Лидия Виноградная будет вести блог на Sport.ua Блог судьи по художественной гимнастике: непривычный взгляд на любимый вид спорта
Всем привет! Меня зовут Лидия Виноградная, и я — судья международной категории по художественной гимнастике.
В понимании обычного человека судья – это такой себе седовласый старец, старательно записывающий что-то в блокнот. На самом деле сейчас судья в художественной гимнастике – это практически робот, способный отличить отклонение в 10 градусов от отклонения в 11 градусов, человек, который может смотреть на 5 гимнасток одновременно и записывать движения всех пятерых на бумагу. Существует ли такой человек? Думаю, что вряд ли:) Во всяком случае, я подобных еще не встречала. Но вот правила требуют именно таких.
На Кубке мира в Минске решили мы с Ириной Ивановной Дерюгиной и Женей Гомон сделать чат в Telegram для фанатов украинской гимнастики. Вас еще там нет? Тогда вам сюда ->
Во время чемпионата мира читала и отвечала на некоторые комментарии в Telegram, и поняла, что для 99% простых смертных правила по художественной гимнастике – это просто дремучий лес из значков и цифр. Единственное, что болельщик может узреть – это потеря предмета. Все. И вот когда гимнастка потеряла, а оценка у нее выше, чем у той, которая не потеряла – это полный крах системы. Вот и для того, чтобы объяснить подобные вещи, нужен этот блог.
Путешествуя по просторам интернета, я всегда стараюсь следить за спортивными новостями в разных видах спорта. Например, недавно радовалась за успех молодой украинки Дарьи Билодид на чемпионате мира по дзюдо. Открыла видео – смотрю, Дарья провела какой-то прием, тут же начала плакать, комментаторы восторженно кричать….Оказалось, что за эти несколько секунд Даша выиграла чемпионат мира. А я вот ничего не поняла. И до сих пор не понимаю, чем этот прием был таким важным, что за него сразу начисляют победу. Мир спорта стал настолько сложным, что простому обывателю понять, что происходит, очень сложно.
Люди не понимают, от непонимания проще сразу же обвинить судей в некомпетентности, шовинизме и предвзятости.
Последний чемпионат мира я отсудила в 2015 году. За него получила грамоту от Международной федерации гимнастики как образцовый судья. Что интересно – на предыдущем чемпионате мира я была названа чуть ли не худшей судьей, полной шовинисткой. Интересно, как за год я смогла настолько продвинуться, что из худшей стала лучшей? Об этом тоже как-то поговорим в этом блоге.
Итак, о чем будем говорить в этом блоге.
Например,
— почему вот такие картинки – это вполне себе нормально. Подобные фото бывают практически вирусными. Судьи не смотрят на гимнасток – как так? Как им ставят оценки?
— почему и такие картинки – это нормально? Судьи тоже люди, у них есть свои эмоции. Иногда среди судей можно увидеть и бывших именитых спортсменок, и тренеров выступающих гимнасток, и даже мам (!). Поговорим, насколько подобная ситуация вообще нормальная.
— поговорим о возрастающем количестве протестов, а особенно высоком проценте принятых протестов. На последнем чемпионате мира благодаря протесту сборная Италии стала третьей в командном зачете, а Екатерина Галкина смогла попасть в финал с булавами, где впоследствии стала второй. Почему Международная федерация обогатилась на Чемпионате мира на протестах команд? И это тоже обсудим
— почему Кубки мира считаются престижнее Кубка вызова (Challenge Cup)?
— опустимся в дремучую тьму олимпийской квалификации. Фейлы последних двух квалификаций на ОИ 2012 и ОИ 2016 привели к тому, что ФИЖ опубликовал детальный разбор за 2,5 года до Олимпийских игр – невиданная прыть. Избегут ли они очередного фейла?
— и конечно же, поговорим об оценках, элементах, правильном оценивании…На самом деле, темы можете задавать вы. Я не аксакал гимнастических форумов, где обезумевшие родители грызут глотки друг другу за своих деток вперемешку с достаточно грамотными и четкими вопросами. Вот мы здесь, чтобы грызни стало немного меньше:)
О судейских ошибках в художественной гимнастике Судья Лидия Виноградная — о субъективизме оценок в художественной гимнастике
Итак. Долго я думала, с чего бы начать. Уже написала один пост, а потом поняла, что начать надо с другого.
С судейских ошибок.
Вы должны понимать, что судьи – это те же люди. И всем им свойственно совершать ошибки. Вопрос в том, что ошибки могут быть случайными (отвлекся, не увидел, проморгал и так далее), а могут быть преднамеренными.
Могу вспомнить одну историю.
Где-то 8-9 лет назад (точный год не скажу) попала я в бригаду с некой судьей Х, уважаемой почетной дамой в возрасте, для которой гимнастика была своеобразным хобби на пенсии. Судью ту уважали за судейский стаж, за опыт и так далее, но никак не за знание и отличную способность именно судить.
Зная все это, я предрекала очень интересный день в «паре» с этой дамой. Тогда, как в принципе и сейчас судьи образовывают пары для оценивания определенных компонентов выступления гимнастки. Но тогда еще были «карточки», на которых тренер в деталях описывал все элементы, которая гимнастка должна выполнить на площадке. И задача была – вычеркнуть, что не сделано и сформировать оценку.
Итак, в принципе все шло более-менее нормально. Я судила, судья Х как-то подстраивалась, пытаясь списать, словно двоечник на экзамене. Тут на площадку выходит гимнастка Y. Да чего уж там скрывать-то имя гимнастки. Была это Евгения Канаева – великолепная гимнастка, Олимпийская чемпионка, фантастически трудолюбивая россиянка, которая была достойна практически всех своих побед (вынесем за скобки все-таки очень неоднозначный финал чемпионата мира 2009 с лентой – я думаю, для зрителей все должно быть очевидно)
Ниже видео обоих выступлений и протокол. Победа Канаевой была за счёт оценки Артистизма…
Так вот, вернемся все-таки в судье Х и ко мне. Турнир был абсолютно местечковый, первенство Канаевой в принципе никто не мог оспорить, ей абсолютно ничего не угрожало. Я отсудила, поворачиваю голову по привычке к судье Х, у которой, пожалуй, впервые за весь день соревнований оценка была готова раньше меня. Диалог наш ниже:
Судья Х: Я ставлю 9.9
Я: Есть неувязочка. Вы можете поставить или 10.0 или 9.8. В ее карточке нет возможности снять 0.1 – нет таких элементов. Или 0.20 за недокрут вот этого вращения, или ничего.
