Интернет-магазин SOLO - одежда для гимнастики и танцев Работа в Германии. Требуется тренер по художественной гимнастике
Художественная гимнастика для Вас
Главная | Форум | Поддержать сайт | Регистрация | Вход
Пятница, 29.03.2024, 03:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Victory Family Club - Производство спортивной одежды Premium Sport Products
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Форум » Художественная гимнастика » Всё о Художественной гимнастике » Из истории художественной гимнастики
Из истории художественной гимнастики
KaterinkaДата: Среда, 15.10.2014, 22:50 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 87499
Статус: Offline
Из истории художественной гимнастики
Premium Sport Products Учебно-тренировочные сборы по художественной гимнастике под руководством олимпийской чемпионки Маргариты Алийчук с участием олимпийской чемпионки Зуевой Натальи, 02-08.05, 12-22.07 и 24.07-03.08.2024, Екатеринбург
KaterinkaДата: Среда, 15.10.2014, 23:11 | Сообщение # 11
Группа: Модераторы
Сообщений: 87499
Статус: Offline

KaterinkaДата: Среда, 15.10.2014, 23:13 | Сообщение # 12
Группа: Модераторы
Сообщений: 87499
Статус: Offline





KaterinkaДата: Среда, 15.10.2014, 23:14 | Сообщение # 13
Группа: Модераторы
Сообщений: 87499
Статус: Offline





KaterinkaДата: Среда, 15.10.2014, 23:19 | Сообщение # 14
Группа: Модераторы
Сообщений: 87499
Статус: Offline







KaterinkaДата: Среда, 15.10.2014, 23:20 | Сообщение # 15
Группа: Модераторы
Сообщений: 87499
Статус: Offline









KaterinkaДата: Среда, 15.10.2014, 23:21 | Сообщение # 16
Группа: Модераторы
Сообщений: 87499
Статус: Offline





KaterinkaДата: Среда, 15.10.2014, 23:29 | Сообщение # 17
Группа: Модераторы
Сообщений: 87499
Статус: Offline





KaterinkaДата: Среда, 15.10.2014, 23:33 | Сообщение # 18
Группа: Модераторы
Сообщений: 87499
Статус: Offline
Назмутдинова: Я была бы счастливой, если бы не травмы

Перед началом беседы в редакции «ОГ» мы с фотокорреспондентом Алексеем Куниловым представились именитой гостье. «Два Алексея? — переспросила она. — Надо сесть между вами, на счастье». «Но ведь вы и так, наверное, счастливый человек, — предположил я. — Взять хотя бы одну только спортивную биографию». «Согласилась бы с вами, если бы… Если бы не травмы», — вздохнула Лилия Биляловна.

Ответственность беру на себя

— Первую из них я получила в 1957-м. И произошло это, можете себе представить, не на соревнованиях или подготовке к ним. Гимнастки были задействованы в торжественной церемонии открытия Московского фестиваля молодёжи и студентов. И за день до открытия, на генеральной репетиции в Лужниках, во время резкого движения почувствовала хруст в колене. Боль была жуткая, сидела потом на трибуне, слёзы из глаз ручьём лились. Лечилась, спустя несколько месяцев уже выступала на первенстве СССР за сборную России. Выполняла упражнение с лентой, возникла резкая боль. Тренер меня на руках с площадки унесла. Но тогда было такое правило — можно отказаться от первой попытки и использовать вторую. Говорю: «Перебинтуйте ногу потуже, попробую ещё раз».

- И вам разрешили?
— Врач говорит: «Выступать тебе нельзя. Пиши расписку, что ответственность за все возможные последствия берёшь на себя». Я написала. Вторая попытка получилась более или менее. Но на следующем упражнении, с элементами акробатики, случился рецидив… Вскоре стало ясно, что без операции не обойтись. В 1958 году в Москве наш знаменитый хирург Зоя Сергеевна Миронова удалила мне мениск.

Операция прошла удачно, чувствовала я себя хорошо, и явно раньше времени возобновила тренировки. Так что проблемы с коленом потом возникали не раз… А уж про такие «мелочи», как травмы локтя, пальцев ног я и не говорю — это случалось постоянно. Что делать, травмы — это практически неизбежные спутницы «художниц»… Вот разве что Евгения Канаева, как говорится, Богом поцелованная. Другого примера даже привести не могу.

- Тем не менее, выступали вы долго, до 34 лет…
— Да, закончила только в 1970-м, у меня уже дочь к тому времени родилась. Но и в том сезоне, можете себе представить, после розыгрыша Кубка СССР в Ташкенте, получила приглашение от министра культуры Узбекистана выступать за эту республику! А ещё могу похвастаться, что в 32 года за упражнение с обручем, точнее говоря, с обручами — у меня их два было, я получила максимально возможную оценку «10,0». Выступала тогда в Ленинграде на одних соревнованиях со своей сестрой Альфией, которая младше меня на 13 лет.

- Подобное сейчас и представить невозможно. Даже 20-летняя гимнастка — редкость…
— Сейчас нагрузки другие, начиная с раннего детства. Организм сильно изнашивается. Гимнастке 20 лет, и две трети жизни по нескольку часов в день она ежедневно занималась тяжелейшим физическим трудом. Ну, и конкуренция высочайшая — всё время подрастают новые гимнастки. Более сильные — прогресс здесь такой же, как в любом другом виде человеческой деятельности.

