«Уходить надо до того, как тебя об этом попросят»
В канун Нового года в редакцию «Вечерки» заглянула гимнастка Люба Черкашина, одна из героинь минувшей Олимпиады, участница нашей акции «Дед Мороз придет к Вам вечером!». Бронзовой медалистке Лондона пришлось выдержать часовой перекрестный «обстрел» журналистов «Вечернего Бреста», которых интересовал широкий спектр тем: от музыки к выступлениям и сценических костюмов до спонсорских контрактов и благотворительных инициатив. Призерка Олимпиады призналась, что отдает предпочтение живому общению с людьми казенным заседаниям в президиумах. И в том, что уходить надо «до того, как тебя об этом попросят». Однако прощание нашей гостьи со спортом не стоит торопить. Как сказала Черкашина, пока что состоялось ее расставание с Олимпиадами. Безусловно, речь зашла и о Бресте, ее отношениях с родным городом.
Надеемся, и с подарком мы угадали. Пуансеттия, или «рождественник», – настоящее чудо зимних праздников. Она расцветает аккурат к Новому году и Рождеству. Алый цветок пуансеттии (чем-то напоминающий рождественскую звезду) особенно в эти дни ярок, красив, элегантен и наряден. Конечно, в адрес Любы Черкашиной подобные эпитеты можно адресовать круглый год, но именно в канун Нового года Люба вот уже второй год кряду «расцветает» в интервью «Вечерке». А 23 декабря ей исполнилось 25 лет…
«Занимать чье-то место мне не нужно»
Что поменялось в твоей жизни за время после Олимпиады?
– Наступил полный хаос. Если раньше было все понятно: тренировки, соревнования, какое-то расписание, то сейчас могут позвонить в любой момент и попросить поучаствовать в каком-нибудь мероприятии. Добавилось работы в том же НОКе (Люба включена в состав исполкома Национального олимпийского комитета. – Авт.) Может, эта суета и полезна для моего будущего, но мне кажется, все случилось как-то слишком быстро и резко.
Что с будущим? Можно тренером работать, можно попробовать по-другому помогать спорту. Посмотрим.
Торжественные проводы из спорта отгремели, но ты продолжаешь выступать…
– Попрощалась, наверное, пока только с Олимпиадами. У меня был разговор с главным тренером Ириной Лепарской. Я ей сообщила, что постепенно буду уходить от профессиональной карьеры. Поняла, что выше своей головы я не прыгну. Знаю, на что способна. Думаю, это самое разумное, когда уходишь, и тебя об этом еще не просят.
Теперь выступаю больше для популяризации вида спорта. К примеру, участвовала в чемпионате итальянских клубов. Помогла своей команде выйти в серию А1. Просили меня еще на год задержаться, чтобы помогла клубу закрепиться в высшем свете. Отказала.
Твое выражение «уйти, когда тебя об этом еще не просят» касается только спорта или вообще жизни?
– (Улыбается.) В моем случае это касается только спорта. Потому что в нем я все очень хорошо понимаю и знаю свои силы.
Складывается впечатление, что руководящие роли в спортивной сфере чаще достаются людям далеким от спорта. Могла бы себя представить, к примеру, на работе в нашем облспортуправлении?
– У меня сейчас такая суета, что желание только одно – отдохнуть. Думала, что после завоевания медали у меня получится организовать себе очень длинный релакс. До сих пор об этом мечтаю.
Насчет работы в управлении… Подумайте сами: в 25 лет посадить меня, чтобы я командовала людьми? Может, когда-нибудь. И то, если будет что-то получаться и почувствую, что в этой роли смогу принести пользу своему региону. А просто занимать чье-то место – мне это абсолютно не нужно.
«У нас и так достаточно короткие юбки!»
Фигуристы после завершения карьеры продолжают выступать в коммерческих проектах. В гимнастике такого не может быть?
– Может. Все зависит от меня – смогу ли себя поддерживать в форме. В России, к примеру, проходит фестиваль Кабаевой. Наши гимнастки съездили туда и приехали с открытыми ртами от восторга. Сама Кабаева не только выступала на ковре, но и пела вместе с другими звездами эстрады.