Судья Х: нет, я ставлю 9.9.
Мне было около 22 лет. Я была молодая, но уже достаточно опытный боец судейского фронта. Но в тот момент что-то во мне сломалось, и все эти годы я так и не могу понять : «ЗАЧЕМ?». Зачем нужно было делать такую грубую ошибку? Это никак не влияло на результаты. Может быть, это нужно было, чтобы показать, как украинский судья относится по-шовинистки к «гимнасткам из другой страны»? Но я просто хотела, чтобы все как минимум было сделано по правилам.
Сейчас бы я конечно пошла к главному судье, устроила бы разборку. В 22 года я просто поставила свою оценку, вывела среднюю из наших 2 оценок и все. Не поборолась. Не пошла до конца. Вот в этом вся проблема в спорте. Когда появляются молодые судьи, которые падают в эту трясину случайных и преднамеренных ошибок. И нет никого, кто б подал им руку и вытащил из этой пучины.
С тех пор прошло очень много лет. Было очень много громких и тихих скандалов. Было выставлено миллионы оценок, и сделано тысячи ошибок. Но вот та ошибка до сих пор плотно сидит в моем мозгу.
Лидия ВИНОГРАДНАЯ: «Я очень люблю цифры и статистику» Блог судьи по художественной гимнастике. Ответы на вопросы, и к чему тут фигурное катание
Итак, пока есть запал – нужно писать:) А то вдруг пропадет, или какое-то вето прилетит на подобный блог. Нигде не нашла блогов спортивных судей, рефери или арбитров. Максимум – разборы упражнений в YouTube. Скучно. Почему они всегда молчат? Есть же много интересного, что можно рассказать болельщикам. За 15 лет в гимнастике я проштудировала все доступные и недоступные документы, и нигде не видела запрета на публичность для судьи. Но по факту все сидят в засаде :-)
Из поступивших вопросов: «Зачем этот блог Федерации гимнастики Украины?». Торжественно отвечаю, что с Федерацией гимнастики Украины я не состою ни в каких трудовых отношениях, и ФГУ никакого отношения к данному блогу не имеет. Как и Ирина Ивановна Дерюгина. Но блог она читает:)
Похожий вопрос: «Зачем этот блог лично мне?». Ответ: «Хочу раскрыть свой талант Нестора-Летоспица и прорубить окно в мир судей, и речь не только о художественной гимнастике. Просто в мир судей – таких же людей, как и вы, поклонники этого вида спорта или тренеры, или просто случайно забежавшие на эту ссылку по словосочетанию «фигурное катание». Нет никаких тайных целей – раскрыть мафиозные группировки, «сдать своих», унизить кого-либо. Я расскажу, что знаю. Как вы понимаете, правда – у каждого своя, а истина где-то рядом:) Так как времени у нас много, то не в каждом посту вы найдете подборку в хронику «интриги, скандалы, расследования». Но буду стараться, чтобы вы не заснули.
Вопрос : «Будут ли разборы упражнений?». А зачем вам они? На YouTube их более чем достаточно. Задумки есть, но хочется сделать понятнее для простых зрителей, а не блог для специалистов значков и символов.
Следующий вопрос «Почему в первом посту были фотографии из спортивной гимнастики, если блог о художественной гимнастике?» Сразу оговорюсь – фотографии были с соревнований по прыжкам на батуте и с соревнований по спортивной гимнастике. На самом деле, вы удивитесь, но художественная гимнастика входит в единую гимнастическую семью – Международную федерацию гимнастики, которая объединяет кучу всего – это и художественная гимнастика, и спортивная гимнастика (мужская и женская), и прыжки на батуте (там тоже есть много подкатегорий), спортивную аэробику, спортивную акробатику, «гимнастику для всех» и с недавних пор еще и паркур. Так вот, на протяжении последних лет 4 нам рассказывали о том, как надо унифицировать правила по всем гимнастическим дисциплинам, и чтобы у нас было много общего (сейчас вектор изменился, как обычно, в виду смены руководства в Международной федерации гимнастики – и теперь каждый вид спорта должен развиваться обособленно). Так вот – проблемы судейства в разных гимнастических видах, да и просто во всех видах спорта с субъективным фактором человека-судьи – по сути одинаковые. Поэтому иллюстрировать можно их хоть с фигурного катания, хоть с синхронного плавания. Кстати, мне всегда интересен момент сравнения субъективизма в разных видах спорта, и у меня уже есть определенные наброски на эту тему.
Например, даже беглый взгляд на оценивание Олимпийкой чемпионки Алины Загитовой на ее первом старте сезона показывает, что в фигурном катании «не все так гладко». Мне кажется странным, что элементы программы Олимпийской чемпионки оценивают с таким огромным разбросом (по элементам от 1 до 4, от 2 до 5), и видно, насколько негативно настроен к Олимпийской чемпионке судья из Канады, а вот из Австралии – полный добряк.
И вот тут интересно, кого-то накажут? Разбросы там есть еще и побольше, но я взяла Олимпийскую чемпионку, как отправная точка. «С ней то все должно быть понятно», а по факту – единогласности нет.
Мораль сей басни такова : если подобное возможно в фигурном катании, и я уверена, во всех других видах спорта с субьективным фактором оценивания, то как мы ждем единого курса от судей художественной гимнастики?
Я очень люблю цифры и статистику. И очень хорошо знаю, что «белые вороны» - по факту часто оказываются правы. Просто у них есть свое видение, а правила позволяют иметь «видение», «мнение» вместо объективной оценки. И если «мнение» большинства преобладает, у «белых ворон» не остается шансов, кроме как грести против течения несмотря ни на что.
Вот на этой нотке можно на сегодня закончить. Следующий пост – в пятницу!
Кстати, также напоминаю, что я не скрываюсь и что меня можно найти очень легко – в FB Lidia Vynogradna, в Instagram @lidamermaid и в Телеграм. Присылайте мне ваши вопросы и вдохновляйте меня на новые посты.
