Сегодня поговорим о том, с чем сталкивается человек, решивший покинуть спорт.
О том, какие опасности подстерегают бывшего спортсмена в его новом статусе и что он должен сделать, чтобы переход к новой жизни был проведен максимально грамотно и безболезненно, журналист блога Sport-leader.ru Эдуард Никульников беседует со спортивным психологом Денисом Басовым.
Эдуард Никульников: Денис, не могли бы вы для начала рассказать о том, почему спортсмен в принципе принимает решение уйти из спорта? Какие бывают основные причины подобного шага?
Денис Басов: Причины могут быть следующие:
Пресыщенность конкретным видом спорта. Спортсмен долго занимался спортом на высоком профессиональном уровне, устал и решил выбрать другой вид деятельности. В случае если не хочется менять вид спорта, то следствием является, либо завершение спортивных тренировок, либо значительное снижение их активности с параллельным прекращением участия в соревнованиях.
Получение травмы, несовместимой с дальнейшими занятиями данным видом спорта.
Длительный период неудач после успешных выступлений. Причина этих неудач часто может быть неясна, а значит неустранима. И поскольку тренировочная деятельность не подкрепляется положительными результатами, мотивация спортсмена снижается вплоть до ее полного исчезновения, а возможно и последующего появления негативного отношения к данному виду спорта в целом.
Серьезная ссора с тренером, партнерами по команде. Могут быть проблемы в семье (с родителями, девушкой и т.п.)
Потребность обеспечивать себя, заводить и обеспечивать семью, уделять ей больше времени.
Э. Н.: С чем сталкивается спортсмен после ухода из большого спорта? Какие он при этом испытывает основные проблемы?
Д. Б.: Прежде чем говорить о том, с чем сталкивается спортсмен после ухода из большого спорта, необходимо рассмотреть, с чем он имеет дело в самом большом спорте. Как правило, люди начинают заниматься спортом в детском возрасте, когда они: а) находятся на обеспечении родителей, б) параллельно учатся в школе. На тренировках процессом спортивной подготовки чаще всего руководит тренер, и здесь, по сути, основной задачей спортсмена является строгое выполнение его указаний. Если сравнить тренировочный процесс с работой, например, на каком-нибудь предприятии, то в последнем случае аналогия должна выглядеть примерно так: человек, как правило, ничего по своей должности не знает, ничего не умеет, но начальник ему все подсказывает, и человек, как сотрудник, это выполняет. Однако в реальности происходит иначе – на предприятиях этого человека ждут уже с определенным набором знаний и все чаще с опытом работы. Получается, что в спорт ребенок пришел, что называется, с нуля, а на работу необходимо приходить уже подкованным, подготовленным и просвещенным. А, значит, человеку нужен определенный период на освоение знаний, воспитание умений и навыков. И здесь ситуация довольно существенно может отличаться от спортивной подготовки. В вузе человека могут не заставлять учиться, а набор различных проблемных ситуаций в бизнесе может превышать набор подобных ситуаций в спорте, и человеку необходимо прилагать более существенные, причем преимущественно интеллектуальные усилия для освоения нового вида деятельности. А это по сравнению со спортом порой может оказываться очень и очень нелегко. Для подготовки к работе в новой профессии нужен определенный период времени (которого может оказаться не так уж и много), приходится заводить новые знакомства и фактически формировать новый образ жизни. И если в своем виде деятельности спортсмен на момент ухода мог занимать довольно высокое положение, то в новом виде деятельности он фактически начинает с нуля. Это довольно нелегко осознавать, принимать, и главное, развиваться и реализовывать себя в новых условиях.
Э. Н.: Чего, по вашему мнению, спортсмен при уходе из спорта ни в коем случае делать не должен? Не могли бы вы перечислить основные ошибки, какие спортсмены в такой ситуации совершают и каким рискам при этом подвергаются?
