02 июня 2011, №88(18424), Рассказова И., www.sovsport.ru
Главный тренер сборной России Ирина Винер: Пора девочек штрафовать… Нужны ли экстренные меры после Евро-2011, где безупречная Канаева совершила досадные промахи? ( Интервью)
СОБЫТИЕ ДНЯ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ. РАЗБОР ПОЛЕТОВ
То, что с трибуны «Минск-арены» мне представлялось из ряда вон выходящим, для Ирины Винер, сидевшей за столиком у кромки ковра, выглядело как… нечто предсказуемое. И подвиги белоруски Чаркашиной, в которую на Евро-2011 словно вселились 28 панфиловцев (иначе как ей удалось в ее 25 лет победить саму Евгению Канаеву?!). И поражения Канаевой, три года практически не знавшей осечек. И то, что наша Женя в Минске, оказывается, даже проиграв в мяче и в булавах, тем не менее… выиграла олимпийское золото!
ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?
— Ирина Александровна, если разобрать чемпионат Европы по поэме Маяковского, что в Минске с вашей точки зрения было хорошо, и что – плохо?
— Хорошо было то, что мы проиграли некоторые виды. Появился предмет для разговора. Если б сегодня шло все прекрасно, можно было почивать на лаврах. Но я не перестаю повторять: «Пока ты на пьедестале — ты чемпионка. Лишь только с него сходишь – ты никто и звать тебя никак». В командном турнире Канаева, Кондакова, Дмитриева выиграли с огромным отрывом первое место и выступали неплохо. А на второй день произошли тяжелые срывы. Но я подсчитала все результаты в отдельных видах, держа в голове многоборье. И могу сказать, что Канаева золотую олимпийскую медаль в Минске… все равно выиграла! Ее отрыв от других гимнасток в среднем по полтора балла дает возможность компенсировать шестую позицию в булавах.
— Интересные подсчеты. Кондакова тоже выиграла что-то «олимпийское»?
— Третью медаль. Только третью. Белоруска Чаркашина вторая…
— Вас не удивило то, что сотворила Чаркашина?
— Нет. Я всегда говорю: «Художественная гимнастика – вид спорта, который предполагает долгую жизнь». Чаркашина, которой 25 лет, которая вышла замуж почти два года назад, блестяще выступала и оказалась единственной, кто в многоборье на второй день оказался без видимых потерь. У нее не было падения предметов. Она прошла два вида блестяще, остальные прилично. И главное, у нее не было обвалов.
— То есть теперь возрастных гимнасток станет больше? И можно, как Чаркашина, продолжать выступать и при этом быть замужем, жить полноценной жизнью…
— Да! А то говорят, что в художественной гимнастике можно оставаться до 20, до 21 года, а потом надо заканчивать. Бред!.. Гараевой 24 года, Чаркашиной — 25… Все зависит от гимнастки, от ее здоровья, как она сумеет себя держать и содержать. Свое тело и свой дух.
«БОГАТЫЕ ТОЖЕ ПЛАЧУТ»
— Если вернуться к Жене Канаевой и ее поражениям в Минске… У вас было предчувствие, что такое возможно?
— У меня было ощущение, что должны быть проблемы. Потому что богатые тоже плачут. У нас очень богатая страна, с прекрасными гимнастками, но звезды иногда смотрят вниз. Гимнастки порой ведут себя не совсем правильно на тренировках. У нас есть притча о грязных хвостах. И я буду с ними разбираться. Эти хвосты не дают возможности подняться на ключевые высоты.
— «Грязные хвосты» — слишком абстрактно. О чем все-таки речь?
— О дисциплине в первую очередь: «Когда открывается рот, закрывается результат». Мы можем быть в жизни друзья, подруги, дети, родители с гимнастками. В зале должны быть отношения «солдат — офицер».
— А у вас не такие отношения?
— Нет! У нас и в зале существуют добрые отношения, дружеские. Например, с Женей Канаевой. Она уже взрослая гимнастка, мы прислушиваемся к ее мнению. Но, допустим, Дарья Дмитриева, после того как Женя потеряла мяч, имела шанс. У нее прекрасное упражнение с мячом. Но не выполнила указания тренера и мое. Ей было сказано: «Даша, надежда на тебя. Не рискуй сейчас ни в коем случае». Но она не послушалась, сделала свое. Хотя на кону стоял престиж страны и ее собственный. Так вот они иногда поступают. Сейчас очень хорошие гонорары…
— Хорошие?