Итак, переходим от «мнения» и «видения» в прошлом посту к ключевому вопросу многих видов спорта : «Почему артистичные спортсменки не в почете?»
Я имею в виду, почему в художественной гимнастике так редко Александра Солдатова выигрывает у Авериных, почему белоруска Екатерина Галкина, если и доходит до медалей, то не так часто, как хотелось бы, а грузинка Саломе Пажава и вовсе изредка появляется в финалах?
Из той же когорты вопросов: почему Евгении Медведевой столь тяжело обойти Алину Загитову в фигурном катании? А Алии Мустафиной практически невозможно подступиться к Симоне Байлз в спортивной гимнастике?
Это не нравятся зрителям, которые не улавливают разницу в сложности элементов. Зрители видят Артистизм, высокое качество Исполнения, но не видят разницу в Трудности. И негодуют, свистят, пишут гневные плакаты и ругаются в интернет-пространстве.
Я думаю, во всех видах спорта принцип похож, но сосредоточусь на художественной гимнастике.
В нашем виде спорта оценка состоит из объективной оценки Трудности (2 компонента – Трудность тела и Трудность предмета) и субъективной оценки Исполнения (2 компонента – Артистизм и Техническое Исполнение). Правила этого цикла имели перед собой благородную цель – сбалансировать эти компоненты упражнения, чтобы артистичные гимнастки могли на равных бороться с гимнастками техничными.
Много всяких видео показывали судьям перед началом цикла, прививая композиционный вкус и грамотность. Например, вот это упражнение. Одно из моих самых любимых.
Но есть один забытый момент. Галина Белоглазова из далекого 1985 ничего бы не выиграла в 2018 с таким упражнением. Потому что Трудности в ее нынешнем понимании в упражнении практически нет, зато есть Артистизм и Исполнение высшего калибра. Например, никто сейчас не сделает перекат мяча на таком уровне. Но это никому не нужно. Даже несмотря на то, что подобные видео показывали на всех курсах.
Секрет в том, что в процентном соотношении с оценкой Трудности Артистизм находится в явных аутсадерах.
Лишь беглый взгляд на статистику (а вы уже поняли, что цифры я люблю) объясняет многое.
Например, возьмем разброс оценок по разным компонентам в квалификации упражнения с обручем на Чемпионате мира 2018 :
Оценка Трудности : разброс от 2.9 до 11.6 балла (разброс в 8.7 балла)
Оценка Артистизма : сбавки от 0.5 до 2.5 (разброс в 2.0 балла)
Оценка Технического Исполнения: сбавки от 0.65 до 4.75 (разброс в 4.1 балла)
Таким образом, видно, что оценка Артистизма фактически раза в 4 меньше влияет на финальную оценку чем оценивание Трудности. «Влияет» в данном случае не совсем правильное слово, по факту ранжирует гимнасток та оценка, где разброс больше всего.
Вот в принципе и ответ. Если есть выбор – «запихнуть» в упражнение дополнительный элемент, который стоит 0.4 или какую-то позу/движение и т.д., которое будет оценено бригадой Артистизма – тренер всегда выбирает дополнительный элемент. Потому что за него гимнастка получит прибавку в 0.4, а без него – дай бог, чтобы получила на 0.1 больше в бригаде Артистизма.
Яркий пример – интервью Ирины Ивановны Дерюгиной, которое вы можете прочитать здесь. Ирина Ивановна вспоминает момент, как на Чемпионате мира во время исполнения упражнения с обручем Влада Никольченко перекрутила повороты и в конце была в глубоких математических раздумьях, какой элемент ей будет «дешевле» всего пропустить.
То есть все думают только об элементах. Никто ж не думает, как пропущенный элемент мог сбить ее с музыкальных акцентов и таким образом снизить оценку Артистизма?
Вот то самое упражнение
В этом году мы увидели сразу несколько гимнасток «вундеркиндов», которые сочетают и Трудность, и Артистизм, и Исполнение – это и Влада Никольченко, и белорусска Анастасия Салос, и болгарка Боряна Калейн. И они уже наступают на пятки лидерам, а в следующем году, я уверена, будут стоять наравне с ними.
Мне немножко жаль гимнасток, которые хотят передать чувства, переживания в музыке в ущерб увеличению трудности. Жалко в судейском плане, потому что я знаю, что они ничего не получат за свои очевидные старания. На Чемпионате мира меня некоторые поклонники гимнастики просили : «а отсудите-ка упражнение». А я не хотела судить упражнения, мне нравилось наблюдать за соревнованием как зритель и болеть за гимнасток, которые мне по душе. Без цифр, сбавок и значков в голове.
Вопросы на будущее (которые вы мне присылаете)
- Что означает аббревиатура ФИЖ? Попросили расшифровать J Наверное, надо отдельный пост посвятить аббревиатурам.
- Как стать судьей?
- Протесты оценки и все что с ними связано.
- Почему у Украины нет своего представителя в мировом пространстве?
- Существует ли всемирный сговор против украинских гимнасток?
Блог судьи по художественной гимнастике. Шовинизм vs Нейтралитет Судья по художественной гимнастике Лидия Виноградная рассказывает о шовинизме в судействе
Блог 5. Шовинизм vs нейтралитет
После заголовка многие полезли читать, что же такое «шовинизм». Дабы избавить вас от поисков смотрите ниже.
Содрала скопировала из Wikipedia : Шовини́зм — идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования права на дискриминацию и угнетение других народов. Шовинизм способствует возникновению и распространению неприязни и даже ненависти к чужакам, иноземцам, иноверцам, по принципу «не такой — чужой — чужак — враг».
В какой момент из патриота ты превращаешься в шовиниста? И как из патриота ты должен превратиться в блеклого роботосудью с ручкой в руке и желательно 5 глазами?
ФИЖ (Международная федерация гимнастики) на всех углах кричит, что судьи должны быть нейтральны. Судьи приносят клятву Гиппократа честности перед началом чемпионата. После соревнований путем долгих и мучительных анализов с привлечением людей и машин выдается вердикт: ты «хорошо» отсудил или ты «плохо» отсудил. Но и эта система иногда дает сбой. Помните мой пост про ошибки? Все делают ошибки.