Д. Б.: В психологии в целом, а в спортивной психологии тем более, выбор мотивации достижения успеха или мотивации избегания неудачи существенно влияет на результат. Поэтому я буду начинать с того, что может произойти, а далее раскрывать, что нужно делать, чтобы успешно выбрать новую профессиональную сферу. Итак:
В случае если спортсмен получил несовместимую с дальнейшими тренировками травму, он может держать в себе обиду на причинившего ее спортсмена, а если был ее виновником сам, например, по неосторожности, то обида будет направлена на тренера, а также на других спортсменов за то, что они продолжают тренироваться, а он нет. В данном случае обида на других часто совмещается с жалостью к себе, уходом в депрессию, либо накоплением агрессии, и ее вымещением на других словесно или физически. В этом случае, самому спортсмену необходимо остановиться и постараться трезво оценить ситуацию. Сделать это нелегко, поскольку обида — а это эмоции — все-таки перевешивает логику рассуждений. Поэтому, трезво оценить ситуацию поможет визит к психологу, желательно спортивному, поскольку тот знаком со спецификой деятельности, но можно и к любому психотерапевту. Также могут помочь родственники, если эмоционально поддержат спортсмена, немного посочувствуют ему, а далее начнут невзначай предлагать спортсмену выполнить то или иное дело, не обязательно имеющее отношение к спорту. Здесь необходимо давать такие задания, чтобы спортсмен, с учетом имеющейся травмы, справлялся с ним самостоятельно, а затем постепенно увеличивать сложность заданий. Подбирать задания необходимо с точки зрения потенциальных профессий, в которых может продолжить свою деятельность спортсмен. Например, если к спорту в целом негативного отношения не выявлено, можно предложить ему позаниматься с детьми, либо выступить консультантом молодого, начинающего тренера по этому же виду спорта. Либо предложить решить какую-то задачу на компьютере — современная молодежь пользуется компьютерами довольно свободно, поэтому сложностей возникнуть не должно. Перебирая, таким образом, различные направления деятельности, можно выбрать то, которое спортсмену больше нравится с эмоциональной или профессиональной точки зрения. И затем, продолжая задания по выбранному виду деятельности, подкидывать спортсмену информацию по саморазвитию в этом новом направлении. Также можно устроить ему собеседование с одним-двумя потенциальными работодателями, а дальше отпустить в свободное плавание.
Если наступила пресыщенность видом спорта, то здесь все гораздо легче — спортсмену прямой путь к психологу или в кадровое агентство для прохождения теста профориентации и выбора профессии. Кроме того, если пресыщенность распространяется только на данный конкретный вид спорта, то вполне возможно проявить себя в остальных, скорее всего, сходных видах спорта в качестве тренера.
В случае длительного периода неуспешных выступлений на соревнованиях можно применить тот же метод, что и в случае травмы. Здесь лишь два существенных отличия: пониженные самооценка и мотивация на достижение целей в целом, а также отсутствие физической ограниченности, поскольку нет травмы. А значит, больший акцент необходимо сделать на психическом состоянии спортсмена и снова воспитать в нем уверенность в себе. Для этого упор необходимо сделать на обязательном успешном выполнении всех предлагаемых ему заданий, постепенно увеличивая степень их сложности. Таким образом, к спортсмену вернется уверенность в своих силах в целом. Причем параллельно можно делать акцент на то, что если не получается в одном виде деятельности, то совсем не обязательно, что не получится в другом. И для подтверждения слов приводить соответствующие, обязательно реальные, примеры из спорта или других видов деятельности. Их можно в большом количестве найти в интернете.
В случае ухода из спорта из-за ссоры с кем-либо, спортсмену необходимо дать время остыть, но при этом желательно держать его под наблюдением, ибо тренировки закончились, а энергию, которая все еще хлещет, надо куда-то девать. И затем прохождение профориентации, обучение и вперед, за работу!
В случае финансовой мотивации и необходимости обеспечивать семью, полагаю, работать с мотивацией острой необходимости нет — она и так налицо. Поэтому сразу стандартный путь.
Иногда спортсмены настолько глубоко уходят в депрессию, что могут совершать неадекватные поступки. Например, уходить в глубокие запои, начать прием наркотиков, искать деятельность, связанную с получением адреналина. В последнем случае это может привести их к участию в автогонках, драках, совершению поступков, попадающих по уголовный кодекс. Этот момент необходимо отслеживать очень внимательно, и при появлении первых подозрений без отлагательств поговорить с этим человеком, а при необходимости пригласить для беседы психолога, психотерапевта или, в крайнем случае, уже психиатра. В интернете есть много статей, как различить момент или уже текущий период, если человек погрузился в мир алкоголя или наркотиков, так что отсутствие информации родителям не грозит. В случае если он упорно не хочет сознаваться, что поддался какой-то пагубной привычке, но наблюдения говорят об обратном, допускается предложить человеку пройти проверку на полиграфе, то есть так называемом детекторе лжи. За пару часов опытный полиграфолог поможет выявить наиболее волнующие обследуемого моменты и сообщит о них родителям. Но необходимо помнить, что в данном случае обязательным условием диагностики на полиграфе является добровольное согласие обследуемого на прохождение процедуры. И уже после того, как бывший спортсмен приведен в нормальное состояние, следующее действие уже вам знакомо — профориентация. А затем, соответственно, – обучение и работа.
