venturelli.com art-blesk.com Chacott for professionals Реклама на сайте
Художественная гимнастика для Вас
Главная | Форум | Поддержать сайт | Регистрация | Вход
Среда, 07.12.2016, 21:18
Приветствую Вас Гость | RSS
rsg-shop.com allfordance.com
Меню сайта
Интернет-магазин
moskva.danceplus.ru
Поиск
Категории раздела
О художественной гимнастике [56]
Публикации в прессе [8]
Психология в спорте [11]
Наши дети и спорт [8]
О хореографии [7]
Наши кумиры [87]
О здоровье [11]
Тренеры [43]
Литература [55]
Эстетическая гимнастика [6]
Мужская ритмическая гимнастика [3]
Календари
Новости на сайтах
Sport.ua
buksport.cv.ua
Мини-чат
Наш опрос
Какое отношение вы имеете к художественной гимнастике?
1. Я профессиональный спортсмен
2. Другое
3. Я тренер
4. Я люблю гимнастику, смотрю соревнование по телевизору и.т.д, но сам гимнастикой не занимаюсь
5. Я спортсмен-любитель
6. Я занимаюсь чем-то другим, а гимнастика мне нужна для общего развития
Всего ответов: 1911
Друзья сайта
Motus Media
RSG - shop
Литература
Видео и музыка
Ссылки
  • Федерация художественной гимнастики Республики Коми
  • Стразы Preciosa с доставкой по России и миру
  • Школа художественной гимнастики "Грация-М"
  • Федерация художественной гимнастики Таганрога
  • SC Grand - спортивный клуб художественной гимнастики г.Москва
  • Школа гимнастики и танца Victoria’s Gym (Санкт-Петербург)
  • СК Комета - занятия художественной гимнастикой в Щелково, Королев, Звездный Городок, Ивантеевка
  • Спортивная школа художественной гимнстики «Жемчужина» в г. Краснодар
  • Indigo sport - Спортивный клуб художественной гимнастики для детей в Санкт-Петербурге
  • Спортивный центр художественной гимнастики "Калинка" (Москва)
  • Помощь сайту


    Статистика
    free counters

    Онлайн всего: 66
    Гостей: 64
    Пользователей: 2
    olya_rg
    Главная » Статьи » Литература

    Эльвира Аверкович, Леонид Вариченко. Диалоги о художественной гимнастике. Часть I. Отрывок 1

    Эльвира Аверкович, Леонид Вариченко
    Диалоги о художественной гимнастике
    Разных чувств движеньем выраженье


    Аверкович Э.П., Вариченко Л.Л.
    Диалоги о художественной гимнастике. Осмысление эволюции популярного вида спорта в форме воспоминаний.

    Судьбы людей в спорте, как и в искусстве, зависят не только от самих людей, но в большей мере от тех, кто их окружает. Понимать, поддерживать и помнить или же отказать в этом - право современников.
    Более сорока лет у руководства художественной гимнастики России стояла Татьяна Григорьевна Вавич, а сменила ее на этом посту Эльвира Петровна Аверкович - одна из первых Чемпионок мира. Эта книга напоминает любителям спортивной эстетики, что российская художественная гимнастика имеет долгую историю и своих главных действующих лиц.


    Цена книги без стоимости пересылки: 200 р.
    По вопросам приобретения данной книги, Вы можете обращаться по
            телефонам: 8-499-193-22-30, 8-916-223-14-21, 8-916-223-13-74
            или e-mail: leon571@mail.ru

    Сайт Леонид Леонидовича Вариченко: www.leon-de-vo.narod.ru

    I

    «Мы звездами были когда-то,
    И в космосе жили своем...»
    Леон Де Во

    Аверкович Э.П. (А.)   В 1962 году я переехала в Москву, поскольку вышла замуж за Николая Васильевича Аверкович, и через некоторое время получила приглашение от Татьяны Григорьевны Вавич принять участие в тренировках сборной команды России.


    Вавич Татьяна Григорьевна
    1922-2004 г.г.
    Родилась в г. Архангельске.
    В 1947 г. окончила Государственный Центральный институт физической культуры им. И.В.Сталина в г. Москве.
    Гимнастка, преподаватель физической культуры.
    С 1951 г. - Начальник отдела гимнастики Комитета физической культуры и спорта РСФСР.
    С 1953 г. - Государственный тренер по гимнастике РСФСР.
    С 1965 г. - Старший тренер РСФСР по спортивной и художественной гимнастике и спортивной акробатике.
    1967 г. - Заслуженный тренер РСФСР.
    1970 г. - Судья международной категории.
    1977 г. - Заслуженный работник культуры РСФСР.
    С 1980 г. - Тренер сборной команды по художественной гимнастике СССР по РСФСР.
    1982 г. - Почетный Знак Совета министров СССР «За заслуги в развитии физической культуры и спорта».
    С 1989 г. - Тренер-консультант Всероссийской федерации художественной гимнастики.
    С 1992 г. - Ответственный секретарь Всероссийской федерации художественной гимнастики.
    1997 г. - Благодарность Правительства Москвы «В ознаменование ствснной гимнастики»
    2000 г. - Благодарность Президента Путина за высокие результаты России на Олимпийских играх в Сиднее.
    2001 - 2004 г.г. - член президиума Всероссийской федерации художественной гимнастики.