Хотите забавный случай? После Чемпионата мира 2013 года в Киеве аккурат под Новый год Юлия Атрушкевич (судья от Украины) получила письмо от ФИЖ со следующими обвинениями:
«показала один инцидент значительного субъективизма в сторону своей федерации в Соревновании 1, групповые упражнения, Исполнение, с разницей в 0.9 балла выше чем оценка судьи-эксперта (Высшее жюри)»
И все бы ничего. Может быть, Юлия бы поехала в Лозанну отстаивать свою оценку перед Дисциплинарным комитетом, а потом и перед Международным спортивным арбитражем CAS. И, возможно, отстояла. Или, как вариант, получила бы дисквалификацию на полгода/год и требование оплатить судебные издержки. Да вот незадача. Юлия вообще не судила Исполнение в групповых упражнениях на том Чемпионате мира. Ошибочка вышла. Кто и что анализировал в оценках Атрушкевич, которых в принципе не было – остается загадкой. А вот у Юлии был испорчен праздник Нового года, стресс и так далее (ФИЖ осчастливил данными претензиями 20 декабря и дружно ушел в отпуск до 7 января). Но на бумаге Юлия так и осталась шовинисткой:) Официальных извинений не последовало.
Вообще все эти анализы судейства крутятся вокруг твоих оценок для гимнасток из твоей страны и твоих оценок для гимнасток из стран-конкурентов, а также сравниваются твои оценки с оценками таких же судей, как и ты, но почему-то их мнение оценка оказывается ценнее.
Вообще терпеть не могу слово «мнение» в художественной гимнастике. Очень часто на курсах, семинарах я слышу «мое мнение, что тут сбавка 0.30» или «мое мнение, что этот элемент нельзя засчитать». Какое мнение, товарищи? Речь об оценках, объективном факторе, который должен быть 100% black or white. Не может быть «мнений». Я бы запретила это слово к употреблению. Особенно меня начинает «труханить», когда подобное словосочетание срывается с уст руководителей ФИЖ, которые в принципе призваны работать над искоренением субъективизма.
А как можно быть нейтральным судьей, если командировала на Чемпионат тебя именно твоя страна? Да, мир нынче крутится вокруг денег. Значит, страна заплатила за твой перелет, проживание, питание, выдала суточные. А ты такой приехал и бах, забыл, из какой ты страны, как выглядят твои гимнастки и тренеры, как выглядит твой флаг (который, обычно, стоит рядом с тобой на судейском столике). Полная амнезия. Мне кажется, что это полная утопия.
Я и Юлия Атрушкевич с родным украинским флагом
Я и Юлия Атрушкевич с родным украинским флагом
Тем более это все выглядит утопично, когда понимаешь, что 99% судей финансово зависят от результата спортсменов своей федерации. Элементарно, есть медаль – вот тебе прибавка к зарплате. У некоторых команд цель намного скромнее – попасть в топ 20 команд в групповых упражнениях, или быть в топ 40 в личном первенстве. И тогда им дадут финансирование. И им нужен этот результат.
Поэтому чушь про нейтралитет и тд можно сразу пропустить. Есть, конечно, исключения из правил.
Приоткрою теоретическую схему. Допустим, сел судья X в бригаду Исполнения, где помимо него в бригаде находятся трое человек. Так как речь всего лишь о теории, предположим, что судья Х провел пламенную беседу с 3 другими судьями и убедил их, что его команда самая лучшая и именно ей стоит поставить (допустим) 9.0, а команде конкуренту – 8.90 при очень хорошем, чистейшем исполнении упражнения.
Сели судить. Выходит команда судьи Х. Оценки :
8.50 (судья Х) – 9.0 – 9.0 – 9.0
Нижняя и верхняя оценки отбрасываются. Средняя из двух оценок по 9.0 – 9.0.
Mission accomplished.
Выходит команда-конкурент судьи Х. Оценки
9.3 (судья Х) – 8.90 – 8.90 – 8.90
Нижняя и верхняя оценки отбрасываются. Средняя из двух оценок по 8.90 – 8.90 .
Итак, кто молодец – судья Х молодец! Зажал для своих, добавил для конкурентов. Судья Х с грамотой и почестями покидает чемпионат! Молодец. Умный судья, короче:)
Отпетый шовинист.
PS. Схема реально теоретическая, потому что подобную схему может разрушить слишком много факторов. Поэтому реальность ее существования поддается сомнению. А может и нет:)
Блог судьи по художественной гимнастике. Знаки вопроса и ЮОИ Поговорим про знаки вопроса в судействе, а также пожелаем удачи Кристине Пограничной в финале ЮОИ!
Пост посвящается Юношеским Олимпийским Играх в преддверии сегодняшнего финала, где топ-8 лучших юниорок мира поборются за места на пьедестале в Буэнос-Айресе.
Если кто меня спросит, какие соревнования для меня были самыми приятными, атмосферными и дружественными – это, безусловно, будут Юношеские Олимпийские Игры 2014 года, которые проходили в Нанкине (Китай).
Этому есть логичное объяснение. На Юношеских Олимпийских играх имеют право работать только судьи до 35 лет, соответственно, компания подбирается веселая и сплоченная, с похожими интересами по возрасту. С некоторыми мы уже прошли огонь и воду ранее на различных соревнованиях, с другими же я встретилась впервые. На нескольких судей я посмотрела с другой стороны, например, на судью из Беларуси Иру Ильянкову. Мы обычно мало общаемся с судьями из Беларуси, конкуренция все-таки, но тут мы делили один номер с Ирой и сдружились за то время в Нанкине и после него.
Судьи на ЮОИ 2014 играют в "Угадай кто?"
Если кто внимательно следит за соревнованиями по художественной гимнастике, то может вспомнить, что на ЮОИ 2014 оценки у гимнасток были значительно ниже, чем они привыкли получать на других соревнованиях.
И даже были подобные обидные для судей высказывания, как вот эти:
Могу разъяснить, почему оценки тогда были ниже. Все дело в «знаках вопроса».
В 90% случаев в упражнении гимнасток всегда есть элементы, которые «вроде бы да», но «вроде бы и нет». Все зависит не только непосредственно от гимнастки, а и от того, с какого места за судейских столом за элементом наблюдает судья. И часто в конце упражнения у тебя набирается 2-3 элемента со «знаком вопроса». Судьба этих 2-3 элементов напрямую зависит от решения судей, субъективного решения чаще всего. Не буду лукавить, что все может сыграть свою роль: и то, с какими странами вместе ты судишь, и особенности гимнастики в твоей стране (например, в Украине мы помешаны на прыжках, и мне очень тяжело засчитывать всякие «непристойные» прыжки), и твое личное «мнение» (как вы помните, это самое страшное слово в художественной гимнастике). И вот тут как раз и начинается субъективизм.