Э. Н.: А если спортсмен по ходу своей карьеры смог стать финансово независимым? Казалось бы – остается только отдыхать и наслаждаться жизнью.
Д. Б.: Такое возможно, но материальный фактор – это не единственный мотив, влияющий на послеспортивную жизнь человека. Представьте себе, что спортсмен во время спортивной карьеры постоянно находился в движении: постановка цели, достижение, постановка цели, достижение. И все это на фоне тренировок и сборов, травм и восстановлений, общения с тренером, товарищами по команде и соперниками, соблюдении режима дня, включая питание. Кроме того, в организме постоянно происходит ускоренный обмен веществ – спортсмен принимает пищу, и довольно быстро расходует энергию. И тут, когда он завершает спортивную карьеру и принимает решение жить на заработанные деньги, в нем словно выключают рубильник – все движение, на фоне которого он жил, остановлено одномоментно. И, несмотря на то, что спортсмен, казалось бы, уходит от спорта, а значит и от стресса, подобная остановка – мощнейший стресс для организма. Для его снижения необходимо наличие адаптационного периода, в который спортсмен может снизить нагрузку, но должен продолжать тренироваться. Тогда отдых и параллельное наслаждение жизнью не приведут к депрессиям, снижению сопротивляемости организма различным «болячкам» и существенному набору веса – ведь нагрузки закончились, а ускоренный обмен веществ и нескромный аппетит остались. Кроме того, спортсмену необходимо общение с родными, друзьями, которые могут как иметь, так и не иметь отношение к спорту. Переключение внимания на семью, если она уже есть, либо создание семьи также снижают вероятность стресса, при котором организм ищет, куда направить собственную активность в период огромного количества внезапно появившегося свободного времени.
Э. Н.: Когда спортсмену нужно начинать задумываться и готовиться к наступлению этого периода — периода без спорта?
Д. Б.: Вопрос заключается в том, в какую сферу деятельности (отрасль) спортсмен планирует перейти. Если он остается в спорте, то может пойти работать тренером, руководителем федерации или клуба, менеджером в государственную спортивную организацию или на другие подобные должности. В этом случае спортсмену может быть достаточно пройти курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. Такие курсы есть в большинстве (если не во всех) вузов физкультуры и спорта и могут длиться в среднем около полугода. Тренеров, ранее бывших спортсменами, перечислять нет смысла – это наиболее частый выбор профессии среди спортсменов, и при этом наиболее легкий в адаптации. Среди других специалистов могу привести в пример моего учителя, ведущего спортивного психолога России Сопова Владимира Федоровича, который является мастером спорта по легкой атлетике. Также Владимир Федорович выполнил около пяти нормативов Мастера спорта и более десяти нормативов Кандидата в мастера спорта по другим видам спорта. При этом, как специалист по спортивной психологии он подготовил более десяти олимпийских чемпионов. Сейчас он работает профессором кафедры психологии Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (РГУФКСиТ). Еще один специалист по спортивной психологии – Родионов Альберт Вячеславович. Он мастер спорта по фехтованию, а ныне заведующий кафедрой психологии РГУФКСиТ. Спортсмен мировой известности – Фетисов Вячеслав Александрович, работавший руководителем федерального агентства РФ по физической культуре и спорту. Игуменов Виктор Михайлович – пятикратный Чемпион Мира по греко-римской борьбе, заслуженный тренер СССР. Он был Ректором ГЦОЛИФК (ныне РГУФКСиТ), а сейчас первый проректор РГУФКСиТ.
Что касается других видов деятельности, куда спортсмен может направить свою активность, то здесь ситуация более сложная. Освоение экономического, юридического или более близкого к спорту научного направления может занять от года и более. Здесь ответственность за параллельную переподготовку спортсмена может быть возложена как на тренера, так и на самого спортсмена. Эту подготовку желательно начинать еще в процессе спортивной деятельности, чтобы период адаптации при переходе от одного вида деятельности к другому был максимально комфортен. Еще один вариант — создание государственных или коммерческих организаций, специализирующихся на профессиональной переподготовке спортсменов. Если взять пример решения подобной проблемы за рубежом, то активистом в этом направлении выступает норвежский конькобежец, обладатель трех олимпийских медалей Одне Сёндроль. Сегодня он является членом комиссии Международного Олимпийского комитета по маркетингу. Он разработал программу планирования и организации карьеры для спортсменов, причем без отрыва от тренировочного процесса. У нас в России, возможно, есть подобные организации, но пока они не имеют широкой известности. И спортсменам чаще всего приходится полагаться на себя. А это не всегда способствует успешному решению данной проблемы.
