Рио-2016: Бронзовая самба Ризатдиновой Украинская прима весьма уверенно оставила за спиной основных конкуренток и заслуженно поднялась на олимпийский пьедестал. Олимпийский турнир по художественной гимнастике никаких неожиданностей не преподнес, за тем лишь исключением, что из первых двух мест, априори «забронированных» за представительницами России, золото в итоге досталось не Яне Кудрявцевой, а Маргарите Мамун.
Бронза же не менее однозначно заранее предписывалась нашей Анне Ризатдиновой, и изменить этот давно уже сформированный, так сказать, стратегический расклад не смогли никто и ничто.
Хотя определенные предпосылки для этого все же были. В квалификации обе россиянки чудили настолько жестоко, что, будь это не художественная гимнастика, а, к примеру, спортивная, о пьедестале они могли бы даже не мечтать. Ведь Кудрявцева откровенно «завалила» три вида программы из четырех, постоянно, так сказать, недокручивая, недопрыгивая и недорискуя, а Мамун в упражнении с булавами допустила серьезнейшую ошибку, выйдя за пределы ковра.
Но у арбитров на этот счет давно уже сформировалось особое отношение, которое позволяет им снижать россиянкам оценки ровно настолько, чтобы они все равно оставались впереди всех остальных. Так было на протяжении всего предолимпийского цикла, и если кто ожидал, что на Играх в Рио-де-Жанейро это правило не сработает, то напрасно. И совершенно неважно, как при этом выступали самобытные Ен Джи Сон из Кореи или Саломе Пажава из Грузии, впечатляюще выразительные Мелитина Станюта из Белоруссии или наша Анна Ризатдинова…
Впрочем, в квалификации на судейскую фривольность еще можно было закрыть глаза, поскольку в финале в любом случае все пришлось начинать, так сказать, с нуля, а всем вышеуказанным спортсменкам участие в нем изначально было запрограммировано. Правда, Пажава там не выступила, но причиной тому стала полученная ее в отборочном турнире травма. Но когда пошли решающие соревнования, а оценки россиянок и всех остальных продолжили разниться в фантастических пропорциях, интерес к происходящему на ковре сильно подупал. Ведь, образно говоря, и в Рио воз остался на своем месте…
В принципе, за завоевание Ризатдиновой хотя бы бронзовой медали тоже можно было особо не волноваться уже после двух раундов многоборья. Ведь Сон Ен Чжэ, несмотря на присутствие в своих композициях интересных технических сложностей, совершенно не справлялась с поворотами и прыжками, которые получались у нее непозволительно тяжелыми и незавершенными. Что же касается Станюты, то, шокированная необъяснимо низкими, с ее точки зрения, баллами за свою работу на ковре (и, признаться, таки было отчего), она сломалась психологически. В результате, натворив в композиции с булавами столько ошибок, что хватило бы даже на сезон вперед, белоруска пропустила вперед кореянку и стала только пятой.
Соответственно, с учетом вышесказанного, украинке требовалось всего лишь отработать свой соревновательный марафон без грубых помарок. Но легко сказать - «всего лишь»! Ведь, как ни крути, как раз на такой случай арбитры и поддерживали интригу, поэтому Сон Ен Чжэ постоянно, выражаясь велосипедной терминологией, сидела у Ризатдиновой на колесе. Естественно, Анне пришлось выдержать колоссальное психологическое напряжение, буквально заставляя себя максимально отрешаться от осознания как собственных оценок, так и оценок всех своих соперниц. В том числе и россиянок.
Справедливости ради, стоит отметить, что Мамун едва ли впервые в своей карьере экзамен абсолютного первенства на крупнейших стартах выдержала на «отлично». Да, в ее композициях действительно хватало и технических сложностей, и рисков, и эмоционального шарма. А еще - столь недостающего ей ранее морального настроя на победу. В былом ее неизменно преследовала неуверенность в собственных силах, что фактически постоянно сопровождалось ошибками, вследствие которых гимнастка оказывалась за спиной Кудрявцевой, волнения, казалось, вообще не ведавшей. Однако в Рио спортсменки словно поменялись местами и, соответственно, ролями.