В 2014 году судьи были отобраны на Юношескую Олимпиаду Международной федерацией заранее, и мы были в курсе, кто и что судит (например, тогда было 4 судьи Трудности и 2 судьи-референта по Трудности (типа «смотрящих»). Где-то месяца за 3 до Олимпиады мы «сколотили» закрытую группу в Facebook, где все вместе тренировались судить абсолютно разных гимнасток, пытаясь прийти к общему знаменателю и убрать субъективный фактор их оценивания.
По прошествии нескольких месяцев мы пришли к выводу, что вся разница в оценках – из-за «знаков вопроса». Кто-то из 3 элементов засчитал 1, кто-то 2, а кто-то все 3. И получалась существенная разница.
Тогда мы решили…просто не засчитывать ни один «знак вопроса». Без раздумий. Если элемент не был выполнен идеально «как по учебнику» - он вычеркивался. Приняв подобное волевое решение, все сразу стало на свои места, расхождений в оценках не было, но сами оценки были намного ниже «привычных взгляду тренера».
Это сработало только потому, что абсолютно все 6 судей по Трудности мыслили одинаково и были готовы к подобному «суровому» формату. На обычных соревнованиях так просто не получается, тебя посчитают «шовинистом» (см. прошлый пост) и дисквалифицируют.
Кстати, Международная федерация очень плотно задумалась после этих соревнований, и в конце концов тоже приняла решение по «знакам вопроса». В нынешних правилах по сути все знаки вопроса гимнастке засчитываются. Но вот грань между тем, когда это «знак вопроса», а когда это «точно ноль» - до сих пор очень хрупкая. Немного позже я приведу пару примеров. Пока вот можете обсудить вот эти 2 прыжка. Как они вам? Чтоб вы не думали, что это судьи плохие. В этих 2 элементах есть как минимум 5 сценариев действий судей по Трудности (1 прыжок – засчитали, не засчитали, понизили, 2 прыжок – не засчитали, засчитали) и неисчисляемое количество вариантов по сбавкам в Исполнении.
Но об этом поговорим позже.
А сегодня, я надеюсь, все участницы финала Юношеских Олимпийских Игр порадуют нас прекрасными выступлениями. Еще один нюанс. Судьи на соревнованиях работают не в привычной темной строгой форме, а в спортивном костюме. Мне нравится эта идея, надеюсь, это позитивно отражается на настрое спортсменок.
Минутка официальной информации: Трансляция с моими комментариями будет на «Першому», но запоздалая (с часу ночи до трех), а потом повтор на следующий день.
Будем держать кулачки за нашу Кристину Пограничную!
Блог судьи по художественной гимнастике. Протесты Судья по художественной гимнастике Лидия Виноградная рассказывает о протестах в этом виде спорта
Сегодня поговорим о протестах.
Но вначале краткий комментарий по поводу финала Юношеских Олимпийских игр, где наша звездочка Кристина Пограничная выиграла серебряную медаль! Вообще эти соревнования в очередной раз подтвердили, что риск – благородное дело. Все три призера потеряли предмет (Трубникова – мяч, Пограничная – мяч и ленту, Торрети – булавы и ленту), а вот Аня Каменщикова из Беларуси ничего не потеряла, но осталась за бортом пьедестала.
Почему так получилось? Посчитаем суммарно всю трудность. У Трубниковой это 36,4 балла, у Пограничной – 35,6 балла (на потерях она потеряла 0.8 в трудности), у Торрети – 36.0. У Каменщиковой же 33.2. Разница оказалась слишком огромной. Как мы уже говорили, разлет оценок в Артистизме слишком мал для того, чтобы «ранжировать» гимнасток, а сбавки в Исполнении тоже не дают возможности компенсировать отставание в 2.5 – 3 балла.
Как вы могли видеть, в финале Юношеских олимпийских игр был подан протест на оценку Кристины Пограничной с булавами. Протест был отклонен (подавался он на оценку Трудности предмета (называется Д3). Во время соревнований у нас действительно получилась оценка выше, поэтому и был выдан вердикт тренеру подать протест. Как вы понимаете, тренер не может и выводить гимнастку, и переживать за нее, и четко считать все элементы по двум бригадам. Есть еще один нюанс, связанный с этим протестом, и по которому мы отправили официальный запрос, но о нем расскажу уже тогда, когда будет получен окончательный результат.
Ниже расскажу, как «работают» протесты.
В художественной гимнастике протест – это право тренера опротестовать оценку за трудность у своей гимнастки или у группового упражнения. Опротестовывать оценку соперников можно разве что в кулуарах или у себя дома на кухне, официально же – только оценку, полученную гимнасткой из твоей страны.
Бытует мнение, что неплохо было бы подавать протест полностью на всю оценку, а не только на Трудность. Честно говоря, я против этой затеи по нескольким причинам:
· Трудность – объективная оценка, она должна быть кристально прозрачной и понятной. Исполнение – это субъективная оценка, поэтому там больше судей, есть еще рефери судьи, чья оценка «идет в зачет» при некотором стечении обстоятельств (на этом остановлюсь позже).
· Если Высшее жюри будет рассматривать оценку по всем 4 бригадам, то соревнования могут затянуться на века.
· Так как Исполнение – субъективная оценка, то вероятность ее «правильности» низка даже после рассмотрения протеста.
Итак, на Чемпионате мира в Софии было подано 29 протестов (плюс-минус). Сейчас можно подать протест или на оценку Трудности тела, или на оценку Трудности предмета, а можешь и на 2 оценки сразу.
Интересная деталь – протесты стоят нормальных денег: 300 дол США за первый, 500 дол США за второй и 1000 дол США за третий и далее. И тут еще одна деталь. Раньше ты подавал один протест на оба компонента трудности – и платил только 300 дол. А сейчас надо выложить 300 дол + 500 дол. Как бы дорого, но, если протест принят – ты ничего не платишь. Практически как выиграть в лотерею.
