Художественная гимнастика как вид спорта для женщин формировалась в течение многих лет.
Значительный вклад в научное обоснование физического воспитания девушек внес французский физиолог и педагог Жорж Демин (1860-1917 гг.) Большая заслуга в разработке и теории выразительного двигательного навыка принадлежит французскому педагогу – Франсуа Дельсарту (1811-1871 гг.). Заметное влияние на становление художественной гимнастики оказала известная танцовщица Айседора Дункан (1878 – 1927 гг).
В конце XIX – начале XX в. не менее значительное влияние на становление художественной гимнастики оказала «ритмическая гимнастика» Жака Далькроза (1865 – 1914 гг) и зарубежные системы физического воспитания : «естественная гимнастика», «культура тела», «ритмопластика» и «функциональная женская гимнастика».
История развития художественной гимнастики в бывшем СССР и Украине позволяет выделить этапы ее развития :
- зарождение (дореволюционный)
- с 1917 по 1945 гг. – зарождение как средство физического воспитания женщин
- с 1948 по 1954 гг. – становление художественной гимнастики как вида спорта (массовость и спортивное мастерство)
- с 1955 по 1983 гг – совершенствование научно-методической основы советской школы художественной гимнастики и выход ее на международною арену.
- с 1984 по 1992 гг. – выход на олимпийскую арену.
- с 1992 по настоящие время – развитие гимнастики в условиях независимой Украины
История с 1917 по 1953 гг. Уже в довоенный период, в 1939 г. в Ленинграде были проведены первые соревнования по художественной гимнастике в рамках личного первенства по произвольной программе. В 1941 г. состоялись вторые соревнования по классификационной программе для I, II, III разрядов и для начинающих с присвоением гимнасткам соответствующего разряда ленинградской классификации. Помимо классификационной программы была разработана и система судейства, чуть позже учебные программы и методические пособия. Т.е. были заложены основы нового вида спорта
Сравнительная молодость художественной гимнастики имела свои преимущества. Детище появилось на свет оформленным в соответствии с последним словом спортивной науки, методически обеспеченным, благодаря опыту работы западных специалистов, критически переосмысленным, прошедшим горнило практической проверки в тяжелейших, но и дающих простор творчеству экспериментах начала века.
Несмотря на полный противоречий, сложный путь молодого вида спорта, сейчас, с полувекового расстояния это представляется достаточно ясно. Объему проделанной работы, качеству ее, уровню квалификации не устаешь удивляться.
Если в развитии гимнастических систем были периоды, названные героическими, то в художественной гимнастике такой период тридцатые-сороковые и начало пятидесятых, когда вошла в действие мастерская программа.
М.В. Лисициан - тренер первой чемпионки мира по художественной гимнастике Л.Савинковой,; закончила в 1925 г. институт ритма и пластики в Тифлисе, прозанималась с 9 до 16 лет на Педагогическом сценическом факультете. Диплом давал ей права и знание педагога и работника искусства по системе Дельсарта.
Предметы, которые она изучала: ритм; пластика; мимика; жест; пляска (теория и техника); курс физического воспитания; теория Дельсарта - методика пластики. И дополнительно: грим, история искусств, теория музыки, сольфеджио.
Там же, в Тифлисе, Мария Вартановна видела танец Айседоры Дункан.
Популярная в России до революции, оказавшая большое влияние на артистический мир, Дункан выступала босой, полуобнаженной. Ее одежда – легкая греческая туника. Красавица, прекрасно сложенная, эмоциональная, динамичная, стремительная, она выполняла импровизации на классическую музыку - Шуман, Шопен, Глюк, Чайковский. Фокин. Станиславский, поэты, художники, музыканты покорялись ее обаянию. Ее выступления покорили и артистов балета, сделался популярным и сам жанр, появились «босоножки»
После революции Дункан одной из первых приехала в Советскую Россию, Айседора мечтала создать свою школу, которая воспитает человека с раскрепощенной пластикой, естественного и грациозного, эмоционального, непосредственно воспринимающего музыку, призванного обновить мир.
