|
Эльвира Аверкович, Леонид Вариченко Диалоги о художественной гимнастике Разных чувств движеньем выраженье
Аверкович Э.П., Вариченко Л.Л. Диалоги о художественной гимнастике. Осмысление эволюции популярного вида спорта в форме воспоминаний.
Судьбы людей в спорте, как и в искусстве, зависят не только от самих людей, но в большей мере от тех, кто их окружает. Понимать, поддерживать и помнить или же отказать в этом - право современников. Более сорока лет у руководства художественной гимнастики России стояла Татьяна Григорьевна Вавич, а сменила ее на этом посту Эльвира Петровна Аверкович - одна из первых Чемпионок мира. Эта книга напоминает любителям спортивной эстетики, что российская художественная гимнастика имеет долгую историю и своих главных действующих лиц.
Цена книги без стоимости пересылки: 200 р. По вопросам приобретения данной книги, Вы можете обращаться по телефонам: 8-499-193-22-30, 8-916-223-14-21, 8-916-223-13-74 или e-mail: leon571@mail.ru
Сайт Леонид Леонидовича Вариченко: www.leon-de-vo.narod.ru |
VIII
«Мы пыль безвоздушного взрыва - Галактики лик раздражен - Мы, прежде светились красиво, Мы падали ярким дождем.» Леон Де Во
В. Лицо любой сборной команды и лицо любой страны составляет какая-то «звезда» - какая-то определенная гимнастка. В России они всегда были.
А. И когда нам указывали, что у нас не то, или не так мы это делаем - всегда есть те, которые хотят поучить - мы всегда говорили, что в России гимнастки есть, были и будут! Для этого есть все основания. И прекрасный тренерский состав, и территория, и количество народа, и это естественно. И такие гимнастки у нас были, которые лицо России олицетворяли. Ира Девина — трехкратная чемпионка мира, ученица Нины Владимировны Шибаевой, у которой потом также появилась и Ира Якунина. Две замечательные гимнастки, но все-таки Ира Девина была неповторима. Да, трехкратная чемпионка мира - дважды в групповых упражнениях и чемпионка мира индивидуально в отдельном виде, в ленте. И абсолютная чемпионка Советского Союза в 1981 году. Гимнастка с замечательными данными. Из простой семьи, но по поведению очень симпатичная девочка. Она несколько лет была «Лицом российской художественной гимнастики», выступая на Спартакиадах Народов СССР и имея высокие результаты.
Несколько ранее заблестела Галима Шугурова. Феноменальные физические данные и великолепный внешний вид. Характер «Звезды», но, тем не менее, великолепная гимнастка, ставшая в 1973 году абсолютной чемпионкой мира. Поделила она этот титул с болгаркой Гиговой. В 1975 году победила Ира Дерюгина. Шугурова стала второй, но три золотые медали выиграла и была названа «Некоронованной Королевой».
В. С Дерюгиной она тоже «поделилась», или нет?
А. Нет, она проиграла. Так считается. Проиграла, потому что тогда началась «битва», в которой трудно объективно определить настоящего и действительного победителя. А в 1978 году она стала абсолютной чемпионкой Европы. Об этом мы как раз и говорили: тогда не было нашего судьи и судьями никто «не руководил». Галима стала абсолютной чемпионкой Европы первой в истории — это был первый Чемпионат Европы.
Шугурова, конечно, выдающаяся гимнастка и личность, но своеобразная, с непростым характером. Это всегда в ее поведении сказывалось, это сказывается и сейчас. Но я уважаю ее за принципы, от которых она не ушла. Не лебезит, не лезет, на соревнованиях она бывает крайне редко. Не суетится и свои принципы соблюдает. Хотя она со временем признала, конечно, что Ира Дерюгина была сильной гимнасткой, но они очень соперничали. И не любили друг друга. Она не простила и не прощает, конечно, как я понимаю, всего того, что вокруг них происходило, и как это все происходило. Она с этим боролась, так как она умела. И осталась при своем. И это мне нравится. В. От этого, как ни странно, выиграл зритель.
А. Да. И уважение к ней осталось. Великой была, великой и ушла.
В. Была Дерюгина, была Шугурова, потом Девина, а когда все трое...
А. Да, это было прекрасно.