Э. Н.: Чем в решении данного вопроса спортсмену может помочь психолог?
Д. Б.: В случае, когда спортсмен не имеет других профессиональных навыков, кроме спортивных, необходимо определить, какой вид деятельности для него наиболее привлекателен. В данном случае психолог может помочь в профессиональном самоопределении. Затем необходимо определить средства и методы освоения новой профессии. И здесь психолог может помочь в переводе имеющихся у спортсмена навыков в новое русло. Неверно считать, что спортсмены кроме выполнения спортивных элементов ничего другого не могут. Они длительное время посвятили тому, как учиться справляться с трудностями, ставить цели и достигать их. И порой необходимо лишь немного сместить акценты со спортивной, на новую, профессиональную деятельность, чтобы бывший спортсмен стал успешен и там. В некоторых случаях психолог может обучить спортсмена навыкам самоорганизации и целеполагания – ведь больше нет тренера, который полностью расписывает процесс подготовки. Теперь бывший спортсмен отвечает за себя сам, и самостоятельно принимает решения – ставит цели и выбирает пути их достижения. Кроме профессиональных навыков спортсмену необходимы навыки социальной адаптации. Смена деятельности приводит к смене статуса, поскольку человек уже спортсмен в прошлом, а в новой деятельности у него пока нет статуса, либо он очень низок. Смена статуса приводит к изменению в общении со своими знакомыми, а также к необходимости заводить новые знакомства, в том числе и в профессиональной сфере. Там уже необходимо знать профессиональную терминологию, специфику общения, а у спортсмена этих знаний пока еще нет, и он может чувствовать себя, мягко говоря, неуютно. Задача психолога – помочь спортсмену освоиться в подобных условиях, а впоследствии активно повышать свою успешность в новом выбранном виде деятельности. Но чтобы спортсмен в части организации своей профессиональной деятельности не привык к психологу так же сильно, как и к тренеру, роль психолога должна быть исключительно консультативной и краткой по продолжительности совместной работы. То есть спортсмен приходит к нему, получает рекомендации, воспитывает новые навыки, а дальше реализовывает их самостоятельно. Периодичность взаимодействия психолога и спортсмена может быть следующая: от трех до десяти встреч с целью профессионального самоопределения и выработки необходимых навыков для самореализации, после чего дается три месяца на самостоятельную работу или обучение в новой сфере. После этого следует одна-две встречи для так называемой «проверки курса». За этот трехмесячный период у спортсмена есть время понять, правильно ли он выбрал направление деятельности, сумел ли он в нем реализовать новые навыки и сбылись ли его ожидания в целом. После второй встречи с психологом спортсмен либо продолжает развиваться в выбранном виде деятельности, либо выбирает новое направление, и реализовывает себя в нем.
Э. Н.: В данном случае речь идет только об индивидуальной работе или возможно проведение еще и коллективных психологических тренингов?
Д. Б.: При индивидуальной работе спортсмен получает больше времени и внимания от психолога, общение ведется только с ним и все направлено на решение только его проблемы. В случае если идет диагностика по профориентации, быть может, такой вариант даже предпочтительней. Также индивидуальная работа предпочтительней, когда психологу необходимо решать проблемы спортсмена, связанные с его психическим состоянием. Это может быть хронический стресс, депрессия, отсутствие мотивации. А вот когда дело касается воспитания профессиональных навыков, удобнее делать это в группе – здесь есть возможность сразу тренироваться на своих коллегах по обучению, а значит не только получать теорию, но и практиковаться. Например, совместная работа в группе помогает повысить навыки успешной коммуникации с людьми, исходя из специфики выбранной профессии.
Э. Н.: Не могли бы вы рассказать немного о том, какие в таком случае психолог использует методики при работе со спортсменом, который уже покинул спорт или уже собирается сделать это? Если используются тесты, то какие?
Д. Б.: В психологической литературе можно найти много профориентационных тестов. Их принцип может быть различным. Например, выстроить имеющиеся в списке профессии в порядке предпочтения или сравнивать все профессии попарно, а затем получит рейтинг и определить наиболее привлекательную из них. Очень интересен морфологический тест жизненных ценностей, разработанный В.Ф. Соповым и Л.В. Карпушиной. Он не является прямым профориентационным тестом, но дополняет диагностику в части направленности личности человека. В качестве конкретного теста могу привести в пример дифференциально-диагностического опросника Климова. Он дает возможность выбрать направление деятельности из пяти возможных: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ. Этот опросник широко доступен как в сборниках психологических тестов, так и в интернете.
Э. Н.: Это универсальный тест или его можно использовать только в отношении спортсменов?
