Художественная гимнастика, гармонично сочетая физическое и эстетическое развитие, очень привлекает девочек и их родителей. Несомненные плюсы, получаемые гимнастками в процессе тренировок, популяризируют этот вид спорта. Многоплановое гимнастическое образование оказывает заметное влияние на формирование личности. Есть у дочери талант или нет – покажет время, а пока любящие и заботливые родители стремятся максимально раскрыть способности своего чада, осознавая ответственность за его будущее. Если девочка одаренная, то куда вести ее на занятия, чтобы не упустить время и дать таланту развиваться?
Даже очень компетентный тренер не сможет сразу определить, получится ли из малышки чемпионка. Ни быстрый успешный старт, ни врожденные способности не гарантируют олимпийское золото и другие награды. Спортсменка может уверенно идти к высшему разряду и неожиданно прервать гимнастическую карьеру, или наоборот, долго демонстрируя средние показатели вдруг раскрыться, поражая окружающих.
Большая роль в становлении художницы принадлежит тренеру. Родители, понимая это, интересуются, где найти хорошего наставника для своей дочери, какую спортивную школу выбрать для занятий.
Выделим основные критерии, которые следует учесть, выбирая, где и у кого будет обучаться девочка.
Тренер
Чего ваша дочь и вы (а пока ребенок мал, преимущественно родители) хотите достичь в спортивной карьере?
Прежде чем искать тренера, нужно выяснить, к чему стремится юная спортсменка, для чего будет заниматься художественной гимнастикой. Часто цели родителей и детей отличатся. Мудрые родители понимают – насильно навязывать свои предпочтения в спорте рискованно и малоэффективно, значит, желания ребенка нужно учитывать. Но пока маленькая дочь не понимает концепцию большого спорта, можно делать любые предположения относительно ее гимнастической карьеры, и в рамках этих идей воспитывать будущую чемпионку, конечно, если нет медицинских противопоказаний. Становясь старше, девочка начинает понимать, адекватны ли ежедневные тренировки, подчас тяжелые и изнуряющие, ее целевым задачам.
У девушек преобладают такие цели: красивая фигура, осанка, походка; здоровье; популярность среди одноклассников; эстетическое удовольствие; развитие гибкости, силы, выносливости; будущая спортивная карьера; высшие ступени мастерства; награды, медали, мировая известность.
Чем более серьезные и долгосрочные цели ставит перед собой юная спортсменка, тем выше ее готовность старательно и эффективно тренироваться.
Как достичь этих целей и чем поможет тренер?
Учитывая, что личные качества и опыт тренера играют основополагающую роль в достижении спортивных результатов гимнастками, нужно обратить внимание на такие моменты:
- личный спортивный опыт тренера.
В каких соревнованиях участвовала, какие награды завоевала, у кого тренировалась.
- тренерский стаж и опыт.
Сколько лет работает тренером, в соревнованиях какого масштаба участвовали ее подопечные, их победы и дальнейшая спортивная судьба.
- прогресс в работе тренера.
Рост технического уровня гимнасток, их завоевания на протяжении нескольких лет, количество успешных учениц – все это показатели перспективного, развивающегося преподавателя.
- объективность и требовательность.
Тренер должен компетентно указывать на ошибки, стимулировать желание и решимость их исправлять, замечать успехи и вовремя хвалить. Строгость, требовательность должны соседствовать с чуткостью, добротой, пониманием.
- взаимопонимание с учениками.
Гимнастки много времени проводят с тренером, который, в каком-то смысле, заменяет маму. Нужно чувствовать каждую воспитанницу, уметь находить индивидуальный подход, демонстрировать ровное доброжелательное отношение к ученицам. Девочки должны с радостью и искренним желанием спешить тренироваться с любимым преподавателем, а не идти из-под палки.
В идеале, тренер должен обладать тем опытом, которого вы хотите достичь, а также уметь его передать. Например, если это здоровье – тренер должен быть здоров сам; если мировые и европейские чемпионаты – то должен иметь соответствующие собственные награды или воспитанниц, завоевавших призовые места.
Узнайте больше о тренере и его ученицах. Поговорите лично на интересующие темы. Прислушайтесь к мнению других заинтересованных сторон, понаблюдайте за работой инструктора, его отношением к подопечным на тренировках. Но наиболее определяющим критерием будет реакция дочки на тренера. И хоть все эти моменты субъективны, в комплексе они дадут возможность увидеть картину более целостно и принять обдуманное, выверенное решение
Не только тренер, но и спортсменка
Очень важно, чтобы родители и дети понимали равную ответственность тренера и гимнастки за развитие спортивного прогресса. Тренер всегда поможет, подскажет, научит, но без искренней самоотдачи и желания со стороны гимнастки, усилия будут тщетны. Значит, развитию факторов, зависящих от самой художницы, следует уделять повышенное внимание.
