Ольга Буянова: мысли покинуть Иркутск не было никогда Жизненный путь заслуженного тренера России и СССР, тренера специализированной школы по художественной гимнастике в Иркутске Ольги Владимировны Буяновой полон феноменальных взлетов, интересных людей и внутренней силы, которую излучает эта прекрасная женщина. В своем интервью Irkfashion.ru она рассказала о своей жизни и любви к Иркутску. «Глагол» с большим удовольствием публикует на своих страницах ее рассказ с незначительными сокращениями.
Моя мама была учителем физкультуры, именно она привила мне любовь к спорту. Моей большой любовью с самого детства были танцы. Помню, как-то по телевизору я увидела балет «Лебединое озеро», я протанцевала два или три часа, а затем стала проситься в балетную студию. Меня привели во Дворец пионеров, где я попала к очень хорошему педагогу Валентине Михайловне Халщевниковой, которая приехала в Иркутск из знаменитой школы в Санкт-Петербурге. Я занималась у нее восемь лет – танцевала, наверное, все танцы народов мира.
В то время Дворец пионеров был разделен на две части – одна часть была танцевальная, а другая спортивная. И однажды из танцевальной части, я попала в спортивную. И увидела девочку, которая кружилась с лентой. Это было так завораживающе, что я тут же подошла к тренеру Марии Степановне Быковой и сказала, что тоже хочу заниматься художественной гимнастикой. Она спросила меня, сколько мне лет, а мне тогда было уже 15 лет. Тренер ответила, что в художественную гимнастику берут девочек с 5-6 лет. Я была очень расстроена, и предложила показать фуэте (смеется). Она спросила: «А сколько фуэте ты можешь крутить?». Я сказала: «Примерно 32». Она ответила: «Показывай». Я крутила и крутила фуэте, затем показала несколько балетных движений, и тренер сказала, что возьмет меня. Так, я стала посещать секцию художественной гимнастики.
После выпускных экзаменов моя подруга собралась ехать поступать в Омский институт физической культуры, и неожиданно я решила поехать с ней за компанию. Я прозанималась художественной гимнастикой только полтора года, а среди кандидатов на поступление были уже мастера спорта. Конечно, с первого раза я не поступила, но меня взяли кандидатом, потому что на собеседовании им понравился мой рассказ о мечте стать тренером. Спустя некоторое время меня зачислили в институт.
На третьем курсе меня едва не отчислили за прогулы – в какой-то момент я поняла, что в Омске много заслуженных тренеров, и мне нужно побывать на их тренировках. Поэтому вместо занятий я ходила в специализированные школы, где многому научилась. А потом одна из преподавателей института сказала, что я никогда не стану тренером. Тогда меня сильно задели эти слова. Теперь, спустя много лет, оказалось, что из нашего огромного курса тренерами стали только три человека, в том числе я.
Когда я закончила обучение в институте, мне очень хотелось жить где-нибудь в Москве, Омске или Новосибирске. Но Мария Степановна Быкова уговорила меня приехать в Иркутск, чтобы тренировать молодых гимнасток. Сама она уже не тренировала, а стала директором школы. Я согласилась, но только на три летних месяца. Помню, как набирала свою первую группу. Я прошла множество детских садов в поисках талантов. Мне были важны не только гибкость, растяжка и определенные параметры фигуры, но и глаза каждого ребенка, ведь в них сразу было видно гимнастка передо мной или нет.
Как-то на соревнованиях среди 80 выступавших гимнасток я увидела одну девочку. В этот момент я подумала: «Вот ребенок, который станет чемпионом мира». Очень расстроилась, что эта девочка занимается не у меня. Единственный раз в жизни у меня проявилась профессиональная зависть. Этой девочкой была Оксана Костина. А затем судьба сделала резкий поворот: тренер Любовь Дорохина уехала на Сахалин, и Оксана пришла заниматься ко мне. Она была слаба здоровьем, но у нее была замечательная способность учиться. Многие дети талантливы, но мало таких, кто может слышать своего тренера. Оксана все мои уроки впитывала как губка, и мне с ней было интересно.