В. Зритель выиграл от борьбы мастерства - лучшего с лучшим. А лучшему, как известно, предела нет. Также было в Большом театре, когда в одно время выступали - Васильев, Лавровский, Лиепа, Владимиров, и зритель «распухал» от обилия великолепия во всех его проявлениях.
А. Мы с Галимой перезваниваемся иногда. Но ее просто обожала Татьяна Григорьевна, и Галя шла на это, на этот огонь. У нас были несколько иные отношения. У меня ни с кем не доходило в отношениях до обожания. Я просто совсем другой человек, но отношения были хорошие, и сейчас хорошими остались.
На смену Шугуровой пришла Белоглазова, она была моложе и появилась в Астрахани, ученица Тихомировой. Очень красивая! Но не сразу красивой стала. Как гадкий утенок. Но те, кто понимают и те, кто «видят», они распознали ее будущую красоту сразу. Ее очень Титов продвигал. Естественно толкала Тихомирова. И Валентина Григорьевна Батаен принимала эту девочку. Она, в конце концов, выросла в великолепную гимнастку. Абсолютная чемпионка Европы в 1984 году. Еще она получала титул «Мисс» на очень многих соревнованиях и, как говорится, - «спортсменка, комсомолка и красавица». Очень много было поклонников, в том числе и Хейно Энден. В. Это ее будущий муж?
А. Да. Бесподобно красивая пара. Они были подстать друг другу.
В. А кто он был?
А. Баскетболист. Высокий блондин, настоящий красивый прибалт. На них было счастье смотреть. Но, к сожалению, они были очень разными и по «духу» и по «материи». Сказывалась разница воспитания, нравы территорий и среды обитания. Астрахань — Таллинн! Хейно терпеть этого не мог. Со временем отношения очень испортились! Она ему отдала сына. Он говорил, что в Астрахани мальчику делать нечего. Он эстонец, и остался в Эстонии. Мы немного бурчали, а Титов говорил, что если подходить эгоистично и считать ребенка игрушкой, то, может быть, он и должен быть с матерью, но если по настоящему, если думать о будущем, то решение правильное. И сын остался с отцом. В. Другая страна, другое воспитание.
А. Отец забрал сына. А она в конечном итоге осталась без сына, без мужа и без Родины. Ну, это ее выбор.
В. А где сейчас Белоглазова?
А. Она в Киеве. Работает вместе с Дерюгиными. Они ее пригрели, пристроили, и она там осталась.
В. Кроме её выступлений, помню, — это только, когда я открываю дверь, они стоят со Священко все в снегу, здравствуйте, мы приехали с шампанским к Татьяне Григорьевне. Татьяны Григорьевны не было. Пришлось пить шампанское со мной. Вот, это я помню. Сияющий казак с шампанским и Снегурочка.
Священко Валерий Николаевич (1952 г.р.) г. Краснодар Заслуженный тренер России. Хореограф Сборной команды России 1980-1990 гг. Балетмейстер, педагог-репетитор «Государственного Кубанско казачьего хора».
А. Она такая. Она легкий человек, и очень красивая. У меня есть фотография с ней. Когда она уже не выступала и была уже в Киеве - мы встречались на разных соревнованиях - она всегда подходила и с нами фотографировалась. У нас были очень хорошие отношения. И вообще хочу сказать, что ко мне коллеги очень хорошо относились, некоторые даже любили. С появлением Иры Винер стали возникать проблемы. Её позиционирование себя самой часто реализовывалось сомнительными способами. Когда я говорила, что у нее много достоинств, я имела в виду, что недостатков больше, и я бы не могла с ними жить. У нее те недостатки, которые я не приемлю.
Но ко мне относились очень хорошо. Шугурова и Белоглазова. Потом с Костиной и, конечно, с Девиной у меня были прекрасные отношения. Не смотря на мою «недоброту» и нередкую резкость, отношения с гимнастками, практически со всеми, были хорошими. А с Татьяной Григорьевной - дружески деловыми.
В. Понятие доброты оно тоже со всех сторон разное.
А. Я хочу тебе сказать, что Татьяна Григорьевна была более открытая, что ли, с какой-то очень открытой душой. Я другая, закрытая. Мало кто меня знает, как «мелодраму», а я — «мелодрама» . А вынуждена была играть роль героини. И много лет я это делала.
В. Так в этом ваше достоинство.
А. Я не говорю, что это недостаток.