Ты представляешь общество «Динамо». В каком звании?
– По-моему, сержант.
За медаль разве сейчас не дают офицерское звание?
– Там новый министр. При старом давали. Теперь офицерское звание спортсменам, по-моему, только за выслугу лет.
Недавно стало известно, что ты будешь рекламировать швейцарские часы RSW. Можно несколько слов об этой истории?
– Предложили, сказали, что есть такой часовой бренд. Все объяснили. Мне это показалось интересным – поэтому и согласилась. Сделали фотосессию, совместив рекламу часов и художественной гимнастики. По-моему, получилось здорово.
Любопытно, а смогла бы Люба Черкашина сняться в откровенной фотосессии?
– Вряд ли. Не вижу в этом смысла. Мы и так в достаточно коротких юбках выступаем!
«Эта Олимпиада была самой объективной»
Долгое время ты была в сборной вторым номером. В Лондон отправилась лидером команды. Как эта перемена на тебе отразилась?
– Просто еще больше ответственности стало. Когда ты второй, понимаешь, что можешь ошибиться, когда первый – понимаешь, что может ошибиться только второй. Для меня это был дополнительный стимул.
Есть какие-то особенные приемы, которые помогают снять стресс перед стартом, отвлечься, сосредоточиться?
– На Олимпиаде я попросила нашатыря. Просто никогда еще не было такого напряжения, чтобы ноги тряслись. Вроде помогло. А еще перед выходом я всегда очень сильно выдыхаю…
А в повседневной жизни тоже нашатырь при стрессах или что-нибудь другое? – К этому «другому» я очень спокойно отношусь. Да и такого уж сильного стресса у меня в повседневной жизни нет.
Не секрет, что художественная гимнастика – очень субъективный вид спорта. Это сильно чувствовалось в Лондоне?
– Эта Олимпиада была, по-моему, самой объективной. Ты ошибся – освободи место. Не было такого, чтобы тянули за уши. На третье место претендовали семь человек. И каждый выбывал из-за собственной ошибки.
После выступления ты расплакалась. Что чувствовала в тот момент?
– Даже не поверила, что прошла все четыре вида без ошибок. А потом поняла, что такого в жизни у меня больше не повторится. В голове сразу промелькнуло: «Я сделала все, что могла, и меня никто ни в чем не сможет упрекнуть». Вот и нахлынуло…
«Ух ты, новая машина висит»
Интересно, а музыку для выступлений кто тебе подбирает?
– Тренер говорит – «ищи». Ты ищешь, приносишь, и если она одобряет – все, музыка подобрана. Либо кто-то подсказывает музыку: в каком-то фильме услышал или еще где-то. Одно время вообще в магазине «Мистерия звука» пропадала. Приходила, спрашивала, прослушивала по два часа. У нас есть и человек, который занимается подбором музыки. Иногда и к нему обращаемся.
А как с костюмами?
– Перед этой Олимпиадой у меня было вообще весело, потому что купальники шились за два месяца. Это очень короткий срок. Мне с 2008 года шьет костюмы одна и та же женщина. Это она мне напомнила перед Лондоном: «Люба, мы будем что-нибудь к Олимпиаде шить или ты в старых нарядах поедешь?» Буквально за 20 минут мы придумали все 4 образа. Сейчас эти купальники многие хотят заполучить, но мне пока жалко с ними расставаться.
Муж в этом плане очень предприимчивый. Я как-то развесила два комплекта купальников. А Витя говорит: «Ух ты, новая машина висит»…
Сумма баллов 111.700, завоеванная в многоборье на Олимпиаде, еще не увековечена в чем-нибудь?
– Сестра с мужем подарили книгу ко дню рождения. Она называется «111.700». Это про мою Олимпиаду.
«Дворец гимнастики нужен и в Бресте»
После твоего успеха, думаешь, интерес к художественной гимнастике в стране вырос? Сможет этот вид спорта стать по популярности конкурентом хоккею или футболу?
– К сожалению, конкурировать с этими видами не получится. Но популярность художественной гимнастики после Олимпиады выросла. Такой наплыв желающих на запись в секции был в сентябре в Минске! Всех и взять не смогли. Сегодня у нас просто не хватает залов. Просим, чтобы построили Дворец гимнастики. Нам пообещали. Думаю, что и в Бресте мы его построим.