    А.   Тренировалась я в России под руководством Зинаиды Григорьевны Тучкиной на базе Московского областного педагогического института им. Н.К.Крупской.


    Тучкина Зинаида Григорьевна
    Родилась в 1926 году в г. Краснодаре.
    Гимнастка, тренер, педагог.
    Участник Великой Отечественной войны.
    1951 - 1983 гг. - доцент кафедры гимнастики МОПИ.
    1960 - 1985 г.г. - председатель федерации художественной гимнастики РСФСР.
    Заслуженный тренер России.
    С 1985 г. по настоящее время - Почетный президент Всероссийской федерации по художественной гимнастике.

    Но до 1962 года в истории художественной гимнастики и при моем участии происходили очень важные события. Я жила тогда на Украине в городе Львове и была в сборной команде Украины.

    В 1960 году первый раз в истории художественной гимнастики был организован в Болгарии международный турнир. Там приняли участие мы, болгары и гимнастки Чехословакии. Это было впервые, как говорится, премьера в художественной гимнастике. Мы туда поехали в составе команды известных гимнасток: Света Пчелкина, Лиля Назмутдинова и Валя Вернер - россиянки, москвичка - Люся Савинкова, Айя Шнейдере из Латвии и я из Украины. Отбор был довольно серьезный. Нас вызвали в Москву на сбор, мы тренировались, Как всегда были споры. У нас было много хороших гимнасток. Были споры, кого ставить, но, в конце концов, проявился именно такой состав, и мы поехали. Турнир для нас был очень неожиданный и очень серьезный — серьезнее, чем мы предполагали. Руководила командой Валентина Григорьевна Батаен, которая тогда была государственным тренером. Тренером поехала Мария Вартановна Лисициан и пианистка Нона Ивановна Боршевская, которая работала с московскими гимнастками. Когда мы вышли уже соревноваться, то были потрясены тем, что болгарские гимнастки, практически делали наши произвольные упражнения. Во-первых, музыка, во-вторых, движения, которые они пытались имитировать в то время, и главное — были физически в состоянии это сделать.

    Вариченко Л.Л. (В.)   Они видели где-то ваши композиции?

    А.   Они это видели где-то на показательных выступлениях, на которые мы ездили, и вот такой выдали нам сюрприз. Мы были просто ошарашены и даже в какой-то степени растерялись, не говоря о том, что уже в то время на первом турнире болгары заняли достаточно агрессивную позицию именно в соревновательный момент. Кроме индивидуальных упражнений -нужно было сделать одно упражнение с предметом, одно без предмета - мы повезли также и групповое, и это было заявлено. Групповое упражнение на музыку «Полонеза» Шопена с вымпелами. Вымпелы — это был такой булавообразный предмет.

    В.   Я помню. Еще ребенком, глядя на манипуляции с вымпелами, я всегда вспоминал цирк. А еще иногда выступали с шарфом.

    А.   Да, и с шарфом были композиции. Этот предмет придавал выступлению лиричность.

    Так вот, о соревнованиях я должна сказать, что чешские гимнастки остались в тени. И мы начали выступления. Судейское место заняла Валентина Григорьевна Батаен.


    Батаен Валентина Григорьевна
    1924 - 1995 г.г.
    Гимнастка, тренер.
    1956 г. - Работа в Комитете физической культуры и спорта РСФСР.
    1957 - 1991 гг. - Государственный тренер Спорткомитета СССР по художественной гимнастике, тренер сборной команды СССР.
    Заслуженный тренер России.
    Заслуженный тренер СССР.

    Соревнования оказались для нас в высшей степени тяжелыми, потому что нас оценивали несправедливо, а мы были убеждены, что мы сильнее. Было такое настроение собрать чемоданы и уехать. Это первый турнир! Ну, потом, именно благодаря тому, что в групповых упражнениях нам тогда и в самом деле не было равных, мы все-таки выиграли. И еще, потому что болгары трижды уронили предмет и тут уж сделать ничего не могли. Батаен высказывала свое возмущение по этому поводу, но их руководитель Иванка Чакырова, которая потом долго-долго возглавляла художественную гимнастику в Болгарии и была в сферах международных, сказала позже, уже в частной беседе, что если бы мы вам совсем проиграли, у нас бы закрыли этот вид. Но между прочим у нас ситуация была точно такая же. Мы когда вернулись, нам тоже заявили, что если мы будем проигрывать, мы никуда не будем ездить. «Мы вас посылаем выигрывать!» И все тут.

    В.   Еще фактически не у кого, а выигрывать уже обязательно.

    А.   В 1961 году в немецком городе Штутгарте состоялся первый конгресс по художественной гимнастике стран, которые культивировали этот вид, который еще так не назывался. Он назывался в разных странах по-разному: артистическая, ритмическая. И вот страны привезли свои варианты. То, что они делали. Некоторые вообще без музыки, только под барабанный бой. В общем, зрелище от разных стран было совершенно разное. Что касается нас, то наша гимнастика все-таки родилась из хореографии. Первые гимнастки они все имели отношение к хореографии и к балету. Кто откуда пришел, но занимались хореографией. Я, например, училась в Сухуми в хореографическом музыкальном училище, и так многие. Мы были готовы к этому конгрессу — готовились серьезно. Состав был такой: Кравченко, Савинкова, Аверкович, Пчелкина и Бирюк, тоже из Украины. Там еще была Всемирная Гимнастрада. Хотя Советский Союз не участвовал в Гимнастраде, но нам сказали, что показательные выступления там будут. Мы приготовили целую программу и для конгресса и для этого выступления. Надо сказать, что ФРГ и Штутгарт, в частности, нас поразили. Потрясающий порядок и покой. Поместили нас в отеле: тишина исключительная. Начали выступать на конгрессе. Показали свой урок хореографический - классический.

