«НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРЕВРАЩАЮТ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ГИМНАСТИКУ В ЦИРК». МНЕНИЕ Веры ШТЕЛЬБАУМС Автор: Андрей Шитихин
Тренер Евгении Канаевой и Ирины Чащиной – о чемпионате мира по художественной гимнастике, который проходит в Софии. На проходящем в Софии чемпионате мира по художественной гимнастике завершились соревнования в индивидуальной программе – в отдельных предметах и многоборье. Российские гимнастки завоевали шесть золотых, серебряную и две бронзовые медали. Своим мнением об их выступлении, а также о новых правилах специально с TeamRussia поделилась заслуженный тренер России Вера Штельбаумс, воспитавшая легенд художественной гимнастики Евгению Канаеву и Ирину Чащину.
НИКОЛЬЧЕНКО СТАНЕТ СОПЕРНИЦЕЙ ДЛЯ НАШИХ ДЕВОЧЕК – Кто вам понравился на чемпионате мира, если не брать наших девушек?
– Очень понравилась украинка Влада Никольченко, понравились итальянские девочки Бальдассарри и Аджурджукулезе, и белоруска Екатерина Галкина.
– Откуда взялись итальянские девушки? Это работа российских тренеров в Италии?
– Почему же, там есть свои отличные специалисты, у них и болгарские тренеры работают. В Италии художественная гимнастика сейчас очень развита. У них очень много клубов, они проводят множество клубных соревнований с огромным количеством участников. Я была поражена, когда увидела это своими глазами. Среди такого количества занимающихся легко найти тех, у кого большой потенциал.
– Болгарские тренеры работают в Италии. При этом в самой Болгарии в художественной гимнастике определенный провал.
– Да, у них случилось отставание. Времена НешкиРобевой прошли, к сожалению. После падения железного занавеса почти все специалисты из Болгарии уехали за лучшей жизнью. А тут была нищета. Некоторые сейчас возвращаются, работают и результаты этой работы уже видны. Появились хорошие девочки. В командном турнире они заняли второе место. Изменения к лучшему начались, это необратимый процесс.
– Вы сказали про Никольченко. Она типичная представительница украинской школы?
– Имеете в виду заточенностьпод хореографию? Эта девочка уже другая. Вот в предыдущем олимпийском цикле в сборной Украины была Аня Ризатдинова. Хорошая гимнастка, но по работе с предметом, по сложности – проигрывала соперницам. У Никольченко уже совсем другая программа. Думаю, через годик Влада составит серьезную конкуренцию россиянкам и всем остальным. Сейчас она немного «сыровата». Хотя она высокая, красивая, амплитудная.
ДЛИННОНОГИЕ СТАНУТ НЕ НУЖНЫ – Сейчас таких гимнасток меньшинство.
– В том-то и дело. Новые правила не для таких гимнасток, как Никольченко и Александра Солдатова. Хотя я именно за такую гимнастику.Пока они сделают один оборот, Дина или Арина Аверины сделают два или три. Вот раньше была классическая советская школа, из которой образовались российская, украинская, белорусская. Все это классика, которая выделялась среди всех остальных. У нас всегда девочки выделялись своими данными, амплитудой, а сейчас все это отходит на второй план.
– Почему?
– У нас половину упражнения теперь гимнастки вниз головой стоят – нужно мастерство делать, набирать сложность, больше времени уделять работе с предметом. Открытые оценки, на мой взгляд, ничего хорошего гимнастике не дали. Все стараются набрать как можно больше «эмок», так мы мастерство называем в ущерб выразительности, артистичности, грации.Нынешняя художественная гимнастика больше к цирку приближается. Я бы сравнила тенденции в нынешней гимнастике с юниорским фигурным катанием, где много сложности и мало катания.
– Ваши ученицы Ирина Чащина, Евгения Канаева в новых правилах прижились бы?
– Конечно. Если спортсмен сильный, ему никакие правила не помешают. Наша школа по-прежнему остается на порядок выше всех остальных. Вносятся изменения, но российская школа к ним готова заранее. У нас в любом случае лучшие тренеры в мире, которые в любой ситуации будут на шаг впереди.
– В условиях новых правил тренеры уже не будут брать высоких девочек.
– Да, так и будет. Потому что у гимнасток типа сестер Авериных изначально по базе будет преимущество перед гимнастками типа Солдатовой. Но против голых цифр никуда не денешься. Длинноногие уже никому не будут нужны. При этом Дина и Арина Аверины огромные молодцы. Физиология физиологией, но сложность сама собой не появится. А они невероятные трудяги!
ЗА АРИШКУ ОЧЕНЬ ОБИДНО. ЕЙ НЕ ДАЛИ ВТОРОЙ ШАНС – А как вы отнеслись к ситуации, которая случилась с лентой Арины Авериной?
– Я не поняла, почему Арине не дали возможность переделать упражнение. Ведь произошел форс-мажор не по вине спортсменки. Организаторы обязаны были дать ей второй шанс. Очень обидно за девочку.
– В нынешних правилах про поврежденный запасной предмет ничего не сказано.
– Потому что это еще одна тенденция, сокращать трактовки. В прежние времена у нас такие талмуды были, что трактовку любой проблемы можно было найти. Раньше регламент был более 90 страниц, но кому-то показалось видимо, что читать слишком много.
– Не было заметно, что у Арины не все в порядке со здоровьем?
– Да, было. Аришка была немного не в своей тарелке. Очевидно, последствия травмы сказывалось. Но она как-то через турнир, получается, выступает. Летом на чемпионате Европы была неподражаема, заслуженно выиграла в Гвадалахаре, здесь на чемпионате мира получила четыре вида. Значит, на нее рассчитывали.
– Ирина Винер-Усманова была очень недовольна тем, что в финале с лентой Саша Солдатова убрала элементы.
– С точки зрения спортсмена Солдатова была права. Она пошла по пути максимальной надежности и сделала ровно то, чего хватило для победы. Но с точки зрения тренера я бы произнесла ровно те же слова, что и Ирина Александровна. Когда ты столько времени работаешь со спортсменом, оттачиваешь программы, то на главному турнире года хочешь всем показать, что наработано. За Сашу в любом случае я рада. Хочется одухотворенности, красоты, эстетики. Она нам их дарит. Надеюсь, что теперь к ней придет и уверенность, и стабильность. Вся наша сборная великолепна. Каждый по-своему.