|
Эльвира Аверкович, Леонид Вариченко Диалоги о художественной гимнастике Разных чувств движеньем выраженье
Аверкович Э.П., Вариченко Л.Л. Диалоги о художественной гимнастике. Осмысление эволюции популярного вида спорта в форме воспоминаний.
Судьбы людей в спорте, как и в искусстве, зависят не только от самих людей, но в большей мере от тех, кто их окружает. Понимать, поддерживать и помнить или же отказать в этом - право современников. Более сорока лет у руководства художественной гимнастики России стояла Татьяна Григорьевна Вавич, а сменила ее на этом посту Эльвира Петровна Аверкович - одна из первых Чемпионок мира. Эта книга напоминает любителям спортивной эстетики, что российская художественная гимнастика имеет долгую историю и своих главных действующих лиц.
Цена книги без стоимости пересылки: 200 р. По вопросам приобретения данной книги, Вы можете обращаться по телефонам: 8-499-193-22-30, 8-916-223-14-21, 8-916-223-13-74 или e-mail: leon571@mail.ru
Сайт Леонид Леонидовича Вариченко: www.leon-de-vo.narod.ru |
VI
«Нет лишнего и быть не может! Чего-то может не хватать. И как лишить его не гоже, Так и преступно навязать!» Леон Де Во
В. Я, естественно, был свидетелем того, как Татьяна Григорьевна относилась к той или другой гимнастке, к тому или другому тренеру. Все обсуждалось дома и с бабушкой, и как ни странно со мной, и с подругами по телефону. И действительно, она всегда уважительно говорила о вас. И в отношении творчества, как гимнастки, и о научной деятельности. Но самое интересное было в том, что отношение к человеку можно было определить по степени замалчивания его или её фамилии в разговоре. Не говорить негатива, но и стараться вообще вспоминать меньше. И, конечно, поступки были тому подтверждением. Например, Назмутдинова — с языка не сходила. И чуть что, вызывалась в Москву.
А. Это было. Потом в свое время, та же история была с Галей Шугуровой, но такие вещи, никому не запрещены. Она любила определенные таланты. Эти люди были не пустое место.
В. Я бы сказал, что это направление в культуре гимнастики. Бывает западная культура, бывает азиатская культура. А она, как человек балканский, черногорский и очень уважающий своего отца и все время говорящий о том, что она черногорка, и то, как она Москву не любит, живя в Москве — зная в совершенстве немецкий язык, и воспитывавшаяся в Эстонии - отдавала предпочтение именно азиатским лидерам, их эмоциям и устремленности. С ними, видимо, было попроще. Сложный авторитет выигрывает и раскрывается на фоне более простого.
А. Да, это так. Надо сказать вот о чем, прошел большой промежуток времени, между тем, когда я выступала, и когда пришла работать в комитет. Россия в это время шла в авангарде художественной гимнастики благодаря Татьяне Григорьевне, которая работала с любовью, самоотверженно и преданно. Пусть это будет банально, но это факт, потому что она всю себя этому делу отдавала. Лучшие сборы для спортсменов, лучшие сборы для тренеров. То есть: тренеров она учила, гимнастками она руководила, для того, чтобы учить гимнасток она приглашала в помощь тренерам лучшие силы. Это и лучшие хореографы, которых она же открыла: Морель, Сергеев, Священко. Это и замечательные пианисты: Веврик, Беляев, Головин, Сивко, Бабаян и еще целая плеяда. И еще, она была гением общения, как и Николай Васильевич, мой супруг - тоже был гений общения. Куда бы мы с ним ни пришли, в любой магазин, я сразу забивалась в угол, потому что он в самой колоссальной очереди мог заговорить продавщицу так, что у него все получалось.
В. И Татьяна Григорьевна была такой же в общении.