Мечтала о балете, попала в гимнастику

— Лилия Биляловна, можно сказать, что художественная гимнастика окончательно сформировалась, как вид спорта, на ваших глазах?
— Можно, что уж там скрывать (смеётся). В кружок при Доме пионеров я пришла в 1946 году, а первый чемпионат страны состоялся в 1948-м. Он, кстати, назывался тогда смотром-конкурсом. И только следующий — уже чемпионатом… Тренировалась у Елизаветы Алексеевны Облыгиной. Собственно, подобное уточнение излишне — другого тренера по художественной гимнастике в Свердловске и не было.

- Почему?
— Изначально этот вид гимнастики назывался художественным движением. Начали заниматься им в Ленинграде, ещё в 30-х годах. Елизавета Алексеевна родом оттуда, а в Свердловск эвакуировалась в годы войны. Здесь, в техникуме физкультуры, преподавала её старшая сестра Серафима, которая и настояла, чтобы Елизавета туда поступила. В 1944-м она набрала группу своих первых учениц из числа девушек, занимавшихся в техникуме. Так художественная гимнастика появилась в Свердловске. Затем Облыгина стала работать тренером во Дворце пионеров.

- Как оказались во Дворце пионеров вы?
— Случайно. С дошкольного возраста я мечтала стать балериной. Наш дом, на Ленина, 46, находился через дорогу от Театра оперы и балеты. В нём же жил Иван Михайлович Сметанин, уж не помню точно, какой он пост занимал. Ну, скажем так, деятель культуры… Вот он меня на спектакли и водил. Записалась даже в детскую балетную студию, но что-то не сложилось, и занятия там так и не начались. Соседки посоветовали пойти во Дворец пионеров, где в кружке художественной гимнастики занималась девочка из нашего двора, Алла Цепаева.

- Взяли туда без вопросов?
— Да. У меня была природная гибкость, одно из главных качеств, необходимых гимнастке. Ещё до поступления в кружок могла, например, сделать шпагат. Музыкальный слух у меня тоже был, в родителей, наверное. Ещё до войны они пели в татарском театре Домпроса «Нацмен».

- А чего не было?
— Говорили, что выразительности не хватает. Спорила с тренером. Елизавета Алексеевна мне говорит: «Поверни голову и держи так!». Я в ответ: «Не могу, у меня шея устаёт!» (смеётся).

Звание мастера выполнила в соборе

- Ваши первые соревнования помните?
— Конечно. Прошли они только в 1951 году, до этого только на различных праздниках выступала. В первенстве города заняла третье место и выполнила норму первого спортивного разряда, минуя второй и третий. Вскоре тренер сборной РСФСР Татьяна Григорьевна Вавич взяла меня в свою команду. В свои пятнадцать лет я была там самой юной — сейчас в этом возрасте «художницы» уже чемпионками мира становятся… Была на сборах в Новогорске, но на чемпионат СССР в Тбилиси меня не взяли. Успокаивали: «Придёт ещё твоё время!».

- И как быстро оно пришло?
— Очень быстро (смеётся). В 1952 году впервые в жизни я поехала на соревнования в другой город. В Челябинске проходил чемпионат РСФСР, где я заняла второе место, потом в Таллине стала чемпионкой страны среди девушек. Ну и самым главным моим достижением в том сезоне стала серебряная медаль чемпионата страны среди взрослых в Ленинграде. В 1953-м стала чемпионкой РСФСР, ещё год спустя сделала дубль, выиграв и чемпионат республики, и чемпионат страны.

- В 1954 году вы стали ещё и первым в стране мастером спорта по художественной гимнастике. Как это произошло?
— Когда я только начинала выступать, максимально возможным достижением в нашем виде спорта было выполнение норматива первого разряда. И вот в самых высоких инстанциях дали добро на присвоение «художницам» звания мастеров спорта. Целый год разрабатывали критерии, даже чемпионат СССР в 1953-м из-за этого не проводили. Наконец определились: по сумме шести упражнений необходимо набрать минимум 54 балла.

Первым турниром, по итогам которого могли присвоить это звание, стал чемпионат РСФСР-1954 в Ярославле. Запомнился он ещё и тем, что проводился в соборе.

- В соборе?!
— Ну да. В нём было достаточно большое помещение, из которого и сделали спортивный зал, трибуны установили. А разминку мы проводили в кельях! Мне удалось второй раз подряд стать чемпионкой РСФСР и единственной из участниц выполнить норматив мастера спорта. Набрала я тогда 56,4 балла.

Спустя месяц там же проходил и чемпионат СССР. Долгое время лидировала ленинградка Дина Огородова, победительница предыдущего чемпионата страны. Но затем она сорвала упражнение с обручем, и я вышла вперёд. Оставалось моё любимое упражнение с лентой. В келье, где я проводила разминку, протекал потолок, и кончик ленты угодил в лужу. И во время выполнения упражнения мокрая лента на мгновение прилипла к купальнику. За это нарушение оценку снизили, но и набранного количества баллов мне хватило, чтобы остаться на первом месте. Так я впервые выиграла золото чемпионата СССР. Кстати, мастерский норматив и на этом турнире удалось выполнить только мне… Бог всё видит

- Вслед за всесоюзным признанием люди обычно стремятся к международному…
— Федерация художественной гимнастики появилась у нас только в 1954 году. Что касается других стран, то этот вид спорт культивировался только в нескольких социалистических странах. В институте Лесгафта в Ленинграде, где преподавалась художественная гимнастика, учились их представительницы, которые по возвращении домой передавали свой опыт. Первые международные соревнования состоялись только осенью 1960-го, когда в Болгарию приехали мы и гимнастки Чехословакии. Расхождения в критериях оценок выступлений были очевидные, болгарские арбитры выражали очевидные симпатии своей соотечественнице Юлии Трашлиевой. В итоге мы с Трашлиевой поделили первое место.

