|
Эльвира Аверкович, Леонид Вариченко Диалоги о художественной гимнастике Разных чувств движеньем выраженье
Аверкович Э.П., Вариченко Л.Л. Диалоги о художественной гимнастике. Осмысление эволюции популярного вида спорта в форме воспоминаний.
Судьбы людей в спорте, как и в искусстве, зависят не только от самих людей, но в большей мере от тех, кто их окружает. Понимать, поддерживать и помнить или же отказать в этом - право современников. Более сорока лет у руководства художественной гимнастики России стояла Татьяна Григорьевна Вавич, а сменила ее на этом посту Эльвира Петровна Аверкович - одна из первых Чемпионок мира. Эта книга напоминает любителям спортивной эстетики, что российская художественная гимнастика имеет долгую историю и своих главных действующих лиц.
Цена книги без стоимости пересылки: 200 р. По вопросам приобретения данной книги, Вы можете обращаться по телефонам: 8-499-193-22-30, 8-916-223-14-21, 8-916-223-13-74 или e-mail: leon571@mail.ru
Сайт Леонид Леонидовича Вариченко: www.leon-de-vo.narod.ru |
V
«Как грязен снег на белизне колони! И как пуглив на загорелых лицах... Претит мне яркий блеск чужих корон, Свою же отыскать не лень лениться». Леон Де Во
В. В 1971 году у вас родилась дочка.
А. Да. И, поскольку моя спортивная деятельность закончилась, мы подробнее остановимся на сборной команде России.
Но я, конечно, сюда подключаю и сборную Союза. А это и Савинкова, и Кравченко, и Карпухина, но она позже была. Они все - Москва.
Раньше Россия выступала тремя командами: Ленинград - Москва - Россия.
Все мы по большому счету были Россия, а по самому большому - СССР.
Начнем с Лили Назмутдиновой. Как правильно ты ее охарактеризовал - «татарская негритянка». Это у нее было, и ее эффектно поворачивали этими гранями, и у нее это хорошо получалось. Больше этого никто не повторял и не смог бы никогда повторить. Этим она и запомнилась. Тренер Облыгина Елизавета Алексеевна, которая тренировала и сборную России, и периодически сборную Союза. Лучшее её упражнение было на музыку из оперы «Порги и Бесс» Гершвина. Потом она экспериментировала, делала упражнение с двумя обручами — пробовала, но все-таки она запомнилась танцующей музыку Гершвина. Очень существенно то, что, помимо чемпионки Союза, и бронзового призера Чемпионата мира в 1965 году в упражнении со скакалкой, она была — первый мастер спорта и первый заслуженный мастер спорта СССР.
В. А заслуженных мастеров спорта России раньше не было?
А. Раньше нет. Заслуженный мастер России появился только в 1992 году, когда Россия «стала самостоятельной». Мы все - заслуженные мастера спорта СССР.
В. Расскажите немного о Назмутдиновой, как о человеке, о подруге по команде?
А. Надо сказать, что вообще команда дружная была. Если говорить в общих чертах — мы хорошо относились друг к другу, друг о друге знали все. У кого что болит, и как болит, это нам было известно абсолютно. Мы были, как семья. Сказать, что я тесно дружила с Лилией, нельзя.
В. Почему?
А. Потому что её сразу стали возвышать, обожать, любить. Конечно, это не всем нравится. Причем, часто это было не справедливо. Поэтому так, дистанция была. А Лиля, видимо, поверив в свою абсолютную недосягаемость, в душе считала, что ей завидуют. Но это не было явно и ярко. Кроме того, Лиля была оченьь связана со своими сестрами - их четыре, все гимнастки. Младшая, Мира, была менее известна, не всплывала в Сборной команде, а средние сестры - Роза и Альфия, они были сильными гимнастками и очень были привязаны друг к другу. В общем, она больше была с ними, когда они появлялись. Но если мы приезжали в Свердловск, всегда ходили к ним, к Лиле в гости.
В. А когда они приезжали в Москву, то всегда останавливались у нас. Мне даже кажется, что Лиле, а потом и Альфие, даже было, порой, неудобно, но Татьяна Григорьевна настаивала и приводила их домой.
А. Позже мы познакомились с Лилиным мужем, Виталием. Очень интересный человек и умница - философ по образованию. С ним было интересно общаться. Получилась такая незаурядная пара и довольно неожиданная. Она совсем другая, а семья получилась хорошая, двое детей. Недавно она приезжала на юбилейные соревнования - все такая же, не меняется.
