«Порой дети плачут и кричат, что не хотят на гимнастику, но амбиции родителей решают иначе»На только что завершившемся в испанской Гвадалахаре чемпионате Европы по художественной гимнастике в какой-то момент до сенсации оставалось ровно 90 секунд. Именно столько занимало последнее упражнение у личниц, где после трех видов лидировала не россиянка, как все уже привыкли, а представительница Белоруссии Екатерина Галкина. В результате Екатерина стала третьей, уступив сестрам Авериным, но не побеседовать со спортсменкой, впервые за много лет покусившейся на гегемонию сборной России, было нельзя.
– Бронза чемпионата Европы – это веха в карьере или «всего лишь бронза»?– Сложно сказать. Дело в том, что в момент выступления я не видела оценок соперниц и попросила тренера не сообщать мне их. То есть я не знала, что после трех предметов стала лидером. Все расклады борьбы осознала только уже после ее окончания. Естественно, медали рада. Возрос ли аппетит после этого ЧЕ? Думаю, да.
– О судействе что скажете?– Опять же, в карьере были случаи, когда меня задвигали после удовлетворенных протестов команд-соперниц, например, на ЧЕ-2015 азербайджанскую гимнастку Марину Дурунду таким образом поставили в упражнении с лентой выше меня. Так что я привыкла к специфике судейства в нашем виде спорта. Где-то твои ошибки не замечают, а где-то, наоборот, видят что-то, чего ты сама своим телом и сознанием даже не почувствовала.
– Если несправедливо поставили ниже, смогли бы вы как-то выразить несогласие? Скалдина в 1992 году на Олимпиаде отказалась на награждении пожимать руку испанке, которая стала второй, обойдя Оксану. Это вариант?– Я бы так не смогла. Максимум, что можно сделать в таком случае, - подать официальный протест на выставленную оценку. Какие-то публичные демарши - это не мое.
– Вы говорите, что не знали о лидерстве после трех видов. Но в четвертом явно осторожничали. Или это показалось?– Не показалось. Но тут дело в том, что я, даже не зная промежуточных результатов, хотела завершить многоборье чисто, без ошибок. И, конечно, имея за спиной три вида без потерь, старалась не допустить их и в четвертом. Хотя волновалась я с самого начала, нельзя сказать, что именно перед последним выходом меня затрясло. Если гимнастка все сделала чисто и заканчивает упражнение с улыбкой, это не означает, что ее не трясло перед выступлением.
– Чем запомнился этот чемпионат Европы помимо бронзы за чисто пройденное многоборье?– Много чем. С одной стороны, организация была ужасной. Про то, что на тренера сборной России Ирину Винер упала декорация, знают уже, кажется, все. Но дело в том, что еще до этого упал задник, располагавшийся как раз за пьедесталом, и хорошо что он не достал до гимнасток! Кстати, ту декорацию, что упала на Винер, затем организаторы повесили обратно, просто приклеив на двусторонний скотч, даже не закрепив как-то понадежнее.
И еще один неприятный момент. В последний день турнира после соревнований планировался банкет. Соответственно, с самого утра уже пахло едой - какой-то панировкой, хамоном, местными блюдами. Прямо в том коридоре, через который гимнастки идут на ковер. Перед каждым выходом на ковер выходила на улицу и нюхала нашатырь. В самом зале находиться было невозможно из-за того, что наложение стресса и запахов пищи было просто убойным.
– Все так плохо в Испании?– Все плохое компенсировали болельщики. Такого зрительского интереса к художественной гимнастике, как в Испании, нет больше нигде. Разве что Италия может поспорить.
– Если не брать оценки, места, а именно внутренние ощущения, вы довольны?– Да. Эта Европа стала особенной. У меня уже были медали с крупных турниров, но тут я после каждого вида поднималась с мурашками на коже, настолько удавалось хорошо реализовать все: и предмет, и тело, и эмоциональную составляющую. После соревнований ко мне подходили люди и благодарили за взрослую, женскую гимнастику.
– Что есть взрослая гимнастика?– Дело в том, что молодые девочки выполняют набор элементов. Он сложный, не спорю, но они зачастую не понимают, что делают с точки зрения целостности образа, музыки и постановки. Для этого нужно все-таки быть постарше. Нас, взрослых гимнасток, в элите осталось очень мало, можно сосчитать по пальцам одной руки. Не все выступают регулярно, иногда травмируются, не всегда получается все сделать чисто. Так что подобная гимнастика нынче редкое зрелище и для болельщиков, и для специалистов.
– Травмы. Что-то много их стало в последнее время, не находите?– Да, много. Тут комплексная проблема. Вид предъявляет несколько ненормальные требования, например, у нас предпочтительна врожденная дисплазия суставов. Но когда человек вырастает, это может приводить к самым неприятным последствиям. Плюс вид действительно трудный, без шуток. Колени, спины, стопы – все это страдает, и сильно.
– Не стоит ли, на ваш взгляд, в художественной гимнастике поднять возраст выхода из юниорок во взрослые? Это сейчас как раз обсуждают в фигурном катании.– У нас во взрослые выходят на год позже, чем в фигурном катании, не в 15, а в 16. Но вообще, думаю, вопрос резонный. Может быть, 17 лет выглядят более разумным возрастом для начала взрослой карьеры.
– Меня всегда в вашем виде отталкивали методы некоторых тренеров в работе с детьми. Это так необходимо?– Вид у нас, повторюсь, очень тяжелый, поверьте. И порой ребенок просто не хочет делать то, что нужно именно в этом возрасте, потому что затем будет уже поздно. То есть его надо как-то подтолкнуть. Это вообще сложный момент. Смотрите, я пришла в гимнастику сама, потому что в четыре года этого хотела. Возможно, это мне помогло в моменты, когда я приходила на хореографию, ложилась под станок и ничего вообще делать не желала. Было такое несколько лет назад, когда я еще была вторым номером сборной после Мелиты Станюты. Но гимнастика изначально была моим выбором, моими годами в зале, и поэтому я поднималась, вставала к станку и работала. А есть девочки, которых привели мамы. И это совсем другое, тут все хуже. Порой дети уже в 6 лет плачут и кричат, что не хотят ходить на гимнастику, но амбиции родителей, чаще мам, решают иначе. Этого я не понимаю. Но в любом случае есть в работе тренера граница, которую пересекать, на мой взгляд, недопустимо. Это физическое воздействие.
– С вами подобное случалось?– Нет, в Белоруссии другие подходы.
– За Белоруссию вообще замужняя гимнастка на Олимпиаде выступала! Как вы это все совмещать успеваете?– Да, Люба Черкашина стала третьей в Лондоне-2012 уже после похода в ЗАГС. Мне тоже необходимо забывать о зале на время. Все время сидеть там я бы не смогла, точнее, я бы сошла с ума от этого. Такие переключения позволяют сохранить эмоциональную свежесть и более качественно реализовывать себя на ковре. То есть это, наоборот, идет на пользу гимнастике. В том числе и личная жизнь.
https://zen.yandex.ru/media....0612381