В. Человек должен играть. Играет мелодраму, а на самом деле, когда вдруг плохое настроение, прорывается совершенно неприемлемое. И с Татьяной Григорьевной это могли испытать и сослуживцы, и я, и совершенно незаслуженно. Через какой-то промежуток времени она снова — прелесть, душа. Но игры не хватило. И человек помнит это всю жизнь. Это горит и мешает добрым эмоциям.
А. А я вот — мелодрама, а должна была играть героя и играла это. И по существу, что я сказала недавно: нет ничего дороже свободы - это правда. Теперь я свободна и я та, какая я есть. Наконец-то! И на вопрос: «Как вы живете?» - я отвечаю: «Живу, как хочу!». Вот как складывалось у меня.
В. А дальше?
А. У нас выросли приличные гимнастки по тем временам. Причем выбор был большой, и мы сосредоточились, особенно я это делала, на групповых упражнениях. И в течение 4-5 лет на Чемпионатах СССР нам не было равных в групповых. Мы могли тогда подобрать под рост, я к этому относилась очень серьезно, высоких девочек. Этот принцип и сейчас остался. Очень высокие девчонки в групповых - это смотрится. Это красиво.
В. Так же было и в личном первенстве, когда выходила Дерюгина. Внешне, в статике Ира часто выигрывала. Плюс воспитанная с детства классическая форма.
А. До того, как они с Галей Шугуровой выходили на площадку. Там начинался, как на арене, бой с переменным успехом для обеих.
В. Конечно. Это верно.
А. Что сейчас?
У нас, в нашей гимнастике стиль Иры Винер: фактура, данные, в основном феноменальная гибкость во главе угла. Сама Ирина была с такими же данными. Она не была замечательной гимнасткой, но данные у нее были великолепные. Она была очень красивая. И безразмерная. Она правильно как-то сказала: «Моя судьба - это хорошие дети, которые на моем пути всегда возникали». Это видимо так и есть. Ну, и получается - обыгрываются данные, а музыка, композиция, xoреографичность вторичны, если они вообще имеют место. Что касается гимнасток Украины - основных надаих соперниц, в первую очередь это Бессонова, то здесь, в основном, традиции Дерюгиных: школьность, «вычищенность» рук и ног, логичность и стройность композиции постановок, хороший музыкальный материал.
Сейчас у нас Ольга Капранова — абсолютная чемпионка мира, а Вера Сесина - абсолютная чемпионка Европы! От принятого нашего стиля несколько отличаются! Сесина своей «чистой» «четкой» формой обязана, в первую очередь Свердловской школе, тренеру Наталье Македоновне Горбулиной, воспитавшей ее. По всей видимости, эта «чистота» и хореографичность подвигли постановщиков её композиций на достаточно резкий поворот от налета «шоу», характерного для ряда спортсменок нашей команды.
В. А спорт в мировом масштабе, он как развивается? Идет от лидеров?
А. Конечно! Есть Кабаева, и ей подражают. И с такими данными ищут. Такие же элементы делают. И художественная гимнастика пошла по такому направлению. Сейчас Кабаева ушла-вернулась-ушла, опять вернулась - пока выступает. В связи с большими достижениями Капранова и Сесина могут повести за собой мировую гимнастику!
В. Мы отвлеклись на день сегодняшний. Вернемся в 90-е!
А. А в групповых, как я сказала, стояли все очень статные и красивые девчонки. И в этом направлении мы работали. И нам не было равных. Кто со сборной России работал? Работала Таня Васильева, я её привлекла, и Кукушкина из Волгограда, которая была и талантливый постановщик и эмоциональная, растанцованная, зажигательная. Васильева всегда была второй. Тоже её характер. Она не претендовала на лидерство.
В. Природный ассистент?
А. Не совсем ассистент, просто «вторая». Потому что мы всегда брали двух тренеров на групповом. Один с одним упражнением, другой с другим.
В. Это вы придумали?