В. Назмутдинова была из «Трудовых резервов»?
А. Многие были из «Трудовых резервов». Например, Валентина Вернер.
Очень яркая гимнастка, с великолепными данными. Вернер ни на кого не была похожа. И хореографы — и Сергеев, и Морель - отмечали ее уникальные внешние данные. Запомнились и её композиции: «Цыганские напевы» Сарасате - это было упражнение без предмета, и потом - «Половецкие пл|яски» Бородина.
В. Кто ставил эти произвольные?
А. Не знаю. А вот «Петушок» - парагвайский танец на музыку Флореса, с обручем, ей делал Сергеев. И это было первое упражнение для сборной России, которое прогремело. И все были в восторге. Прекрасно выглядело, и было отлично сделано.
В. А как — характер?
А. Сложный. Когда мы жили в комнате по семь человек, то спорили, и, например, Света Пчелкина могла ей в сердцах сказать: «Да, я тебя не люблю и то-то, то-то, но, тем не менее». Валентина любила выделяться, но не всегда спортом, а и за его рамками. Она бывает в Москве, у нее здесь сын и внук. Сама Валя - самарская. Я раньше и все мы ее знали как ростовчанку. Она мне рассказала, что она из Самары, и ее первый тренер Мартышина Валентина Алексеевна. Позже я узнала, что это известная ныне Валентина Алексеевна Тарасова, которая всегда да очень заботливо опекала нас, когда мы «являлись» к Сергееву на тренировки «втихаря». В Ростове же, куда Вернер поступила в институт, она тренировалась у Людмилы Васильевны Гончаренко, это опытный и известный тренер. Валя неоднократно была чемпионкой Советского Союза в отдельных видах. Участница первого международного турнира.
В. Это, когда вы ездили в Болгарию?
А. Да, она была тоже в составе команды. Теперь - Светлана Пчелкина.
В. Тоже «Трудовые резервы».
А. Тоже. Неоднократная чемпионка СССР в отдельных видах. Врач из города Ярославля. Я давно с ней не общалась, может быть, уже и Главным врачом стала. Сейчас, к сожалению, на юбилей не приехала. Очень красивая, одна из самых красивых гимнасток. Бывало, на улице в Ленинграде её останавливали, чтобы пригласить в кино, на что она отвечала: «Я врач и меня ждут больные».
В. Что особенно запомнилось из её композиций? А. Та, что ей делал Сергеев - из симфонической поэмы Чайковского «Франческа Да Римини». Это было необычайно интересно. Еще она очень хорошо выступала со скакалкой. Вообще, у нее был очень спортивный характер. Она могла не блистать в комбинации, но была очень точна, и результаты у нее всегда были высокие.
В нашей команде также была — Фаина Алферова из ивановского «Буревестника». Неоднократная чемпионка России. Тренер ее - Зинаида Михайловна Матвеева. С Фаей много работал Сергеев. Танец негритянской девушки из балета Кара Караева «Тропою грома» и танец «Бульба» со скакалкой - эти две композиции были ее визитными карточками. Гимнастка очень сильная физически, и народность в ней была подлинная. Поэтому она и в «негритянке» и в «Бульбе» очень полно себя показала, и некоторая гротескность спортивных образов, созданных Алферовой, только добавляла ей популярности и успешности.
А дальше три ученицы Силаевой.
Силаева Нина Николаевна (1920 - 2006 г.г.) г. Грозный Заслуженный Тренер СССР. В разные годы тренер Сборных команд РСФСР и Украинской ССР Ученицы: Виолетта Смотрина (Сохатская), призер и чемпионка мира - Любовь Парадиева и призер Чемпионата мира - Наталья Овчинникова. Все многократные абсолютные чемпионки СССР.
В. Силаева, конечно, была феноменальным тренером.
А. Это редкий случай! Она сначала специализировалась в легкой атлетике, и вообще была специалистом в этом виде спорта. Перешла на художественную гимнастику, и у нее появилось какое-то чутье. Поскольку я с ней много работала, потому что она была в «Буревестнике», я это знаю. У нее был удивительный подход к технике - биомеханический, у других тренеров этого не было. Особенно это касается равновесий, как статических, так и динамических (вращений). Так же хорошо она обучала и прыжкам, обращая внимание, в том числе на прыжки Лили Назмутдиновой, отмечая, что она — Лиля — приземляется после прыжков, «как птица», бесшумно.
