Так говорила о своем тренере Алина Кабаева. И немудрено - ведь на тренера фактически были возложены все обязанности по воспитанию девочки, приехавшей учиться в Москву. Даже если ваш вариант занятий спортом не столь экстремален, приготовьтесь к тому, что тренер прочно займет свое место в жизни ребенка. Психологическая связь спортсмена с тренером подчас сильнее, чем с родителями. Ведь они вместе проходят путь от первых робких достижений до серьезных побед. А значит, главная ваша задача установить прочный долгосрочный контакт с человеком, которому вы доверяете своего ребенка. Будьте готовы идти на компромисс - часто хороший тренер обладает совсем непростым характером. Но если вы уверенны, что именно его школа даст вашему ребенку необходимые умения и навыки, старайтесь поддерживать его во всем.
Постоянно укрепляйте авторитет тренера. Не забывайте регулярно встречаться с тренером и расспрашивать его о том, как продвигаются занятия вашего ребенка.
К сожалению, невозможно достичь высокого результата в спорте, не пройдя через боль. И эти болезненные манипуляции (растяжки) проводит тренер. Ваша задача объяснить ребенку, что эта боль необходима, что через нее прошли все великие спортсмены, и что тренер не желает им зла, заставляя делать болезненные упражнения.
Научить ребенка правильно относиться к боли в спорте - тоже ваша задача. Замечено, что даже травмы заживают быстрее у тех детей, которые не привыкли себя жалеть. Если ребенок будет с самого начала осознавать, что боль эта временна, что ее можно перетерпеть, заниматься будет намного легче.
Так же регулярно консультируйтесь с тренером по вопросам дополнительных занятий дома. В спортивной школе, как и в обычной, есть свои домашние задания. Чаще всего, это упражнения общефизической подготовки, направленные на развитие тех качеств, которых данному юному спортсмену не достает. Бег развивает выносливость, физическую силу - отжимания, приседания и подтягивания, растяжку - шпагаты. Ваша задача контролировать выполнение домашних заданий. Обычно, с третьего года обучения ребята сами начинают осознавать необходимость дополнительных тренировок, но до того, как это произойдет, вам придется приучать их заниматься " через не хочу".
Еще один повод проконсультироваться с тренером - диета. Ваш ребенок постоянно будет испытывать дополнительные физические нагрузки, а значит, его питание должно быть сбалансированным и здоровым. Только наставник в состоянии определить, на какой именно вид питания нужно сделать акцент на данном этапе тренировок. Но это будет позже. В первый год обучения вам необходимо приучить ребенка относиться к еде серьезно, принимать пищу в строго отведенное время (основательный прием пищи не менее чем за 1,5-2 часа до тренировки; за 40 минут - стакан сладкого чая с быстро усваиваемыми углеводами (печенье), после тренировки есть можно не раньше, чем через час).
Диета юного спортсмена обязательно должна включать в себя каши, белковую пищу (мясо, орехи), овощи и фрукты. Объясните ребенку, что популярный сейчас фаст-фуд: чипсы, газировка, шоколад, булки, - не еда для настоящего спортсмена. Это не значит, что все это находится под полным запретом, жестоко было бы лишать ребенка маленьких радостей. Но подобные отклонения в питании можно допускать изредка, не чаще одного раза в неделю, за праздничным столом или после соревнований.
И конечно дети, серьезно занимающиеся спортом, нуждаются в дополнительном получении витаминов и минералов. В идеале, витамины тоже должен выписывать врач, но два раза в год, в ноябре и апреле, вы можете самостоятельно приобрести витаминный комплекс и пропоить им ребенка.
Никогда не будет лишним предложить тренеру свою помощь. К сожалению, в последнее время не принято проявлять родительскую активность. А ведь это лучший способ наладить хорошие отношения. Помощь может быть разной. Позволю себе перечислить то, чем помогают родители в нашей школе: это организация уборки спортзала, помощь в приобретении оборудования и инвентаря, пошив костюмов, приобретение железнодорожных билетов для поездки на соревнования и сборы, помощь в организации летних учебно-тренировочных сборов, организация ежегодных медосмотров в спортивных диспансерах. За несколько лет образовался очень хороший родительский коллектив, и все праздники и радостные события мы отмечаем вместе, в неформальной обстановке подчас легче обсудить и решить проблемы, возникающие у детей в процессе обучения
Сам себе психолог
Хочется верить, что когда-нибудь в любом детском образовательном учреждении будет свой штатный психолог. Пока же все психологические проблемы, возникающие у детей, приходится решать тренерам и родителям. Увы, у тренера в группе обычно не меньше 15 детей, а значит обратить внимание на изменение поведения одного ребенка, на испытываемый им психологический дискомфорт, удается не всегда. Родители же видят ребенка постоянно и четко отслеживают все, что происходит с юным спортсменом.