- Но в целом советским гимнасткам у болгарских тоже было чему поучиться?
— Трудно сказать. Они вообще трактовали этот вид спорта несколько иначе… Вот вспомнила интересный момент. Мы узнали, что на тренировках упражнения с предметом они выполняли с завязанными глазами или вообще в темноте — чтобы контакт с ним отрабатывался до автоматизма.

- В 1963 году в Будапеште состоялся первый чемпионат мира, но вы на нём не выступали. Почему?
— Больная для меня тема. Отбор трёх гимнасток на чемпионат мира происходил по итогам соревнований на Кубок СССР в Москве. И для меня было очевидно, что старший тренер сборной страны, она же — тренер сборной Москвы Мария Вартановна Лисициан тянет в команду своих. Я в команду не попала, а первой чемпионкой мира стала москвичка Люда Савинкова. Любопытно, что лучшей в стране она при этом так ни разу и не была!

Ну что… Дома мы с Елизаветой Алексеевной Облыгиной погоревали и стали готовиться к следующему чемпионату мира, который проводился в 1965-м в Праге. Никогда в жизни я так не вкалывала, как в те годы. И вот, снова Москва, снова Кубок СССР, снова отбор… Иду на первом месте с большим запасом, осталось упражнение с мячом. Выполняя один из элементов, задела мяч плечом. Он укатился, оценка низкая, но, тем не менее, в многоборье занимаю третье место — в сборную должна попасть. Тренируемся на сборах в Новогорске, а ближе к их окончанию Лисициан и государственный тренер Спорткомитета СССР Валентина Григорьевна Батаен называют трёх человек, которые едут в Прагу, и меня среди них нет! У меня прямо слёзы брызнули из глаз: «Как же так? Ведь по положению едут три призёра Кубка!». В ответ: «Таково решение тренерского совета». На этот раз, скажем так, спортивная общественность подняла большой шум, и в команду меня включили. Но так, словно сделали одолжение… Даже врач сборной ко мне как-то пренебрежительно относилась.

- А другие гимнастки сборной что думали по этому поводу?
— Таня Кравченко меня поддерживала. А с Людой Савинковой, откровенно говоря, мы не ладили. Обстановка была на редкость нервозной, и команды, в полном понимании этого слова, в сборной СССР тогда не было.

Савинкова, выполняя упражнение, уронила мяч, как я на Кубке страны, и лишилась всех шансов на медаль. Нехорошо, конечно, с моей стороны, но в тот момент я подумала: «Бог, он всё видит…» После всех этих разборок я чувствовала себя значительно хуже, чем перед Кубком страны, и выступила ниже своих возможностей. Удалось, правда, получить бронзу по сумме упражнений с предметом, но в общем зачёте оказалась только пятой. Савинкова — десятой, а Кравченко — второй. А чемпионкой стала чешка Хана Мичехова.

От сцены Большого до резиденции президента

- Художественная гимнастика — такой вид спорта, выступления в котором не ограничиваются обычно одними лишь рамками соревнований…
— Так и есть. Много было показательных выступлений. Я уже вспоминала фестиваль молодёжи и студентов в Москве, при подготовке к открытию которого травму получила. И говорила, что раньше времени тренировки возобновила. А почему? Нужно было ехать в Брюссель, где мы выступали на Всемирной выставке. Ещё раньше, в 1955-м, в Чехословакии участвовали в празднике, посвящённом 10-летней годовщине освобождения Праги от фашистов. Очень запомнился стадион «Страгов», где выступали. Многие считают, что самый вместительный стадион в мире — знаменитая 200-тысячная бразильская «Маракана», но это не так. «Страгов» вмещает 240 тысяч зрителей! Трибуны там не очень высокие, но поле огромное — как несколько футбольных полей! Он был сооружён специально для различного рода спортивных праздников и парадов, нам говорили, что на поле могут одновременно находиться 10 тысяч человек. Позже, в той же Чехословакии, выступали в резиденции президента страны Антонина Новотны. Босиком, потому что паркет был очень скользкий…

В 1958 году в Москве снимали цветной панорамный фильм «Волшебное зеркало», там были сцены с гимнастическими упражнениями, в двух из них мне предложили участвовать. Говорю: «Да вы что? Я сюда на операцию приехала!». Но уговорили. Играла Снежинку и Стрекозу.

А по случаю юбилея спортивного общества «Трудовые резервы» в начале 60-х мы демонстрировали своё умение на сцене Большого театра. И, представляете, меня после этого в Большой приглашали танцевать!

- А вы?
— А я об этом даже не узнала. Приглашали через тренеров, они мне об этом не сказали — самим, дескать, нужна. И ещё я в цирке выступала! В программах вместе с клоунами, жонглёрами, акробатами. Со своим любимым упражнением с лентой.

- Подрабатывали?
— Подрабатывала.

- А что составляло ваш основной доход?
— Ну я же не только выступала. С 1955 года ещё и тренером в «Трудовых резервах» работала.

- И зарплата, надо полагать, там была небольшая…
— Зарплатка, я бы сказала. Долгое время, до сих пор помню, она составляла 88 рублей. Ещё помню премию в 300 рублей за звание абсолютной чемпионки СССР. А на вознаграждение за бронзу чемпионата мира четыре тренировочных костюма купила — себе и сёстрам.