Роль тренера в развитии качеств, необходимых гимнастке для достижения главных целей.
Чтобы достичь вершин мастерства в художественной гимнастике, девушке должно быть свойственно:
- намерение побеждать, завоевывать главные медали.
- целеустремленность, настойчивость, трудоспособность.
- координация, внимательность, память, музыкальность, артистизм.
- умение в нужный момент собраться, мобилизоваться или расслабиться.
В то же время, если целями являются улучшение здоровья или получение многостороннего гармоничного развития, то требуемые качества могут быть не так ярко выражены.
В любом случае профессиональный тренер будет обращать внимание на ошибки и успехи, подбирать методики развития недостающих черт, замечать, фиксировать каждую новую ступень в развитии художницы. Учитывая, что прогнозы о вероятных перспективах гимнастки в большом спорте можно делать не ранее, чем через год занятий, наберитесь терпения и просто оказывайте всяческую поддержку.
Спортивная школа
Технические условия, способствующие достижению поставленных целей
Для выполнения учебных и тренировочных программ по художественной гимнастике необходим зал, отвечающий определенным техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и нормам:
- на соревнованиях гимнастическая площадка обычно имеет размеры 12х12 м, поэтому, наиболее подходящие размеры залов для тренировок - 24х12, 30х18, 36х18 м, а для соревнований - 42х24 м.
- для полноценных тренировок с предметами рекомендуется высокий потолок зала (не менее 10 м).
- конструкция зала, вентиляция, освещение, влажность, температурный режим должны соответствовать стандартам.
- ровные, покрытые ковром, полы.
- наличие ямы, заполненной поролоновыми обрезками, находящейся в том месте, где вероятно падение гимнасток при выполнении особо сложных упражнений.
- средства страховки гимнасток, разучивающих упражнения повышенного травматизма (лонжи с подвеской).
- встроенные в стены хореографический станок, зеркала, гимнастическая лестница, которые помогают следить за осанкой и правильно осваивать технику движений.
Где есть подходящая спортивная школа?
Выясните, где находится ближайший тренировочный зал. Насколько условия в нем согласовываются с вашими целями, какие существуют альтернативы? Хорошо, когда школа рядом с домом, ведь ежедневные посещения тренировочного зала занимают много времени, и будет жаль тратить его на дорогу.
Если тренер работает не в том зале, который вам нравится
Если так случилось, что предпочесть? У каждого будут свои аргументы и весомые обстоятельства, но следует подчеркнуть один момент. Даже в лучшей школе, без грамотного тренера ребенок мало чему сможет научиться. Но с хорошим наставником, упражняясь даже в обычных условиях, уже можно наслаждаться ощутимыми результатами.
Подводя итоги
Тем, кто живет в большом городе или столице, легче попасть в элитную школу к лучшему тренеру. А как быть детям в небольших населенных пунктах? Их занятия могут проходить в клубе, школьном спортивном зале, спортивной школе или дворце спорта с разными условиями и возможностями. Смогут ли они раскрыть свои возможности и показать, на что способны?
Большое количество специальных школ вырастили и подготовили далеко не одну олимпийскую звезду. Изначально туда берут почти всех желающих, но через какое-то время остаются самые выносливые и сильные духом, готовые к ежедневному труду и серьезной конкуренции. Ваша дочь действительно мечтает стать победительницей или это ваши грезы? Возможно стоит понизить планку ожиданий, поставив в приоритете здоровье, грацию, красоту. Ведь кроме олимпийских медалей художественная гимнастика дает подросткам полезные знания и привычки.
Поэтому для начала, если твердо решили заниматься, выбирайте наиболее подходящего тренера и зал. Дайте возможность девочке начать упражняться, развивать свои природные данные. Через некоторое время появятся первые результаты. Если гимнастка способна освоить сложные технические комбинации, она обязательно попадет в соревнования и будет замечена тренерами более серьезных школ. А значит, у нее есть шансы завоевать престижные титулы важнейших спортивных состязаний. Но если ее способности малы, не расстраивайтесь. Ведь грациозность, гибкость, изящность, осанка, походка, чувство ритма, эстетические навыки, уверенность в себе, умение держать себя в разных обстоятельствах, останутся с ней и будут опорой в дальнейшей жизни. Навыки, отшлифованные на занятиях художественной гимнастикой, никуда не исчезнут.