Из-за частых разъездов тренерам не часто удается создать крепкую семью. Когда Оксана попала в сборную Советского Союза, мне пришлось вместе с ней ездить в Москву. Из двенадцати месяцев десять я проводила вне дома. Мой муж Анатолий тогда был талантливым тренером по плаванью. Его воспитанники попали в сборную Советского Союза, а у Анатолия выстраивалась отличная спортивная карьера. Поэтому в семье встал вопрос: как быть нашим двум сыновьям, если оба родителя в разъездах. Тогда муж решительно сказал, что сейчас важно сосредоточится на продвижении Оксаны. Он отказался от своей карьеры и стал помогать мне – мы открыли клуб по художественной гимнастике, а затем детскую специализированную школу.
Чтобы работать активно и хорошо вдали от дома, нужно знать, что у тебя надежный тыл. На выездах я всегда чувствую, что в Иркутске, в России и даже за рубежом огромное количество людей нас любят и поддерживают. Например, на Олимпиаде в Лондоне в 2012 году я особенно остро почувствовала, как сложно вести гимнастку к пьедесталу – вокруг накал страстей, соперничество, и ты постоянно находишься на виду. В такие моменты важно помнить, что у тебя есть поддержка.
И такую поддержку моим гимнасткам оказывали не только их семьи и друзья. У нас есть несколько меценатов, которые помогают нам преодолевать нелегкий путь к победе. Это Сергей Ерощенко, Костиной, Канагад Рамазанов, Борис Рожанский. Я благодарна им за то, что никто из них ни разу не просил нас, чтобы мы их пиарили. Они поддерживали нас от чистого сердца, веря в наш успех.
После Олимпиады в Лондоне я почувствовала, что я словно сосуд переполнена спортивной жизнью и впечатлениями. Так много невероятных историй произошло в моей жизни. Они наполняют меня и рвутся наружу. Это подтолкнуло к мысли написать книгу. Все началось, как мемуары. Я писала о себе, своей жизни, об Оксане. Я писала так, чтобы потом прочесть и освежить свои воспоминания. Но когда была готова первая часть книги, я не смогла ее прочесть. Только я бралась за чтение написанного, как воспоминания оживали с новой силой, как будто снова проживала их. Это очень тяжело!
Многие опытные спортивные корреспонденты, которые разбираются в художественной гимнастике и много писали обо мне, предлагали создать подобную книгу, но я отказывалась. А потом на моем жизненном пути появилась молодая девушка Ксения, которая ничего не знает о спорте. Ее искренность, ее взгляд оказались близки мне и читателю. Поэтому мы начали работать над написанием книги.
В какой-то момент мне стало любопытно, интересны ли мои воспоминания людям. Поэтому мы выставили часть материала в Интернет. И неожиданно получили три тысячи откликов и вопросов. Я поняла, что нужно писать дальше, и вот теперь мы почти подошли к концу. В этой книге описана вся моя жизнь, которую раньше я пыталась скрыть от общественности. Там о моей семье: о бабушке, у которой было 11 детей, о знакомстве с мужем, о рождении детей.
Многое мне еще хочется сделать в жизни – перечитать литературу, которую не успела, научится играть на пианино или гитаре, ездить верхом. Сидеть на месте и ничего не делать, я просто не могу.
Я четыре года работала тренером в Италии, объездила всю Европу и Америку. Я могла бы остаться жить в любой стране мира, но меня всегда тянуло обратно в Иркутск. Это какой-то необыкновенный город, который притягивает силой духа, своей неординарностью. И, конечно, Байкал. Его я познала поздно – лишь десять лет назад. Раньше на это у меня совсем не было времени, а когда я увидела всю эту красоту, была поражена. Я побывала во многих красивых местах, но ничего подобного никогда не видела. Моя первая мысль была: «Мы такие счастливые люди, что живем рядом с этим великолепным озером». Я считаю, что нет более уникального места, чем Иркутск и Байкал. Поэтому мысли покинуть этот город у меня не было никогда.