А. Да. И так это и осталось. И сейчас на многие страны пошло. Раньше был один тренер, а мы сделали двух, когда появилось два упражнения. И вот, Васильева с Кукушкиной очень хорошо работали. В групповых мы были впереди всех. И вот в таком состоянии, я сейчас Костину не беру, наша гимнастика была с прекрасными лидерами. И в индивидуальном первенстве, и в групповых упражнениях, где были всегда впереди. В этом направлении наша российская гимнастика шла до 90-х годов. Мы пришли к 1992 году, к Олимпиаде в Барселоне. Но, к сожалению, как я уже рассказывала, мы вынуждены были выступать еще командой СНГ. А уже вот на Чемпионате Европы в мае 1992 года Россия выступала на переднем плане. И там же блестяще выступила Костина хоть и не стала чемпионкой. Первой была Мария Петрова - многократная чемпионка мира и Европы. Болгары вообще держались на большой высоте. А у нас выступали в команде Оксана Костина, Амина Зарипова, еще совсем молоденькая, и московская гимнастка — Юлия Рослякова.
В. Костина была лучшая в команде!
А. Да. Это 1992 год. Чемпионат Европы был в Штутгарте. Блестящее выступление в групповых упражнениях и очень заметное - Костиной!
Это был наш первый Российский выход на международную арену. Он был успешным: 3-е командное место у личниц с прекрасным выступлением Костиной, у которой золотые медали в отдельных видах, и 3 (Все!) золотые медали в групповых упражнениях, одну из которых мы разделили с испанцами.
Мы, выйдя на передний фронт, пригласили Фатееву. Она до того тренировала сборную Союза. Мы же её взяли уже на Россию. Ее и Лащинскую. А Васильева и Кукушкина немножко отодвинулись, были на подхвате, а потом по приглашению Марины Говоровой стали готовить молодежную сборную команду по групповым упражнениям.
В. Оба состава тренеров сильные.
А. Очень. Фатеева с Лащинской стали тренировать команду и тоже триумфально. У нас не было личницы такой, которая бы вышла в чемпионки. Отличных гимнасток было много.... Но не было яркой индивидуальности, которая могла бы составить конкуренцию таким, как Тимошенко, Скалдина, Лобач! Это было до того, как выросла, поднялась и окрепла в своем мастерстве Костина. Поэтому отряд крепких замечательных гимнасток пополнил состав групповых упражнений. Мы ставили хороших гимнасток в групповое. Они были сильны, но как личницы они бы «не выстрелили». Это был факт. А Татьяна Григорьевна мне говорила: «Вот, ты забрала всех и поставила в групповое, а теперь у нас нет лидеров». Но по сути дела, у нас их и не было.
Теперь главное, что «Москва влилась наконец-то в Россию». Рослякова. Приличная гимнастка. Ученица Аллы Яниной. Очень культурная, но не выдающаяся. А Зарипова тоже еще звездой не была, она была просто гимнасткой с прекрасными данными своими. Но еще не умелая. Она пока только привлекала взгляд. Кстати говоря, звездой она, в конце концов, и не стала в силу своего характера. Она очень - ребенок и очень сопротивлялась Винер из-за своей лени. Ира ее по-всякому заставляла работать, до скандалов. Во Франции в Страсбурге готовились к Чемпионату мира. Сцены были ужасающие. Французы были в шоке. Мы боялись, что на это отрицательно прореагирует пресса. Просто кошмар. Такие же инциденты бывали и в Испании. Лень, конечно, недостаток. Но в их случае — нашла коса на камень. Винер, что греха таить, могла ударить. Это было ужасно. И некоторые ушли.
Не выдержала Батыршина. Она насилия терпеть не могла. Тут еще что, Батыршина ведь с матерью жила. Если Зарипову Ира забрала от матери и говорила: «это моя дочка», то за Батыршиной и мать и отец приехали в Москву. Причем Ира их всех сама перетаскивала. Обещала платить за квартиру и первое время это делала. А потом они сами как-то устраивались. И Батыршина жила с родителями. И родители, конечно, терпели, но видимо до определенных границ. В какой-то момент Яна заявила, что собирается бросать гимнастику. В результате -экзекуция! В конце концов, Яна ушла и выступила в печати с негативными высказываниями о Винер. С тех пор Ирина запретила Батыршиной появляться на соревнованиях. (!)
В. А Вы, когда встречаете тех, кто ушел из гимнастики или тех, кого давно не видели после своего ухода, не избегаете их?
А. Нет. Вот, как-то я встретила Шиманскую, на соревнованиях она с Бегаком сидела.
