Все главные медали разыграны, максимальные результаты показаны, даже рубеж 30 баллов достигнут (о нем мы еще поговорим). Фактически предолимпийский сезон закончен. Межсезонье в художественной гимнастике.
Sport.ua совершит экскурс в далекое прошлое и расскажет, как появилась на свет художественная гимнастика.
В наше время редкое СМИ балует художественную гимнастику своим вниманием, а исторические сведения о зарождении гимнастики сводятся к нескольким фразам.
Из «Википедии»: «В 1913 году на Высших курсах П. Ф. Лесгафта была открыта высшая школа художественного движения. Первыми педагогами её стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Все эти преподаватели до прихода в ВШХГ имели свой опыт в работе по преподаванию : «эстетической гимнастики» — Франсуа Дельсарта, «ритмической гимнастики» —Эмиля Жака дель-Кроза, «танцевальной гимнастики» — Жоржа Демини и «свободного танца» — Айседоры Дункан. Слияние воедино всех этих направлений гимнастики способствовало появлению этого изящного вида спорта.»
Художественную гимнастику можно считать родной сестрой танцевального стиля модерн. И у гимнастики, и у модерна одни родители - Айседора Дункан, Рудольф Лабан и Рудольф Штайнер.
Эти люди были едины во мнении, что искусство должно быть максимально естественным, а не загнанным в жесткие рамки систематической подготовки. В эпоху Мариуса Петипа на имперской сцене Мариинского театра блистали артисты балета, подготовка которых проходила системно и на протяжении долгих лет. В это же время американская танцовщица Айседора Дункан выходила на сцену в греческой тунике и босиком, ее движения были просты и естественны, легкий бег, естественные позы и остановки, маленькие прыжки. Достаточно простыми движениями Дункан передавала эмоции и содержание. Её система не требовала изнурительной и суровой подготовки. В танцах Дункан импровизировала. Это было неповторимо, музыкально, вдохновенно и необыкновенно искренне.
Словацкий хореограф Лабан – самый радикальный из пионеров модерна. Он отказался не только от классических па, но и от музыки, темы и сюжета. Одной из его главных идей была – возрождение социальной роли искусства. Лабан считал, что хореография должна быть языком, понятных для всех.
Рудольф Штайнер – автор «эвритмии» (зримое, видимое искусство). Философия Штайнера - движение в пространстве как средство выражения чувств, эмоций.
Своим образом мыслей, взглядами на искусство эти люди расширяли существующие границы общепринятых понятий. Основная идея новаторов - сделать искусство максимально естественным.
Франсуа Дельсарт, Жорж Демени, Жак Далькроз – этим людям мы также обязаны появлением на свет художественной гимнастики.
В 1839г. Дельсарт открыл в Париже курсы сценической выразительности, на которых преподавал основы воспитания эмоциональной выразительности движений человеческого тела.
Французский физиолог Жорж Демени создал своеобразную танцевальную гимнастику для женщин. Эта гимнастика была предназначена для развития у женщин грации и изящества посредством различных упражнений с - палками, булавами, танцевальных комбинаций, всевозможных ритмических движений и импровизации.
Жак Далькроз – автор системы «ритмической гимнастики».
В основе системы различные формы телодвижений, соответствующие оттенкам музыкальной выразительности, таким, как смена скоростей, переход от темпа к темпу, изменение звучаний по высоте. Движения должны были выражать динамический характер музыки и степень напряжения и расслабления мышц в связи с музыкой. Далькроз воспитывал у занимающихся музыкальность и чувство ритма.
Системы Ф. Дельсарта, Ж. Далькроза, Ж. Демени, А. Дункан и их продолжателей оказали значительное влияние на возникновение и развитие ритмопластических школ «женской гимнастики» в дореволюционной России и после.
Идеи свободного, художественного движения стали пользоваться популярностью. В 1920-е годы появляются студии художественного движения. Позже эти студии станут фундаментом современной художественной гимнастики. Несколько слов о таких студиях и людях, их основавших.
