Кто интересуется художественной гимнастикой – надолго, если не на всю жизнь, запомнят 2000 год. Тогда правила этого вида спорта пережили судьбоносные изменения. Именно тогда вектор развития сменился, и гимнастика стала другой.
Кардинально сменился образ гимнастики и гимнасток. Гибкость, именные элементы, новые грани владения предметом... и музыка фоном, как будто не имеющая отношения к происходящему на ковре. И произошло это вот почему.
Как известно, корни гимнастики – в вечном балете и в более молодом модерне, или свободном танце, поэтому ранняя гимнастика была так похожа на танец с легким спецэффектом в виде предмета. Ну а в конце 90-х в спорт пришел такой тренд, как сверхгибкость позвоночника и сверхрастяжка.
Если ранее такие качества, как гибкость и растяжка, были дополнением к общему образу гимнастки, то вместе с Аминой Зариповой пришло новое прочтение спорта: эти качества стали смыслом, изюминкой, квинтэссенцией всего образа, который появлялся на ковре. Потом появилась Яна Батыршина, а еще чуть позже – Алина Кабаева, а уж ее-то знают все – потому что она задала главный тренд гимнастики тех лет.
Правила гимнастики были изменены в соответствии с меняющейся модой и новыми тенденциями. Все элементы были строго классифицированы по четырем группам: равновесия, вращения, прыжки и элементы гибкости.
Эта классификация ранее была гораздо более простой. А в 2000 году благодаря работе Ирины Винер и ее команды классификация стала подробнее, была расширена и изменена. В нее вошли такие элементы, которые раньше никому и в голову бы не пришло сделать на площадке.
Давайте вскользь вспомним, что же именно пришло в гимнастику вместе с новым тысячелетием: сегодня мы видим наш спорт с учетом всех этих нововведений, да еще и с изрядной долей более поздних дополнений. И таким, каким он стал, он стал благодаря тогдашней перекройке концепции.
Новая группа элементов тела – гибкость стала трендом тех лет и навсегда поменяла образ художественной гимнастики. Жаркие споры, хорошо ли это было, ведутся до сих пор. А я считаю, что популярности это прибавило, так как стало очевидно, что гимнастки – это не совсем обычные девушки, они умеют такое, чего не умеют обычные, и потому на них интересно смотреть...
Конечно, для такой гимнастики очень и очень важны были природные данные – что опять-таки добавляло популярности и нереальности тем гимнасткам, у кого эти данные были – и весь мир восхищался фантастической Алиной Кабаевой, эталонно исполнявшей элементы на гибкость.
Работать с таким качеством, как гибкость, тогда мало кто умел грамотно, особенно вне России (а кое-где, например, в школе Дерюгиных, и сейчас работают не так плотно). Техника выполнения элементов на гибкость, а также методики работы с ней, разлетались по миру, конечно же, вместе с российскими тренерами. Они быстро совершенствовались и стали огромным прорывом: в спорт пришли новые возможности.
В начале нового олимпийского цикла, после Олимпиады в Лондоне, группу гибкости вновь отменили, но все элементы, созданные и разработанные тогда, остались и продолжают быть в цене. Быть негибкой – нельзя, это одно из необходимых качеств гимнастки мирового уровня.
Те, кто не обладает этим качеством, могут выигрывать отдельные виды, но всегда та девушка, которая умеет владеть своим телом в абсолютном совершенстве, будет впереди других... по крайней мере, в ближайшие лет 20.
Еще одно нововведение коснулось распределения элементов разных четырех групп – гибкости, прыжков, вращений, равновесий – по пяти упражнениям гимнасток: упражнениям со скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой.
Раньше все было проще некуда. Гимнастки имели в своем арсенале прыжки, вращения и равновесия, – распредели в каждом своем упражнении примерно поровну и иди выступай. После Олимпиады в Сиднее решено было сделать так: скакалка – царство прыжков, мяч – ассоциируется с гибкостью, булавы – предполагают равновесия, а лента – королева вращений. Обруч – уравновешенный вид, в котором все четыре группы элементов должны быть представлены поровну.
В этом есть своя логика. Предмет диктует, как-никак, свою особенную технику. Скакалка очевидно предназначена для того, чтобы в нее прыгать – даже название на русском языке прямо-таки кричит об этом
С лентой наиболее эффектно делать вращения – рисунок четко проявляется.
И самое главное: получилось, что гимнастка, чтобы стать абсолютной чемпионкой, обязана была уметь делать все. Абсолютно все. Невозможно было построить все свои пять программ только на равновесиях или только на прыжках и стать чемпионкой в многоборье. И при этом та гимнастка, которая блестяще умела делать, скажем, вращения, могла особенно блеснуть в упражнении с лентой и схватить именно в этом виде золотую медаль. Для этого и было создано такое правило.
Вот
тут у меня в самом конце поста выложено три ролика для сравнения с разницей в несколько лет. Сравните первый и второй: как разные виды спорта.
Наталья Липковская показывает высший образец гимнастики конца ХХ века: чистый, красивый, классический танец с предметом. Сразу видны корни спорта: сильнейшая школа русского балета.
Инна Жукова спустя девять лет делает совсем другое упражнение. Очевидно – программа очень сложна и насыщена трудностями, прямо-таки элемент на элементе. И по новым законам больше всего именно вращений.
Кроме того, новые правила пересмотрели заново само понятие связки: стало допускаться и даже приветствоваться выполнение аж трех элементов в одной связке. В упражнении нужно было выполнить до 12 связок. Если связка – это два-три элемента, то получается, в упражнении надо сделать от 20 до 30 элементов! Это много, вдумайтесь!
Времени на упражнение дается всего полторы минуты. В более ранней гимнастике столько связок не требовалось. Упражнения смотрелись легче, и было еще время на художественное оформление и на «потанцуем».
По сложности и технике – это огромный шаг вперед. Гимнастки этого периода стали даже физически другими – более выносливыми и сильными. Но если где-то прибавится – значит, где-то должно и убавиться: ушло танцевальное оформление, красивая хореография, выразительные средства. Стало просто некогда между связками выполнять что-то не относящееся к элементам!
Кардинальный переворот произошел и в судействе: ввели использование карточек, на которых заранее стало необходимо указывать все элементы тела и всю работу предмета гимнастки, а потом гимнастка по этой карточке должна была все четко исполнять. Переворот произошел не только на судейских столах, но и в головах гимнасток.
Когда все элементы указаны в карточке, психологически ощущения совсем другие. По вопросу прогресса – спортивный принцип «Быстрее, выше, сильнее» соблюден.
Безусловно, ответственность за выступление возрастает и концентрация на исполнении программы повышается. Одно дело, когда никто не знает, как ты должна поймать обруч в финале упражнения, и совсем другое – когда все заранее известно. Конечно, всего трем десяткам судей, а не тысячам зрителей на трибунах, но эти три десятка играют решающую роль!
В общем, так: усложнился наш спорт и физически окреп, но перестал быть таким уж художественным. Элемент за элементом. Сложные манипуляции предметами, почти все упражнение при этом гимнастка стоит в равновесиях почти не перемещаясь по ковру. Что-то тут не так... И поэтому снова был взят новый вектор развития. Об этом – в следующий раз.
Блог Марии Ждановой на www.eurosport.ru