Бегак Дмитрий Евгеньевич (1935 г.р.) г.Москва Заслуженный тренер России (1988 г.) 1975-1976 гг. - хореограф сборной СССР. В сборной России - 1985-1986 гг., вместе с Ольгой Морозовой. Сейчас - хореограф молодежной сборной. Автор нескольких звездных композиций в групповых упражнениях В прошлом ведущий солист Большого театра СССР.
Она мне жалуется: «Вот, у нас черный билет, нам запрещено ходить на соревнования — мне и Батыршиной». Почему Шиманской, я не стала спрашивать.
У нас сборы были в Кстово. В это время Ира, как тренер ведущих гимнасток, конечно, была неудовлетворенна своим статусом! Следует сказать, ради справедливости, что рядом всегда есть «подогревающие». Появились разговоры о том, что я... мало делаю, что без меня можно обойтись! Обрели уверенность те, кого я в свое время «вытянула», пригласила на работу.
В. Необходимо было вызвать уверенность в том, что вы ограничиваетесь только организационными вопросами?
А. По статусу и служебным обязанностям Главный и Старший тренер команды не должен был иметь личных учениц и тем более тренировать их. Эта должность всегда предусматривала: руководство подготовкой сборной команды.
Необходимо заметить также, что в условиях избрания в члены ФИЖ и УЕЖ в частном порядке всегда оговаривалось, что персоны, которые претендуют на избрание, будучи бесспорными специалистами, не должны быть личными тренерами команд и гимнасток!
Понятно почему!
Это правило долго соблюдалось, например: Батаен, Вавич, Кузьмина.
Однако тренеры ведущих гимнасток всегда не прочь были сыграть на определенном этапе «главную роль»! Дерюгины, Крыленко, Кубилене всегда в этом смысле себя позиционировали. Естественно руководители команд в связи с этим испытывали малоприятное напряжение! Некоторое «напряжение» в этом смысле было иногда и между нами с Татьяной Григорьевной! Она долго была не в силах «отодвинуться», и сама, и из-за давления обширного окружения - любимого, привычного и любящего! Что касается моих чувств: кому хочется быть вечно вторым?! Однако до серьезных размолвок не доходило! По настоящему «раздвоились» в 90-х.
В. Когда Россия всплыла на поверхность?
А. Да! Но влияние Татьяны Григорьевны было долгим и прочным. Слишком многолетним и сильным был тыл!
В. А что касается тренеров - вы же еще застали время, когда восхвалять лично себя, свою команду, свою ученицу считалось нескромным.
А. Именно! Даже в какой-то степени неприличным. Ждали, когда это отметят другие: судьи, тренеры.
Теперь все не так!
Многие громогласно объявляют себя и своих учениц -великими, гениальными!
В. Хуже, что они убеждены в этом.
А. Лозунги: «МНЕ БОГ ДАЛ!», «А ВЫ-НИЧТО!» - не редкость. Тренеры ведущих гимнасток делают погоду и в ведущих организациях: ФИЖ, УЕЖ, хотя по определению не могут быть беспристрастными. Примеры: в свое время Нешка Робева (УЕЖ), Винер, Дерюгина (ФИЖ).
В. Так, исходя из «дружественных» звонков и «докладов», было создано мнение: вы на сборах просто сидите на тренировках на стульчике, ничего не делаете, а всю работу выполняют тренеры.
А. Без меня можно обойтись! Мнение это провозглашал Алешин на памятном Олимпийском собрании. Смирнов тут же это подхватил и добавил, что у меня с Винер - несовместимость! Геннадий Петрович Алешин, как уже говорилось ранее, на первом этапе работы, в начале 90-х, очень поддерживал и помогал нам! Но в дальнейшем не захотел, да и не смог бы сопротивляться давлению Смирнова. Смирнов же, в свою очередь, находился под давлением умело организованной травли нашей федерации, и меня в том числе. Вершиной этой возни стал тезис о том, что нам — мне и Шибаевой на Олимпийских Играх в Сиднее делать нечего!
В. Мое мнение такое, что художественная гимнастика это такой вид спорта — склочно-людоедский. Без подобных взаимоотношений он развиваться не может.
А. Да, это как театр.
В. Именно! Я это слушал с детства, как все происходило. С Батаен - борьба сплошная, потом с Дерюгиной, потом появилась Винер. И надо ведь было обзвонить весь Советский Союз, выяснить, кто за кого будет голосовать. «Ты — скажи это, а ты - скажи вот это, а чтоб я промолчала, а ту - чтоб вообще не слышно было».
