Katerinka | Дата: Пятница, 11.12.2020, 09:03 | Сообщение # 2 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 87513
Статус: Offline
| Елена Карпушенко — Художественная гимнастика 08.12.2020 Интервью: Ангелина Кривова
Елена Львовна Карпушенко – уникальный тренер по художественной гимнастике, главным качеством которой многие называют способность любить своих гимнасток. Чуткая, профессиональная, талантливая – все это Елена Львовна, и большая честь сегодня рассказать о ней со страниц La Personne!
-Расскажите, пожалуйста, как вы оказались в художественной гимнастике? -Я попала в гимнастику просто потому, что моя мама – тренер (прим.ред.: Наталья Семеновна Карпушенко, Заслуженный тренер СССР). А вот как моя мама оказалась в гимнастике – это исторически интересно, потому что тогда никто еще не занимался художественной гимнастикой, даже в институте не было такого отделения. Все тогда занимались каким-то видом спорта, и моя мама тоже. Однажды мама случайно зашла в «Крылья Советов», где уже работали Мария Вартановна и Тамара Вартановна Лисициан (прим.ред.: основоположники художественной гимнастики как вида спорта, создатели школы художественной гимнастики при спортивном обществе «Крылья Советов», Заслуженные тренеры СССР), ей стало интересно, и она осталась. Мама тренировалась у Марии Вартановны, и это, конечно, высший пилотаж! У нас дома даже был своеобразный культ Марии Вартановны. Потом мама поступила в институт физкультуры, но не сразу, потому что сначала, по желанию семьи, пошла в пищевой институт, проучившись год, поняла, что ей это не подходит и пошла в физкультурный. Так она и стала тренером. У меня, наверное, даже выбора не было. Все девочки, у которых мамы тренеры, так или иначе приходят в художественную гимнастику. Хорошо, что у меня сын, и я всегда говорю, что ему в этом плане повезло.
-И вам сразу понравилось? -Да, мне понравилось сразу, потому что я жила в этом до того, как сюда прийти, жила этим во время тренировок, и я жила этим дома. Все мои куклы в детстве были, естественно, гимнастками.
-И тренером вы стали так же? -Я очень хорошо помню момент, когда хотела поскорее закончить тренироваться и стать тренером. Сначала я, конечно, хотела стать великой гимнасткой, но потом я поняла, что этого со мной не случится, и тогда я решила, что стану великим тренером. Ведь всем же хочется кем-то стать! Как только я поступила на первый курс, я тут же побежала работать!
-Преемственность в работе тренера преодолеть практически невозможно, потому что, будучи гимнасткой, ты впитываешь все знания, которые дает тебе тренер, иногда даже неосознанно. Вы пытались в начале своего тренерского пути как-то идти против того, что было заложено вашей мамой? -С одной стороны, я очень старалась делать то, что делает мама, потому что она делала не как все. А мне, как дочери, очень хотелось, чтобы это продолжало существовать. Ведь несмотря на то, что ее гимнастки многим очень нравились, не все принимали и понимали ее подход. И вообще, когда ты делаешь не как все – это сложно, и я очень хотела поддержать ее линию гимнастики. А, с другой стороны, мне все время хотелось сделать иначе, как любому нормальному человеку, у которого есть свое «я». В итоге, мне кажется, удалось все совместить.
-Были ли у вас провалы в начале тренерской карьеры? -Что можно назвать провалом, такого не было. Мы ведь работали, не думая о высшем результате. Нам в спортивной школе, где у каждого тренера было примерно 20 девочек, было интересно соревноваться друг с другом, мы радовались, что наши спортсменки растут. Да и сильно падать было некуда, мы же соревновались на уровне школ. Сначала было обидно, когда хорошие девочки уходили в хореографическое училище, но сейчас я уже отношусь к этому философски. Иногда вкладываешь очень много сил, а по молодости скорее из-за неопытности мы вкладывали слишком много сил, а девочка либо неожиданно бросает, либо у родителей нет возможностей. Но из этого и сложился весь опыт.