- Кстати, своих сестёр вы тоже тренировали?
— За подготовку Альфии, ставшей чемпионкой мира, я даже имею право на звание заслуженного тренера. Тут такая история случилась. Когда Альфия пришла в первом классе в гимнастки записываться, моему тренеру Облыгиной она «не показалась» — полненькая, говорит, она у тебя, коротконогая. Стала с ней сама заниматься. Видела, что девочка координированная, прыгучая. Когда Альфия уже по программе мастеров спорта выступала, Елизавета Алексеевна предложила — хочешь, упражнение ей поставлю? Я согласилась, лучше Облыгиной мастера в этом плане было не найти. А вскоре Елизавета Алексеевна и насовсем её себе взяла (смеётся). Год у меня тренировалась Юля Иванова, бронзовый призёр Олимпиады-1996 в групповых упражнениях. Потом она к другой моей сестре, Розе, перешла. А ещё две девочки, занимавшиеся у нас, впоследствии стали «Мисс Екатеринбург».

- Своей нынешней жизнью довольны? Какая, у вас, кстати, пенсия?
— 11 тысяч. Не так давно к ней добавились губернаторские шесть тысяч в месяц, за спортивные достижения. Жить можно, хотя и не шикую. Но вот в той же Москве, знаю, бывшим спортсменам такого класса 13 тысяч мэрия доплачивает уже много лет… А вот с жилищными условиями — проблема. В трёхкомнатной квартире живём вдевятером. Можно сказать, вернулась в детство: у родителей же нас шестеро было, два брата и четыре сестры…

Досье «ОГ»

НАЗМУТДИНОВА Лилия Биляловна. Родилась 13 июня 1936 года в Свердловске. Художественной гимнастикой начала заниматься в 1947 году в секции Дворца пионеров. Первый мастер спорта в СССР в этой дисциплине (1955 г.). Четырёхкратная абсолютная чемпионка СССР. Выступала за сборную СССР, более десяти лет была капитаном команды. Бронзовый призёр чемпионата мира в упражнениях с предметами (1965 г). Заслуженный мастер спорта (1964 г.).

Стаж тренерской работы составляет 45 лет (1955–1999 гг). Среди её воспитанниц — чемпионка мира Альфия Назмутдинова и бронзовый призёр Олимпиады-1996 Юлия Иванова.

Заслуженный работник физической культуры. Награждена медалями «За трудовую доблесть», «За заслуги перед Свердловской областью», «За заслуги в развитии олимпийского движения в России», «За спортивную доблесть». Заслуженный работник физической культуры и спорта. Награждена Почётным знаком «Ветеран труда».

Старшая в знаменитой династии сестёр Назмутдиновых. Роза (1946 года рождения) — почётный мастер спорта, обладательница Кубка и чемпионка СССР среди девушек, заслуженный тренер России; Альфия (1949) — заслуженный мастер спорта, чемпионка мира в упражнениях с лентой; Ильмира (1951) — мастер спорта, чемпионка ЦС «Трудовые резервы».

Блиц-опрос

- Любимый город?
— Екатеринбург. В прежнее время я бы, наверное, так не ответила. Но в последние годы он явно изменился к лучшему, стал более приспособлен не только для труда, но и для отдыха людей.

- Хобби?
— Вязание. Рыбалка.

- Любимое время года?
— Конец лета — начало осени. Очень люблю лес в эту пору, сбор грибов.

- Кулинарные предпочтения?
— Блюда из рыбы. Пельмени.

- Любимые телепередачи?
— «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Поле чудес».

- Любимый фильм?
— «Золушка» с Яниной Жеймо. Это про меня (смеётся). Серьёзно… Ну вы представляете, что такое быть старшей из шестерых детей? Дома я была Золушкой. А на сцене, на гимнастическом ковре — Принцессой.

- Вид спорта, который предпочитаете, как зритель?
— Тоже художественную гимнастику. А ещё — спортивную гимнастику и фигурное катание.

- Неосуществлённая мечта?
— Стать чемпионкой мира.

- Поступок, о котором сожалеете?
— В своё время меня настойчиво приглашали в Москву. Я отказалась, о чём потом долго сожалела. Но сейчас жить в этом огромном мегаполисе с его пробками, удалёнными расстояниями и бешеным ритмом жизни я бы не смогла.

- Если не гимнастика, то…
— Хотела бы стать балериной. И, судя по всему, могла бы (улыбается).

http://old.oblgazeta.ru/news.htm?top_id=180
KaterinkaДата: Среда, 15.10.2014, 23:36 | Сообщение # 19
Группа: Модераторы
Сообщений: 87499
Статус: Offline
Альбина ИВАНОВА-ДЗУГАЕВА: «Если бы жизнь начинала заново – все равно бы стала гимнасткой»



Изящная, высокая, стройная, с приятным нежным голосом и красивыми руками – нет, это вовсе не голливудская топ-модель, это милая и интересная женщина, известная грация Осетии, чемпионка Советского Союза по художественной гимнастике в групповых упражнениях, мастер спорта международного класса, мать двоих детей Альбина Иванова-Дзугаева.

Родилась и выросла Альбина Николаевна во Владикавказе. Здесь же окончила 30-ю среднюю общеобразовательную школу и факультет физического воспитания Северо-Осетинского государственного педагогического института – ныне университета, здесь же начала заниматься художественной гимнастикой – очень красивым и по-настоящему женским видом спорта.

О своей спортивной карьере, о любимой тренерской работе, о современной осетинской школе гимнастики заслуженный работник образования Северной Осетии Альбина ИВАНОВА-ДЗУГАЕВА за чашкой весеннего кофе рассказала заместителю главного редактора сайта «Осетия спортивная» Залине ПЛИЕВОЙ.

– Прекрасно выглядите!
– Спасибо большое!