К сожалению, часто именно поведение родителей становится причиной психологических проблем. Прежде всего, помните, что только в ваших силах сделать тренировки плодотворными, в ваших силах воспитать в ребенке целеустремленность и волю к победе. Вопрос только в том, какими методами вы этого добиваетесь.
В погоне за золотом, родители часто забывают о том, что перед ними не машина, не робот, а человек. Ребенку постоянно втолковывают, что он должен быть первым любой ценой, сурово осуждают за поражение, ругают за неудачи.
Нервные срывы у юных спортсменов - не такая уж редкость. Но еще чаще дети болеют скрытыми неврозами, которые, как известно, подтачивают развивающийся организм и впоследствии проявляются серьезными заболеваниями различных органов. Порой так и хочется спросить родителей: "Что вам важнее - слава или ребенок?"
Часто именно такие родители стараются заменить собой тренера, вмешиваются в тренировочный процесс, дезорганизуя ребенка. Им кажется, что их ребенку уделяют недостаточно внимания, что тренер должен быть строже, нагрузки - больше.
Таким родителям очень сложно объяснить, что в спорте, как нигде важна размеренность, что тренер ставит ребенку достижимые цели в соответствии с его физическим развитием.
Особенно тяжело приходится действительно талантливым ребятам после первых побед. С этого момента родители уверенны, что их ребенок отныне должен только побеждать. Но ребенок переходит в следующую возрастную категорию и перестает выигрывать. Родители склонны обвинять во всем тренера и ребенка. Тренерам-то ничего, они привычные, а вот ребенок чувствует себя несчастным: он не оправдал доверия, подвел своих близких.
В этот момент самое время унять свои амбиции и объяснить сыну или дочери, что для вас важен, прежде всего, он сам, а не его медали. Куда там! Родителям уже примерещилось олимпийское золото, а значит тренер плохой, школу надо менять, ребенка - заставлять тренироваться больше и больше. Сколько человеческих судеб было сломано так! К сожалению, лекарства от звездной болезни родителей нет.
Если ваш ребенок занимается спортом, ваша обязанность следить не только за его физическим, но и за психологическим состоянием. Старайтесь говорить с ребенком обо всем, что его мучает. Обсуждайте его выступления, расспрашивайте про тренировки, интересуйтесь отношениями с товарищами по команде. Верьте в своего ребенка, но ни в коем случае не требуйте от него победы любой ценой. Поддерживайте его интерес к спорту, ходите на взрослые соревнования, будьте в курсе спортивных событий. Объясняйте, какого результата он должен добиваться: хорошей фигуры, отличного здоровья. Стремление к победе - это хорошо, но это не главное. Главное - воспитать гармонично развитую личность. Спортивный век короток, и только такая личность способна найти себя по окончании спортивной карьеры. А значит, мир ребенка не должен сузиться до размеров спортивного зала. И эту задачу могут решить только родители.
Две школы
Но, пожалуй, самая сложная задача, которую вам предстоит решить, это совместить спортивное образование с общеобразовательным. Начиная со ступени УТГ (учебно-тренировочных групп) ребята занимаются в спортшколе по 12-18 часов в неделю, а значит, тренировки становятся ежедневными и занимают большую часть свободного времени. И именно на этом этапе чаще всего начинаются проблемы в общеобразовательной школе.
Один из самых устойчивых мифов нашего общества состоит в том, что занятия спортом и нормальное образование несовместимы. С полной ответственностью заявляем - это не так. Проблема гораздо глубже и состоит она в том, что часто в спорт попадают и достигают высокого результата ребята из неблагополучных семей, где никто просто не ставил задачи совместить два образования. А задача эта вполне по силам серьезным родителям.
Главное в ее решении, не дожидаться, когда она встанет со всей остротой, а решать ее с момента поступления ребенка в спортшколу. Самое лучшее, что вы можете сделать - это с раннего детства приучить ребенка к определенному режиму дня. В наше время идет много споров о необходимости режима . Возможно, для кого-то режим не принципиален, но для юного спортсмена это очень важно. И если вы настроились на спортшколу, объясните ребенку, что режима придерживаются все спортивные звезды.