Школы была открыта в Москве в 1922г. После отъезда Дункан, работой руководила ее приемная дочь Ирма. Через много лет в 1947 г. эта школа, преобразованная в студию, послала своих учениц на первые Всесоюзный конкурс по художественной гимнастике в г. Таллин.
Примерно в одно время с Дункан Россию посетил Жак-Дапькроз со своей школой ритмической гимнастики. В 1912 г. С. Волконский открыл в Петербурге курсы ритмической гимнастики. Выпускницы , этих курсов - в будущем основатели студий ритмопластики. Среди них А.М.Невинская и Р.А.Варшавская - преподаватели школы художественного движения при институте физкультуры им. П.Ф. Лесгафта, открытой в 1934 г. Вместе с Е.Н.Горловой, З.Д.Вербовой, А.Н.Ларионовой, А.М.Семеновой и др. они воспитали целую плеяду будущих педагогов-тренеров по художественной гимнастике, усилиями которых был создан и утвердился в нашей стране новый вид спорта: Ю.Н.Шишкарева, Т.Т. Варакина. Л.Н. Кудряшова, А.Р.Башнина, Г.А.Боброва, С.В.Нечаева, А.Н.Чепкаленко.
Первые попытки проводить конкурсы по художественной гимнастике предпринимались с 1944 года Всесоюзным комитетом. 22 ноября 1947 года в Таллиннском драматическом театре был открыт 1-ый Всесоюзный конкурс. Команда Украины в нем не участвовала. Программа состояла из 2 упражнений : с предметом и без предмета. В выступлениях участниц преобладали элементы сценического искусства.
В марте 1948 года Всесоюзный спорткомитет провел заседание Всесоюзной комиссии по вопросам классификационной программы, правил соревнований, единой терминологии в художественной гимнастике. Это отразилось на содержании 20ого Всесоюзного конкурса, состоявшегося в ноябре 1948 года на сцене театра им. Ш, Руставели в г. Тбилиси. Здесь наметился отход от театрализации, что явилось первыми шагами к победе спортивности над художественной самодеятельностью.
В апреле 1948 года в Харькове прошел первый чемпионат Украины, в котором приняли участие 7 команд из разных областей. Гимнастки выполняли упражнения без предмета и с мячом. В командном зачете 1-е место заняли гимнастки Киева, 2-е – Харькова, 3-е – Львова. Первой чемпионкой Украины стала Лидия Сильченко.
В 1949 года чемпионкой УССР вновь стала Л. Сильченко
Сборная команда республики в составе : Л. Сильченко, Л. Буц, Бахарева, Подшивалова, Суворова, Ляхова, Амчиславская, Юшко, Епикина, Пшеничная, Арянова, Юсова приняла участие в первом чемпионате СССР, который состоялся в г. Киеве. В его программу входили 4 вида : произвольное упражнение без предмета, с предметом, с элементами акробатики и гимнастический прыжок через планку. В соревнованиях принимало участие 90 гимнасток. Чемпионкой стала ленинградка Л. Денисова. Ее подготовила Ю.Н. Шишкарева, впоследствии заслуженный тренер СССР по художественной гимнастике. Под редакцией Юлии Николаевны в 1950 г. вышло первое методическое пособие по художественной гимнастике. Это был труд целого коллектива авторов : А.Р. Башниной, Т.Т. Варакиной, Р.А. Варшавской, Э.Д. Вербовой, Е.Н. Горловой и другими.
На чемпионатах страны 1950-1951 гг. лидировала ленинградка В. Сивохина, а 1953-1954 гг. – чемпионкой СССР была Д. Огородова, также из Ленинграда.
В 1950 г. – чемпионкой республики стала Е. Кучеравлюк (Бирюк), студентка киевского института физкультуры.
В 1951 г. на чемпионате УССР она уступила лидерство М. Булгаковой (Кульпинская) из Харькова.
На чемпионатах страны 1950-1951 гг. лидировала ленинградка В. Сивахина.
В 1952-1953 гг. чемпионкой СССР была Д. Огородова, также из Ленинграда.
На чемпионатах Украины 1952 – 1953 гг. побеждала киевлянка Е. Бирюк.