В 1917 году Студию декламации, ритма и пластики в Тбилиси организовала Сбруи Лисициан – советский балетовед и этнограф. Через некоторое время по указу Луначарского Студию сделают ВУЗом – Институтом ритма и пластики. Обучение в институте велось по системе Дельсарта. Србуи Лисициан стала первым тренером своей сестры Марии Лисициан. Кроме того, Мария закончила вахтанговскую студию, где изучала драматическое искусство.
Через несколько десятилетий сестры Мария Вартановна и Тамара Вартановна Лисициан подарят миру гимнастики трех чемпионок мира: Людмилу Савинкову (первая чемпионка мира), Татьяну Кравченко и Елену Карпухину.
В ленинградском Дворце пионеров организовала студию Роза Варшавская. Занятия проходили у хореографического станка. Одна из учениц Розы Абрамовны вспоминала слова своего наставника: «Постарайтесь руками передать взмах лебединого крыла. От одной руки к другой перетекает волна, которая передает ваше ощущение полета». Варшавская была человеком высокой культуры, имела консерваторское образование и глубокие знания по ритмике, полученные непосредственно у Жака Далькроза в Институте ритма (Хеллерау, Германия).
Елена Горлова – драматическая артистка ТЮЗа, занималась в школе Эллы Ребенек (Элла Ивановна в свою очередь занималась пластикой в школе сестра Айседоры Дункан – Элизабет). Горлова была инициатором объединения студий и школ в единую ассоциацию – высшую школу художественного движения. Она же преподавала художественную гимнастику и вела курс обучения упражнений с предметами – скакалками, мячами, шарфами, вымпелами, лентами.
Sport.uaуже рассказывал читателям о заслуженном тренере СССР Александре Семеновой-Найпак. Александра Михайловна пришла в спорт из мира искусства и занималась постановочной работой. Семеновой-Найпак – основательница украинской художественной гимнастики и первый преподаватель гимнастики в Украине – в институте физической культуры, который до войны базировался в Харькове, а после был переведен в Киев. Семенова-Найпак воспитала первых украинских мастеров спорта и стала первым заслуженным тренером по художественной гимнастике. Среди учениц была Валентина Зинченко – будущий тренер Альбины Дерюгиной.
Но это было позже, а в 1934 году при участии таких людей, как Елизарий Юрьевич Зеликсон, работавший с 1926 по 1938 год ректором и директором института Лесгафта, Лев Павлович Орлов – основатель кафедры теории и методики гимнастики, была организована высшая школа художественного движения. Первыми преподавателями школы стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Александра Семенова-Найпак, Анастасия Невинская, Зинаида Вербова. Также в школе преподавали звезды Мариинского театра. Классический танец преподавал Ростислав Захаров, характерный танец – Сергей Корень, историко-бытовой – Николай Ивановский.
В СССР гимнастика получила широкое распространение. Как вид спорта, она была доступна широким массам. КПСС одобряла идеи гимнастики и на одном из съездов указала на необходимость «шире внедрить в быт населения массовые виды физической культуры и спорта, обратив особое внимание на их развитие в общеобразовательных школах и в высших и средних специальных учебных заведениях».
К сожалению, информации об истоках художественной гимнастики не много.
Sport.ua упомянул всего несколько имен, а людей, подаривших миру гимнастику, было больше.
Интересно, как видели художественную гимнастику ее основатели.
Мария Лисициан: «Главное для гимнастики – движение, которое раскрывает характер музыки. Движения спортсменки должны быть глубоко осмысленными, отзываться на каждую музыкальную фразу. Как передать характер музыки? Гамму чувств можно выразить поворотом, прыжком, шагом – это азбука художественной гимнастики. Без вдохновения, без творческого движения нет смысла работать и тренироваться. Я люблю движение. Гимнастика – моя любовь»