Автор: Елена Соболь
Те, кто хоть немного знают про художественную гимнастику, обязательно ассоциируют вид спорта с его лидером - Ириной Винер-Усмановой, главным тренером сборной России и президентом Всероссийской федерации художественной гимнастики. 30 июля великий тренер, герой труда и кавалер Cеребряного олимпийского ордена отмечает свой день рождения.
Те, кто хоть немного знают про художественную гимнастику, обязательно ассоциируют вид спорта с его лидером - Ириной Винер-Усмановой, главным тренером сборной России и президентом Всероссийской федерации художественной гимнастики. 30 июля великий тренер, герой труда и кавалер Cеребряного олимпийского ордена отмечает свой день рождения.
В интервью корреспонденту "Р-Спорт" Елене Соболь Ирина Александровна рассказала о том, как стала тренером, о самом большом своем достижении, а также о том, каким видит будущее художественной гимнастики и где находит силы, которые много лет беззаветно отдает своим гимнасткам.
- Ирина Александровна, расскажите, пожалуйста, немного о вашем детстве. Как вы пришли в художественную гимнастику?
- Я родилась в Самарканде, мои родители приехали туда во время войны и не вернулись в стольную Украину. Вернулся с войны мой папа, он был в армии солдатом, был ранен. Тогда они и познакомились с мамой. Когда я родилась, мы переехали в Ташкент. Я подросла и пошла заниматься балетом.
На балете мне поручили партию на городской елке, я танцевала в спектакле танец пантеры. В нем нужно было делать какие-то акробатические элементы. Я пошла в школу, в спортивную секцию, которая тогда как раз открылась, называлась "художественная гимнастика". Думала, что там я научусь делать акробатику, а потом уйду. Но получилось наоборот - я ушла из балета и начала заниматься художественной гимнастикой. Это начало.
- Ваш отец, Александр Ефимович, был художником, рисовал прекрасные картины. Не передалось ли вам это? Наверное, он привил вам любовь к искусству?
- Это моя мама, Зоя Зиновьевна, привила, хоть она и врач, но она всегда была в драматических кружках, она всегда танцевала. Но в семье решили, что она должна была стать врачом. А у папы это от Бога. Конечно, это не передалось, я рисовать не умею. Поэтому в школе он все рисовал за меня, я училась на отлично. А сейчас рисую я живыми девушками в спорте, который называется художественная гимнастика. Вот это вот мои рисунки, мои картины.
- Вы хотели стать актрисой в детстве…
- Каждая девочка хочет стать актрисой, это не ново. Но я не стала. Поступила в училище хореографическое, пришло письмо, но мне его не показали. А что касается ВГИКа, куда я тоже хотела поступить, туда не было набора в тот год, когда я закончила школу. И решили, что надо в медицинский институт идти. У меня была медаль в школе, мне нужно было сдавать только один экзамен - химию, но я сдала его на "четыре". Это означало, что надо было сдавать еще четыре. Потом уехала на соревнования, - на четыре экзамена у меня времени не было, - и в итоге поступила в институт физкультуры. Решила, что можно быть кандидатом наук.
Набрала группу детей, на которой можно было ставить какие-то эксперименты, писать диссертацию. Но потом я поняла, что диссертацию писать не стоит, лучше практика, лучше дети, которые не теоретически, а практически показывают красоту и силу. Вот так я и стала тренером.
- В 1992-м году вы приняли решение переехать в Москву.
- В Москву я переехала только по одной причине: потому что было понятно, что Узбекистан станет Азией, а Москва останется Европой. А в Азии очень слабая в то время была художественная гимнастика, на три головы ниже европейской. И, исходя из этого, решила, что нужно ехать в Москву. Так же, как и мой муж, тогда еще молодой парень, он тоже решил ехать в столицу, где перспектив больше. Тогда это был для него спорный вопрос, но для меня - однозначный.
И мы переехали в Москву. Я сначала работала в МГФСО, а потом уже, пройдя через тернии, стала главным тренером сборной команды России. Очень сложный путь был к этому. Искусство настоящее и прогресс мало кого интересовали, было тяжелое время. Всех интересовала барщина и оброк - ведро яиц, мешок картошки. Откуда-то с периферии везли тогда руководителям федерации. Прошла нелегкий путь становления, пока это все не стало тем, чем теперь является.
- Много талантливых девочек было тогда?
- Еще до этого меня пригласили, а спорткомитет СССР командировал работать в Великобританию. Я там проработала с перерывами года три, вывела максимум - двух от страны - гимнасток на Олимпийские игры. И поняла, что и в России, и в Великобритании, как и в любой другой стране, есть очень талантливые дети. Но должны быть и талантливые тренеры - знающие воспитатели, любящие детей.
Так я прошла и это - сначала поработала в Великобритании, и потом уже была сборная России. И везде я встречала очень талантливых детей. С одной стороны, детей, которые хотели, с другой, которые могли пожертвовать чем-то ради основного удовольствия - занятий художественной гимнастикой.
- Что в вашей тренерской карьере вы расцениваете как самый большой успех?
- Я расцениваю как самый большой успех тот подарок, что я люблю детей, вижу то, что не видят другие, и понимаю то, что другим пока, к сожалению, не видно. Это мое большое счастье. Это очень сложная вещь, потому что, светя другим, сама сгораешь.
Я очень много расходую энергии, эмоций, прежде чем получить то, что хочется, чтобы это был образ, чтобы это была музыка, воплощенная в движении. А это нелегко.
- Наверное, несколько лет назад стало большой подмогой, что Новогорск стал настоящим домом для художественной гимнастики.
