Психологическая готовность ребенка к выступлению на спортивных соревнованиях
Психологическая готовность ребенка к выступлению на соревнованиях является одним из главных показателей — главным фактором успеха.
И сегодня перед ответственным выступлением любой тренер (от титулованного до начинающего) тревожится прежде всего не о технике и тактике, а о том, как обеспечить желание ребенка к полной самоотдаче на тренировках, к выполнению тяжелейшего (прежде всего — психологически) тренировочного режима; как вывести его на «пик» спортивной формы к наиболее значимым соревнованиям; как снять излишнее психическое напряжение или, наоборот, мобилизовать ребенка на выступление.
Ведь именно с психологическим фактором напрямую связаны разочарования, «нелепые» ошибки, а зачастую — настоящие трагедии, которые мы наблюдаем на спортивных аренах.
Подтверждением может служить выступление наших спортсменов на Играх Олимпиады 2000 года. Именно психологическими причинами можно объяснить неудачи А. Кабаевой (художественная гимнастика). Блестящая победа на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити Алексея Ягудина- ведь он был на грани ухода из спорта. Но пять месяцев работы с психологом – и фигурист избавился от "синдрома соперника" и поднялся на высшую ступень пьедестала почета.
Очень важно, чтобы ребенок переработал ситуацию поражения на соревнованиях. Безусловно, если ребенок впервые вышел на внешние соревнования и никакого места призового не занял, то это и не является поражением. Главное, ребенок должен воспринять как поощрение сам приход на соревнования. Если же случилась обычная ситуация, когда ребенок все время занимал призовые места и вдруг случилось несчастье – он потерял предмет и не вошел даже в шестерку награждаемых, то этот случай надо обязательно проработать. Не все тренеры, дети и их родители могут действительно оказать психологическую помощь.
Что надо сделать незамедлительно???
несмотря на отрицательный в целом результат, необходимо обозначить для ребенка все хорошее в выступлении (какие элементы были сделаны безукоризненно, особенно подчеркнуть те элементы, которые длительное время не получались у ребенка)
ребенку нужно передать установку «Все оценки относительны», поэтому ребенку надо показать, что он может большее, если у него уже что-то получается.
для ребенка нужно сразу выработать две основные цели на предстоящие тренировки (какие элементы надо отработать еще или поменять), что позволяет ребенку сразу окунуться после соревнований в атмосферу достижения новых результатов (а не уйти в жаление себя, и как следствие, в депрессию).
ни в коем случае нельзя произносить слово «не повезло», поскольку ребенок начинает искать причины неудач не в себе (и тем самым больше работать), а во внешних обстоятельствах, а это – залог дальнейших проигрышей. Ребенок – не анализирует в этом случае ситуацию, и тем самым не вносит коррективы в свое выступление.
Это советы – от детского спортивного психолога для маленьких спортсменов и их родителей. Чем больше ребенок выступает на сцене, тем больше переплетается воедино позитивный и негативный опыт, тем больше приходится распутывать наслоившийся клубок проблем, чтобы помочь спортсмену стать сильным и преодолеть психологический дискомфорт.
Все материалы, расположенные на данном ресурсе, были взяты из открытых источников интернета.
Все права на материалы, представленные на ресурсе, принадлежат их авторам, правообладателям и издательствам.
Ни администрация сайта, ни хостинг-провайдер, ни любые другие лица не несут ответственности
за правильность, точность, законность, достоверность материалов и за их использование!!!