— А вы как думали? По сравнению с тем, как это было у Кабаевой, у Сесиной, у Капрановой, – приблизительно в четыре раза больше. В четыре! Иногда они думают, что это счастливый билет, который они вытащили навсегда. Но мне бы хотелось, чтобы зарплата, получаемая гимнасткой, была адекватна результатам, которые она показывает на сегодня. Если гимнастка не выполняет какие-то требования по питанию, режиму дня, дисциплине на тренировках — мы должны вводить штрафные санкции. Пусть штрафы отчисляются на благотворительные цели. Скажем, для маленьких детей, не имеющих возможности выехать на турнир за счет родителей.
— Почему же вы не штрафуете, а говорите об этом гипотетически?
— Чисто гипотетически! По закону мы ничего сделать не можем, кроме того, что можем не подать табель на гимнастку. Она не получит зарплату, только ее деньги уйдут обратно в фонд государства.
«НА ОЛИМПИАДУ ХОЧЕШЬ?»
— Не понимаю. О Жене Канаевой только и слышно, что она перфекционистка, переживает больше всех. И ее поражения в Минске – стечение обстоятельств.
— Я в стечение обстоятельств не верю. Это вторая серьезная заявка. Первая была в Портимау, на этапе Кубка мира. Женя не попала вообще в два финала в начале мая. И выиграла у нее Кондакова. На другом этапе Кубка мира в Париже она выступила блестяще, выиграла все четыре финала. А сейчас опять какое-то напоминание. Значит, вновь что-то нужно продумать. Я почти уверена, что она внутренне поймет, где были недочеты, недоразумения. И все будет у нее в порядке. На самом деле Женя — лучшая по работоспособности из тех, кого я знаю на сегодняшний день.
— А Кондакова?
— После ее плача, о котором написал «Советский спорт» и о котором знают теперь все, она, совершенно разбитая, выходила на упражнения с булавами. И я просто подошла к ней и сказала: «На Олимпиаду хочешь?». Прямо перед выходом. Она на меня посмотрела большими глазами. Я говорю: «Вот иди и тренируй Олимпиаду». Она вышла и здорово сделала булавы, получила высокую оценку. И вот таким вот образом я ее с божьей помощью – мне пришла такая мысль про Олимпиаду — и подняла. А то она выходила в совершенно разобранном состоянии после этих слез. Маленьким детям, выступавшим в Минске в групповом упражнении, я перед выходом сказала другое: «Хотите петь Гимн России?». Вот вышли и выиграли золото.
— До сих пор в истории не было двукратной олимпийской чемпионки… Канаева может ею стать?
— Индивидуально не было. В групповых упражнениях были. До сих пор лучшей была Кабаева, у нее золото и бронза. Тяжело держаться на первом месте четыре года. Очень. Алина смогла выдержать эту нагрузку. В первый раз не смогла. Она так же, как Канаева, выигрывала все-все-все. А Олимпиаду проиграла. Во второй раз она уже после всех проблем смогла собраться и стать олимпийской чемпионкой. Впрочем, если б не она, то Чащина бы стала. Ведь в Афинах серебряная медаль была у Ирины Чащиной.
— Но у нее там тоже лента завязалась. Как у Кондаковой в Минске. В Афинах из-за духоты кондиционеры включили…
— О чем вы говорите… Никакие кондиционеры никого не интересуют! Это полная отмазка. У меня в Хорватии с двух сторон открываются стены в зале и врывается морской ветер. И на этом ветру гимнастки делают ленту. Если идет сильный бросок, нормальный, то лента никогда не изменяет траектории своего полета.
— Какие еще штуки применяете, кроме раздвигающихся стен?
— Много чего! Вот сейчас хочу пригласить ведущего болгарского тренера, выигравшую 350 медалей для своей страны. Это Нешка Робева. Она выступала со своим клубом на фестивале у моей Алиночки (Кабаевой. – Прим. ред.). Я ее там встретила, мы обменялись телефонами. Я ее пригласила поработать в России, она дала согласие. А ведь это — наша вечная конкурентка! Если у меня все получится, это будет бомба.