А. Она умела наводить мосты любыми способами. Поэтому и сборная команда, и тренерский состав России шли впереди, причем крепко впереди, на много шагов. Поэтому Россия была многократным победителем. К этому времени уже Шугурова стала абсолютной чемпионкой мира. Выросли замечательные гимнастки. В это же время в московской команде, которая в спорте условно «выставлялась» отдельной командой, выступала Лена Карпухина, и показывали блестящие результаты.
В. Карпухина с Шугуровой пересеклись на выступлениях?
А. Да, они одновременно выступали. Эта новая плеяда гимнасток. Чемпионат мира на Кубе. Альфия Назмутдинова, Шугурова и Карпухина. Они этот кусочек общей биографии захватили, благодаря замечательной организационной работе. И именно Российский комитет славился своими организаторами, и это вызывало ревность у спорткомитета СССР.
В. Соперничество, а иногда и борьба с Всесоюзным комитетом - как будто, Россия не была основой СССР - отнимали у мамы и силы, и здоровье, и иногда желание дальше работать. Это были слезы, переживания, неуверенность в себе.
А. Конечно! Но чем дальше, тем больше, наперекор всему вокруг неё появились замечательные тренеры. Это заслуга, прежде всего, Татьяны Григорьевны, потому что она воспитала их.
В. И вокруг замечательных тренеров образовались центры по всей России.
А. О каждом из них можно отдельную книгу написать. Не знаю, нужно ли глубоко раскрывать, но упомянуть нужно всех.
В. Несомненно, ведь это была ваша работа в комитете. Вы же, придя на помощь Татьяне Григорьевне, оказались, пусть не у истоков создания, но при расцвете большинства центров гимнастики России.
А. Этот корабль плыл! Как у Феллини в фильме.
В. С чем же вы столкнулись?
А. Работала комплексная научная группа. Это в основном - два института физкультуры: Краснодарский и Волгоградский. Лидия Петровна Воскресенская (г. Краснодар) возглавила группу, ей помогали Валентина Матвеевна Бастиан (г. Волгоград, но сейчас живет в г. Курске), и Любовь Александровна Морозова (г. Смоленск). Причем, когда уже и я начала научные изыскания, они продолжали это долгие годы. Вот сейчас наука совсем не работает.
В. Сейчас совсем стиль другой. Да и другой вид спорта получается.
А. Вспомним центры, которые образовались.
В. Центр образуется там, где появляется тренер-личность.
А. Естественно! И первым таким центром был Свердловск. Елизавета Алексеевна Облыгина. У нее выросли все четыре Назмутдиновы. Три из них были очень сильными гимнастками. Чемпионкой мира стала Альфия. У Елизаветы Алексеевны было много последователей, и в конечном итоге, Свердловск дал и Олимпийских чемпионов. Об Олимпийских чемпионках мы еще будем говорить отдельно. И сейчас, конечно, всё продолжается, и там работают замечательно.
Определился центр в Омске. Хотя в Омске были традиции и до Галины Павловны Горенковой. Там была Галина Васильева Громыко. Горенкова воспитала Шугурову, у нее были и еще ученицы, но Шугурова стала звездой. Ей аплодировали уже за то, что она выходила. Вот такой была Шугурова. Она была бесподобна. Природой одарена, и замечательная гимнастка.
Горенкова Галина Павловна (1931-1983 гг.) г. Омск
Заслуженный Тренер СССР. Отделение художественной гимнастики в Спортивном Клубе «Красная звезда», в котором была подготовлена абсолютная чемпионка мира Галима Шугурова.
Традиции омские продолжались, потому что Вера Ефремовна Штельбаумс была современницей Горенковой, они вместе работали, соперничали, и это соперничество давало свои результаты. У Штельбаумс появилась Наташа Пуусеп, у Горенковой была Сания Бабий, после Горенковой с ней работала Шугурова. Очень хорошие гимнастки. Позже появилась Лариса Лебедева, которая подготовила Дручинину и Кузькину, они были чемпионками мира. Призер олимпийских игр у Штельбаумс теперь - Ира Чащина.