    В.   А кто вел урок?

    А.   Мария Вартановна Лисициан.


    Лисициан Мария Вартановна
    1908-1995 г.г.
    Тренер, хореограф.
    Заслуженный тренер СССР.
    Кавалер ордена «Знак Почета».
    Тренер сборной команды СССР на Чемпионатах мира 1963, 1965, 1987, 1969, 1971 г.г.
    Ученицы: Л. Савинкова, Т. Кравченко, Е. Карпухина, Н. Ермолаева - в общей сложности завоевали 17 медалей Чемпионатов мира

    Лисициан Тамара Вартановна (сестра)
    1903-1984 г.г.
    Тренер, хореограф.

    А после класса показали всю свою программу, свои произвольные комбинации, которые были уже тогда на достаточно высоком уровне. Должна сказать, что произвели фурор. Когда другие страны, продемонстрировав свое, увидели нас, они сказали, что все это прекрасно, но на это способны только русские. Трудно сказать, что это было: победа или не победа, но, во всяком случае, мы показали, и в основу художественной гимнастики все-таки от нас многое вошло. Много стали перенимать, но на том этапе это было недосягаемо для многих. Потом в вестибюле гостиницы для владельца гостиницы мы устроили концерт и снова покорили всех. Позже выступали на показательных выступлениях и тоже всем понравились. Случился и казус: приехав домой, я обнаружила, что там, в этом временном павильоне, где мы выступали, я забыла свои тренировочные брюки. Тогда это было на вес золота, потому что экипировку мы получали раз в год - это было так скромно и так скудно, что от потери я была просто в шоке. Поехали на другой день туда. Но этот павильон уже был разобран. Трагедия! Но вдруг через два дня раздается звонок в гостиницу, и седовласый немец, очень пожилой, в розовом пакете, перевязанном ленточкой, приносит эти брюки. Говорит, что нашел эти брюки и по цвету догадался, что это наши советские. Это был васильковый цвет, очень распространенный тогда в СССР. Таким образом, эти брюки вернулись ко мне. Ещё нас посещали посольские работники, которые много рассказывали о ФРГ. А однажды к нам в гости пришел немец, который был в СССР в плену во время войны. Он пришел со всей своей семьей — с женой и с сыном, и был очень доброжелателен.

    Это был 1961 год. Когда у нас выдалась свободная минутка, мы пошли в магазины. Тогда в моду только вошли пышные юбки. Мы со Светой Пчелкиной, с которой жили в одном номере, купили по две юбки, повесили их в шкаф, открыли створки и лежа любовались этим. Потом эти юбки очень долго нам служили. Иx кружева пошли на рукава блузки — тогда мы так жили

    В.   Наверное, плащи болоньевые тоже входили в моду?

    А.   Нет, это не там. Это позже в 1965 году. Я купила себе болоньевый плащ, когда выиграла Чемпионат СССР. Болоньевый плащ, чемодан, в общем-то, чего не было здесь. А это был 61-й год. Пока еще я только стала в 1959 году абсолютной чемпионкой Украины.

    Итак, в 1962 году я переехала. И надо сказать, что в сборную России я влилась довольно свободно, потому что была знакома со всеми гимнастками, с которыми мы выступали вместе. Мы были свидетелями всех этих событий, о которых говорили выше. Поэтому безболезненно к переменам стала готовиться вместе с этими гимнастками. Надо сказать, что мы очень дружили. Соперничество, конечно, было именно в соревновательные моменты, но мы очень хорошо друг друга знали. Каждый знал, кто на что способен, у кого что болит и как болит. И поэтому отношения были очень хорошие, команда была замечательная. В этом же 1962 году я приняла участие в Чемпионате Росии, который проходил в Ставрополе. Выступила не блестяще еще и потому, что я все же приехала уже в готовый коллектив,где были свои звезды, и поэтому мне было трудно именно соревноваться. Я заняла то ли четвертое, то ли пятое место. Я уже называла среди лидеров Свету Пчелкину, была еще такая гимнасткаа — Валя Вернер, и, конечно, первой звездой была Лиля Назмутдинова. Но мне еще запомнился этот Чемпионат тем, что там был на гастролях театр Моссовета, где играли Плятт и Марецкая. И они были на наших соревнованиях. Они с нами потом встречались и говорили, что очень мы им понравились, так что это очень приятно вспомнить.