– С профессиональным спортом давно попрощались, а глядя на вашу грациозность, создается впечатление, будто через пару минут вам выходить на площадку…
– Советская закалка – она дает о себе знать. Да и сама жизнь заставляет быть в тонусе.

– Расскажите о том периоде, когда вы пришли в гимнастику. Сколько вам было?
– Ничего сказочного – все просто и даже примитивно. В один день к нам в школу пришла женщина, чтоб посмотреть на первоклашек, как потом стало ясно, она набирала себе новую группу. Видимо я ей приглянулась, раз мне дали записочку для мамы, чтоб мы пришли к ним в секцию во Дворец металлургов.

– Кто была эта женщина?
– Елена Михайловна Бураева – мой первый тренер. Потом через год меня забрала к себе Казима Васильевна Дулаева и, можно сказать, поставила на ноги, дала путевку в большой спорт и в жизнь.

– Чем именно вы тогда понравились Бураевой. То есть, по каким критериям отбирали девочек?
– В назначенный день мы с мамой пришли во Дворец. Нас завели в зал, а родители остались в коридоре. Сначала нас построили, потом всех по очереди стали звать делать определенные упражнения – «мостик», ногу надо было как-то согнуть и т.д. Все необходимое я выполнила с легкостью, поэтому меня отправили направо, а те, кто не справлялся – уходил налево. То есть те, у кого не было гибкости в движениях, пластики, с ними сразу же прощались. Не все это понимали, даже возмущались.

– Вам сегодня часто приходится отказывать?
– Бывает. Некоторые, услышав отказ, даже обижаются. Ну, а как можно взять ребенка, которого ни за что не растянуть? Так и позвоночник запросто можно сломать или ноги оторвать. Это все очень серьезно. Поэтому, чтоб потом не травмировать девочку, лучше сразу сказать, что этот вид спорта не для нее.

– Исключений вообще не случается?
– Однозначно, нет. Гимнастика – на первый взгляд кажется какой-то сказочной игрушкой, а на самом деле – это непростой и в какой-то мере жестокий спорт. Если нет данных от природы – дорога в гимнастику закрыта.

– Вернемся пока к вашей спортивной стезе. Как дальше все складывалось?
– Я работала в группе Казимы Васильевны, в честь которой во Владикавказе весной ежегодно проводится турнир. Считаю, это очень правильным и благородным делом. У меня каждый день были по две тренировки. В 6:30 утра я уже должна была стоять в зале. Потом бежала в школу к 8 часам, а после школы – снова на тренировки.

– Как вы, хрупкая девочка, все успевали?
– Мама помогала, рано вставала, чтоб меня накормить. Я сама быстро повзрослела, хотя по годам мне было всего ничего. Опять-таки спорт закаляет.

– Знаю, что гимнастки, как модели, соблюдают определенный режим и различные диеты.
– Это так. К примеру, я с семьей никогда не ужинала. Для меня все отдельно готовилось. Обычно это фрукты, тушенные овощи, творог – все что не полнит.

– Это же надо иметь такую силу воли, чтоб так себя ограничивать?
– Ради успеха приходилось, хотя вкусно поесть частенько хотелось. Помню, меня всегда жалели родственники, знакомые, мол, такая худенькая ничего не видит в жизни, детства нет.

– Сами-то как считаете, спорт на самом деле лишил вас детства и прочих жизненных радостей?
– Наоборот, у меня было отличное детство. Я абсолютно не жалею о выбранном пути. Если бы жизнь начинала заново – все равно бы стала гимнасткой.

– Когда вы впервые вышли на соревновательную площадку – помните?
– Я тогда училась во втором классе. Мы поехали в Астрахань на «Каспийские зори» с Казимой Васильевной. Эти соревнования и по сегодняшний день проводятся.

– И какой был почин?
– Нулевой. Меня больше забрали на «обстрел».

– Дулаева, по сути, открыла Осетии художественную гимнастику, создала здесь свою фирменную школу, заложила прочные победные традиции. У нее много известных воспитанниц, некоторые сегодня работают в солидных клубах не только России, но и за границей. Скажите, какой Казима Васильевна была?
– Утонченной женщиной. Очень мягкой и ласковой, честной и безмерно преданной своей работе. Она всю себя отдавала нам, своим ученицам. При этом успевала все. Когда ездили на соревнования, Казима Васильевна постоянно нас кормила вареньем и огурчиками собственного приготовления. В ней не было ни капли агрессии, она никогда не приносила свои личные проблемы в зал, где полностью растворялась.

– За границей Ивановой-спортсменке довелось побывать?
– Только один раз. Ездила на международный турнир в Австрию, где стала серебряным призером в личном зачете. Больше в качестве гимнастки нигде не была.

– Фехтовальщицы, к примеру, говорят, что за команду фехтовать намного сложнее, чем в личных соревнованиях. А гимнасткам?
– Не то, чтобы сложнее, просто ответственности много больше.

– А если взять отдельные гимнастические предметы, какие из них вам больше нравились?
– Булавы и обруч. Они мне больше подчинялись. А вот с лентой я так и не сдружилась.

– Потому что лента считается самым сложным предметом?
– Возможно. Длина ленты составляет 6 метров и ею надо так работать, чтоб она пола не касалась. Не каждому это дано, по крайней мере, у меня не получалось.

– Вы же выступали в составе сборной команды Советского Союза, не так ли?
– Все так.

– Как и когда туда попали?
– Попала я в 1984 году, мне тогда шел 15-й год. Отобралась после России, по результатам.