На Чемпионате мира было принято 18 протестов (оценка изменена и повышена). То есть 62% всех протестов были приняты. Беспрецедентная ситуация.
Ранее никогда не было столь высокого уровня принятых протестов. И поэтому их толком никто и не подавал. Шансы на успех были невероятно низкими. Это скорее имело такую нотку принципиальности: «Мы не согласны, мы подаем протест». В лидерах «подающих» всегда была Украина, потом эстафету перехватил Азербайджан. На нынешнем чемпионате мира протестами отметились и Беларусь, и даже Россия.
И речь не идет о повышении оценки на 0.10 или 0.20. Наталья Гаудио из Бразилии выиграла джек-пот, и ее оценка была повышена на 0.80.
В связи со столь высоким процентом, все страны стали усерднее подходить к тому, когда и на какой компонент трудности им подавать протест. Тренер стоять рядом с площадкой и записывать в блокнот значками упражнение не в состоянии, поэтому обычно это делает кто-то на трибунах или у телеэкрана. Чаще всего это несколько человек, которые быстро обсуждают оценку и выдают вердикт тренеру – подавать протест или нет, и на какой компонент.
Так как телефоны запрещены в зале соревнований, наверное, командам пришлось проходить курс невербальной коммуникации или азбуки Морзе, или тренерам выходить из зала соревнований в тренировочный, там обсуждать все детали с «помощниками» и возвращаться для подачи протеста. Времени мало – нужно сообщить устно, а подписать бумаги до того, как будет показана оценка на табло для следующей гимнастки.
Теоретически есть и другие возможные схемы, как понять, когда нужно подать протест, но лично я озвучивать свои догадки не хочу Потому что это только догадки, а не точные факты.
Всего на Чемпионате мира было продемонстрировано 745 упражнений. Общий процент измененных оценок – 2.45%. В личном первенстве процент слабоват – 1.7%, а в групповых упражнениях достиг невиданных 7.95%. То есть путем протестов процент судейских ошибок был выявлен на уровне почти 8% в групповых упражнениях! Это нереально высокий процент. А если еще учесть, сколько оценок было изменено не путем протестов (расскажу позже об этом), так вообще количество «ошибок» зашкаливает. И именно в групповых упражнениях. Всему всегда есть причина. Но стандартно в гимнастике все списывают на «мнение», а не на то, чтобы обучить судей и сделать правила такими, чтобы этот процент больше не увеличивался. Вот для меня это первоочередная задача Международной федерации.
Кстати, помню Чемпионат мира 2011 года в Монпелье, где Ирине Дерюгиной (тренер украинской команды) приходилось дефилировать через весь зал, чтобы подать протест. Это выглядело немного экстравагантно, и теперь есть специальный столик сбоку, куда подходят тренеры в случае «чего». И кстати деньгами махать запретили. Как-то странно было, что тренер идет с бумагой и деньгами сразу к главному судейскому столу прям во время соревнований. Теперь протест фиксируется, и если он отклонен, то после соревнований Международная федерация гимнастики присылает письмо счастья со счетом за поданные протесты.
К сожалению, кроме слов «протест отклонен» тренер абсолютно ничего не знает. Соответственно, почему отклонили вполне реальный протест на оценку Пограничной с булавами нам так и неизвестно. Я думаю, что для прозрачности Международной федерации было бы неплохо вместе со счетом присылать и «запись» упражнения, чтобы тренер четко понимал, что не было засчитано. Но ПОКА этого нет. Не все сразу
Честно говорю, взяла вышеуказанную статистику по количеству и процентам у практически единственного англоязычного спортивного журналиста – Gergely Marosi и страницы Rhythmic Gymnastics в Facebook.
А судьи кто? Классификация судей от Лидии Виноградной Судья по художественной гимнастике о том, кто же эти люди в темно-синих пиджаках
Итак, прошу прощения за вынужденный перерыв в моем эпистолярном творчестве – работа и подготовка к Национальному семинару для судей и экзамену забрала все свободное время.
Начнем же наконец с самого интересного вопроса. А судьи кто? Вот вы когда-нибудь задумывались над тем, кто же эти люди в темно-синих пиджаках? Откуда они взялись?
Поговорим о том, «как стать судьей».
В далеком 2004 году я тоже задавала себе этот вопрос. Мне было 16 лет, и я была пресс-атташе на чемпионате Европы 2004 года. Тогда и началась моя «карьера» судьи по художественной гимнастике.
Как правильно говорит Аня Ризатдинова – ради мечты нужно упорно работать. Ее мечта была – стать призером Олимпийских игр. У меня мечта была поскромнее – стать международным судьей по художественной гимнастике.
Наверное, начать все-таки надо с вопросами «а судьи кто?»
Среди «желающих» за последние 14 лет я видела абсолютно разных людей, но всех их можно разделить на условные группы :
Тренеры. Самая большая «когорта» судей – именно тренеры. Кажется, что все логично – ты тренируешь, а заодно и судишь, вроде как без знаний судьи для тренера никуда. Но не все так просто. Эмоционально и психологически тренеру очень тяжело быть объективным судьей. Ну реально, выступают твои гимнастки, которых ты учил элементарным шагам на полупальцах, а тут за судейских столом нужно это все забыть? Как бы кому-то не хотелось, но подобное забыть просто невозможно. Тренер за судейским столом прежде всего отстаивает свой собственный труд как тренера, взрастившего этих гимнасток. Нужно быть реалистами и понимать, что объективности в этой когорте судей не бывает.
Бывшие гимнастки. Иногда гимнастки заканчивают карьеру, но не хотят работать тренерами, им нравится работа судей. Я не уверена, на самом деле, в существовании такого без хотя бы малой доли тренерской деятельности. Но, например, одна из моих самых любимых гимнасток – Александра Пискупеску из Румынии – стала очень хорошей судьей. Не говоря уже о главе технического комитета Европейского союза гимнастики Марии Петровой из Болгарии, которая составляла грозную конкуренцию нашей Елене Витриченко и Екатерине Серебрянской в середине 90-х.
Буду нести еще просветительские отсылки в историю. Ниже, например, выступление Александры Пискупеску с лентой под живой аккомпанемент певца. И это не Гала-шоу, это именно выступление в формате соревнований Кубка мира.