В. То поколение, которое приходит сейчас, они не знают подробностей о глубинной России.
А. И не будут знать. Вспоминаю слова Кузьминой, сказанные Ире Винер: «Ира, в глубинке будут не довольны тем, что происходит. А она просто заявила: «Пусть там и сидят! А я курица, которая несет золотые яйца, и я сижу здесь, и буду здесь». Так что этого никто не знает, а это надо.
В. Дальше - Ставрополь.
А. Да. Появилась Эмма Николаевна Овсянникова. Интересная гимнастка, умный, одаренный тренер. Она по первому образованию математик. Высоко интеллектуальный тренер, которая воспитала целую плеяду гимнасток. В первую очередь это - Крашенинникова, Кириленко, Подшивалина. В свое время Винер, которая тогда работала в Узбекистане, говорила об Овсянниковой: «Это тренер, который из ничего может сделать конфетку».
В. Что и было. И самое интересное, что Эмма Николаевна никогда не стеснялась, что чего-то может не знать, и не скрывала это, а наоборот, пыталась заполнить пробел. Когда она бывала в Москве, а это случалось часто, она всегда просила меня провести её на урок в театр. Наш педагог - Глеб Михайлович Евдокимов, признанный мастер, сам в прошлом великолепный танцовщик Большого театра, уже на втором её посещении приветствовал Эмму Николаевну, как старую знакомую и даже после урока перекидывался несколькими фразами об интересующих её вещах.
А. Не все её гимнастки, ставшие известными, и показавшие очень высокий результат, обладали данными природными. Она сумела их развить, сделать из них очень интересных гимнасток. Кроме Эммы там работала тренер Вера Хромых, у которой была гимнастка Галина Шафрова.
В. Гимнастка очень красивая, из-за которой были даже конфликты.
А. Батаен обратила на неё внимание, стала её вытаскивать и продвигать. В России тогда главенствовало чувство спортивного принципа. Но в правилах не была развита сторона чисто эстетическая. Это потом уже появились группы судей, которые должны были судить эстетику, выразительность. Об этом тогда, конечно, говорили и судили, если были под впечатлением. Мимо этого нельзя было пройти, но в основном в России судейство направлялось в чисто техническую сторону. А Валентина Григорьевна обращала внимание и приветствовала эстетическую сторону мастерства еще и потому, что лучше всех в то время ориентировалась в предпочтениях на международной арене. И тут конфликты были на уровне руководителей.
В. Шафрова - это мое поколение. На сборах в каникулы я занимался вместе с Шафровой и Кириленко у Валеры Священко на хореографии. У Шафровой были технические проблемы. Она не могла в прыжках собрать ноги, кидала их и не знала, когда они вернутся назад. Но была лирична и одухотворенно красива.
А. Она проигрывала, а её тянули, и на этой почве были конфликты. Потом это стало выливаться в определенные позиции руководителей, но это было позже, уже при мне. Но гимнастка была интересная.
В. И это стало портить других девочек. Они злились, мол, «мы пашем, а её берут». Она же задирала нос, а потом ничего не происходило на соревнованиях. Это были травмы психологические.
А. Потом, в конце концов, в свете серии неудачных выступлений, Валентина Григорьевна сказала Сергееву, что с Шафровой они вытащили пустой номер.
Волгоград. Это был очень сильный центр.
В. И подкрепленный институтом физкультуры.