В. У Нины Николаевны муж тоже был легкоатлет.
А. Да, и, возможно, оттуда у нее биомеханический подход. Потому что никто не мог обучить вращению так, как она. Три ее ученицы: Сохатская, Парадиева и Овчинникова блестяще вращались, почему они потом у всех и выигрывали. Вот это чувство равновесия, а вращение это динамическое равновесие, у них было феноменально. И что поразительно: люди попадали к Силаевой, в какой-то момент я попала, и начинали вращаться. Это было какое-то воздействие свыше, в ее группе все вращались.
Как метод тренировки - это большое количество повторений. Она заставляла: «Еще раз, еще раз». Потом Сергеев делал тоже самое. Сергеев любил говорить: «Вы не представляете, на что способен человек, когда устал». Также работала и Силаева. Позже так работала Вайда Юозовна Кубилене - тренер Дали Куткайте и нескольких членов сборной команды СССР от Литвы. Когда у Кубилене спрашивали, она говорила, что когда вы придете ко мне на тренировку, ничего особенного вы не увидите. Это были сплошные повторения. И это - система Силаевой.
Вот эти девочки - это потрясающий результат тренерский! Все три. Причем бывали годы, когда все три стояли на пьедистале. Больше таких достижений не было ни у одного тренера. Теперь они есть у Ирины Винер.
Сохатская Виолетта, тогда - Грозный.
В. Сохатская по мужу, а девичья?
А. Смотрина. Она была трехкратная абсолютная чемпионка Советского Союза. «Барыня» со скакалкой, и у нас было обязательное упражнение без предмета на музыку концерта Аренского. Безукоризненная точность и великолепные вращения. Причем, получая за обязательное упражнение 9,5 - тогда же не сыпали «десятки», тем более за обязательные. Допустим, ставят 9,5 - она отказывалась от оценки. Тогда можно было проголосовать. Повторяла и получала 9,8. Делала еще точнее самой себя. Батаен и Сергеев говорили почему-то, что она не была яркой индивидуальностью. Она выигрывала в Союзе, а за рубеж ее как-то даже и не возили. Тогда были Кравченко и Савинкова более яркие.
Немножко по стилю отличалась Люба Парадиева. Если Сохатская и Овчинникова медленно делали двойной поворот в «Аренском», то Люба, тоже в рапиде, но успевала три поворота абсолютно идеально. Зал просто ложился и все гимнастки тоже, причем, раскрыв рот. Медленно, три ворота на 1080 градусов - это было что-то исключительное. И это, конечно, мастерство тренера. Люба и сейчас выглядит очень хорошо.
В. Она тренирует детей у нас в СДЮШОР - 25. Высокая, стройная, европейски неопределенного возраста. А какие памятные композиции?
А. Обруч на музыку Масканьи «Сельская честь», и потом она очень любила «вымпелы». Люба чисто внешне не была особенно хореографична, много «школьного» неумела. На тренировках это было видно, но когда выходила на соревнованиях, она была настоящей звездой. На соревнованиях ей не было равных.
В. Она была пятикратной абсолютной чемпионкой Советского Союза. Больше никто, по-моему?
А. Лена Бирюк. Просто она старше, и старше меня. Она ведь тоже россиянка, она свердловчанка, но она очень давно уехала в Киев, поступила там в институт и за Россию она никогда не выступала. Она выступала за Украину. Она была тоже спортивная звезда.
В. Но больше всего у Парадиевой?
А. Да. Но вот на Чемпионатах мира, допустим, Парадиева не стала абсолютной, но она была чемпионкой мира в упражнении без предмета в 1967 году. На скакалке она тогда зацепилась. А вот в 1969 году у нее была серебряная медаль в многоборье. Но там уже начала блистать Шугурова. И проявились болгары!
В. Карпухина рядом была.
А. Там уже и Аля Назмутдинова появилась. Овчинникова, которая моложе и тоже ученица Силаевой — была двукратной абсолютной чемпионкой Советского Союза. Ее воспринимали, как явление и это действительно было так. Она была внешне очень трепетная, и фигурой, и лицом. Я помню, стоя в равновесии — рука подрагивала, прямо - Жизель.