Вернемся к судьям.
Следующая категория : Чиновники федерации. Допустим, ты работаешь в федерации – готовишь выезды спортсменов, оформляешь документы, ведешь переписку. И вроде тебе надо на соревнованиях быть, чтобы обустроить быт команды, а денег на тебя не дают – не положено. Ты ж просто клерк, офисный червь. Тогда и придумывают обходной путь. Стал судьей, и работаешь на 2 фронта. И тут как бы тоже говорить о полном нейтралитете смешно – зарплату то судье платит страна из кармана налогоплательщиков. Вряд ли налогоплательщики хотят оплачивать человека, который не делает ничего для своей команды в судейском поле?
Мамы спортсменок. Моя самая любимая группа. Не путать с мамами-тренерами. Мамы из этой группы – просто мамы. Очень люблю всех мам, как они переживают за своих детей, но говорить об объективности тяжело. Обычно после окончания карьеры своих гимнасток мамы-судьи бросают карьеру и уходят в туман. Но и тут есть исключение. Самое яркое – конечно же, Евангелия Трикомити из Кипра, чьи 3 дочки занимались художественной гимнастикой, а одна даже была на Олимпийских играх! Сейчас Евангелия – член Европейского союза гимнастики и уважаемый судья в мире спорта.
Мужчины. Самая непривычная когорта. Я знаю аж одного прям на самом высоком уровне, и еще одного на уровне попроще. Не знаю, зачем им это. Версию с поиском невест можно сразу отметать, за этим те, кого я знаю, не были замечены J Наверное, статус и собственная «эксклюзивность» и уникальность. На самом деле, к таким судьям очень неоднозначная ситуация. Тренеры и гимнастки с большим недоверием часто относятся к мужчинам, которые пытаются высказать свое профессиональное мнение, а если еще и судят – это вообще из ряда вон выходящее. Похоже на выражение «ты ж не рожал, что ты можешь мне сказать про воспитание детей?».
Фанатики-мазохистки. Сюда отнесем фанатов, болельщиков и т.д., которые абсолютно никак финансово не зависят от гимнастики, это просто для них хобби. Это возможность сделать что-то доброе и правильное для любимого вида спорта да и для своей родины в том числе. Но фанатикам-мазохисткам очень тяжело стать судьями. Кто их возьмет? Вот пришел ты с улицы с плакатом «хочу быть судьей?». Так не работает. Поэтому чаще всего в эту категорию переходят все люди из вышеуказанных групп.
То есть «мигрирующие». Я плавно перекочевала из группы «чиновники федерации» в «фанатики-мазохистки». Среди «мигрантов» и Юлия Атрушкевич (также судья из Украины). Она перешла из «тренеров» в «фанатики-мазохистки». Юлия, на самом деле, отличный дизайнер интерьеров, я – менеджер по развитию внешнеэкономических связей. Часто работаем с ней вне гимнастической среды, но всегда помним – что объединила нас именно гимнастика.
В заключение хочу сказать, что у меня нет точной уверенности в том, какая же группа из вышеперечисленных должна стать «плацдармом» для будущего объективного мира судейства. Но уверена, что объективно могут судить только люди, которые финансово никак не зависят от результата своей команды, это как минимум. Как максимум – которые получают зарплату у Международной федерации, и которые дорожат своим статусом и не променяют его на всякие «темные делишки». Пока международная федерация практикует подобное только на Олимпийских играх, Юношеских олимпийских играх и еще нескольких турнирах.
Я вот уверена, что нужно четко разграничить судей и тренеров. Если ты судья – то в этом олимпийском цикле (4 года) не имеешь права на официальных соревнованиях получать аккредитацию тренера, и – наоборот. Только так можно навести какой-то порядок. Уверена, что как первый шаг – это было бы неплохо.
Послесловие к Кубку Дерюгиной Небольшое резюме самого значимого турнира Украины - Кубка Дерюгиной по художественной гимнастике
Всем привет!
Новый блог уже тут как тут. К сожалению, в последнее время совсем не было времени на новый пост, так как я участвовала на Кубке Дерюгиной в новой роли, и пришлось свободное время тратить именно на проведение соревнований.
Вообще должна сказать, что на Кубке Дерюгиной, начиная с 2003 года, я была в абсолютно разных ролях – отвечала за прессу, проводила аккредитацию, организовывала соревнования, занималась растаможкой системы Longines (был тот еще квест объяснить нашим доблестным таможенникам, почему швейцарцы не расписали точное количество гаек, а просто написали в документах «ящик с инструментами»), комментировала на телевидении, судила соревнования в конце концов – но ни разу не была главным судьей. И вот в 2019 году мне выпала такая честь (на самом деле, я просто была в очень хорошем настроении, когда Ирина Ивановна Дерюгина позвонила и предложила эту должность). Интенсивная подготовка к соревнованиям ведется где-то за 2 недели до соревнований, и все организаторы буквально не спят и не едят, чтобы соревнования прошли на наивысшем уровне. Это каторжный труд людей, за который даже никто и не платит. Все делают это для родины и развития гимнастики. И дело не только в соревнованиях, а также и в подготовке Гала-концерта, за который отвечает Ириша Блохина – отобрать детей, пошить костюмы, сделать постановки, расставить музыку, свет, пригласить всех артистов, прорепетировать все номера – и все это имея 2 совсем еще маленьких детишек – просто фантастика!
Я думаю, многие не понимают, что значит слово «главный судья». Наверное, часть фанатов уверена, что это «самый главный судья из всех», и он контролирует судейство, наказывает плохих судей, раздает красные карточки и тд. На самом деле все не так. Главный судья отвечает за спортивную часть соревнований – правильность стартовых списков, наличие протоколов быстро и своевременно, вывод оценок на экран, четкую и слаженную работу судейской коллегии, жеребьевку судей и гимнасток, проведение награждения спортсменок и тд. Главный судья может вмешаться в судейство только при огромных расхождениях между судьями при оценивании Исполнения и попросить судей прийти к консенсусу. Но на наших соревнованиях подобных ситуаций не возникло. Для меня было в новинку, что за все соревнования я не выставила ни одной оценки. Обычно проводящая организация назначает главным судьей человека из своей страны, но по нормам Международной федерации гимнастики это может быть только судья с категорией не ниже второй. Мы полностью выдержали это правило, хотя и на совсем недавнем Гран-При в другой стране главным судья был человек с 3 категорией. Наверное, Международная федерация сделала исключение.