    Итак, Чемпионат России. Значит, встал вопрос о том, чтобы менять программу. У меня было до этого упражнение без предмета - «Рондо-каприччиозо» Мендельсона. Должна сказать, что вообще упражнение без предмета мы очень любили все, поскольку большинство из нас пришли из хореографии. Руки, свободные руки, которые позволяли, а это самая выразительная часть,тела, выразить в этом упражнении все эмоциональное содержание. Поэтому мы с Зинаидой Григорьевной решили делать новое упражнение, и, в общем, время пришло. Поскольку я очень любила Шопена, мы остановились именно на «Двенадцатом этюде» (ор.10), кем-то названным «революционным» и даже «мятежным». Самое интересное, что однажды на вопрос: «Что же Шопен написал о любви?», -последовал ответ: «Да собственно только об этом он и писал!» Поэтому «Этюд № 12», как и любое произведение композитора может быть интерпретировано по-разному, не смотря на частое исполнение по радио, в качестве позывных Полыни.

    Никогда больше в жизни у меня такого порыва, как тогда, не было. Мы ставили упражнение сами, и движения выливались естественно, сами по себе. И, в конце концов, это упражнение получилось таким, что вот я на протяжении всех лет которые его делала, а делала я его долго, десять раз получила за него 10 баллов. Таня Кравченко, которая была моей соперницей, сказала: «Вот — композиция на века». Так что — это упражнение мы сделали. Это все было к концу 62-го года, а на следующий год планировался турнир, как это стало известно, с участием большего количества стран.

    В.   А официального Чемпионата мира еще не было?

    А.   Нет, нет! Вот как раз я к этому перехожу. Это начало 1963 года. А к концу года планировался такой турнир. Мы естественно стали к нему готовиться. Программа этого турнира: упражнение без предмета и упражнение с любым предметом. С начала года идут подготовительные тренировки, а мне срочно нужно упражнение с предметом. Татьяна Григорьевна мне говорит: «У нас новый хореограф - Виктор Сергеев». Он появился еще за полгода до этого, и некоторые гимнастки наши младшие уже с ним работали. Как говорила Таня Машкова «с придыханием» - «Ласточка», так он им понравился. Но мы еще тогда с ним не встречались.


    Сергеев Виктор Иванович
    1935 -2003 г.г.
    Родился в г. Ленинграде.
    1948-1953 г.г. - учился в хореографической студии при Дворце культуры им. Горького в г. Ленинграде.
    Тацовщик, преподаватель, балетмейстер.
    С 1953 г. - Солист балета Куйбышевского театра оперы и балета.
    1960-1964 гг. - Преподаватель хореографической студии при Куйбышевском театре.
    С 1961г.- Тренер-хореограф сборной РСФСР по художественной гимнастике.
    1962 г.- Заслуженный артист РСФСР.
    1967 г. - Заслуженный тренер РСФСР.
    С 1972г. - Тренер-хореограф сборной СССР по художественной гимнастике.
    Заслуженный тренер СССР.

    В январе, Татьяна Григорьевна мне говорит: «Пойдешь в зал ЦCKA, там Сергеев будет, и будешь делать упражнение». Мы решили с Зинаидой Григорьевной, что будем делать упражнение с обручем. Будет ставить Сергеев.

    В.   А у Зинаиды Григорьевны были еще такие «большие» ученицы, вашего уровня?

    А.   Ты знаешь, нет, таких не было. Ну, я к ней приехала уже естественно готовая и просто тренировалась у нее. Она работала преподавателем в Педагогическом институте, там был факультет. И поступают же гимнастки. Каждый тренер, который работает, и преподаватель выбирает гимнасток, старается их устроить, чтобы они прошли. Ну, в общем, это делают в каждом ВУЗе. Она набирала гимнасток соответствующего класса и, конечно, команда была хорошая, и выигрывала первые места на студенческих соревнованиях.

    В.   Получается, это была команда Москвы?

    А.   Они могли войти в команду Москвы, в сборную Москвы, но тогда Москва выступала отдельно.

    В.   А у Зинаиды Григорьевны была команда?

    А.   У нее была команда института. «Буревестник» - это студенческое общество. Был российский «Буревестник», в сборную команду входили многие. В сборную Москвы, конечно трудно было попасть, потому что Москва выступала отдельной командой и команда была сильная, потому что там были такие как Савинкова, Кравченко...

    В.   Потом, видимо, Парадиева, Лена Карпухина!

    А.   Ну, Карпухина значительно позже. Карпухина родилась в 1951г. А Парадиева, вообще-то, россиянка. Она же из Грозного, и тогда она была тоже совсем маленькая. Она 1945 года рождения. То есть, это поколение: Парадиева, Сергеева Наташа -они были моложе нас на 10 лет и они, почему мы так долго выступали, потому что следующее поколение нас еще не догоняло.

    В.   Они вас долго догоняли!

    А.   Да, долго. И когда Россия могла выставлять две команды, то выходили две команды. И, что поразительно, у меня есть фотография, где стоит сборная команда России: взрослые и маленькие. Они были на голову выше нас, потому что мы во время войны не выросли, но они были по возрасту моложе и вот, как ты говоришь, они нас долго догоняли.

    Одним словом, вхожу я в зал ЦСКА. Ну что ж, балетного вида молодой человек, симпатичный. Он был на год только старше меня, мы были ровесниками. Ну что, говорит, покажите мне что-нибудь, чтобы я имел о вас представление. Но прежде чем показать, стали на счет музыки рассуждать и выбрали «Пассодобль» Людвиковского. Сергеев говорит: «Покажите». Ну и я показала вот это свое упражнение без предмета — «Двенадцатый этюд». Конечно, я старалась, и когда я сделала упражнение и посмотрела на него, то увидела, как он выдохнул. То есть, вместе со мной он в этом упражнении дышал. И я поняла, что, получится. Начали ставить упражнение...