В. Она потом дальше наукой занималась?
А. Уехала в Киев Парадиева, Овчинникова поступила в Киевский институт. Но туда же уехала Силаева. И они туда потянулись. Как гимнасткам особой дороги им там не дали. Силаеву вообще «зажали». Так, как Россия по отношению к другим, так себя никто не вел. В Белоруссии Сохатской «перекрыли воздух», она вернулась сюда, и здесь в Люберцах живет. Силаеву вообще так просто «растоптали» в Киеве, ей там ничего не дали делать. Парадиева поступила в университет на язык, но позже все-таки вернулась в спорт.
Овчинникова в Киевском институте физкультуры, защитила диссертацию. Я была на защите у нее официальнам оппонентом. Она защитила и работает на кафедре вместе с Бирюк. Они вместе с Бирюк ездили в Италию несколько лет, так в паре там работали. Ну, а сейчас, насколько я понимаю нет. Я с ними давно не встречалась. Наташа продолжает работать в институте, вышла замуж за музыканта, за пианиста, у нее сын.
В. Но вернемся к Силаевой.
А. Она еще отличалась тем, что...пела. Она пела комбинации, стоя около пианиста. Это даже было на соревнованиях, а не только на тренировках.
Конечно, тренер уникальный. Это от бога, ведь она не знала хореографии, не знала художественную гимнастику. Она пришла из ниоткуда и сделала вот такое чудо. Как говорил в свое время мой друг Зациорский, о котором мы уже вспоминали, «когда ты выходишь, и зал замолчит» — это от бога. Так вот, Силаева - от бога.
В. В любой бы стране она имела и почет, и всевозможные привилегии.
А. Бесспорно. Но тут я вспоминаю, что она собралась в Киев, когда у них что-то произошло с Вавич.
В. Татьяна Григорьевна обожала Лилю Назмутдинову и, видимо, она также обожала и ее тренера — Облыгину.
А. Я всегда говорила, что любить надо по-разному, но относиться одинаково. К Татьяне Григорьевне это относится в полной мере. Она заботилась обо всех и о гимнастках, и о тренерах. Не могу сказать другого. А вот Облыгину любила, хотя она была и с очень оригинальным характером, и с очень, в дополнение к этому, оригинальным мужем. И Силаева оказывалась на вторых ролях. Может быть, Нина Николаевна думала, что вот, переедет в Киев и там покажет, все, на что она способна, но...
В. Но там уже была Дерюгина.
А. Там была Альбина, которая никого никуда не пускала. Уже появилась Ира, которая училась в хореографическом училище, и мама её от туда забрала, чтобы готовить в чемпионки.
В. Татьяна Григорьевна не хотела Силаеву отпускать?
А. Не хотела! Ни её саму, ни ещё и двух гимнасток с нею. Но, тем не менее, это все случилось. Но в Киеве ей не дали профессионально развернуться. Это только мы можем в России — принять, обласкать и ещё и уступить.
В. В России вообще широта восприятия развита: сначала принимают, как родного, а потом забывают, как и не было никого.
А. Это да. Может быть потому что, в каких-то детских книгах я читала: «широта души от количества народа и территории огромной».
В. Короткая память. Героев много, всех не упомнишь.
А. Легче принять чужих и отдать своих. Это да.
В. На примере художественной гимнастики, пожалуй. Продолжим наш памятный лист.
А. Да. Лаврова Лиля. Красивейшая гимнастка была внешне. Она не была очень сильной, но красота все перекрывала. Они были с Пчелкиной две звезды, хоть на конкурс красоты. Причем, когда я еще выступала за сборную Украины — выходит Россия, первая идет Лаврова, вторая Пчелкина, ну, прямо глаз не оторвать.
В. Лаврова была сильнее, чем Вернер?
А. Нет. Она по результатам была не такой сильной. И допустим, в командах на международные турниры её не было в составе. Она до этого не дотягивала. Но у нее были интересные постановки. Она, например, прекрасно владела лентой. Очень запомнилось упражнение с лентой - «Вальс» Мошковского, это было просто блестяще. Она красивая была, но еще и умная, и её ценили за это.
В. А мама Саши Лаврова, тренера, какое имеет отношение к ней?