– Кто на тот момент возглавлял сборную Союза?
– Эльвира Петровна Аверкович – очень властная женщина. Пару раз мне от нее досталось.

– Почему? Вы вроде хорошо работали?
– Из Осетии в сборной была я одна. Казима Васильевна меня здесь сажала на самолет и отправляла на сбор в тот или иной город. Первый инцидент произошел в Волгограде, куда самолет из Владикавказа летел только по четным числам. Из-за этого я на важный сбор прибыла с опозданием. Меня встретил волгоградский тренер в аэропорту, затем мы поехали в гостиницу, а уже был вечер. Все девочки спускались на ужин в ресторан.

– В ресторанах ужинали?
– Тогда да, у нас было трехразовое питание по талонам. И вот мне навстречу идет Эльвира Петровна, останавливается и такая: «Ты почему с опозданием»? Я стала объяснять, что не моя это вина, что самолет так летает и т.д., а она мне в ответ: «Если бы ты хотела, пришла бы сюда пешком тогда, когда начался сбор». Мне, 12-летней девочке, так обидно стало. Сегодня-то я эти моменты с улыбкой вспоминаю.

После этого случая я действительно, чтобы не опоздать, пошла до базы одна ночью через лес пешком.

– Представляю, какой был шок у тренера?
– Мне она ничего не сказала, но зато Казиме Васильевне позвонила и сделала замечание, мол, а если б с ней что-нибудь случилось? Но если бы я тогда в семь утра не стояла на построении, меня бы автоматически убрали на запасной ковер, и Бог знает, когда бы мне разрешили вернуться в основу. Вылететь из первого состава сборной страны было легко, но вот вернуться – неимоверно сложно.

– Жесткие правила?
– Спортивная дисциплина.

– Проведите сравнительные параллели между советской эпохой и XXI веком. Изменилась ли художественная гимнастика?
– Колоссальнейшим образом. Сегодня это совершенно другой спорт. В первую очередь, изменились правила в судействе. Если нас судила одна бригада из четырех человек по 10-ти бальной шкале, то сейчас судят 12 человек, и четыре бригады.

– Только в этом чувствуется разница?
– И по содержанию художественная гимнастика сильна усложнилась. Мне кажется, эти новшества идут только в пользу. Так как, благодаря этому, современная гимнастика стала и зрелищней, и динамичней.

– Когда вы окончательно расстались с большим спортом?
– Я травму ноги получила, поэтому и вынуждена была попрощаться с гимнастикой навсегда. Признаюсь, когда это случилось, столкнулась с пустотой в душе. Долго думала: «Куда идти? Как быть дальше?» Потом решила пойти по стопам моего учителя. Точнее, этот вопрос за меня Казима Васильевна решила. Говорю же, всю жизнь она меня опекала.

В мае я получила аттестат, летом как-то ничем не занималась, а в сентябре от Дулаевой получаю записочку: «Алечка, приди». Я прихожу к ней, а там, в зале сидят родители со своими детками. Тут встает Казима Васильевна и представляет меня набранной группе: «Это ваш тренер – Альбина Николаевна». Естественно, у меня шок. Но я не стала сопротивляться, сделала серьезный вид и подошла к моим ученицам. Мы не привыкли наставнику перечить. Вот с того момента я и занимаюсь с детьми.

– А ваши воспитанницы могут вам перечить?
– Еще как, но я это спокойно воспринимаю. Просто они более избалованы, нежели были мы. Это все рабочие моменты, которые всегда поправимы. В целом мои девчонки послушные и добросовестные.

– 25-летний стаж тренерской работы – это бесценный опыт. На ваш взгляд, тяжелая эта ноша?
– Скажем так – нелегкая, но в тоже время – любимая.

– Тогда вопрос: кем легче быть – спортсменом или тренером?
– Безоговорочно тренеру сложнее. Тут и пояснять ничего не надо. На пьедестале же спортсмен один стоит, его чествуют, там о тренере никто и не вспомнит. А вот, когда ученик проиграет, тогда спрос только с нас.

– Скажите, костюмы, в которых выступают гимнастки, школа выдает?
– В смысле купальники?

– Да.
– Спортсменки сами всегда их приобретали. Сейчас это просто все более доступно. Если мы брали обычные плавательные купальники, по швам распарывали, потом в поезде Казима Васильевна выкраивала, и мы обратно кусочки зашивали, как бы по запчастям. Таким образом, получался купальник для выступлений на соревнованиях. Моим же ученицам их шьют профессиональные швеи с художественным образованием.

- Почему обязательно с художественным образованием?
– Потому что у девочек ведь фигурки разные. Допустим, у одних короткая шея, у других ножки, и соответственно нужно сделать рисунок так, чтоб это все спрятать, чтобы каждая смотрелась королевой.

– Еще у вас мода на «дульки».
– Это обязательный атрибут во внешности. Волос должен быть собран. Какое-то время разрешали перышки, бантики еще что-то, но потом эти преобразования запретили – они мешали делать должным образом упражнения.

– А макияж кто обычно делает? Профессиональный визажист?
– Нас красила тренер, и мы в свою очередь так же поступаем. Ничего сложного в этом нет, главное подчеркнуть глаза и все.

– Ну, и несколько слов о музыке, под которую «художницы» исполняют свои упражнения.
– Мы выступали под живую классическую музыку. В настоящее же время, работаем под фонограмму, даже голос разрешили использовать, но только без слов.

– Это не сбивает выступающих, не отвлекает?
– Наоборот заряжает. Хотя конечно, классика берет свое, как-никак воспитывает вкус.

– У вас много учениц?
– Порядка 25 человек будет.