    Я пришла в художественную гимнастику поздно, в 21 год, потому что до этого я занималась акробатикой и спортивной гимнасткой достаточно успешно, акробатикой-прыжками. Выполнила нормативы мастера спорта, а художественная гимнастика мне тогда не нравилась и казалась примитивной. А когда я училась в институте на третьем курсе, мне стали говорить: «Ну, хорошо, вот ты закачиваешь институт, и будешь стоять в спортивной гимнастике на страховке. Это сложно, в акробатике то же самое. А у тебя хореографическая подготовка и координация. Тебе лучше перейти на специализацию по художественной гимнастике, чтобы в работе потом нужно было, Я послушалась.

    Итак, упражнение без предмета я делала на 10 баллов, а в предметах у меня часто не получалось ничего. И это уже на третьем курсе института. Вообще, предметы до конца моей спортивной карьеры были для меня всегда проблемой, и каждый предмет мне нужно было начинать заново. И вот начали делать это упражнение с обручем. Поначалу обруч летел в одну сторону, ну, а я совершенно в другую. Требования уже выросли. Короче говоря, было очень трудно, но Сергеев человек тоже эмоциональный, он загорелся и беспрерывно, в течение четырёх часов, что, вызывало в душе мое возмущение, просто не давал мне вздохнуть. А я пощады не просила. Вот здесь началась борьба характеров. Я решила, что я не уступлю. А он это почувствовал и решил тоже не уступать. Короче говоря, за 4 часа противостояния мы это упражнение сделали, хотя было безумно сложно, и у меня не получалось. Но я выдержала и похудела на 3 кг за эту тренировку. После этого мы стали готовить это упражнение дома с Зинаидой Григорьевной и мучились с каждым фрагментом. У меня снова не получалось. Хотя упражнение было красивое, и задумка хорошая. Ну что? Не получается! Я тихо собралась и поехала в Куйбышев. Как Татьяна Григорьевна говорила: «Тихо смылась в Куйбышев». В последствии, мы с Сергеевым работали очень много, и все гимнастки его обожали. Он был очень жизнерадостным и исключительно хорошо относился к нам. Сам был трудоспособен феноменально и научил этому нас. Он научил нас работать по-новому и говорил: «Вы не представляете, на что способен человек, когда он уже устал». Мы ему верили исключительно, в общем, ничего подобного в моей жизни и в жизни сборной команды не было.

    В.   А если сравнить с хореографом, который был до Сергеева, Феликсом Рихардовичем Морелем?

    А.   Ну, сравнивать с Морелем сложно. Они были очень разные люди. Морель в свое время принес очень большую пользу, но он был очень критичен и где-то агрессивен. Значит, я приехала в Куйбышев, и мы в течение трех дней тренировались по восемь часов в день. Я после этого, вернувшись в Москву, спала беспрерывно в течение трех суток. Такое практиковалось и с другими гимнастками регулярно. Ездили в Куйбышев, или он приезжал на сборы. Надо отдать должное, Татьяна Григорьевна устраивала сборы потрясающие. Она привлекала лучших специалистов. Поскольку она была связана с балетом, то и в Ленинграде, и в других городах на сборах появлялись кто-нибудь из интересных педагогов или балетмейстеров, в том числе и из Москвы.

    В.   Конечно, и, прежде всего это Надежда Лазаревна Кругликова, у которой мама еще сама училась. Но она была эстрадная танцовщица. А так называемые «классики» привлекались сначала, естественно, в Ленинграде, ведь там, в Малом оперном театре танцевал мой отец, и это были его друзья - и Морель, и Борис Яковлевич Брегвадзе. Сергеев танцевал в Куйбышеве, но начинал-то он тоже в Ленинграде. Позже, уже, когда я танцевал в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, на сборах в разное время работали мои коллеги и друзья, и Юрий Пузаков - он был уже лауреатом Всесоюзного конкурса балетмейстеров, и Олег Микрашевский, и Геннадий Петров, и мой педагог классического танца Александр Александрович Прокофьев. Один только был хореограф, не имеющий отношения ни к Ленинграду, ни к Москве — краснодарский «самородок», Валерий Николаевич Священко, из Кубанского казачьего ансамбля. Мы с ним очень дружили.

    А.   Еще как-то на конференции была такая черненькая, миниатюрная, педагог, кажется, исторического танца...

    В.   Воронина Инга Аркадьевна, наш классный руководитель, онa именно преподавала исторический танец, это было значительно позже.

    А.   Она говорила для чего это нужно: для манеры.

    В.   Она иногда фильмы консультировала по романам Дюма. А вот, вы про Мореля, если можно расскажите поподробнее.