А. Лиля Лаврова была Николаева в девичестве. Она вышла замуж за Артема Лаврова — боксера. А Владимир Лавров, старший его брат - это муж Аиды Лавровой, а Саша Лавров их сын. И он до сих пор тренирует художниц, и у него неплохие девочки.
Теперь о Савинковой. Людмила тоже — от бога, самородок. Хотя сестры Лисициан, конечно, профессионально работали и дали ей великолепную хореографическую подготовку. Внешность Люся имела аристократичную, хотя и была из очень простой семьи. Батаен обратив на неё внимание, очень продвигала и любила Люсю. Она и сама много растягивалась. Как говорила Кравченко: «Люська тянется до одурения». Савинковой Мария Вартановна сама ставила композицию. Запомнился «Полишинель» Рахманинова в упражнении без предмета - великолепно. И еще - «этюд» Листа, обруч, который произвел фурор. Она стала первой абсолютной чемпионкой Мира.
И Таня Кравченко - типично русская внешность, в молодости - маленькая, и очаровательная. Таня была тоже отличной гимнасткой, кроме того, у неё были постановочные способности, она сама себе ставила, причем были даже открытия: она сделала себе обруч, который настолько отличался от всех остальных, что тоже было как открытие с появлением новых элементов. Она запомнилась в упражнении без предмета - «Фантазии на темы Рябинина» Рахманинова. Это чисто pycское, и она там была великолепна. И на музыку «Тачанки» ей сделала Мария Вартановна скакалку. Это тоже было блестяще.
Вот это наша команда, с которой мы выступали. Потом еще есть Сергеева, которая моложе, но о них можно попозже, как и о Машковой, хотя мы выступали в одной команде. Здесь мне хотелось бы вспомнить Айю Шнейдере, не россиянку, хотя я о ней уже говорила, когда были участия в первых турнирах. В. А когда же впервые исполнялась «Течет волга»?
А. «Течет волга» — это 1964 год, Чемпионат СССР, где я выиграла абсолютное первенство, в Ташкенте. Причем тогда групповые упражнения были, как бесплатное приложение, т.е. они не входили в сумму команды, но это нужно было делать по условиям, и первый раз мы сделали это там.
В. Какой был первый состав этого упражнения в Ташкенте?
А. Это наша команда: Назмутдинова, Парадиева, Аверкович, Сохатская, Вернер, Пчелкина, Алферова.
В. А потом это упражнение поехало на Чемпионат мира?
А. Нет. Не было никогда, но мы с этим упражнением выступали в Чехии, есть фотографии. А потом мы выступали на каком-то форуме.
В. Был ли такой состав, куда уже вошли Савинкова с Кравченко?
А. Да. Был и такой состав.
В. Был еще кто-то из других республик? В исполнении именно «Волги»?
А. Только Кравченко, Савинкова и мы: Аверкович, Назмутдинова, Пчелкина, Вернер.
В. Айя Шнейдер не была в «Волге»?
А. Нет. Хотя она и была в сборной Союза, и мы часто вместе были. Она замечательный человек. Лирического плана гимнастка, что было редкостью и редкость посейчас. Еще она феноменально владела таким предметом, как шарф — предмет крайне сложный, и редкий в исполнении.
В. Только Уланова могла.
А. А главное, она на большие пальцы становилась. Вот, в книге Вербовой есть фотография, где она стоит на пальцах босая, как Дункан. И мы очень дружили. Она давно живет в Москве. Приходит на соревнования, хорошо выглядит.
В. А в 1971 году у Вас родилась дочь, с этого мы начали главу.
А. И я продолжала активную работу в федерации, в судействе, В Реутов продолжала ездить. На сборы Татьяна Григорьевна меня приглашала, когда я не была занята с ребенком.
А 1975 год был знаменательный, переходный, я бы сказала.
Я, Эмма Овсянникова и Альбина Дерюгина принимали активное участие в судействе, в том числе и на международной арене. Меня Валентина Григорьевна и Татьяна Григорьевна нередко назначали Главным судьей на соревнованиях разного ранга и масштаба: Всесоюзного, республиканского, а потом и международного. Подходя к этому очень ответственно, я конечно справлялась. В феврале 1975 года Валентина Григорьевна взяла нас троих на международный семинар в Испанию. Посольства нашего тогда еще в Испании не было (еще был жив Франко). Были трудности с визами. Летели через Париж, но там, не выходя в город, целый день просидели в аэропорту. В Париже не выйти! Причем это было в первый раз! Потом я во Франции была раз десять. Я объездила всю Италию и всю Францию, потому что были разные мероприятия. И в Японии я была много раз. В течение десяти лет ежегодно, некоторые годы даже два, а однажды даже три раза была.
