Шмадченко Виктория Алексеевна, тренер-преподаватель
Понятие «здоровый образ жизни» в наши дни становится все более актуальным. Государство разрабатывает массу программ по оздоровлению населения, привлечению молодежи к занятиям физической культурой и спортом. Необходимо активно пропагандировать значение физической культуры и спорта для гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, повышения умственной и физической работоспособности, улучшения самочувствия в целом. Перед специалистами стоит задача поиска новых эффективных и привлекательных форм занятий физическими упражнениями, доступных для широких масс населения.
Одна из таких форм - эстетическая гимнастика. Эстетическая гимнастика является массовым видом спорта, охватывающим практически все женское население, поскольку учитывает анатомо-физиологические и психомоторные особенности женского организма на разных возрастных этапах.
Проведение занятий по эстетической гимнастике позволяет качественно улучшить процесс физического воспитания, оказывает положительное влияние на динамику физической подготовленности девушек, способствует воспитанию устойчивого интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Процесс спортивной подготовки занимающихся эстетической гимнастикой осуществляется путем последовательного проведения отдельных тренировочных занятий. Организация занятий может носить разные формы:
Основной, наиболее действенной эффективной формой занятий эстетической гимнастикой является урок, в спорте называемый учебно-тренировочным занятием.
Урок характеризуется тем, что проводится под руководством педагога-специалиста с организованным, однородным коллективом занимающихся по специальным программам и в рамках определенного расписания.
Каждый урок является относительно самостоятельным и важным звеном общего процесса спортивной подготовки гимнасток. Он должен быть связан с предшествующими и последующими звеньями и вносить определенный вклад в физическое развитие, образование и воспитание занимающихся.
Учебно-тренировочное занятие в эстетической гимнастике принято делить на 4 части: вводную, подготовительную (разминку), основную и заключительную.
Для эстетической гимнастики характерной является фрагментарная структура урока и его частей. Под фрагментарной структурой урокаподразумевается деление его на отдельные логически завершенные эпизоды продолжительностью 10-20 (иногда и более) минут каждый, которые решают узконаправленные педагогические задачи эстетической гимнастики. При этом каждый фрагмент имеет свою логику построения и включает в себя цикл упражнений. Учитывая специфику эстетической гимнастики, можно выделить следующие фрагменты учебно-тренировочного занятия: разминочный, равновесно-вращательный, прыжковый, на развитие пластики, на развитие вестибулярной устойчивости, дыхательная гимнастика, на развитие выразительности, на развитие скоростно-силовых качеств, на развитие музыкальности, стретчинг; релаксация.
1-я серия - втягивающая - танцевально-беговая:
2-я серия - разминочные упражнения у опоры и на середине
1-я серия - изучение и совершенствование по элементам и соединениям:
2-ясерия - изучение и совершенствование поворотов:
3-я серия - изучение и совершенствование акробатических и партерных элементов и соединений.
1-я серия - «распрыгивание»: маленькие хореографические прыжки, упражнения на развитие прыгучести.
2-я серия - изолированные прыжки - прыжки одной формы с многократным исполнением: на толчковую, на маховую ногу, прямые и с вращениями.
3-я серия - прыжковые соединения разных форм и соединения прыжковс акробатическими и другими элементами.
Пластика понимается как красота движения, характеризующаяся гибкостью, плавностью, выразительностью, гармоничностью движений и жестов. Пластичность движений характеризуется закономерной последовательностью сменяющихся положений тела, а также его отдельных частей при условии их гармонической слаженности, непрерывности, слитности. Пластичность обусловливает красивую постановку и непринужденную грациозность движений.
1-я серия – пластичность верхних конечностей;
2-я серия – пластичность телодвижений;
3-я серия – пластичность нижних конечностей;
1-я серия – упражнения для формирования устойчивости к вращательной нагрузке:
2-я серия – квалификационные упражнения и их сочетания уровня сложности II–I разрядов:
Дыхательные упражнения представляют собой произвольные изменения дыхательных движений, посредством которых человек управляет параметрами акта внешнего дыхания. При этом могут изменяться глубина и частота дыхания, и их соотношение.