- База в Новогорске сама по себе была еще при Советском Союзе, а потом, к сожалению, стала разваливаться. Она должна была быть приватизирована, но... Мы там и тогда тренировались.
А потом уже, конечно, все стало на свои места, благодаря президенту Владимиру Владимировичу Путину. Новогорск превратился в великолепную базу со всем необходимым оборудованием, с великолепным восстановительным центром. Раньше это тоже было, но намного хуже.
Олимпийская деревня "Новогорск" еще не начала работать, мы ждем, что в течение этого года она откроется. И что там маленькие дети смогут находиться рядом со взрослыми. Потому что находиться в Новогорске очень дорого, в олимпийской деревне "Новогорск" это будет намного дешевле и доступнее.
- Вы постоянно внедряете новшества - и лучшее медицинское оборудование, и специалисты по тайскому массажу, и уникальные методики тренировок. Что самое интересное удалось внедрить за последние несколько лет?
- Один тренер, даже самый талантливый и самый выносливый, не сделает ничего в одиночку. Обязательно должны быть сопутствующие вещи, которые помогают талантливой гимнастке и талантливому тренеру стать чемпионами. Это и хореографы хорошие, профессиональные медики, должно быть современное оборудование. Костюмы, которые смогут отобразить музыкальное произведение. Все должно быть как один кулак, и тогда этот кулак сможет двинуть. А если одного пальца не хватает, это уже не кулак.
Поэтому и тайский массаж нужен, и хорошие врачи. Спортивные врачи высокой категории - это самая большая проблема России. Их в стране почти нет, их единицы. К сожалению, нам многие годы не везло, у нас в команде часто случались травмы, потому что профилактики не было. Кто-то ломал ногу или тянул. Почему это случалось? Плохая профилактика.
Сейчас мы пригласили специального физиотерапевта из Израиля, который работает с командой. У каждой гимнастки есть целая система упражнений, предупреждающая травмы - переломы, растяжения. И мы сейчас таким образом и работаем.
Нам очень здорово помогает ФМБА, представляют по возможности аппаратуру современную. В Новогорске есть великолепные восстановительные процедуры. К сожалению, в спорте бывает и такое - покупаем хорошие аппараты, а врачи понятия не имеют, как ими пользоваться, и не хотят учиться, пользуются таблетками. Это все время приходится менять, искать людей.
- Вы ставите девчонкам программы. Где находите так много идей для творчества, что вас вдохновляет?
- У каждого свое. Писатель пишет - где он вдохновение берет? Не знаю. Композитор пишет музыку - где он берет? Не знаю! Гениальный врач делает уникальную операцию - как он это делает? Не знаю.
И я не знаю, наверное, это какая-то генетика - с одной стороны мама, с другой - папа, с третьей – дедушка, музыкант. Но я очень понимаю и чувствую эту музыку, объясняю детям. Очень сложно это все, надо сначала самой войти в этот образ, потом постараться объяснить это все. Это забирает очень много жизненной силы.
- Какой вы видите гимнастику в ближайшем будущем?
- В будущем вижу художественную гимнастику очень артистичной. Был у нас спектакль, посвященный 80-летию художественной гимнастики в Мариинском театре, где мы показали всю красоту нашего вида спорта. Там работали великолепные хореографы. Все были приятно удивлены и счастливы, что на сцене Мариинского театра так красиво прозвучала художественная гимнастика.
Я считаю, что каждое упражнение должно быть спектаклем. Спектакль должны смотреть от первого до последнего движения с замиранием сердца. Это первое. Купальники продумываются очень серьезно, шьется не один экземпляр образцов, из которых мы выбираем лучший. И уже потом обшивают всю команду. Так на Олимпийских играх, и так сейчас мы стараемся это продолжать. Что касается макияжа, у нас есть профессиональные визажисты, которые показывают девочкам, как себя к каждому упражнению преподнести.
Что касается тренировочных залов, конечно, нам очень их не хватает. У нас в Новогорске только четыре площадки, а нам обещали шесть. В Санкт-Петербурге, Пензе, Казани по шесть площадок, а у сборной команды России четыре, потому что две забрали под батут. Я очень прошу, чтобы нам все это сделали, но пока - нет. Конечно, мало, потому что и молодежная сборная работает, и взрослая сборная. И всем нужно быть вместе.
- Вы так много отдаете девочкам - энергию, любовь. Как вы пополняетесь, что помогает вам восстанавливать эту энергию?
- Иногда летом, когда есть возможность, я еду на море. Но это бывает нечасто и недолго, поэтому я прилично себя "трачу". Иногда наступает такое время, когда если не остановиться, если все не оставить на некоторое время и не исчезнуть, то можно, конечно, сгореть. А детей еще очень много, которым нужно внимание. Поэтому я стараюсь все-таки работать.
Иногда это происходит по видео, вижу, что происходит в другом городе или другой стране. Даю им рекомендации, ценные указания, подсказываю ошибки. Провожу полноценную тренировку.
На Европейские игры я полностью готовила и вела детей по монитору. Сейчас идут сборы в Хорватии, я тоже работаю с монитором. К счастью, это очень даже здорово, потому что я вижу много таких деталей, которые при контакте не видны, а издалека сразу целая картина. Получается найти хорошее в плохом.
Очень много нам помогает Олимпийский комитет и министерство спорта, наши спонсоры. У нас есть люди, которые любят и понимают художественную гимнастику, они знают, что это наши будущие мамы, жёны, на которых стоит земля Русская.
sportstories.rsport.ru |