А. Там появились, прежде всего, Лавровы, которые приехали из Краснодара. Лавровы воспитали целую плеяду тренеров. Они воспитали О. Кукушкину, М. Фатееву. Все это при участии Н.М. Бастиан. Их сын Лавров, которого всерьез не принимали очень долго, но он до сих пор тренирует. И когда у него появилась такая замечательная гимнастка, как Томас, это был феномен. У неё были средние физические данные, но внешне очень интересные. Тоже была конфликтная ситуация. В сборной Союза считали, что Лавров не должен тренировать, и Титов поддерживал это, что Томас надо отобрать у Лаврова. Лавров мне уже говорил: «Что же - она собачка, что её можно из одних рук передать в другие». Многие пробовали с Томас работать, но все-таки все замыкалось на Саше. И хотя они ссорились и ругались, но все же она считала его своим тренером. И, в конце концов, показала высокие результаты. Была серебряным призером Чемпионата Мира. Лучшая гимнастка, которая выросла в Волгограде. Потом у них были гимнастки, которые показывали высокие результаты в групповых упражнениях. Там сильная группа тренеров, очень с ними было не просто, как и с Астраханью. Как потом говорили: «Астрахань и Волгоград - это два острова, очень сильных, стоящих рядом, с которыми работать трудно!» Но результаты были.
В. Кроме Лавровых в Волгограде была Мокренская.
А. Была Мокренская, потом её ученица — отличная гимнастка Зоя Белоконь, но в основном все вокруг Лавровых крутилось. Лавровы личности очень сильные и те тренеры, которых они воспитали, были им долгие годы очень преданы. Наравне с астраханской организацией Волгоград был настоящей кузницей, как резерва, так и спортсменок высшего мастерства. Позже от них стала отходить Марина Васильевна Фатеева. Но тренером она была интересным только на определенном этапе. Она противилась привлекать других тренеров, хореографов-постановщиков, все держала в своих руках.
Марина, будучи человеком, безусловно, талантливым, что многократно подтверждено успехами сборных команд СССР и России по групповым упражнениям, постепенно подогреваемая и подстрекаемая своим мужем Андреем, который на определенном этапе отказался от своей собственной работы и сосредоточился на художественной гимнастике, стала руководствоваться абсолютным самомнением. Не видела и не хотела видеть своих недостатков. Они организовали «семейный подряд» на базе сборной команды в виде клуба. Таким образом, стали вариться в собственном соку, уверенные в своей непогрешимости. А слабые места, безусловно, были. В первую очередь, недостаточная собственная музыкальность, отсутствие музыкальной эрудиции, чутья, вкуса. Из-за этого бывали частые просчеты в подборе музыки для композиций. Иногда приходилось менять сопровождение уже готовой композиции. Да и композиции порой были скучны, без изюминки. Приходилось вмешиваться и в этот процесс. Хотя формально в паре с ней работала Наталья Лащинская, мнение её не особенно учитывалось. На гимнасток оказывалось исключительное давление — безусловное признание только авторитета Фатеевых.
Организация клуба вылилась в коммерческий центр подготовки в Волгограде. Спортсменок выбирали по своему усмотрению и платежеспособности организаций, из которых гимнастки приглашались. В связи с активностью такого рода, на определенном этапе команда по групповым упражнениям стала неуправляемой для руководства сборной. По отношению к гимнасткам допускалось жестокое, вплоть до рукоприкладства, обращение. Особенно это сказывалось в пресловутой борьбе с «лишним весом». Рекомендации врача сборной команды игнорировались, и это представляло угрозу для физического и психического здоровья спортсменок. Рядом с Фатеевой постоянно также находилась массажистка Ольга Барабанова, которая, как верный страж, поощряла все эти действия. Не удивительно, что, в конце концов, все это привело к прецедентам.
Чемпионат Европы 1995 года в Праге. Я была задействована в судействе. В личном первенстве соревновались юниорки, где блестяще выступала Лена Шаламова, завоевавшая несколько медалей разного достоинства. В групповых упражнениях выступал основной взрослый состав — таков был регламент. Исполнение командой упражнения с лентой вызвало у судей сомнений в некоторых позициях, и после обсуждения и смены оценок (руководила обсуждением Н. Робева из Болгарии, известный специалист и, конечно, небеспристрастный) команде было определено третье место. Пути возражений и выражений недовольства существуют разные: подача протеста, выступление на совещании судей и представителей с требованием вернуться к обсуждению оценки. Однако, уверенная в своей непогрешимости и вседозволенности Фатеева, подстрекаемая Барабановой, не вывела команду на награждение. После многократных вызовов, пьедестал (третья ступень) оказался пуст, а флаг России был поднят. Разразился скандал, всей команде грозила полная дисквалификация. Только авторитет Н. Кузьминой, бывшей в то время вице-президентом техкома УЕЖ, а также умоляющие извинения мои и Н. Шибаевой - руководителя команды и Президента федерации художественной гимнастики России — спасли команду. Наказание было ограничено лишением команды бронзовых медалей, которые были переданы французам, занявшим четвертое место.