Прежде всего, ваш ребенок должен спать не менее 8 часов в сутки. Вечером укладывать его следует не позднее 22 часов. Далее нужно четко рассчитать, в какие часы ребенок делает уроки, в какие тренируется, когда отдыхает. Поговорите с учителями, попросите их поддержать юного спортсмена, возможно, договоритесь об индивидуальных занятиях, если ребенок что-то пропустил или не понял. Ребенок уезжает на соревнования - пусть возьмет с собой учебники, в перерывах можно повторить пройденное. Контролируйте занятия ребенка в общеобразовательной школе, пока не почувствуете, что он привык к режиму и выполняет все задания самостоятельно и вовремя.
Обязательно подчеркивайте, что именно режим отличает его от товарищей, не занимающихся спортом, и только он позволит достичь результата. Хвалите его за успехи в учебе, но ни в коем случае не наказывайте запретом тренироваться за плохую успеваемость. Ваша задача сделать занятия в двух школах равнозначными. Ребенок, приученный организовывать свой день, впоследствии способен совмещать учебу в ВУЗе с профессиональными тренировками. И таких примеров немало.
Самообслуживание - это важно
Каждый раз по окончании соревнований в нашем спорткомплексе остаются коробки, заполненные забытой одеждой, кроссовками, носками. Очень обидно, что мы не можем вернуть все это хозяевам вещей - ведь все эти вещи недешевы, а значит, родителям юных спортсменов придется покупать все это снова.
Жизнь юного спортсмена очень рано приучает к самостоятельности. Будучи совсем малышом, он должен суметь самостоятельно раздеться и одеться, принять душ и собрать спортивную сумку. И научить этому ребенка должна мама. Конечно, на первых порах потери неизбежны. Но впоследствии рассеянность и неорганизованность может принести множество проблем. Часто, экономя на гостинице, ребята уезжают домой прямо из спортивного зала, едва-едва успев получить заслуженные награды. И в такой ситуации ребенок, не умеющий быстро и аккуратно собрать свои вещи, превращается в настоящее стихийное бедствие для команды. А ведь что стоило маме потренировать отпрыска дома. Тем более что с одной и той же сумкой ребята ездят с соревнований на соревнования, а значит можно четко определить место каждой вещи в ней и то, в каком виде она должна лежать.
В гостиницах ребята живут в комнате по несколько человек и там сразу заметно, кто аккуратен, а у кого в вещах царит беспорядок. Дети довольно строго судят друг друга, и такая вроде бы мелочь способна повредить отношениям ребенка с коллективом. А ведь именно эти отношения часто становятся источником психологических проблем. И еще. Конечно, в программе обучения в спортшколе есть обязательные лекции по правилам техники безопасности и оказанию первой помощи. Но внимания этому уделяется недостаточно, а значит, родители должны периодически напоминать эти правила детям. Главное из них - не приступать к занятиям без разминки. Неплохо так же, если ваш ребенок овладеет навыками оказания первой помощи - такие умения никогда не бывают лишними.
Дружить в спорте
Однажды один заслуженный спортсмен сказал: "Тот, кто не умеет примириться с конкуренцией - не умеет дружить в спорте". В последствие мне много раз доводилось видеть как примеры бескорыстной дружбы спортсменов, так и примеры жесткой борьбы внутри команд. Научить ребят дружить в спорте -очень сложная задача. С одной стороны, их сближает длительное совместное времяпрепровождение, с другой - разделяет соперничество. Эти проблемы обычно решает тренер, но и здесь вы в состоянии помочь своему ребенку. Объясните ему, что спортивная школа отличается от общеобразовательной тем, что практически для каждого у тренера своя программа, и каждому тренер ставит свою, индивидуальную задачу. Кому-то важно занять в этом сезоне 10 место, а кому-то войти в тройку лидеров. И достижение десятого места для первого - такой же выигрыш, как первого места - для второго. Именно поэтому надо заниматься на тренировке своим делом, не оглядываясь на то, что делают другие. При таком отношении конкуренция не так болезненна, и общаться ребятам становится намного легче. И еще, надо с самого начала приучать ребенка гордиться своим клубом, своим тренером, успехами своих товарищей, радоваться чужим победам. Это нисколько не мешает стремиться к своим вершинам, но значительно облегчает жизнь.
Вашему ребенку предстоит большая и тяжелая работа, и справиться с ней он сможет только в том случае, если и вы, родители, сможете помочь ему. Поверьте в свои силы и передайте эту веру ребенку. И наградой вам будут его победы.
Все материалы, расположенные на данном ресурсе, были взяты из открытых источников интернета.
Все права на материалы, представленные на ресурсе, принадлежат их авторам, правообладателям и издательствам.
Ни администрация сайта, ни хостинг-провайдер, ни любые другие лица не несут ответственности
за правильность, точность, законность, достоверность материалов и за их использование!!!