1-я серия – перед началом тренировочной работы, содержит упражнения активизирующего типа:
2-я серия – во время тренировки, состоит из упражнений нагрузочного типа:
3-я серия – после окончания тренировки, дыхательные упражнения носят успокаивающий характер и направлены на ускорение восстановительных процессов:
Выразительность движения определяется как выполнение упражнения с эмоциональным отражением замысла и особенностей движений. Выделяют следующие компоненты выразительности исполнения в эстетической гимнастике: соответствие движений характеру музыки, логическую правдивость поз, эмоциональную насыщенность упражнения.
Проявление выразительности движений возможно на основе правильного подбора музыки, соответствующей движениям, техническим возможностям и индивидуальности гимнасток. Выразительность должна гармонично сочетаться с действиями, решающими спортивно-техническую часть двигательной задачи.
1-я серия – средства создания художественного образа.
2-я серия – средства пластической выразительности.
3-я серия – средства музыкальной выразительности. С этой целью можно использовать модифицированную методику Э.П. Аверкович. Гимнасткам предлагается прослушать четыре музыкальных фрагмента разного характера: романтико-лирического, героико-драматического, бравурно-страстной, гротеск. Затем гимнастки должны описать свои впечатления от прослушанной музыки, назвать ее, определить характер и придумать четыре позы, наиболее точно отражающие, по их мнению, характер и эмоциональное содержание каждого музыкального отрывка.
1-я серия - упражнения на развитие мышечной силы и выносливости:
2-я серия – упражнения со скакалкой:
Серию повторить 2 раза без перерыва.
Определяя музыкальность в эстетической гимнастике, выделяют ее основные компоненты: соответствие движений характеру музыки, соблюдение темпа, заданного композитором, и ритма произведения. Важнейшими ориентирами для изменения характера движений служат основные средства музыкальной выразительности (мелодия, гармония, полифония, композиция) и нюансы музыкальных произведений (его динамические оттенки, ритмический рисунок, темп).
1-я серия – задания на связь упражнений с музыкой.
2-я серия – игры под музыку: содержание игр под музыку в значительной мере обусловлено формой и характером музыкальных пьес и отрывков, под которые они проводятся. Игры строятся на умении воспринимать различную мелодию, ее темп и ритм, отдельные средств: выразительности (например, высота и сила звука), а также передавать в движении характер звучания. Слушая музыку, занимающиеся должны быстро выполнять действия в соответствии с правилами игры. Музыкальные пьесы, используемые в играх, отличаются бодростью, ясностью и простотой формы они способствуют активности, жизнерадостности, повышении эмоционального тонуса занимающихся. В играх широко применяются простейшие танцевальные движения, упражнения с предметами, воспитывающие ловкость, свободу, изящество.
Стретчинг - от англ. stretch – растяжение, растягивание. Упражнения на растяжку мышц содействуют развитию подвижности в суставах, увеличивают амплитуду движений. Растяжка мышц после физической нагрузки является одной из составных частей тренировки. Упражнения на растяжку, мышц направлены на то, чтобы:
Одно упражнение должно выполняться 20-30 сек. При максимальном растяжении мышцы в конечной фазе необходимо одновременно делать выдох. Это еще больше растягивает мышцу. Если во время упражнения чувствуется легкая боль, то это не является вредным. Наоборот, это значит, что мышца сократилась и нужно ее растянуть.
1-я серия – без партнера:
2-я серия – с партнером:
3-я серия:
Релаксация (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Релаксация может быть непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызванной принятием спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности. Произвольная релаксация является одним из приемов аутогенной тренировки. Она может быть полной, когда весь организм находится в состоянии расслабленности и покоя, а может быть частичной, когда расслабляются отдельные части тела с помощью специальных упражнений.
Обучение методу релаксации проводится в три этапа.
На первом (базовом) этапе гимнастка учится целенаправленно расслаблять все мышцы своего тела.
Второй этап — обучение дифференцированной релаксации. Гимнастка в положении сидя расслабляет мускулатуру, не участвующую в поддержании вертикального положения тела.
На третьем этапе гимнастке ставится задача: повседневно наблюдая за собой, замечать, какие мышцы напрягаются у ее при волнении, страхе, тревоге, смущении, и рекомендуется целенаправленно уменьшать, а затем снимать локальные напряжения мышц. При этом (за счет механизмов обратной связи) наблюдается значительное снижение выраженности субъективных эмоционально-стрессовых реакций.