Последний старт перед Олимпийскими Играми в Атланте — Чемпионат мира 1996 года в Будапеште. Гимнастки измучены голодом и непомерными нагрузками. На утренней тренировке обратили на это внимание бывшие на совещании в Будапеште представители спортивной гимнастики. Тем не менее, в перерыве, когда команде был необходим отдых и сосредоточенность, в коридорах гостиницы - тренировка! Истязание продолжалось до самого старта! Выступили плохо! Винер: «Такая команда не может выиграть!» С этим улетели в Атланту за две недели до соревнований на Олимпийских Играх, где нашей команде была запланирована золотая медаль! С подачи Фатеевой!
Предел всему наступил именно здесь! Истерики внутри команды и у самой Фатеевой привели обессиленную и неуправляемую команду к полной деморализации и в конце концов окончательному развалу! И хотя при вмешательстве руководства нагрузки были снижены, сделать ничего уже было нельзя. Выступали без подъема, без огонька, с ошибками, вплоть да потерь предметов. Спас многолетний авторитет. С трудом, еле-еле завоевали бронзовые медали. Фатеева в состоянии ступора даже перестала со всеми, включая гимнасток, общаться.
Следствием этих событий стало отстранение Марины Васильевны Фатеевой от руководства командой по групповым упражнениям. Произошло это на заседании Президиума федерации. Большинство присутствующих согласилось с этим решением.
В. В конце концов, она уехала в Грецию?
А. Она свою мечту осуществила. Фатеева часто «собиралась» куда-то уезжать! Грозилась, что команду заберет с собой. (Так-то!) Хотела больше денег, считала свое тренерское мастерство недооцененным. Уехав в Грецию, поначалу с помощью очень активных греческих судей она стала даже где-то выигрывать у нашей команды, что ангажированной прессой провозглашалось сенсацией. В тот момент кое-кому это было выгодно, чтобы создать негативное мнение о руководстве сборной команды России. А потом (после 2000 года - Олимпиады в Сиднее) все стало на свои места, и Фатеева со своей командой занимала теместа, которые заслуживала (5-6), кстати, не без помощи наших судей и тренеров, которых об этом просила.
В. Теперь - Астрахань. Как считалось, что все-таки туда Надежда Лазаревна Кругликова приехала. Она стояла во главе этой грандиозной организации.
А. Надежда Лазаревна действительно много ездила в Астрахань и сыграла ключевую роль в становлении художественной гимнастики там. И научила Тихомирову работать. Конечно, больше об этом знала Татьяна Григорьевна.
В. Она знала об этом, говорила, как о факте и ревновала Надежду Лазаревну к Тихомировой. Со сборной же Кругликова работать отказывалась. Фразы были такие: «Ну, Вы и выбрали! Головкина и Тихомирова!» На что Надежда Лазаревна отвечала: «Да не хочу я с Шугуровой работать. Стоит начать, ты меня в Омск пошлешь. А в Астрахани тепло!»
И Тихомирова оказалась тренером замечательным. По словам Аллы Засухиной, могла вытащить из ребенка то, что в нем заложено. Она это умела.
А. Поэтому там появились блестящие гимнастки: Алла Засухина, Ольга Ульянова, Лена Леонтьева, Люся Байрамгазиева, Гульнара Муртазаева.