    Морель Феликс Рихардович
    1925-1989 г.г.
    Родился в г. Таллинне.
    С 1939 г. - учился в студии художественного движения Ленинградского Дворца пионеров.
    С 1942 г. - Солист танцевального ансамбля под художественным руководством А.Е.Обранта
    Танцовщик, преподаватель, хореограф.
    С 1946 г. - Солист балета Малого Ленинградского Государственного оперного театра.
    С 1958 г. - Тренер-хореограф сборной РСФСР по художественной гимнастике.
    Заслуженный тренер РСФСР.

    А.   Понимаешь, я Мореля знала меньше и появилась позже. Ну, если учесть характер Мореля, он все-таки мои лучшие качества по достоинству оценил. Упражнение без предмета ему тоже нравилось - "Двенадцаты этюд" Шопена. Но он был строг к каким-то манерам, к каким-то проявлениям. В свое время и Надежда Лазаревна обвиняламеня,чтоя делаю вычурно. Морель тоже в какой-то момент критиковал, но относился ко мне все-таки хорошо.

    В.   Он пытался менять что-нибудь в этом упражнении?

    А.   Нет. В этом упражнении никто, ничего, никогда не менял.

    В.   Это было авторское?!

    А.   Да. Авторское. Никто, ничего не менял. Просто всем это упражнение нравилось. Оно у меня получилось. Зинаида Прокофьевна Смирнова- она была у нас долгое время аккомпаниатором - даже подарила мне стихи Цветаевой по этому поводу.

    В.   А кроме хореографов на сборах именно по работе с командой, какие тренеры принимали участие?

    А.   Работала Елизавета Алексеевна Облыгина. Очень интересный человек, тоже растанцованный. Она хорошо знала хореографию, и просто прекрасно — танец, как таковой.


    Облыгина Елизавета Алексеевна
    г.Свердловск
    Заслуженный тренер СССР.
    Тренер сестер Назмутдиновых

    Но как я уже упоминала, в России сложились свои звезды, свои взаимоотношения. И когда я появилась, это не всем нравилось, хотя у меня уже были достижения, были результаты. Елизавета Алексеевна была тренером Лили Назмутдиновой. Лиля Назмутдинова была ее лучшей воспитанницей, она была чемпионкой России. Лилю любила Татьяна Григорьевна. Она для них обеих была свет в окне.

    В.   Она была чемпионкой СССР?

    А.   Да, трижды.

    В.   А с кем она соперничала?

    А.   С Кравченко, Савинковой, но я должна сказать, что Савинкова и Кравченко никогда абсолютными чемпионками СССР не были.

    В.   А когда же состоялся первый Чемпионат СССР?

    А.   Первый Чемпионат СССР состоялся в 1949 году. Но это еще не было Лили. Чемпионкой была ленинградка Любовь Денисова..

    В.   Ну, скажем, ваша эпоха, при вас кто был чемпионками СССР?

    А.   Я стала абсолютной чемпионкой СССР в 1964 году.

    В.   Назмутдинова с вами соревновалась?

    А.   Да, Лиля соревновалась. Тогда Сергеев сказал, что впервые на Чемпионате СССР участвуют все чемпионки СССР, и я у них у всех выиграла.

    В.   А с кем еще из чемпионок вы соревновались? Кто эти — все чемпионки СССР? Получается, что они были вашими соперницами? Про 1949 год не надо. Если Савинкова ни разу не была...

    А.   В 1956, 1957, 1958 годах чемпионкой была Лена Бирюк. Она трижды была чемпионкой от украинской команды, но в 57- м и в 58-м делила пьедестал с ленинградкой Риммой Постновой. В58 году я впервые участвовала в Чемпионате СССР. И в этом же году вошла в сборную команду Советского Союза, после участия в этом Чемпионате.

    В.   А в 1959 году?

    А.   Это, как раз, выиграла Лиля Назмутдинова. С 1960 по 1962 чемпионкой была Виолетта Смотрина, в 1963 - снова Бирюк, но поделила с молодой Любочкой Парадиевой.

    В.   И, наконец, в 1964...

    А.   Да, это был мой год. В. Поздравляю! Соперницы были сильные, и победа достойная

    В.   Но мы говорили про Облыгину.

    А.   Облыгина очень ревниво меня приняла. Ну не могу сказать, что она специально искала недостатки, но конечно какие-то недостатки есть у всех. Она их видела, она мне на них указывала, показывала. Потом она считала, что я пользуюсь авторитетом, ну допустим, ни тем каким бы ей хотелось. Хотя все ее достоинства я признаю. И сборную команду России она готовила тогда, Силаева появилась позже. И уроки сама проводила, если допустим, не было Мореля или Сергеева, и все упражнения мы проходили с ней. Команду она готовила хорошо, но мне было очень трудно. Она могла, например, сказать, что ужасного у Эльвиры, но никогда, что хорошего.

    Еще, как хореограф Зинаида Давыдовна Вербова участвовала в постановке, она делала мне упражнение без предмета на музыку «Концерта» Скрябина, это было перед «Двенадцатым этюдом» Шопена. Она была очень грамотным специалистом. Мы многому у нее учились, в том числе и манерам. Она от природы умела, и «держаться», и научить этому. Была не только образованна, но и в постановках очень интересным человеком. Это были, не боюсь повториться, потрясающие сборы, и устраивала их Татьяна Григорьевна.

    В.   А как она с вами общалась, со всеми гимнастками, на сколько ее организаторские способности касалась непосредственно гимнасток?