На следующей Олимпиаде у нас в гимнастике медаль будет?
– Тяжело сказать, но я надеюсь. В первую очередь нужно делать ставку на Мелиту Станюту. Много сейчас хороших гимнасток к нам пришло. Но пока неизвестно, кто как себя покажет.
Интересно, а сколько нужно заплатить Любе Черкашиной, чтобы она выступила за другую страну?
– Для меня денежный фактор не побуждение к действию. С другой стороны, даже мыслей таких не было. Меня не так воспитали, чтобы я меняла свою страну. Я очень рада, что выступаю за Беларусь.
Испытание медными трубами пока выдерживаешь достойно. Нет пресыщения от многочисленных встреч?
–Для меня это просто приятно. Но к своей популярности отношусь очень спокойно.
«Помогала маме распространять “Вечерку”»
Говорят, с «Вечерним Брестом» тебя связывает давняя дружба…
– Да, я когда-то помогала маме распространять вашу газету! Помню в квартире стопки газет. Семья была большая, всех нужно было кормить. Помню, приходили домой и считали, сколько экземпляров продали.
Теперь раскрывается смысл фразы, которую ты сказала год назад: «Брест у меня ассоциируется с вашей газетой».
– И это так. У нас «Вечерку» всегда читали в семье. А когда переехала в Минск, то долгое время не могла понять смысл рекламной растяжки «Вечерний Минск». Для меня это была неправильная фраза.
Люба, расскажи про благотворительные проекты, в которых ты часто участвуешь.
– Давно уже работает проект «Мечты сбываются», который организовали спортсмены. Периодически приезжаем к деткам, которые нуждаются в помощи, дарим необходимые для них вещи. Завтра (28 декабря. – Ред.) в Новополоцк едем. Там Вадим Девятовский (депутат Палаты представителей, известный легкоатлет. – Ред.) взял шефство над детским домом. Пригласил нас съездить в гости к детям-сиротам. И это абсолютно не обременительно.
Кроме гимнастики, какие-то еще виды спорта смотришь?
– Я все смотрю! Иногда даже кёрлинг. Всегда задаюсь вопросом: почему там так быстро трут швабрами? Хочется даже правила почитать.
И женский бокс смотрела бы?
– Так на Олимпиаде смотрела! Правда, только в конце узнала, что бокс был женским. А вообще, я спокойно отношусь к таким видам спорта для женщин. Я не противник этого. Ну, нравится человеку железо поднимать! Есть такое: родилась девочкой, а внутри пацанка, и ей хочется молотить кого-то. Я не осуждаю.
Все это говорит заведующая сектором в НОКе «Женщины и спорт»?
– Да! Мы еще и женский хоккей развивать будем!
А может, художественную гимнастику для… мужчин?
– А что, в Японии есть такой вид спорта! Но они делают смесь гимнастики, спортивной гимнастики и акробатики. Хотя есть один испанец, который делает чисто художественную гимнастику. Но больше балет напоминает. У нас, наверное, такое не приживется…
«Не чувствуется, что Брест – это провинция»
Брест для вас сегодня – это…
– Красота и спокойствие. Хотя я уже слабо в нем ориентируюсь – город стремительно развивается. Еду на машине по маршрутам, по которым раньше меня троллейбус возил. Иначе заблужусь. Пусть «движухи» здесь намного меньше, чем в Минске, но не чувствуется, что Брест – это провинция.
А переехать сюда жить что мешает?
– Слишком многое уже связывает со столицей. Там я состоялась как спортсменка. Но Бресту бесконечно благодарна за толчок в это мое настоящее. Будь я родом из Минска, не факт, что у меня что-то бы вообще получилось.
Цветы, многочисленные сувениры от «Вечерки» и… удостоверение «внештатника», как автору олимпийского дневника, который она вела для «ВБ» в августе, уедут вместе с Любой в столицу. А автограф на двери кабинета главного редактора – теперь документальное свидетельство: Черкашина не только читает нашу газету, но и пишет для «Вечернего Бреста».
http://vb.by/article.php?topic=6&article=18324