Вернемся к соревнованиям, которые чудом прошли полностью в графике, не было ни одной проблемы с музыкой, ни одной ситуации, что гимнастка перепутала вид, с которым будет выступать, или что судья не пришел в нужное время на соревнования. А сделать это для 500+ участниц соревнований было очень непросто.
Легкий намек на панику был тогда, когда начали выступать групповые упражнения в формате Гран-При. Мы работали через систему ksis (крупнейшая в гимнастике система оценивания гимнасток), и при обмене данными с сервером ksis произошел сбой (как нам объяснили, на главный сервер ksis произошла ddos атака, и в течение 15 минут полностью не функционировала система). Мы принимали оценки от судей, но не могли их вывести на экран и вывести протокол. После перезагрузки системы все вновь заработало, но эти 15-20 минут были для меня самыми сложными на соревнованиях.
В многоборье Гран-При украинская судья оценивала артистизм, который, как мы уже выяснили, никому особо не нужен, в то время, как обычно все медали решаются в оценках трудности. Конечно же, поклонникам со стороны тяжело понять оценивание трудности, так как только профессионалы могут четко разобраться в стоимостях всех элементов и сказать, что засчитывается, а что нет. И я считаю, что это самая большая проблема этих правил – зрители не всегда понимают выставленные оценки.
Несмотря на то, что мы могли в финальных соревнованиях допустить всех судей, но, чтобы никто не подрался обеспечить именно нейтральное судейство и отсутствие каких-либо претензии мы задействовали исключительно судей из стран, чьи гимнастки в финале не выступали. И тем ценнее золотые медали и оценки для наших гимнасток. Интересная ситуация была опять-таки в групповых упражнениях – при оценивании бригадой D3 у судей зависали планшеты, потому что наши гимнастки набирали более 10 баллов, и система не позволяла им вбивать столь высокую оценку. Пришлось связываться с разработчиками ksis, чтобы они дали возможность судьям выставить эту оценку.
Мы также проводили полностью жеребьевку гимнасток для стартового протокола Гран-При. Например, в Москве подобное не делали – странам просто раздали стартовые протоколы и все.
Очень приятно, что турнир наконец спустя столько лет выиграла представительница Украины. В многоборье перед последним видом, конечно, надежды было мало, так как Влада сделала приличное количество ошибок в упражнении с булавами. Хорошо, что Никольченко смогла сделать безукоризненно упражнение с лентой, и это привело ее к победе. Иначе, главный приз бы отправился в Болгарию (и это тоже было бы впервые, так как ранее Кубок Дерюгиной выигрывали представительницы исключительно Украины и России). Екатерина Селезнева также могла выиграть, но ошибка в упражнении с булавами стоила ей первого места. Вообще, многоборье получилось очень зрелищным и интересным! Хотелось бы подобных страстей на всех соревнованиях.
Для меня также примечательно, что на пьедестале в различных категориях стояли гимнастки из Украины, России, Беларуси, Болгарии, Израиля, Грузии, Италии, Канады, Венгрии, Молдовы, Швейцарии, Армении, Эстонии, ОАЭ, Литвы, Польши, Казахстана, Германии, Азербайджана, Киргизии, Египта. 21 страна! В финале Гран-При вообще выиграли 4 разные страны, чьи гимнастки просто феноменально выполнили эти упражнения. Влада была бесподобна с обручем, Катя Селезнева – просто до слез выполнила программу с мячом, Саломе зажгла с булавами, а Катрин – с лентой. На моей памяти подобное случается очень редко. Жаль, что в шаге от пьедестала останавливалась Алина Горносько, ее булавы – действительно очень сложные по работе предметом, но она допустила обидную ошибку. Конечно же, на большее настраивались и именитые итальянки.
Отдельные слова заслужила сборная команда Израиля в групповых упражнениях. Впервые эту команду я увидела год назад на Кубке Дерюгиной, и выглядели они достаточно слабо. Но их прогресс за год – это просто фантастика. После окончания соревнований они всегда остаются в зале и дорабатывают. Мне кажется, что они не уйдут, даже если выключить свет и попытаться выпроводить их из зала. Трудоспособность и фанатическое отношение тренера привели к такому отличному результату, что девочки обошли именитых итальянок!
Конечно же, главный результат для организаторов – это улыбки детей, которые могли ближе познакомиться со своими кумирами. Очень приятно, что на турнире были и именитые иностранные гости – двухкратная Олимпийская чемпионка Евгения Канаева, Олимпийская чемпионка Марина Лобач, призеры чемпионатов мира и Европы из многих стран. Очень приятно присутствие и великого тренера Веры Штельбаумс, которая привела к победам Ирину Чащину и Евгению Канаеву.
На церемонии открытия показали трогательное видео с Альбиной Николаевной Дерюгиной, все, кто знал ее близко, не смогли сдержать слез. Жаль, что впервые Альбина Николаевна не смогла лично присутствовать. Для меня этот человек всегда остается легендой, и главным учителем в моей жизни. 10 лет я работала рядом с ней, и без этого опыта, никогда бы не научилась дисциплине и не закалила свой характер.
Это все, что я хотела рассказать о Кубке Дерюгиной. Знаете, профессионал своего дела – профессионал во всем. На следующий день после окончания соревнований, когда я еле смогла оторвать голову от подушки, мне позвонила Ирина Ивановна с вопросом: «Как думаешь, что можно изменить на следующий год? Может быть нам следует приглушить свет на трибунах и более выделить основную площадку?». И я поняла, что именно в этот момент началась подготовка уже к следующему году и следующему празднику весны – Кубку Дерюгиной 2020, а заодно и к Чемпионату Европы, который также пройдет в Киеве в конце мая.
А помимо Кубка Дерюгиной мне еще много чего надо успеть вам рассказать, но об этом немного позже
Все материалы, расположенные на данном ресурсе, были взяты из открытых источников интернета.
Все права на материалы, представленные на ресурсе, принадлежат их авторам, правообладателям и издательствам.
Ни администрация сайта, ни хостинг-провайдер, ни любые другие лица не несут ответственности
за правильность, точность, законность, достоверность материалов и за их использование!!!