И, конечно, Белоглазова. Звезда и красавица.
В. А Алла Сидоренко, она выступала под другой фамилией?
А. Она была Чернышева. Ее отец - Чернышев Юрий Николаевич, председатель Астраханского областного спорткомитета был замечательным человеком. Это сейчас она - Сидоренко.
В. Кстати, Лена Шаламова, которую вы вспоминали, говоря о Чемпионате Европы в Праге, ее же ученица.
А. Верно...
Ну и, в конце концов, Тихомирова построила там школу. Чернышев, правда, говорил, что не Тихомирова построила школу, а государство, но вообще-то, это ее школа, потому что .та смогла этого добиться.
В. Также в Краснодаре Вася Мачуга построил школу. Двигатель должен быть.
А. Она сумела это сделать, умела налаживать отношения. Разными способами, прямо скажем, тем не менее она работала на астраханскую школу, на Россию, на Советский Союз. Целая плеяда прекрасных гимнасток, призеров, чемпионок Мира и самая яркая звезда это Белоглазова.
Московская область. Шибаева Нина Владимировна, которая тоже организовала в городе Жуковском, где она и живет, в «Метеоре» свою школу. Она воспитала трехкратную чемпионку Мира Иру Девину и Иру Якунину. Там у нее работали очень хорошие тренеры. Спортивная школа «Метеор», руководимая Н.Шибаевой, неоднократно становилась центром подготовки сборной команды, когда весь коллектив тренеров участвовал в организации сборов, тренировок для участия в Чемпионатах СССР, Спартакиадах Народов СССР, международных стартах.
Еще - Капиталина Медведева, которая в Лыткарино организовала школу. Допустим, не было блистательных гимнасток, но в сборную России входили. Вокруг Медведевой все крутилось, как вокруг гвоздя. Нина Владимировна уже позже вышла в лидеры.
В. У Медведевой ещё была гимнастка Тамара Кропочева.
А. Да. Она стала тренером и хорошим. Она была в сборной очень долго.
В Московской области было много гимнасток. Я и сама выступала за Московскую область. Очень были жесткие всегда соревнования. Я могла на Чемпионате России получить более высокую оценку, чем, выступая в Московской области. Это часто бывало. Благодаря этой конкуренции росли гимнастки и росли тренеры.
Позднее появилась Пенза. На пензенский коллектив всегда можно было положиться: Татьяна Васильева и Ольга Стебенева - родные сестры и с ними Наталья Лифиренко. К сожалению, она умерла. Исключительно преданные своему делу и делу сборной команды, в составе которой были и их воспитанницы. Регулярно вкладывали свое мастерство и средства в проведение сборов и соревнований всероссийского масштаба. Многие годы Пенза для сборной команды была, как родной дом, к которому при любых сложных моментах с уверенностью в поддержке можно было обратиться! Они работали, как один кулак. Никогда на люди не выносили конфликты. И сумели под руководством своего директора, прекрасного человека — Валерия Георгиевича Старкина тоже организовать школу. Сейчас у них двукратная Олимпийская чемпионка Наташа Лаврова и еще одна Олимпийская чемпионка — Олеся Белугина, но первой звездой, конечно, была Яна Затуливетер. Она была очень красивая гимнастка и стояла в групповом упражнении. С ней работал Валера Священко. И в групповом, когда Бегак поставил «Кармен», для сборной Союза, она стояла в центре, и все просто восторгались, насколько она была красива.
В. А Владимир?
А. Надо сказать, Владимир не был центром, но были блестящие гимнастки: Света Гусева показала высокие результаты, была в сборной Союза. Тренер там Любовь Николаевна Толкачева. Заслуженный тренер СССР. Звание она получила за работу хореографом со знаменитыми учениками своего великого мужа Толкачева - Королевым, Андриановым и другими спортивными гимнастами. Я много с ней общалась, часто ездила во Владимир. Она с очень непростым характером. Но я хочу сказать, у нее была безумно сложная жизнь. Муж великий тренер, но с множеством отклонений, который в пять утра начинал работать. Дочка была больна. Толкачева воспитанница Любови Александровны Морозовой. Она смоленский институт заканчивала. А приехали из Норильска.