    А.   Татьяна Григорьевна действовала по принципу: любить надо всех по-разному, а относиться одинаково. Она любила Лилю Назмутдинову, и это все прекрасно знали, но одинаково относилась ко всем, и прекрасно относилась к нам. И самое главное, такого организатора, как Татьяна Григорьевна больше не было. В шуточных наших детских стихах сборной команды это все написано, что таких сборов не было нигде, и ни у кого.

    Мы помним Вас и в праздники, и в будни.
    Вас, просто так нам позабыть нельзя.
    Частичка Вас, оставшись в каждой, будет
    Родной навеки, нам открыв глаза.

    Пусть доброта Ваша и всетерпенье,
    Идут и впредь со временем вперед.
    И будет счастливо то поколенье,
    Что по пути, по Вашему пойдет!

    Понятно, все перечислять — не скоро.
    Тут хочется нам главное сказать:
    Спасибо Вам за вызовы, за сборы,
    Каких другим в Союзе не сыскать.
    Спасибо Вам, России — Мать!

    (1977, Сворная России.)

    И сборная команды Советского Союза в этом смысле проигрывала, потому что туда не привлекались такие замечательные специалисты. Сборы были организованы блестяще. У нас все было. С нами работали лучшие аккомпаниаторы. Евсей Гдальевич Веврик, который приносил, чуть что-то появлялось интересное в музыке. И это тут же появлялось у нас на уроках. Поэтому уроки у нас были очень интересные, с замечательной музыкой.

    В.   Он и сам писал? Он же был композитор.

    А.   Да, он писал, он и обрабатывал. Когда появились Френсис Лей, Нино Рота, эти все замечательные мелодии на уроке мы сразу слышали. Он подбирал музыку к произвольным упражнениям, как будто она рождалась вместе с движениями. Мы остановились на том, что в течении 63-го года, мы, члены сборной команды, периодически ездили к Сергееву в Куйбышев, или он приезжал на сборы. Это делала и Лиля Лаврова и Светлана Пчелкина, он весь сбор не мог находиться, в связи с тем, что выступал в театре. Мы ходили на его спектакли, он был необыкновенно красив на сцене.

    В.   Что он танцевал?

    А.   Он танцевал принца в «Спящей красавице», Щелкунчика.

    В.   «Каменный цветок» по-моему. Я видел его на фотографии в гриме Северьяна.

    А.   В «Каменном цветке» мы его не видели. Потом появился современный балет - «Тропою грома». Он ставил Фае Алферовой комбинацию на эту тему — «танец девушки». Да, еще он танцевал Золотого Бога - это был его концертный номер. В общем, мы ходили на его спектакли и с удовольствием все это смотрели. Бывали у него дома, а он бывал у нас тогда. Одним словом, он очень вписался в нашу команду, мы очень его любили. А он, думаю, любил нас. У него была огромная трудоспособность: он бежал к нам на тренировки, потом бежал в театр, потом вновь возвращался к нам на тренировку. Одним словом, он тоже выкладывался.


    Леонид Вавич-Вариченко
    На качелях Успеха
    Портрет Мастера в рамках биографии "Короля оперетты" начала ХХ века. Михаил Вавич


    Вавич обладал красивым, от природы поставленным голосом, благодарной сценической внешностью, неизменной веселостью и даром легкой сценической игры - качествами, как нельзя более способствующими успеху всякого артиста, а, в особенности, опереточного. С 1907 г. выступал на эстраде и одним из первых стал записываться на граммофонные пластинки. Он был поистине кумиром любителей русских и цыганских романов.
    В 1918 г. эмигрировал; за границей периодически выступал в оперетте и мюзиклах кабаре "Летучая мышь". С 1925 г. снимался в Голливуде. На его счету более 20-ти фильмов.


    Цена книги без стоимости пересылки: 100 р.
    По вопросам приобретения данной книги, Вы можете обращаться по
            телефонам: 8-499-193-22-30, 8-916-223-14-21, 8-916-223-13-74
            или e-mail: leon571@mail.ru

    Сайт Леонид Леонидовича Вариченко: www.leon-de-vo.narod.ru
    Категория: Литература | Добавил: Admin (28.07.2010)
    Просмотров: 3751 | Теги: Диалоги о гимнастике | Рейтинг: 5.0/1