Введение в 50-х годах ЕВСК и правил соревнований сыграло решающую роль В дальнейшем развитии художественной гимнастики. Классификационная программа 1950-1953 гг. состояла из обязательных упражнений без предмета, с предметом и акробатики, произвольных упражнений с обязательными элементами - акробатика и предмет выполняемых группой. Также индивидуальные произвольные упражнения без предмета и с предметом на выбор, прыжок с пружинного мостика один из трех по жребию: согнув ноги; согнув ноги назад; согнувшись, и в высоту через планку.
Новая классификационная программа 1954 г. отличалась последовательностью в распределении материала по трудности в каждом разряде. Введены нормативные требования для мастеров спорта. Их программа состояла из шести видов: обязательное упражнение без предмета и с предметом по жребию; произвольное с обязательными элементами акробатики, прыжок через планку (= 150 см) один из трех по жребию: два произвольных упражнения: без предмета и с любым предметом.
В программе чемпионата УССР 1954 года впервые проводились соревнования по разряду мастеров спорта. В личном первенстве лидировала Бирюк, она единственная выполнила норму мастера спорта и в четвертый раз стала абсолютной чемпионкой республики, 2-ое место заняла А.Нужная, 3-е место - М.Булгакова (обе из Харькова). Среди первого разряда лидировала В.Любимова из Харькова. В командном зачете 1 место в шестой раз завоевали гимнастки первой команды Киева (тренер В.С.Зинченко), II - команда Харьковской области, III - Львовская область.
В 1954 г. в Ярославле, на очередном чемпионате СССР Л. Назмутдинова, гимнастка из Свердловска, воспитанница молодого тренера Е.А.Облыгиной, став абсолютной чемпионкой страны, единственная из участниц выполнила впервые введенный норматив мастера спорта по художественной гимнастике. Лилия Назмутдинова. Стала первым мастером спорта в истории художественной гимнастики.
Еще в 1946 г. была защищена первая диссертация «Художественной движение как часть эстетического и физического воспитания – автор ее Роза Варшавская.
Таким образом, в период с 1934 по 1954 год был заложен прочный фундамент нового вида спорта, подготовлены тренеры, созданы учебные и классификационные программы, правила соревнований, изданы методические пособия, создана Всесоюзная федерация по художественной гимнастике, велись научные исследования в содружестве с физиологами, биомеханиками, педагогами
Что же представляла собой вновь созданная система, вокруг которой еще много лет шли спор : признавать ли ее спортивной.. "Искусство или спорт?" - броский заголовок газет того времени, принимавших участие в дискуссиях. Соревнования "граций" пользовались популярностью. Финалы соревнований чем-то походили на концерты, часто проводились в театрах, на сцене. Билеты достать было трудно. Привлекало зрителей многое - композиция, музыка, выбор предметов, исполнительский стиль. В финале соревнований выступали, как правило, по 10 сильнейших гимнасток. Они выполняли произвольные композиции без предмета и с предметом..
Выбор предмета ограничивался только фантазией спортсменок и тренеров. Были неожиданные решения: шарфы на палочках, мяч, надетый на скакалку, огромные мячи золотого цвета, мячи, обшитые блестками, булавы-снежинки, широкая лента-шарф.
Традиционными считались упражнения с обручем, мячом, лентой, вымпелами, булавами, шарфом, скакалкой. Гимнастки имели право выполнить упражнения и с двумя предметами одновременно: 2 ленты , 2 обруча, мяч и обруч, не запрещалось включать в композиции элементы танца, пантомимы, акробатики, вплоть до махового сальто, что воспринималось зрителями с восторгом. Нужно учесть, что элемент исполнялся на полу без коврового покрытия.
На соревнованиях объявлялись название музыкального произведения и автор, это обязывало. Среди финалисток нелегко было выделить лучшую. Судьи оценивали композицию, качество исполнения и общее впечатление.
В произвольных программах использовались оригинальные решения композиции, подбирались средства и элементы, в которых гимнастки хорошо смотрелись и были традиционно сильны. Существовали индивидуальные трюки, отличавшие некоторых спортсменок. Трудность упражнений определялась уровнем соревнований.