А. Тут какой-то артист выступал, из театра им. Маяковского и говорил о Гончарове, который кричал, что он обожает театр из зрительного зала и ненавидит Закулисье. Вот - то же самое. Так что в художественной гимнастике это тоже было, но только у определенных людей, определенного, что ли, склада, ну и, наверное, по принципу «хочешь жить - умей вертеться». Те, кто умели, они и смогли.
В. У тех, кто перешагивает внутренние барьеры. Кто-то стоит и думает, что это не хорошо, кто-то перешагивает и идет дальше.
А. Человека можно не снимать, а создать такую обстановку, что он сам уйдет. Со мной так и было. Два года меня «размазывали» . Уволить было невозможно! Не за что! Результаты выступлений были высокими. Избраны были другие методы и способы.
В. Причем даже намекать не надо.
А. Ничего этого не было. Я на президиуме встала и сказала, что я покидаю свой пост. Позже на вопросы «Почему?» я отвечала «Уходя - уходи!» А выступала в мою защиту только Нина Владимировна Шибаева.
Вообще заседание этого Президиума тщательно готовилось! Алешин, 1-й вице-президент Олимпийского комитета России «разговаривал» со всеми членами президиума по отдельности и говорил, кому что делать. Например, Саше Летягову - теперь его уже нет - он велел вообще не приходить.
Летягов Александр Викторович (1960-2005 гг.) г.Москва В Спортивном Клубе Вооруженных Сил с 1984г. В Президиуме Федерации художественной гимнастики России с 90-х годов. Последняя должность - Главный тренер Вооруженных Сил по гимнастике.
Работа была колоссальная. Причем на этот президиум и Кофман пришел, тогдашний Председатель МГФСО, чтобы меня дискредитировать. На этом совещании главной причиной оглушительной критики по моему адресу был наш проигрыш на Чемпионате Европы команде греков во главе с Фатеевой, что было искусно подстроено - мы об этом уже говорили. Найпак именно на этих соревнованиях был и все видел. С критикой не выступал, был объективен. Но «за глаза», общему настроению руководства (Смирнова, Алешина, Кофмана) не сопротивлялся — это было невозможно!
Найпак Владимир Дмитриевич (1938 г.р.) г.Москва С 1963 член Президиума федерации художественной гимнастики СССР. С 1979 по 1986 гг. - Вице-президент федерации художественной гимнастики СССР. С 1992 по 1996 гг. - Президент Ассоциации художес гимнастики стран СНГ. С 199б г. - пресс-атташе Всероссийской федерации художественной гимнастики. С 2001 г. - Вице-президент Всероссийской федерации художественной гимнастики.
Все присутствующие молчали!
Иваницкая, Васильева, Говорова!
И только Нина выступала в мою защиту. А потом я выступила на конференции, когда уже Ястржембского выбирали в Президенты федерации. Всех поблагодарила и попрощалась. Потом меня встретила на улице знаменитая фехтовальщица, возглавляющая Союз спортсменов России — Горохова, всегда очень активная и доброжелательная, и сказала: «Не переживайте, потому что кругом все то же самое». Я сказала, что не переживаю. Горохова присутствовала при этом.
Кто мне звонил, когда я ушла?
Юрий Михайлович Маскинский, который вообще принципов своих не менял. Он до конца остался тверд в каких-то своих вещах, и при всех обстоятельствах (они были, конечно, разными за долгие годы общения), неизменно отстаивая интересы своей организации - «Динамо» - вел себя по-мужски! Не лебезил, не подличал, не мелочился!
Маскинский Юрий Михайлович (1940 г.р.) г.Москва Главный специалист ЦС Динамо С1978 г. по настоящее время. Член Президиума федерации художественной гимнастики России с 80-х годов по настоящее время. Заслуженный тренер России.
Лариса Лебедева - тренер Тани Дручининой и Жени Кузькиной. Человек эмоциональный, умный, талантливый. Часто бескомпромиссный и взрывной.
В наших взаимоотношениях были разные моменты - иногда бывало, и ссорились. Однако порядочность, чувство справедливости никогда не изменяли ей. Звонит часто! Это греет.
Алла Сидоренко - тренер Лены Шаламовой. Человек другого поколения. Всегда была принципиальна, внимательна к замечаниям. Не обижалась! Звонит!