Д. Б.: Это универсальный тест. Не думаю, что спортсмены в части профориентации существенно отличаются от других людей. Здесь проблема не столько профессионального, сколько психологического характера.
Э. Н. Какова роль близких спортсмена в решении его многочисленных задач, связанных с уходом из спорта? Как им нужно себя вести в такой ситуации?
Д. Б.: На данный момент, когда проблема адаптации спортсменов стоит довольно остро, родные могут помочь очень существенно. В свое время Ольгой Юрьевной Сенаторовой было проведено исследование, в котором установлено, что родные помогают спортсменам в адаптации более чем в 50% случаев, в то время как тренеры и другие специалисты – менее чем в 10%. Помощь родных может иметь различный характер, но хорошо, если она будет комплексной. Помощь может заключаться в эмоциональной поддержке, профессиональной консультации, поиску знакомых для устройства на работу или обучение, а также в материальной поддержке. Как родным вести себя со спортсменом – вопрос довольно ситуативный и зависит от таких факторов, как вид спорта, тип личности спортсмена, тип личности последнего тренера, возраст спортсмена, уровень его образования, наличие дополнительных профессиональных навыков, и самое важное — причина ухода из спорта. Главное, чтобы мотивация была положительной, то есть мотивация достижения успеха. В случае, когда преобладает мотивация избегания неудачи – «не оставайся без работы», «как тебе не стыдно!», «ты пропадешь» и т.д., то это отнюдь не помогает, а наоборот – мешает спортсмену выйти из состояния депрессии, если он успел в таковое попасть.
Э. Н.: То есть в идеале спортсмен еще во время спортивной карьеры должен задумываться над тем, кто его будет окружать после ухода из спорта?
Д. Б.: Несомненно! И это необходимо делать независимо от того, планирует ли спортсмен в ближайшем времени свой уход из спорта или нет. Ведь умом мы понимаем, что спортивная карьера не может сравниться по продолжительности с неспортивными профессиями, где пенсионный возраст начинается с 55-60 лет. Организму в спортивном режиме до этого возраста дотянуть довольно сложно, особенно учитывая большое количество травм, применение допинга или разрешенных препаратов, а также тяжелейшие нагрузки на психику.
Э. Н.: Какие есть особенности при уходе из спорта на какое-то время? Можете ли привести примеры удачных возвращений?
Д. Б.: Уход из спорта может быть связан с разными причинами. Это может быть травма, и тогда спортсмен возвращается после восстановления. В данном случае необходимо постепенное врабатывание в тренировочный процесс. Данной информацией должен владеть каждый тренер, так что специфических советов здесь нет. Также причиной может послужить дисквалификация спортсмена в связи с нарушением правил или применением допинга. Есть только один момент, связанный с длительностью данного ухода — если период превышал шесть месяцев, то могут оказаться сниженными спортивные результаты, вследствие чего человек может потерять веру в себя. В этом случае возвращение в спорт покажется не таким уж и сладким, каким оно представлялось накануне. Для решения данной проблемы можно снизить планку требований к спортсмену на один-два порядка. Через короткий период адаптации спортсмен сам войдет в норму и все вернется на круги своя. Самые яркие примеры — возвращение Евгения Плющенко в фигурное катание после трехлетнего перерыва и возвращение Алины Кабаевой в художественную гимнастику после такого же периода.
Э. Н.: В заключение хотелось бы спросить у вас о том как обстоят дела с решением данной проблемы у нас и за рубежом (скажем в США и в странах Евросоюза)? Занимается ли государство решением таких проблем? И как спортсмен социально защищен у нас, и как там?
Д. Б.: В качестве зарубежного примера я уже приводил решение этой проблемы в МОК. В нашей стране, насколько мне известно, спортсменам пенсию не платят, и профессиональным спорт считается лишь потому, что спортсменам платят деньги за тренировочный и соревновательный процесс. Мне неизвестны варианты социальной защиты спортсмена, хотя я не исключаю возможности, что они есть. А относительно завершения спортивной карьеры – судя по количеству диссертационных работ и ситуации в спорте в целом, в нашей стране, к сожалению, эта проблема государством не решается никак. По крайней мере, пока. Я допускаю, что в ближайшее время за решение этой проблемы возьмутся представители частного бизнеса, и я рассчитываю быть в их числе.
Все материалы, расположенные на данном ресурсе, были взяты из открытых источников интернета.
Все права на материалы, представленные на ресурсе, принадлежат их авторам, правообладателям и издательствам.
Ни администрация сайта, ни хостинг-провайдер, ни любые другие лица не несут ответственности
за правильность, точность, законность, достоверность материалов и за их использование!!!