    Всего комментариев: 0
    avatar
    Форма входа

    Интернет-магазин
    Интернет-магазин
    УТС
    Арт-ателье "Блеск"
    Арт-ателье «Блеск»
    Объявления
    Видео (NEW)
    Анна БЕССОНОВА в го... Анна Ризатдинова: Я... Онлайн видеоконфере...
    Календари
    Облако тегов
    Новости
  • УТС «ПОБЕДА» под руководством Олимпийской чемпионки, многократной чемпионки мира и Европы Анны Гавриленко, 03-12.01.2017, Москва просмотров 1339
  • Открытый клубный турнир по художественной гимнастике «Winter challenge cup», 04-05.02.2017, Реутов просмотров 695
  • УТС «Волшебный мир гимнастики» в г. Геленджик, 23.12-30.12.2016 и 02.01-09.01.2017 просмотров 1471
  • Открытый турнир по художественной гимнастике «Зимние мелодии», 17-18.12.2016, Краснодар просмотров 1942
  • 15TH INTERNATIONAL TOURNAMENT „SUADA DILBEROVIĆ“, 06–08.04.2017, Sarajevo, Bosnia and Herzegovina просмотров 22
  • Открытый турнир СШ и СШОР г.Москвы по художественной гимнастике «Снежинки», 24-25.12.2016, Москва просмотров 109
  • International Rhythmic Gymnastics Competition “10th Helioupolis Cup 2017”, 03-05.03.2017, Helioupolis, Greece просмотров 89
  • V INTERNATIONAL OPEN AUBAGNE, 01-02.07.2017, Aubagne (south of France) просмотров 93
  • II межгосударственный турнир по художественной гимнастике «Кубок Северной столицы», 04-05.02.2017, Витебск просмотров 183
  • Турнир по художественной гимнастике на призы Чемпионки Европы Александры Ермаковой, 19-21.05.2017, МО, д.о. Покровское просмотров 252
  • Закладки
    Статьи и книги
  • О фотографах и организаторах или не стреляйте в пианиста. просмотров 50
  • Грация и пластика. Как в Рязани готовят художественных гимнасток просмотров 294
  • Анна РИЗАТДИНОВА: "В 25 все равно дадут понять - "пора на пенсию, старушка!" просмотров 328
  • «Я — железная леди. Для мамы и тренера у меня ничего не болит», — олимпийская чемпионка Анастасия Максимова просмотров 343
  • МАРИЯ ЛУКЬЯНОВА: «КОНКУРЕНЦИЯ В ГИМНАСТИКЕ ВЫРОСЛА И НА СЛЕДУЮЩЕЙ ОЛИМПИАДЕ УВЕРЕННОСТИ В ПОБЕДЕ УЖЕ НЕ БУДЕТ» просмотров 375
  • Принципы питания спортсменов, занимающихся художественной гимнастикой просмотров 697
  • Полина КОНДАУРОВА: «Нужно уметь концетрироваться на цели, а медали и пьедесталы «придут» просмотров 561 комментарии 1
  • Маргарита Мамун: Тренер сказала – из-за тебя я не снимала шляпу дачника! просмотров 2256
  • Где брать идеи для новых номеров? просмотров 630
  • Анна Казанцева: Для успеха должен сформироваться своего рода треугольник — родители, тренер и ребенок просмотров 717
  • Форум
  • «LUXEMBOURG CUP 2016», 10-11.12.2016, Luxembourg-Belair
  • Первенство ОГФСО Юность России в ГУ, 09-11.12.2016
  • Анна Бессонова (Украина)
  • Кубок России / Кубок РССС / Надежды России / Звезда Суры
  • 26th Memorial of Herma Jochova, 11.12.2016, Bratislava, SLO
  • «Приволжские звездочки», 12-16.12.2016, Пенза
  • «BAGIRA-2016», 09-11.12.2016, Львов, Украина
  • ВС «Памяти ЗТ СССР Г.П. Горенковой», 01-04.12.2016, Омск
  • BABY CUP BSB BANK 2016, 23.12.2016, Minsk
  • «ЗИМНЯЯ ФАНТАЗИЯ-2016», 06-07.12.2016, ХАРЬКОВ
  • Обои
    Доска объявлений
  • Стразы Preciosa с доставкой по России и миру!
  • предлагаю купальник для выступлений на рост 122-130
  • предлагаю купальник для выступлений на рост 122-130
  • Продам палочку Sasaki
  • В СК "Гармония-Элит" требуется старший тренер (Киев)
  • продам купальник для художественной гимнастики рост 150
  • Продам купальник
  • Работать
  • Приглашаем в школу "Грация-М"
  • Открыта вакансия в Санкт-Петербурге
  • Фоторепортажи
    +фото Фоторепортаж с соревнований: 10 ювілейний турнір з художньої гімнастики «КАРПАТІЯ-2016», 14-16.10.2016, м.Ужгород
    просмотров 279
    +фото Фоторепортаж с соревнований: Відкрита першість Дитячої спортивно-танцювальної школи «Фенікс» «FENIX-CUP - 2016», 13-14.05.2016, Київ
    просмотров 1194
    +фото Фоторепортаж с соревнований: VIII INTERNATIONAL RHYTHMIC GYMNASTICS TOURNAMENT «IRINA-CUP», Warsaw, Poland, 08-10.04.2016
    просмотров 837
    +фото Фоторепортаж с соревнований: 1-й Всеукраїнський турнір з художньої гімнастики «УКРАЇНОЧКА» 17-19.06.2015, с.Коблево (Миколаївська область)
    просмотров 2760
    +фото Фоторепортаж с соревнований: Международный турнир по художественной гимнастике «Снежинка-2015», 13-15.02.2015, Днепродзержинск
    просмотров 5388
    Сервисы

    PDA.rg4u.clan.su
    pastorelliolympic.ru art-blesk.com

    Copyright ALECorp © 2016
    Все материалы, расположенные на данном ресурсе, были взяты из открытых источников интернета.
    Все права на материалы, представленные на ресурсе, принадлежат их авторам, правообладателям и издательствам.
    Ни администрация сайта, ни хостинг-провайдер, ни любые другие лица не несут ответственности
    за правильность, точность, законность, достоверность материалов и за их использование!!!