Нижний Новгород. Центр с большими традициями. Там работают — Наташа Сергеева (Тишина) и ее дочка Татьяна Сергаева. И возглавляется он, как семейный, директором, мужем Натальи - Тишиным Владиславом.
В. Была еще Таисия Кирилловна Тимошенко, которая воспитала Сергееву.
А. Да. А сейчас у них школа и центр. У нас там спонсор был на групповых упражнениях, так он говорил, что после губернатора второй номер в городе по информативности это Тишина. О ней говорят столько же, сколько о губернаторе. Они умеют работать. И сейчас тоже на высоте. Нижний Новгород во главе с Тишиными был базой и для сборной России. Имея огромный авторитет и связи, они поддерживали команду и ее руководителей, нашли замечательного спонсора для команды — М.Веселкина, который очень помогал команде, хорошо относился к спортсменкам и тренерам. В рекламных целях выпустил календарь с портретами гимнасток, которым мы одарили весь гимнастический мир.
В пригороде Нижнего Новгорода, в городе Кстово, заработал новый спортивный комплекс, где для нас были созданы условия для тренировок. Часть подготовки к Олимпийским играм в Сиднее проходила именно там, в тишине и согласии.
В. Логично, что в нижегородском гимнастическом коллективе выросли чемпионки Европы, мира и Олимпийских Игр.
А. В Белгороде - ведущий тренер области Римма Фролова активно участвовала в подготовке членов сборной команды к ответственным стартам и в организации проведения соревнований на призы газеты «Советская культура».
В. Раз уж мы все время вспоминаем о подготовке сборной, то мне кажется, что москвичи тоже сыграли определенную роль в этом.
А. В связи с непрекращающимися трудностями (организационными и финансовыми) в подготовке сборной команды нельзя не сказать о московских организациях. В частности спортивная школа Олимпийского резерва № 4 (старший тренер — Н.Завгородняя) часто теснились со своим коллективом, уступая основную тренировочную площадку сильнейшим гимнасткам страны.
Большая благодарность также Галине Александрович Бакаевой, старшему тренеру школы Олимпийского резерва № 25, которая предоставила прекрасную площадку сборной команде для подготовки перед поездкой в Сидней на Олимпийские Игры.
В. И своего хореографа.
А. Ну да, конечно! Ты же давал им урок. Понимаешь, безусловно, были официальные базы подготовки, однако на оплату этих сооружений (в частности, Новогорстка) далеко не всегда хватало государственного финансового обеспечения. Поэтому сборную команду готовили всем миром! И спасибо всем!
|
Леонид Вавич-Вариченко На качелях Успеха Портрет Мастера в рамках биографии "Короля оперетты" начала ХХ века. Михаил Вавич
Вавич обладал красивым, от природы поставленным голосом, благодарной сценической внешностью, неизменной веселостью и даром легкой сценической игры - качествами, как нельзя более способствующими успеху всякого артиста, а, в особенности, опереточного. С 1907 г. выступал на эстраде и одним из первых стал записываться на граммофонные пластинки. Он был поистине кумиром любителей русских и цыганских романов. В 1918 г. эмигрировал; за границей периодически выступал в оперетте и мюзиклах кабаре "Летучая мышь". С 1925 г. снимался в Голливуде. На его счету более 20-ти фильмов.
Цена книги без стоимости пересылки: 100 р. По вопросам приобретения данной книги, Вы можете обращаться по телефонам: 8-499-193-22-30, 8-916-223-14-21, 8-916-223-13-74 или e-mail: leon571@mail.ru
Сайт Леонид Леонидовича Вариченко: www.leon-de-vo.narod.ru |
|