– А с какого возраста вы обычно берете?
– Лучший возраст – 6-7 лет. Это, как говорится, самый шоколад. А с другой стороны, все очень индивидуально. Допустим, у меня есть девочка 2004 года рождения, Эсмеральда Абаева. Она уже трижды съездила на соревнования. То есть ребенок готов к нагрузкам. Она у меня отдельно занимается с Ольгой Исуповой и Элиной Валиевой. Надо сказать, девчонки стараются проявить себя.

– То есть вы хотите сказать, что художественная гимнастика в Осетии и сегодня достаточна популярна?
– Очень даже.

– По-вашему, наша школа гимнастики идет в ногу со временем?
– Не отстает точно. Единственно у наших воспитанниц нет необходимой соревновательной практики. Выезжать на соревнования три раза в год или три раза в месяц – разница же большая? То есть наш минус только в этом – в недостатке соревновательной практики. А в профессионализме девочки никому не уступают.

– С недавних пор женщины «проникли» в такие мужские виды спорта, как борьба и штанга. А вот в художественной гимнастике, как думаете, у мужчин могут быть шансы? Или это нечто из области фантастики?
– Это вполне реальное явление и ничего тут сверхъестественного и зазорного нет. Мальчишки уже несколько лет работают на площадках наряду с девочками.

– Вы это серьезно?
– Вполне. В 2005 году мужская художественная гимнастика стала зарождаться.

– Признаюсь, я немного удивлена…
– Они выступают, как борцы-вольники в трико. На мой взгляд, это очень эффектное зрелище, чем-то похожее на акробатику. Мужчины вместо одного обруча используют два и плюс делают сальто с двойным вращением. Во-первых, это безумно сложно. Так как ты должен владеть той же акробатикой, спортивной гимнастикой и одновременно умело работать с предметами.

Мы были на турнире Амины Зариповой в декабре, и там вместе с нами соревновались пацанята. Зрелище такое, что не передать словами, их встречали на «Ура!».

Многих пугает слово «художественная»… Да и специфика везде своя. Знаю, что в Осетию мужская художественная гимнастика точно никогда не придет. У нас менталитет и спортивные традиции совсем другие.

– У каждого человека свое мнение, не буду вас переубеждать.
– Я бы даже своих сыновей, не задумываясь, отдала, если бы была такая возможность.

– У вас взрослые дети?
– Нет, еще школьники, да еще и спортсмены.

– Каким видом спорта увлекаются?
– Старший у меня – тхэквондист, а младший – дзюдоист.

– Вам не скучно.
– Это точно. У нас дома один только спорт и бывает в повестке дня. А как Алана Дзагоева мой Миша обожает, все время только его имя и слышу! До того его любит, что хочет даже походить на него, хотя сам занимается тхэквондо.

– А о чем сегодня мечтаете вы?
– Очень хочу поставить своих мальчиков на ноги, вырастить их порядочными людьми – это мое самое большое материнское желание.

– Недавно у вас был день рождения. Ваши бывшие ученики не забывают поздравить своего наставника? Если не ошибаюсь, известные сестры Гизиковы к ним же относятся?
– Не ошибаетесь, все трое через меня прошли. Я была приятно удивлена, что спустя годы они обо мне вспоминают. Я бы также хотела выделить Фатиму Цуциеву, Алию Апакову, Елену Коневу, Алану Цакоеву, Маргариту Беслекоеву, которые оставили свои дела, и пришли меня поздравить. Внимание ведь всегда приятно!

– У вас есть жизненное кредо?
– Идти вперед и не сдаваться.

– Что цените в людях, а что вам вовсе чуждо?
– Отвечу на вторую половину вопроса: не приемлю предательство, какими бы причинами оно ни было вызвано.

– Под занавес, ваши пожелания младшим?
– Терпения, без которого никогда не стать ни сильным спортсменом, ни настоящим человеком. И мирного неба над головой!

http://osetiasportivnaya.ru/?p=2188
KaterinkaДата: Среда, 15.10.2014, 23:38 | Сообщение # 20
Группа: Модераторы
Сообщений: 87499
Статус: Offline
КАТОРЖНИК
Первой «художницей» Москвы был мужчина

У столичной художественной гимнастики почтенный юбилей – 60 лет! В начале сентября 1947 года старший преподаватель Центрального института физической культуры Михаил Окунев набрал первую в Москве группу «художниц».

ПО ВСЕЙ СТРОГОСТИ

Михаил Тимофеевич Окунев видел свое будущее в балете. С десяти лет он учился в хореографическом училище и даже танцевал на сцене Большого театра вместе с Игорем Моисеевым.

Но время потребовало от него совсем других навыков. После революции Окунев сражается на фронтах Гражданской войны, учится на фельдшерских курсах и параллельно оканчивает Институт физкультуры. Когда его в 1924-м пригласили в это учебное заведение уже в качестве преподавателя спортивной гимнастики, за плечами были работа тренером в школе командного состава РККА и опыт организации знаменитых парадов физкультурников на Красной площади.

Молодой специалист, скоро ставший заведующим кафедрой гимнастики, не намного старше своих учеников. Но как преподаватель он строг и требователен, а резкость в его характере порой принимает форму грубости. Тем не менее ученики ценят возможность заниматься у Окунева и все ему прощают.

Эта резкость позже сыграла с ним злую шутку, когда в 1937-м его пришли арестовывать. Михаил Тимофеевич только что вернулся из театра и даже не успел сменить обувь: так и поехал на допрос зимой в легких лакированных туфлях. Посадили его с группой других спортивных специалистов и ведущих спортсменов, заодно, без ордера на арест. Статьи для него не полагалось, и, возможно, его быстро выпустили бы. Но как только Окунев проявил свой гонор, статья, конечно, нашлась. И по этапу в Воркуту Михаил Тимофеевич отправился в тех же лакированных туфлях, пешком.