Теперь уже достаточно «разобранной», в целом, Яне судьи рисовали искусственные «девятнадцатки с лишним», в то время как Маргарита реально отрабатывала их на совесть. Но когда Кудрявцева допустила грубую потерю булавы, представители Фемиды жалеть ее не стали и безжалостно сдвинули на вторую позицию. Естественно, не ниже, поскольку в запланированный «сценарий» соревнований это никак не вписывалось. Поэтому в итоге золото и серебро все равно досталось представительницам России, хотя и, повторюсь, в ином сочетании, нежели прогнозировалось изначально.
Ризатдиновой же, несмотря на совершенно чистое выполнение всех композиций, арбитры упрямо удерживали минимум полбалла, хотя и ее основных конкуренток в борьбе за бронзовую награду, как уже указывал выше, не жаловали. В итоге к заключительному виду программы - ленте - украинка подошла в ситуации, когда все зависело только от нее самой. Отработала безошибочно - добро пожаловать на пьедестал! Начудила - не обессудь, бронза однозначно впервые в истории отправилась бы в Южную Корею. Испытание предстояло серьезнейшее, поскольку ранее в нынешнем сезоне Анна с этим предметом особо не ладила, нередко умудряясь завязывать в нем узелки и, соответственно, терять время на устранение этой проблемы. Однако в данном случае, когда решалась судьба кропотливейшей работы на протяжении всего предолимпийского четырехлетия, со множеством медалей, но и не меньшим количеством, так сказать, набитых шишек, Ризатдинова предстала в совершенно шикарном образе. И ее ювелирно исполненная композиция, сопровождаемая задорным сверканием костюма в тонах бразильского флага и музыкой в стиле самбы, заворожила всех без исключения.
Поэтому когда эта самая самба вдруг стихла, символизируя окончание безупречно выполненного шедевра, трибуны еще какое-то мгновение заворожено молчали. И лишь затем наградили нашу спортсменку шквалом аплодисментов, которые еще более усилились после того, как табло высветило совершенно несуразную в степени своей абсурдности оценку, но в любом случае гарантирующую украинской приме столь желаемое восхождение на олимпийский пьедестал. Вот так самба стала для нашей славной гимнастки по-настоящему бронзовой…
- Безусловно, давил груз огромной ответственности, - призналась Анна Ризатдинова украинским журналистам, работающим непосредственно в Рио-де-Жанейро, постоянно чередуя очаровательную улыбку с вытиранием слез. - После Олимпиады в Лондоне, когда началось новое четырехлетие, готовясь к новым Играм, как первый номер команды, я понимала, что должна получить медаль. Просто обязана! И я сделала для этого максимум. Отдала все, что можно - и время, и силы, и эмоции...
Огромное спасибо всей команде, всей нашей стране, которая за меня болела! Я чувствовала, что Украина была со мной до финального мгновения заключительного упражнения. Когда выходила на последний вид - упражнение с лентой, понимала, что в принципе могу быть третьей. Но у нас такой коварный вид спорта, если бы я допустила хоть одну ошибку - «бронзы» бы не было. Однако как-то собралась, доверилась Богу, сделала свою работу и, слава Всевышнему, что получилось!
Вообще, я очень счастлива, что эта Олимпиада прошла в Бразилии. Потому что наш вид спорта связан с музыкой и танцами. Это то, что любят в Бразилии. Тут люди, как никто другой, чувствуют ритм. Я попыталась специально для Рио подготовить яркую запоминающуюся программу. Получилось. И местные болельщики меня сегодня потрясающе поддерживали. Особенно поразила их реакция после выполнения композиции с лентой. Хотя… Год назад мы специально приезжали на турнир в бразильский город Витория, чтобы почувствовать климат, посмотреть, как ведут себя предметы. И там мы брали уроки самбы у местного тренера. Где-то часа три танцевали, разучивали движения, а по приезду домой поставили ленту с элементами самбы. Как видите, это сработало!
Сергей ДАЦЕНКО,
Спорт-Экспресс в Украине