В Мадриде, был международный семинар по судейству. Техком по художественной гимнастике в то время возглавляла мадам Готта, итальянка, которая очень хорошо относилась к Валентине Григорьевне и к нам. Она говорила: «Вы всё знаете». Жили мы в отеле, недалеко от памятника Дон Кихоту и Санчо Панса. А семинар проходил в институте физкультуры. Семинар вела сама Батаен и Чакырова, которая вытягивала Болгарию. «Благодаря» ей, надо сказать, и началось это соперничество, этот жуткий «мордобой». И когда Валентина Григорьевна попросила освободить нас на пол дня, чтобы пойти в Прадо, Готта, зная, что мы «все знаем», разрешила. И мы пошли пешком, это было не так далеко. Невозможно забыть это.
Огромное собрание шедевров Гойи. «Маха одетая», «Маха обнаженная» — в отдельном специальном зале. Огромное полотно «Королевская семья». Знаменитые офорты. Замечательные картины Брейгеля, которого я очень люблю. «Маленький пастырь» Мурилье. «Герника» Пикассо. И множество других незабываемых картин.
В. Вы обошли все и, наверное, остались без ног. Это же, как в нашем Эрмитаже.
А. Мало того - перед Прадо, когда мы пришли заранее, и он был закрыт — фонтан. Фонтан - «Колесница Нептуна»! Но он еще не работал, было рано. А когда мы оттуда уже вышли — зрелище было полным, потому что эта его колесница как будто вылетает из воды. Кипящие волны и вылетающая колесница, это не возможно забыть. Потом мы пили настоящий кофе с кофеином с испанцем из выросших у нас испанских детей.
И конечно, мы сдали на «отлично». Принимали экзамен — Батаен и Чакырова, и все прошло нормально.
В. И Вы сразу стали судить Чемпионаты мира.
А. В этом-то и небольшая загвоздка. Судить я стала только через 10 лет после того, как получила это «брэвэ» — судейское удостоверение. Тогда судила Альбина, и больше никого никуда не пускали. Эмма Овсянникова прорвалась как-то, не скажу, случайно, но незаметно.
В. Это был 1975 год.
А. А в 1977 году меня Татьяна Григорьева взяла на работу в комитет. Не могу сказать, что она меня любила, но относилась хорошо.
Назмутдинова Лилия (1936 г.р.) г. Свердловск (Екатеринбург)
Самая яркая композиция - без предмета на музыку Гершвина из оперы «Порги и Бесс». Первый мастер спорта и Заслуженный мастер спорта СССР. 3-х кратная абсолютная чемпионка СССР (1954,1955, 1959). Бронзовый призер Чемпионата мира в отдельных видах (1965). Тренер: Заслуженный тренер СССР Облыгина Елизавета Алексеевна.
Вернер Валентина (1937 г.р.) г. Ростов на Дону.
Лучшие композиции: упр. с обручем на музыку Флорес «Петушок» - парагвайский танец, упр. без предмета - Сарасате «Цыганские напевы», Бородин «Половецкие пляски». Неоднократная чемпионка СССР в отдельных видах. Почетный мастер спорта СССР. Тренеры: Мартышина Валентина Алексеевна (Тарасова), Заслуженный тренер РСФСР Гончаренко Людмила Васильевна.
Пчелкина ( Тимонькина) Светлана (1937 г.р.) г. Ярославль.
Лучшая композиция - упр. без предмета - П.И.Чайковский «Франческа да Римини». Неоднократная чемпионка СССР в отдельных видах. Почетный мастер спорта СССР. Тренер: Пчелкина Октябрина Ивановна.
Алферова Фаина (1935 г.р.) г. Иваново.
Лучшие композиции: упр. без предмета - танец негритянской девушки на муз. Кара Караева «Тропою грома», со скакалкой - «Бульба». Неоднократная чемпионка России в отдельных видах. Почетный мастер спорта СССР. Тренер: Заслуженный тренер России Матвеева Зинаида Михайловна.
Смотрина (Сохатская) Виолетта (1938 г.р.) г. Грозный.
