Ирина Винер: «Только в конкуренции возможен всплеск результатов»
Этап Кубка мира по художественной гимнастике, прошедший после длительного перерыва в Петербурге, Ирина Винер назвала определяющим для сборной России. О слиянии гимнастики и искусства, соблазнах юности и воспитании патриотизма у детей легендарный тренер рассказала в интервью «БалтИнфо».
- Во время турнира вы щеголяли в шляпке в цветах российского триколора. Тем самым напоминали всем о российском флаге?
- Да. И мне приятно, что за сценой, где маленькие девочки готовились к гала-концерту, когда играл гимн России, они тоже стояли и пели. Когда гимн звучит столько раз - это и есть воспитание патриотизма. Люди ушли с ощущением того, что это они лично стояли на пьедестале, что ради них играли гимн и поднимали флаг. Мы не сдаемся. За это надо сказать «спасибо» нашим врагам, людям, которые хотят нас убрать. Это и есть стимул к высшим достижениям. Если бы сборная России трижды подряд не проиграла чемпионат мира в групповых упражнениях, я не взялась бы за группу. И не было бы на табло тех, как говорят судьи, космических оценок. Не было бы того толчка для развития. Поэтому мы рады, что существует такая конкуренция, что нас жмут. А мы должны быть еще сильнее. На соревнования приходят простые люди, подходят мальчики-девочки, фотографируются, говорят «спасибо». Ради них мы и работаем. Не ради живота своего, правильно?
Генеральная репетиция
- Можно ли говорить о том, что по итогам Кубка мира был определен состав сборной на чемпионат мира в Киеве?
- Да. Можно. На чемпионат мира поедут те девочки, которые выступали в Петербурге.
- Этап Кубка мира в России пропускали украинские гимнастки. Это уже стало традицией?
- Не в этом дело. Украинские гимнастки готовятся к своему чемпионату мира. У них сложная обстановка: и показательные выступления, и подготовка к собственно чемпионату. И я прекрасно их понимаю.
- Какие впечатления остались от турнира в целом?
- Впечатления от Петербурга потрясающие. Здесь была даже не генеральная репетиция чемпионата мира, а нечто большее. Нам известно, что в Киеве не будет таких условий, как здесь. В Петербурге предусмотрели все: и свободные площадки для тренировок, и собственно подготовку. В групповом турнире команд было всего лишь на семь меньше, чем будет на чемпионате мира. Ни на одном этапе Кубка мира не было даже приблизительно такого количества участниц. Максимум в групповых упражнениях выступали 12-13 команд. А в индивидуальных не было только гимнасток из Малайзии, Китая, Хорватии и Украины. Но у каждого на то были свои причины. У кого-то травмы, у кого-то проблемы с билетами или визами. Кроме того, Петербург не мог вместить всех желающих, которые хотели бы остаться после соревнований, чтобы продолжить подготовку к чемпионату мира. Такими возможностями не обладают ни Академия «Жемчужина», ни НГУ имени Лесгафта.
- Что вам, как главному тренеру сборной в групповых упражнениях, понравилось в выступлении наших девушек больше всего?
- Знаете, мне нравится то, что они делают. Если, разумеется, они это делают здорово. Упражнение на русские мотивы — это коронный номер из репертуара ансамбля Моисеева, называется «Лето». С девочками работал хореограф ансамбля, который танцевал еще при Игоре. Думаю, когда наши гимнастки выступали в Петербурге, в зал спустился дух Игоря Александровича и поддержал их. Девочки должны врасти в эту музыку, этот задор, характер и эмоции, которые вкладывали в танец артисты, на спектакли которых гимнастки в последнее время ходили постоянно. И на это у нас осталось всего несколько дней.
Мечты сбываются
- На этом турнире сборная России в групповых упражнениях получала довольно высокие оценки. Удастся ли повторить успех в Киеве?
- Я всегда мечтала о том, чтобы индивидуальные и групповые программы не отличались по мастерству исполнения и по оценкам. И эта мечта была недостижимой, потому что считалось, что в групповом упражнении стоят гимнастки второго сорта. Те, кто не попал в индивидуальную программу, шли в групповую. Сейчас такого нет. Все звезды гимнастики стараются попасть в групповые упражнения. И те девочки, которые попали в группу, нон-стоп должны доказывать и мне, и себе, что не просто так получают высшие оценки. Они делают элементы с не меньшей амплитудой, а может даже и с большей, чем гимнастки в индивидуальной программе. Эффект усиливается, когда все пятеро исполняют элементы одновременно. Мы, наконец, добились того, чтобы оценки были одинаковыми.
- Россия давно является законодателем мод в художественной гимнастике. Но есть ли пределы совершенства?
- Предела совершенства нет. Так же, как нет предела человеческому труду, человеческой любви, человеческому свету. Оно вечно и бесконечно. Я всегда повторяю девочкам: встала на пьедестал — ты чемпионка, сошла с него — ты никто и звать тебя никак. Это недавно и Алина Кабаева вспомнила: чем выше поднимаешься, тем ниже опускай голову.
- Вы - завсегдатай Мариинского театра, где собственно и родилась художественная гимнастика. В выступлении кореянки Ен Чжей Сон мы увидели настоящие балетные фуэтэ. Насколько сближаются сейчас художественная гимнастика и балет? И будет ли это сближение продолжаться?
- Кстати, эта девочка из Кореи третий год тренируется у нас. Эту программу ей сделали русские тренеры. Ен Чжей Сон просто очень талантливо крутит эти фуэтэ, и мы их вставили в программу. Но и наши тоже стараются крутиться, как кореянка. Она была третьей в некоторых видах, наступает нам на пятки. Но мы этому очень рады. Только в конкуренции может быть всплеск и движение вперед.
Искусство перевоплощения
- Очень сильное впечатление произвела Маргарита Мамун, победительница Универсиады-2013? В чем феномен этой гимнастки?
- Она в каждом упражнении должна перевоплощаться. От легкомысленной француженки до женщины, которая отдает всю свою жизнь для того, чтобы быть с любимым. Такая история у нее в упражнении на песню Анны Герман. В обруче она - независимая, крутая испанка. В мячах Шопена — лиричная, неземная. Рита - девочка очень талантливая в том плане, что может перевоплощаться. И она уже не должна следить за своей техникой, потому что с этим у нее порядок. Когда она попадает в этот поток, у нее все получается. А попасть в него она может.
- Вы всегда даете лаконичные определения своим девочкам. Так, в одном из интервью назвали Мамун «Бенгальской тигрицей». Что скажете об остальных?
- «Бандитский Петербург»! (смеется). На самом деле все девочки хорошие. В их возрасте хочется потанцевать, погулять в ночных клубах. Не всем, конечно. Женя Канаева никогда туда не стремилась. Она сейчас вышла замуж за прекрасного молодого человека, ждет ребенка. Поэтому не обязательно шляться по чердакам и кабакам. Но многим все равно хочется. Я сама была молодой и не забываю об этом. А они сидят и работают. Очень трудно их удержать. Тем более, что они такие красивые, высокие, стройные. Хочется показать ноги длинные, хочется надеть юбку покороче… Но когда я им напоминаю о флаге нашей страны и о гимне, который они будут петь на пьедестале, девчонки вспоминают, что хотят стоять на этом месте. Я за ними наблюдала. Даже стоя в строю, не на пьедестале, каждый раз, когда играл гимн России, они его пели. И я очень рада, что так происходит.
Ирина Васильева
http://www.baltinfo.ru/2013....-374423