрасывала снаряды, рисковала, но риск был оправданным. Да и тренером она стала отменным.
Света Лысенко - отличница во всем: входила в сборную РСФСР, была чемпионкой СССР.
Этот ряд могу продолжать долго: тут и Титова, и Токбаева, и Савченкова, и Михальская, и Макеева...
Да и сейчас Ставрополье не оскудело на таланты, хотя пробиваться в республиканскую спортивную элиту подопечным Эммы Овсянниковой, как и других наших тренеров, сложнее, чем остальным. И это несмотря на признание уникальности ставропольской школы художественной гимнастики, имеющей свое ярко выраженное индивидуальное лицо.
У соседей намного лучше материально-техническая база и финансовое обеспечение. А это значит, что тренеры работают в отличных от наших условиях. Например, в соседней Кубани имеется в вузе отделение художественной гимнастики, выпускницы которого работают в различных городах и даже станицах региона. Это дает и массовость, а значит - и возможность отбора. Наши же ютятся в том зале, где еще полвека назад начинала работать Эмма Овсянникова. А уж о финансировании и говорить нечего. Соседи ездят на массу соревнований. А художественная гимнастика вид такой, что спортсменки должны постоянно «светиться» на турнирах, как говорится, накатываться.
Это и спортсменкам дает рост, и вдохновляет на творчество тренеров. Но Эмма Николаевна, отмечающая сегодня свой юбилей, как неисправимая оптимистка, считает, что все наши трудности временные, и они, хотя и сказываются на развитии ее любимого вида спорта, но вполне преодолимы. И то блестящее фуэте, которое она закрутила на ковре, будет бесконечным.