Лучшая композиция - упражнение со скакалкой - «Барыня». Абсолютная чемпионка СССР (1960, 1961, 1962) Почетный мастер спорта СССР. Тренер: Заслуженный тренер СССР Силаева Нина Николаевна.
Парадиева Любовь (1945 г.р.) г. Грозный
Лучшая композиция: упр. с обручем на муз. Масканьи из оперы «Сельская честь». Абсолютная чемпионка СССР ( 1963, 1965, 1966, 1967, 1970). Чемпионка мира в упражнении без предмета (1967). Серебряный призер Чемпионата Мира в многоборье (1969). Заслуженный мастер спорта СССР. Тренер: Заслуженный тренер СССР Силаева Нина Николаевна.
Овчинникова Наталья (1948 г.р.) г. Грозный.
Лучшая композиция: упр. без предмета на музыку Р. Глиэра «Воспоминания». Абсолютная чемпионка СССР ( 1968, 1969) Серебряный призер чемпионата мира в отдельных видах ( 1967) Мастер спорта СССР международного класса. Тренер: Заслуженный тренер СССР Силаева Нина Николаевна.
Лаврова Лилия (1938 г.р.) г. Краснодар.
Лучшая композиция: упр. с лентой - «Вальс» Мошковского. Неоднократная чемпионка России в отдельных видах. Почетный мастер спорта СССР.
Савинкова Людмила (1939 г.р.) г. Москва.
Лучшие композиции: Рахманинов «Полишинель», упр. с обручем: Этюд Ф. Листа. Неоднократная обладательница Кубка СССР. Абсолютная чемпионка мира в личном первенстве (1963) - первый Чемпионат мира. Чемпионка мира в групповых упражнениях (1967) Заслуженный мастер спорта СССР. Тренер: Заслуженный тренер СССР Лисициан Мария Вартановна.
Кравченко Татьяна (1940 г.р.) г. Москва.
Лучшая композиция: без предмета - Рахманинов «Фантазии на тему Рябинина», скакалка- «Тачанка». Многократная победительница Всесоюзных соревнований в отдельных видах. Серебряный призер в личном первенстве первого чемпионата мира (1963). Чемпионка мира в отдельных видах (1965). Чемпионка мира в групповых упражнениях (1967). Заслуженный мастер спорта СССР. Тренер: Заслуженный тренер СССР Лисициан Мария Вартановна.
Карпухина Елена (1951 г.р.) г. Москва.
Многократная победительница и призер Чемпионатов СССР, Кубков СССР, Абсолютная чемпионка мира (1967). Серебряный призер Чемпионата Мира в многоборье в 1971г. Заслуженный мастер спорта СССР. Тренер: Заслуженный тренер СССР Лисициан Мария Вартановна.
Шугурова Галима (1953 г.р.) г. Омск.
Самая яркая композиция - упр. с мячом - «История любви», муз. Френсиса Лея. Заслуженный мастер спорта СССР. 3-х кратная абсолютная Чемпионка СССР (1970,1972,1973) Абсолютная Чемпионка Мира (1973) Абсолютная чемпионка Европы (1978) Обладательница 9 золотых медалей Чемпионатов Мира. Тренер: Заслуженный тренер СССР Горенкова Галина Павловна.
|
Леонид Вавич-Вариченко На качелях Успеха Портрет Мастера в рамках биографии "Короля оперетты" начала ХХ века. Михаил Вавич
Вавич обладал красивым, от природы поставленным голосом, благодарной сценической внешностью, неизменной веселостью и даром легкой сценической игры - качествами, как нельзя более способствующими успеху всякого артиста, а, в особенности, опереточного. С 1907 г. выступал на эстраде и одним из первых стал записываться на граммофонные пластинки. Он был поистине кумиром любителей русских и цыганских романов. В 1918 г. эмигрировал; за границей периодически выступал в оперетте и мюзиклах кабаре "Летучая мышь". С 1925 г. снимался в Голливуде. На его счету более 20-ти фильмов.
Цена книги без стоимости пересылки: 100 р. По вопросам приобретения данной книги, Вы можете обращаться по телефонам: 8-499-193-22-30, 8-916-223-14-21, 8-916-223-13-74 или e-mail: leon571@mail.ru
Сайт Леонид Леонидовича Вариченко: www.leon-de-vo.narod.ru |
|