В. Алла и с Татьяной Григорьевной поддерживала теплые отношения, когда та ни на что уже не могла влиять. Это говорит о хорошем воспитании и развитом чувстве этики.
А. Иваницкая с Васильевой! Валентина хорошо и успешно готовит команду. Похоже, не испытывает никаких неудобств. Васильева Таня звонит редко, по случаю. Она вообще редко, кому звонит. Но в ее хорошем отношении ко мне я не сомневаюсь! Мы много общались и жили вместе в поездках и обе ко мне внимательны. Они знают, что я просто обожаю духи, и если едут во Францию, в Карбель-Эссон, всегда мне везут. Это пригород Парижа, в котором в течение вот уже тридцати лет проводится очень интересный турнир, который называют «Малым Чемпионатом мира». Организатором был Мишель Коссон - колоритнейшая фигура. Местные французы называют его - «Биг Босс».
Так вот, я им говорю, Валя, вы мне ничего не должны. Но у меня с ними хорошие отношения. Кроме любимых мною духов я каждую весну любуюсь тюльпанами, которые расцветают в моем саду! Тюльпаны тоже от Вали и Тани!
Тесно общаюсь с Ниной Шибаевой и Найпаком! Нас очень многое и много лет связывает!
А так — остальная публика... Но я была к этому готова. Я наблюдала это раньше и с Татьяной Григорьевной, и с другими, и все это я прекрасно знаю. Поэтому, когда кто-то начинает переживать, яговорю: «Это — жизнь». Кравченко звонит мне...
Я сужу «Бэби-кап». Это Найпак приглашает, а Винер не возражает. Главное, сразу не лезть руководить, указывать и искать недостатки. Вот в чем дело. Там Новик Мария бывает, была Регина Панкратьева — первая чемпионка Москвы. «Бэби-кап» - это очень милые соревнования, и хорошо, что это совсем маленькие дети. Теперь стали приглашать судить вместе с нами знаменитостей: Владимира Васильева, Цискаридзе и Захарову.
В. Это удовольствие и для них, и для родителей. Мы уже три года водим дочку. И Рите нравится. Но ходит пока на танцы и играет в моих спектаклях.
А. Там есть неплохие постановки и дети неплохие.
В. Ладно. Соревнования - Бог с ними. В этой главе о «звездах», в конце хочется вывести некое резюме. Были «звезды» до Костиной. Она, конечно же, бесспорная звездочка во всех смыслах. В команде групповых упражнений тоже были свои «звезды». Но мое, опять же субъективное мнение, что «звезд», как в балете, как на эстраде, так и в спорте должно быть меньше. И настоящие из них - могут все! Последней такой Звездой, которая у нас могла быть и в личном первенстве, и в групповом - это Ирочка Девина. Там и там Чемпионка. А первой были все-таки — Вы.
А. И Савинкова, и Кравченко, о которой мы говорили. Первый Чемпионат мира - Савинкова, Кравченко и я. И мы были первыми чемпионками мира в групповых упражнениях в 1967 году.
В. Универсальными чемпионками. И в личном, и в командном, и в групповом.
А. У нас была универсальная подготовка, сейчас такой подготовки нет. Хотя всякому времени — свою подготовку, свою критику на это и свою ответственность за выбор.
|
Леонид Вавич-Вариченко На качелях Успеха Портрет Мастера в рамках биографии "Короля оперетты" начала ХХ века. Михаил Вавич
Вавич обладал красивым, от природы поставленным голосом, благодарной сценической внешностью, неизменной веселостью и даром легкой сценической игры - качествами, как нельзя более способствующими успеху всякого артиста, а, в особенности, опереточного. С 1907 г. выступал на эстраде и одним из первых стал записываться на граммофонные пластинки. Он был поистине кумиром любителей русских и цыганских романов. В 1918 г. эмигрировал; за границей периодически выступал в оперетте и мюзиклах кабаре "Летучая мышь". С 1925 г. снимался в Голливуде. На его счету более 20-ти фильмов.
Цена книги без стоимости пересылки: 100 р. По вопросам приобретения данной книги, Вы можете обращаться по телефонам: 8-499-193-22-30, 8-916-223-14-21, 8-916-223-13-74 или e-mail: leon571@mail.ru
Сайт Леонид Леонидовича Вариченко: www.leon-de-vo.narod.ru |
|