-Сейчас спортивные сборы стали доступны для всех желающих, но ведь раньше была другая система… -Да, раньше на сборы тебя приглашали с определенными гимнастками, и длились они 2-3 недели. Эти сборы были очень интересными и, наверное, я на них, как тренер, научилась большему в профессии. Мы учились друг у друга, и с каждых сборов приезжали очень обогащенные, делились этими знаниями с остальными своими гимнастками и коллегами. Сейчас сборы стали именно для всех желающих, и ты не знаешь, дети какого уровня будут в них участвовать. Раньше же в них участвовали лучшие тренеры и гимнастки. И обсуждать эти изменения не имеет смысла, потому что время изменилось.
-Что вам больше всего нравится в работе тренера? -Я, кстати, никогда об этом не задумывалась… Во-первых, живое общение на работе. В первую очередь с детьми. Но и немаловажно общение внутри родного коллектива, с коллегами и друзьями из России и со всего мира. Это общение очень интересное, которое происходит 24 часа в сутки и не ограничивается тренировочным залом. Во-вторых, конечно, творческая составляющая. Когда получается что-то создать такое, что нравится еще и другим. И плюс дети, которые растут на твоих глазах. Мне кажется, что многие, кто работает с детьми, получают от этого большое удовольствие. Сначала дети становятся красивыми на площадке, потом у них появляется характер, потом они вырастают и становятся взрослыми людьми.
-Вы упомянули творчество. Скажите, пожалуйста, вы сразу начали составлять упражнения своим гимнасткам самостоятельно? -Так было принято в нашей школе. И, тем более, когда ты – молодой тренер, то можешь воплощать все свои идеи и мечты на гимнастках. В первое время процесс составления был самым интересным. Мне кажется, мы составляли своим гимнасткам то, что они сами еще не могли сделать, надо сказать, это проблема практически всех молодых тренеров.
-Как вы составляете упражнение? Отталкиваетесь от придуманных связок или от музыки? -Раньше и речи не шло о связках, изначально была музыка. Моя мама теперь говорит: «Как вы так можете жить? У вас музыка стала вторична!» И она права на 100%. Раньше первична была музыка, ты сначала слышишь ее, и на нее составляешь упражнение, потому что не было строго заданной программы. Это действительно был танец! Ты придумываешь движения, смотришь, что красиво выглядит на конкретной гимнастке, наблюдаешь за ее движениями, вплетаешь обязательные элементы – и получается упражнение. Когда же пришли новые правила, я бы их назвала математические, то постепенно они начали диктовать выбор музыки. И ты больше не можешь просто танцевать, потому что пока ты танцуешь, соперники уже набрали баллы. Теперь все больше зависит от самого предмета, от динамики и координационных возможностей девочки. Когда совпадает и то, как ты двигаешься, и как двигается гимнастка, и как звучит музыка – только в этом случае получается что-то удачное! В процессе работы бесконечно приходится менять упражнение: то оно не удается на соревнованиях, то в нем что-то не сходится, то гимнастка начинает делать его хуже. И, конечно, ужасное ощущение, когда тебе нравится чужое упражнение, а свое не нравится.
-Как вы выбираете музыку для упражнений? -Над музыкой работает тренер и профессионалы с музыкальным образованием. Мы всегда стараемся, чтобы девочки тоже помогали в выборе музыки. В художественной гимнастике с музыкой очень сложно, потому что она должна быть «гимнастической», и в то же время не сильно надоевшей. Но трудно также сделать под ту музыку, которую еще никто не понял и не признал «гимнастической». Для этого нужно быть не только очень талантливой гимнасткой, но еще и с именем.
-Какое ваше любимое упражнение? -То, которое удалось. Кстати, иногда думаешь, что какое-то упражнение самое лучшее, а потом смотришь на него через несколько лет и понимаешь, что лучше то, которое твоя гимнастка делает сейчас. Отношение к своим упражнениям меняется в зависимости от того, как гимнастка его выполняет, как оно просмотрелось на соревнованиях. Что касается не моих упражнений, то, конечно, есть несколько эталонных вещей. Есть упражнения, которые у меня всегда перед глазами! Мне очень нравятся постановки болгарских гимнасток. И, вообще, все, что делала Нешка Робева (прим.ред.: главный тренер сборной Болгарии по художественной гимнастике с 1974 по 1999 гг.) в гимнастике – очень интересно. Меня поражало исполнение и музыкальность ее гимнасток. Когда я впервые, уже во взрослом возрасте, встретилась с Марией Петровой (болгарская гимнастка, многократная чемпионка Мира и Европы), испытала практически юношеское восхищение. Безусловно, я в восторге от всех упражнений Ани Кочневой (чемпионка Мира, воспитанница Н. С. Карпушенко)! Очень красивые упражнения были и у Оксаны Костиной (чемпионка Мира, воспитанница О. В. Буяновой). На самом деле, таких упражнений очень много!