КОНЕК С БУЛАВАМИ

Снятия судимости Окунев добился только 1 декабря 1941 года, на фронте. Но до этого была шахта в Воркутлаге, где он толкал вагонетку с углем, а затем работал фельдшером (пригодились навыки, приобретенные в годы Гражданской войны).

В послевоенную Москву Михаил Тимофеевич вернулся с уже серьезно подорванным здоровьем. Это, однако, не помешало ему снова заняться преподавательской работой в ГЦОЛИФКе. Он уже не был заведующим кафедрой, но в качестве старшего преподавателя занялся новым для Москвы видом спорта – художественной гимнастикой.

Вид спорта новый, но москвичам хорошо знакомый. В 20–30-е годы Москва уже переболела «свободным танцем» Айседоры Дункан. Теперь к «движениям души» добавились четкая классификация выразительных средств и программа соревнований, а красным хитонам, в которых щеголяли ученицы американской танцовщицы, пришли на смену спортивные костюмы. От желающих попасть в группу Окунева нет отбоя!
– Нас было 30 человек. Это самый большой набор на художественную гимнастику за все время существования кафедры, – вспоминает ученица Михаила Тимофеевича заслуженный тренер России, профессор РГУФКа Мария Григорьевна Новик.

С ученицами Окунев возится дни напролет. Он устанавливает строгую дисциплину. В Москве 47-го нет купальников для выступления. Михаил Тимофеевич убеждает девчонок, чтобы они сшили купальники себе сами.

Преподает спортивную гимнастику и акробатику, ставит хореографию. Причем все балетные па, прыжки, упражнения с предметами – обручем, лентами, скакалкой – показывает сам. А упражнения с булавами – вообще его конек!

Уже в 1948-м, на II Всесоюзном конкурсе по художественной гимнастике в Тбилиси, его воспитанницы в составе двух сборных Москвы занимают призовые места. Но обучение длится всего год: Окунев ссорится с начальством и покидает институт...

КАК ВЫРАСТИТЬ ЧУДО С БАНТИКОМ

– Когда он ушел, мы остались без присмотра, – рассказывает Мария Григорьевна. – Большая часть состава ходила тогда на занятия к Михаилу Тимофеевичу в ЦСКА.

Окунев готовит к всесоюзным соревнованиям тех, кому удалось пробиться в сборные Москвы, привлекает к работе по развитию нового вида спорта в стране и даже мире. В художественной гимнастике остались и Мария Новик, и Валентина Батаен, впоследствии заслуженный тренер СССР, и Ирина Изгаршева, Валентина Николаева, Диана Сивакова, Регина Макоева, Галина Половинкина.

Благодаря «команде Окунева» художественная гимнастика пустила в столице глубокие корни. Московская школа воспитала и первую абсолютную чемпионку мира Людмилу Савинкову, и «русское чудо с бантиком» Елену Карпухину, а с созданием Центра олимпийской подготовки под руководством Ирины Винер вступила в пору своего расцвета.

К чести Ирины Александровны она не изменила традициям, заложенным Михаилом Окуневым 60 лет назад. Своих побед московские «художницы» достигают отменной хореографической подготовкой. И железной дисциплиной, конечно, тоже!

ВИЗИТКА

Михаил ОКУНЕВ родился 21 ноября 1896 года во Владимире. Преподаватель спортивной гимнастики в Институте физкультуры в Москве, заведующий кафедрой гимнастики (1934–37). Председатель Московской федерации художественной гимнастики, главный судья чемпионатов Москвы. Заслуженный тренер СССР. Награжден Орденом Красной звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Вены». Умер в 1980 году.

СПРАВКА

1934. При Государственном институте физической культуры имени Лесгафта (Ленинград) открывается Высшая школа художественного движения.

1946. Приказом всесоюзного Комитета по делам физической культуры и спорта художественная гимнастика утверждена как вид спорта.

1947. В Таллинне проводится I Всесоюзный конкурс по художественной гимнастике.

1963. Первой абсолютной чемпионкой мира становится Людмила Савинкова (Москва).

1984. Дебют художественной гимнастики на Олимпийских играх в Лос-Анджелесе. Из-за бойкота Игр СССР олимпийской чемпионкой стала Лори Фанг (Канада).

1998. В Москве на базе Олимпийской деревни, построенной к Всемирным юношеским играм, открывается Центр олимпийской подготовки Ирины Винер.

Московский Комсомолец № 24569 от 14 сентября 2007 г.
http://www.mk.ru/edition....ik.html
Форум » Художественная гимнастика » Всё о Художественной гимнастике » Из истории художественной гимнастики
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:

Книга Ольги Буяновой «Жизнь моя-моя гимнастика» уже в продаже!!! Учебно-тренировочные сборы по художественной гимнастике под руководством олимпийской чемпионки Маргариты Алийчук с участием олимпийской чемпионки Зуевой Натальи, 02-08.05, 12-22.07 и 24.07-03.08.2024, Екатеринбург

Copyright ALECorp © 2024
Все материалы, расположенные на данном ресурсе, были взяты из открытых источников интернета.
Все права на материалы, представленные на ресурсе, принадлежат их авторам, правообладателям и издательствам.
Ни администрация сайта, ни хостинг-провайдер, ни любые другие лица не несут ответственности
за правильность, точность, законность, достоверность материалов и за их использование!!!