-Эталоном вашего стиля считается Яна Кудрявцева. Вы с этим согласны? -Да, согласна. Потому что мое видение гимнастки и ее природные возможности – все сошлось, и, конечно, это было бы невозможно без ее характера. Яна смогла показать все так, как это было задумано, и вовремя. Кроме того, это стало итогом одного из периодов моей работы.
-Для вас гимнастка, в первую очередь, спортсмен или человек? -Человек, однозначно. Я даже думаю, что мне это в чем-то мешает. Но это 100% так.
-Какое для вас понятие прогресса в художественной гимнастике? -Важно, чтобы этот прогресс был у каждой гимнастки. Он в нашем деле однозначно выражается в местах, но для каждой спортсменки он свой. Например, когда у Яны стало получаться, я поняла, что она уже должна быть в Новогорске. Всегда важно разобраться, какой у гимнастки уровень, чтобы не тянуть ее туда, где ее не должно быть. У каждой гимнастки своя длина и высота полета!
-В чем выражается профессионализм гимнастки? -Во всем. Тренеры редко смотрят соревнования, как зрители, мы обычно находимся за площадкой, и видим гимнасток именно на разминочном ковре. И с первого взгляда на гимнастку за площадкой я вижу, какая из них профессиональнее. В те полторы минуты, которые гимнастка выступает, конечно, каждый профессионал определит уровень гимнастки. А вот, когда ты находишься за площадкой, здесь ошибиться невозможно, ведь это изнанка. В профессионале все должно сойтись: внешние и физические данные, техника, и тренерская рука здесь играет очень важную роль, потому что только тренер может сделать гимнастку.
-Соревнования для вас – это всегда стресс? -Всегда, даже самые маленькие. С Яной были моменты, когда ты уже не понимаешь, что это стресс, потому что соревнования идут одни за другими, и, по сути, ты из этого стресса не выходишь.
-А Олимпиада как-то изменила ваше отношение к работе? -Наверное, да, изменила. И даже не столько именно Олимпиада, потому что я не помню, что там происходило, сколько весь путь, который мы прошли. И начался он, когда Яна только попала в Новогорск. Мне кажется, что я стала намного мудрее, профессиональнее.
-Внутренний голос важен для тренера? -Да, очень важен.
-А какое главное качество воспитывает спорт, наш взгляд? Мне кажется, что это умение жертвовать, ведь чтобы чего-то достичь, нужно уметь от чего-то отказаться, научиться усмирять свое эго и беспрекословно слушать тренера. -Это и умение жертвовать. И, конечно, стремление к самовыражению в определенном деле. Раньше больше ценилось, например, трудолюбие, а сейчас все несколько изменилось, и нужно уметь себя реализовывать. И тогда возникает комплекс качеств, без которых ты не можешь реализоваться. Сейчас очень много возможностей и соблазнов, которым легко поддаться. В этом плане раньше приходилось жертвовать меньшим ради гимнастики.
-Многие считают, что спорт – это постоянный конфликт. Вы согласны с этим? -Это, скорее, не конфликт, а рабочий процесс. У меня не было таких моментов, о которых можно вспоминать как о конфликтах. Мне кажется, что это наоборот – очень интересно, потому что это живая профессия и для тренера, и для спортсмена.
-Как вы отдыхаете от работы? -Только дома с семьей. Мы очень много выезжаем на соревнования, и поэтому на любые виды путешествия идет обратная реакция.
-И последний вопрос, который я задаю всем: художественная гимнастика – это спорт или искусство? -Наверное, правильнее сказать, что 50 на 50, но это так только когда ты смотришь соревнования. Для меня, как для тренера – это спорт. Я наслаждаюсь спортивным процессом!
|
|
|
|